1. Шведская церковь святой Екатерины на Малой Конюшенной
Шведская община Петербурга сложилась еще до основания города. Ее основой стали жители Ниеншанца, переселенные Петром I на новое место. Уже в 1703 году они стали собираться на молитвенные собрания в доме пастора Якова Майделина.Церковь Св. Екатерины, начало 1900-х годов
Императрица А Анна Иоанновна в 1734 году подарила шведам участок в районе нынешнего Невского проспекта.
![](https://r.mt.ru/r29/photoDFCD/20511165097-0/jpeg/bp.jpeg)
28 ноября 1865 года состоялось освящение храма. К 1880-хх-1890-хх шведская община Петербурга достигла семи тысяч человек. При церкви работали школа, два приюта и богадельня. Прихожанами собора Св. Екатерине были семьи Нобель и Лидваля, придворный ювелир Карл Фаберже и будущий президент Финляндии Карл Маннергейм.
![](https://r4.mt.ru/r1/photo6F92/20110953245-0/jpeg/bp.jpeg)
Юхан Якоб Хульден вспоминал: «По воскресеньям трудящиеся в Петербурге шведские рабочие приходили в церковь с мешками еды на спине, словно собравшись на загородную прогулку. После богослужения они собирались для празднований в роскошном школьном зале, украшенном портретами императора и главного пастора, а так же различными произведениями искусства. »
— Малая Конюшенная, д. 1
8 (812) 603-3280, 8 (812) 603-3281
![](https://r.mt.ru/r8/photoEC34/20948066264-0/jpeg/bp.jpeg)
История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.
![](https://r3.mt.ru/r8/photoAA86/20971033187-0/jpeg/bp.jpeg)
Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины, а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.
![](https://r.mt.ru/r11/photo934F/20870980224-0/jpeg/bp.jpeg)
После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.
![](https://r2.mt.ru/r25/photo3A43/20217072959-0/jpeg/bp.jpeg)
Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.
![](https://r3.mt.ru/r4/photoEC1E/20570821335-0/jpeg/bp.jpeg)
Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С. Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории.
![](https://r4.mt.ru/r29/photoA86E/20924569711-0/jpeg/bp.jpeg)
— Большая Конюшенная, д. 8
3. Лютеранская церковь святых Петра и Павла
![](https://r2.mt.ru/r11/photo5466/20477894383-0/jpeg/bp.jpeg)
Первое здание церкви было кирпичным и вмещало всего 1500 тысячи человек. В 1833 году архитектор Александр Брюллов воздвиг новое здание, и уже через 5 лет новую церковь освятили. Сейчас храм полностью перестроен внутри – в советское время там находились склад и бассейн, но внешний облик сохранился практически полностью.
![](https://r.mt.ru/r11/photoF2A2/20147112930-0/jpeg/bp.jpeg)
Фото 1868 года
В 1938 году церковь была разгромлена: пастырь репрессирован, часть убранства (то, что смогли вынести) передали Эрмитажу, остальное - в том числе прекрасный орган - уничтожили на месте.
![](https://r3.mt.ru/r27/photo4E1C/20493205665-0/jpeg/bp.jpeg)
Фасад церкви Св. Петра. Акварельный рисунок Ф.А. Клагеса (1830—1840-е гг.)
В 1963 году в церковном зале открылся бассейн "Водник", просуществовавший до 1991 года. Для того, чтобы вместить в старый фундамент огромную чашу, здание пришлось капитально перестроить, если не сказать изуродовать. Последствия спортивного вандализма ощущаюся до сих пор: геометрия зала не может быть восстановлена, испорчена акустика, пришлось существенно изменить уровень пола.
![](https://r3.mt.ru/r3/photoF8CB/20654503756-0/jpeg/bp.jpeg)
Зато время от времени туристов пускают в катакомбы: замурованный бассейн и хозяйственные площади вокруг него. Не так давно заезжий художник запросто предложил руководству церкви украсить облупленные стены. И легкие на подъем лютеране согласились. Отдельные фрески исторического характера делал другой мастер - потомок репрессированных колонистов, которому довелось запомнить это несчастливое переселение народов.
![](https://r3.mt.ru/r12/photoEB9F/20108305095-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r.mt.ru/r11/photo7BC9/20900543528-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r12/photoAEED/20123616377-0/jpeg/bp.jpeg)
— Невский пр. д. 22-24
8 (812) 571-2423
4. Армянская церковь Святой Екатерины
![](https://r3.mt.ru/r25/photo3C60/20230265721-0/jpeg/bp.jpeg)
Одно из самых интересных мест Невского проспекта - Армянская церковь Святой Екатерины, самый известный храм Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге.
![](https://r3.mt.ru/r4/photo3CB0/20684067060-0/jpeg/bp.jpeg)
Известно, что первые армяне появились в Петербурге почти сразу после основания города. Уже в 1714 году было подано первое прошение о постройке в новой столице армянской церкви, но тогда власти просьбу отклонили. Десять лет спустя Синод разрешил открыть скромный молитвенный дом в деревянном здании на Васильевском острове.
![](https://r1.mt.ru/r26/photo6F86/20807086946-0/jpeg/bp.jpeg)
В 1763 году выходит важный указ: о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России. В соответствии с ним, в обеих столицах отвели места под строительство иноверческих церквей. Что касается собственно армянской церкви, то ее одобрила лично Екатерина II (впоследствии она сама не раз бывала в этой церкви).
![](https://r4.mt.ru/r11/photo8375/20368596889-0/jpeg/bp.jpeg)
В советское время церковь Святой Екатерины, разумеется закрыли. В ней в разное время размещались конторы, склады, штаб ПВО и мастерская декораций театра музыкальной комедии. Но в 1992-м году церковь была возвращена армянской общине. После советского периода истории церкви ее пришлось полностью реставрировать: заново отделывать стены, выстилать пол, возвращать алтарь и крест на куполе. После нескольких лет реставрации, в 2000-м году, Армянская церковь Святой Екатерины была наконец освящена - совместно Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян Гарегином II.
![](https://r.mt.ru/r9/photo5987/20921921561-0/jpeg/bp.jpeg)
![](https://r.mt.ru/r1/photoCD44/20822398228-0/jpeg/bp.jpeg)
— Невский пр. д. 40-42
5. Костел Святой Екатерины
![](https://r.mt.ru/r23/photoADC5/20845365151-0/jpeg/bp.jpeg)
Храм св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте, более известный как Костел Святой Екатерины - старейший в Петербурге католический храм. Его строительство началось еще в 1763 году.
![](https://r4.mt.ru/r21/photo1C0E/20514583698-0/jpeg/bp.jpeg)
Когда-то Петр I задумывал разместить на главной улице города церкви всех конфессий - чтобы подчеркнуть многонациональность города и привлечь сюда людей разных вероисповеданий (удивительная религиозная толерантность для начала XVIII века - подобной мы не можем похвастаться даже сейчас!). При Анне Иоанновне, в 1738 году, участок земли на Невском проспекте был отдан католической общине. Здесь сразу же был построен небольшой деревянный молельный дом, а через год архитектор П. А. Трезини разработал проект каменного храма. Проект Трезини, правда, не был реализован, но прием соединения двух церковных домов с собором арками был позаимствован именно из него.
![](https://r1.mt.ru/r5/photoB91C/20652914866-0/jpeg/bp.jpeg)
В 50-х годах XVIII века по проекту другого прославленного петербургского архитектора, Антонио Ринальди, были возведены два трехэтажных церковных дома. И только в 1763-м начал строиться сам собор; строительство было закончено еще двадцать лет спустя. Интересно, что в это самое время рядышком на Невском строился "тезка" костела Святой Екатерины - армянская церковь Святой Екатерины. Впрочем, удивляться не приходится: Святая Екатерина была небесной покровительницей правящей императрицы, и благодарные представители общин не задумываясь называли соборы в ее честь.
![](https://r1.mt.ru/r1/photoE16B/20999007601-0/jpeg/bp.jpeg)
Прихожанами Костела Святой Екатерины были многие известные иностранцы. Здесь похоронили последнего короля Речи Посполитой С. А. Понятовского, который после уничтожения Речи Екатериной проживал в Петербурге, здесь венчался Огюст Монферран, и здесь же его отпевали тридцать лет спустя. И именно здесь обвенчались убийца Пушкина Дантес и сестра супруги поэта Екатерина Гончарова. Иностранные гости столицы тоже бывали посетителями костела: сюда заходили О. Бальзак, Ф. Лист, А. Дюма.
![](https://r1.mt.ru/r2/photoC39A/20445153299-0/jpeg/bp.jpeg)
В советское время храм был закрыт. За это время была утеряна великолепная библиотека, пришел в негодность орган, было утрачено внутреннее убранство, а то, что еще сохранялось, окончательно уничтожил пожар в 1984 году. Костел Святой Екатерины был отреставрирован только после передачи его обратно католической общине Петербурга (это случилось в 1992 году).
![](https://r4.mt.ru/r26/photoE378/20983166689-0/jpeg/bp.jpeg)
— Невский пр. д. 32-34
8 (812) 571-57-95
Свежие комментарии