На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Дворцы на дрова. 10 архитектурных памятников, которых лишился Петербург

Исторический центр Петербурга и прилегающие к нему архитектурные ансамбли вроде Гатчины и Царского Села стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО чуть более 20 лет назад. Что и говорить, даже этот статус не защитил многие замечательные исторические постройки города от разрушения и сноса. До этого городская архитектура страдала от передела и беззакония «лихих 90-х», еще раньше оставались практически беззащитными все постройки религиозного характера, а на заре XX века делали свое дело революция, гражданская война и национализация роскошных особняков и дворцов.

Словом, за последние 100 лет город на Неве постоянно рисковал лишиться своего прекрасного облика. Да и сегодня нередки скандалы, связанные со сносом и реконструкцией исторических зданий. Некоторые из них восстанавливаются в изначальном виде, а о некоторых приходится вспоминать только по фотографиям. SPB.AIF.RU вспомнил самые резонансные архитектурные утраты Северной столицы.

Храм Спаса-на-Сенной

Сенная площадь

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, или храм Спаса-на-Сенной – одна из жертв борьбы советской власти с религией. Она была выстроена в стиле позднего барокко в 1753-1758 годах по проекту Растрелли или Квасова (авторство до сих пор не установлено окончательно). Из-за многочисленных правок и перестроек храм освятили только в 1761 году. Под левым приделом церкви меценат и спонсор строительства купец Савва Яковлев захоронил останки своих родителей, перенесенные с Сампсониевского кладбища.Спас-на-Сенной начали восстанавливать в 2013 году. 

В 2011 году начались работы по установлению границ храма. В 2013 году был найден фундамент, который полностью сохранился под асфальтовым слоем. Фундамент храма Успения Пресвятой Богородицы,  прозванного в народе «Спас на Сенной», теперь внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ.
Образа в церкви выполнил живописец Михаил Колокольников. Церковь венчали пять куполов на многогранных барабанах, а трехъярусная колокольня завершалась удлиненным куполом. Внутри хранились серебряный престол весом в 96 килограммов и один из лучших иконостасов города. Колокольню перестроили в 1816 году, а вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном.1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит – демонтаж начался.

На протяжении XIX века храм несколько раз достраивали и реставрировали, в 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище. В 1920-е годы все ценности из церкви были изъяты. С 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии, а в 1938 году был закрыт. После разборки куполов.
В 1961 году по распоряжению Академии архитектуры СССР храм был взорван, вплотную к этому месту построили вестибюль станции метро «Сенная площадь».В 90-х обсуждался проект восстановления храма, в 2003 году на месте церкви была построена часовня, а в 2011 году под асфальтом нашли сохранившийся фундамент, а в 2014 он был признан объектом культурного наследия. Сегодня этот участок огорожен, там идут строительные работы.

Литовский замок

ул. Декабристов, 29

Литовский замок называли также Семибашенным или Тюремным. Впервые он был построен в 1787 году по проекту Ивана Старова, а перестраивал его в 1823 году Иосиф Шарлемань.

Приземистое здание с круглыми башнями появилось по указу Екатерина II. Там должна была разместиться тюрьма, но долгое время он пустовал. Назначенная функция определяла его устройство – внутри он состоял из единообразных камер, выходящих окнами во двор. В начале ХIХ века в замке расквартировали Литовский мушкетерский полк, ему замок и обязан своим самым известным названием. Тогда же Шарлемань переделал здание под нужды городской тюрьмы для уголовников с внутренней церковью во имя Всемилостивейшего Спаса. Фасад здания украшали фигуры ангелов с крестом на фронтоне. Ходили слухи, что по ночам фигура ангела обходит камеры и стучится к тем смертникам, которых на рассвете должны казнить.

Литовский замок был уничтожен в начале революции. 

В 1879 году в этой тюрьме отбывал заключение писатель Владимир Короленко за связь с народниками и распространение прокламаций. А в октябре 1903 года здесь побывал Александр Куприн за дебош в ресторане.В феврале 1917 года перед замком устраивали демонстрации, а через пару дней его сожгли участники восстания. В руинах замок простоял до 1930-х годов, а затем его снесли и построили на его месте жилые дома №29 и 29А.

«Дом-сказка»

Английский пр., 21-23

Необычный дом был построен в 1909 году на углу нынешней улицы Декабристов и Английского проспекта по заказу золотопромышленника Кольцова. Архитектором выступил Александр Бернардации. Фактически это был простой доходный дом, но всенародное внимание он к себе привлек яркими фасадами – петербуржцы сразу окрестили его «Домом-сказкой».Дом-сказка был утрачен во время блокады Ленинграда. В нем были смешаны северный модерн и русский стиль, причудливые балконы сочетались с майоликовыми панно в духе Врубеля, а угловой эркер фасада поддерживала крыльями высеченная из камня птица Феникс. Населяли дом в основном сотрудники расположенного неподалеку Мариинского театра. Здесь жила и легендарная балерина Анна Павлова.Зимой 1942 года здание охватил пожар, спасти удалось лишь часть дома. После пожара.
Прекрасный мозаичный фасад был безвозвратно утрачен. После войны здание и вовсе разобрали, оставив дворовые флигели. Позже его отстроили на старом фундаменте, но выглядел новодел уже иначе – теперь по этому адресу стоит строгий, мало чем примечательный дом.

Екатерингофский дворец

Лифляндская ул., 5

Усадьба на Лифляндской улице стала подарком Петра I своей супруге в честь победы при осаде Ниеншанца и первой победы российского военно-морского флота в Северной войне.Екатерингофский дворец. Фото конца XIX века

Парк был заложен в 1711 году и получил название «Екатерингоф» (в переводе с немецкого – «двор Екатерины»), в 1745-48 годах в него перенесли один из летних дворцов.К 1750-м годам дворец расширили за счет пристройки боковых флигелей и второго этажа по проекту Германа ван Болеса. По обе стороны от дворца на берегу гавани также построили два новых корпуса, использовав части разобранного в Летнем саду Летнего дворца Анны Иоанновны. Главный корпус дворца с этими флигелями соединялся открытой террасой с балюстрадой.Екатерингофский дворец 1908-1911г.
В 1779 году флигели по бокам подъездного канала были разобраны. Усадьба снова стала приходить в упадок, а в 1825 году в помещениях дворца открылся музей эпохи Петра I. В 1848 году коллекция музея переехала в Зимний дворец, а дворец в Екатерингофе закрыли. После революции его занимали разные молодежные организации, пока в 1923-25 годах его не разрушила серия пожаров. В восстановлении дворца никто не был заинтересован, и его разобрали на дрова в 1926 году.Сегодня

Баболовский дворец

Баболовский парк

Павильон, который именуют Баболовским дворцом, был построен в Царском Селе в 1785 году для Григория Потемкина. Здание, выстроенное в готическом стиле, предназначалось для увеселения.От Баболовского дворца остались одни руины. 

В полном смысле этого слова постройку дворцом назвать нельзя – по размерам помещение довольно скромное, а его владельцы никогда не жили в нем постоянно. В 1820-х годах обветшавший дворец обновили по проекту Василия Стасова. Тогда же в его интерьерах прописалась легендарная «Царь-ванна» - гранитная чаша высотой 192 сантиметра и весом 48 тонн. Ванна была выполнена по проекту инженера Бетанкура мастером Самсоном Сухановым.До Великой Отечественной войны во дворце размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа города Пушкин. Во время войны дворец не раз подвергался жестоким обстрелам и был практически полностью разрушен. До конца 2000 годов он простоял в руинах, и только в 2013 году из федерального бюджета было решено выделить 40 миллионов рублей на его реставрацию.

Дом Рогова

Загородный пр., 3

Снос так называемого дома Рогова стал одной из самых резонансных градостроительных историй Петербурга в 2012 году. Здание было построено в стиле классицизма по проекту неизвестного мастера в начале XIX века, а в 1831 году архитектор Авраам Мельников расширил его, построив корпус с семью окнами и флигелем во дворе. Через 30 лет его еще раз достроил архитектор Николай Газельмайстер – по его проекту была создана изогнутая пристройка, соединившая дом Рогова с домом №17 по Щербакову переулку.Снос дома Рогова вылился в скандальную историю. Фото: Архивное фото

Здание продержалось довольно долго и в начале 2000 годов оставалось одним из немногих образцов застройки пушкинского времени в центре Петербурга. Эксперты рекомендовали присвоить дому охранный статус памятника культуры регионального значения, чтобы снести его было невозможно.Тем не менее, летом 2012 года дом снесла строительная компания, располагающая правами на него. За этим последовали судебные процессы, в результате которых город обязал инвесторов восстановить здание в историческом виде. Внутри должен появиться бизнес-центр.

Дворец культуры им. Первой пятилетки

ул. Декабристов, 34А - наб. Крюкова кан., 5

Образец конструктивизма вырос на месте построенного Джакомо Кваренги Литовского рынка в 30-х годах XX века – его авторами выступили архитекторы Николай Митурич и Василий Макашов. В 1955 году его постигла перестройка, которой также занимался Митурич, но уже в соавторстве с архитекторами Фейнбергом и Горбачевым. В своем новом облике оно отвечало канонам сталинского ампира. ДК Первой пятилетки всегда находился в собственности Обкома профсоюзов работников торговли, здание изначально было построено на профсоюзные взносы. В центре круглого корпуса были расположены зрительный зал на 1000 человек, фойе, правление и библиотека. На втором этаже были буфет, шахматный зал и комнаты для кружков и секций.

В корпусе по переулку размещался  кинозал на 400 мест. На третьем этаже находились учебные классы и репетиционные залы для художественных кружков. В 1950-х годах здание распалось на отдельные корпуса. На его сцене выступали Ольга Берггольц, Ираклий Андроников, Булат Окуджава, Юрий Герман, Аркадий Райкин. Под крышей ДК действовали театральные студии, молодежный камерный хор, танцевальная студия.Решение о сносе здания принял в 2005 году городской комитет по охране памятников – теперь на его месте возвышается вторая сцена Мариинского театра, на одном из фасадов которой сохранен фрагмент Литовского рынка.

Дача Воронихина

Каменноостровский пр., 62

Легендарный архитектор Андрей Воронихин, автор Казанского собора, здания Горного института и главного корпуса Военно-медицинской академии, построил себе дачу на Каменном острове в 1807 году. Как и все его проекты, деревянное здание было выстроено в стиле классицизма.

Есть версия, что собирали ее из ставших ненужными строительных лесов Казанского собора. Небольшой квадратный дом вмещал в себя только просторную гостиную и несколько комнат. Позже автор сам провел реконструкцию – добавил шестиколонный портик и террасу. Воронихин с семьей прожил в этом доме до 1814 года, позже здание несколько раз меняло хозяев и в конце XIX века еще дважды было достроено другими архитекторами.Дачу Воронихина "восстановили" из железобетона. Фото: Архивное фото

До 1917 года в доме находился Городской лазарет №29 торгового товарищества. В 1936 портик и террасу разобрали. В 1980 году всю дачу разобрали и перевезли в Александро-Свирский монастырь для последующей реставрации. Связано это было, в первую очередь, с тем, что ветхое деревянное здание портило парадный вид Ленинграда в дни Олимпиады-80.В 2009 году здание с похожим на исторический облик дачи фасадом возвели из железобетона, пристроив сзади современный жилой дом. А вот что стало с деревянным оригиналом – неизвестно.

Кинотеатр «Колизей»

Вообще-то их было в Питере 2 Одни из них был расположен на Кронверкском пр., 11

Здание кинотеатра «Колизей» - «нового грандиозного театра у Троицкого моста», как писали в прессе в год его открытия
Это было деревянное здание, построенное в 1908 г. по проекту арх. Якова Германовича Гевирца (1879–1942) на пустопорожнем месте, принадлежавшем Вере Яковлевне Ратьковой-Рожновой, на Кронверкском пр., 11, между Конным и Дункиным переулками. Владелец «Колизея» Михаил Петрович Воробьев проживал неподалеку, на Кронверкском, 25.
Известный своими неоклассицистскими постройками, Я. Г. Гевирц решил свой проект в стилистике модерна.
В прессе начала XX в. высказывались нарекания к внутренней планировке здания. Так, 1 ноября 1908 г. «Вестник кинематографов» отмечал: «Театр «Колизей» по-прежнему собирает много публики, а так как фойэ не соответствует залу, то во время антрактов происходит совсем не желательная давка в швейцарской и у выходов. Вину за это следует отнести на строителей здания, так как «Колизей» занимает не случайное помещение, а специально построенный для него театр.».
20 октября 1908 г. в кинотеатре «Колизей» состоялась премьера фильма, который, по сути, стал первой отечественной игровой кинокартиной. это была историческая былина «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна»), снятая в ателье Александра Дранкова режиссером Владимиром Ромашковым. Фильм состоял из шести немых картин, снятых на озере Разлив в популярном жанре «фильм д'ар» – ряженые массовки, клееные бороды, съемки с одной точки. Это была незамысловатая экранизация знаменитой песни «Из-за острова на стрежень», написанной сибирским поэтом Дмитрием Садовниковым (1847–1883) и переработанной в «сценариус» Василием Гончаровым. Проекция сопровождалась музыкой, специально сочиненной композитором Михаилом Ипполитовым-Ивановым и записанной на грампластинку. Двухсотметровая лента продавалась фабрикой Дранкова за 120 рублей, раскрашенная копия («вираж») стоила на 4 рубля дороже.
В роли казацкого атамана Стеньки Разина снимался Евгений Петров-Краевский, его «окружение» изображали другие артисты Петербургского народного дома.
«Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш кинематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей» благодаря своему огромному экрану (самый большой в России) и прекрасной аранжировке смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которым будут исполнены «Вновь по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень», – писала «Сцена».
Проработал «Колизей» недолго – всего лишь один сезон. Уже через год, в сентябре 1909 г., здесь же заработал цирк под директорством И. Дукандера, получивший позднее название цирк "Модерн" (был перестроен или реконструирован по проекту гражд. инж. Н. Ф. Романченко), находился здесь и скетинг-ринк (см. надпись "Royal Skating" на фото, относящемся именно к этому периоду).
В начале 1919 г. деревянное здание пострадало от пожара и было разобрано на дрова.
На этом месте в 1932 г. возвели студенческое общежитие (арх. Симонов Г. А., Абросимов П. В., Хряков А. Ф). 
Но в Питере второй "Колизей". На Невском.Вид на дворовую арку к кинотеатру «Колизей» со стороны Невского проспекта
Образец архитектуры в стиле модерн появился на Кронверкском проспекте в 1908 году – «новый грандиозный театр» (как его называли в газетах) был построен по проекту Якова Гервица.В 1907 году на участке дома № 100 архитектор Л. Л. Фуфаевский возвёл во дворе оригинальное круглое сооружение для круговой панорамы. Первоначально в нём размещалась художественная панорама «Страдание Христа» («Голгофа»), затем (с 1910 года) скейтинг-ринг (помещение для катания на роликовых коньках). В 1913 году здесь был размещён кинематограф «Галант». В 1915 году к зданию было пристроено помещение, которое позже стало использоваться как малый зал кинотеатра.
Название «Колизей» кинотеатр получил в 1930 году. Здание кинотеатра было реконструировано в 1950-х годах (арх. К. Л. Иогансен) и в 1976—1978 годах (арх. Д. А. Соломин, В. А. Лукьянов, инж. А. П. Аспидов).
Весной 2010 года здание кинотеатра пострадало во время оттепели, когда коммунальщики случайно повредили крышу и в фойе и на верхних этажах начались протечки. В 2011 году владелец кинотеатра принял решение о его продаже (официальной причиной была названа высокая конкуренция со стороны соседних кинотеатров), и с 28 февраля кинотеатр был закрыт, а в октябре того же года здание было продано организации «Миссия Благая весть» за 10 млн долларов. На сегодняшний день выбыл из групп кинотеатров (площадка была продана) и используется как концертный зал.

Немецкая реформатская церковь

наб. р. Мойки, 101

На месте, где сегодня стоит конструктивистский ДК работников связи, раньше красовалась немецкая реформатская церковь. Она была построена в романно-готическом стиле в 1862-1865 годах по проекту Геральда Боссе и Давида Грима.На месте церкви построили ДК работников связи. 

В 1858 году немцы-реформаты получили участок для постройки собственного храма на берегу Мойки. Декор его был выдержан в духе сдержанного реформатского учения – оно было выстроен из красного кирпича с белыми деталями и высокой двухъярусной колокольней выдержано в романском стиле. Его слегка изменили при восстановлении после пожара в 1872 году, добавив витражи и подняв колокольню. В Петербурге это здание было одной из первых построек в кирпичной отделке.Храм был закрыт в 1929 году, как и многие другие религиозные заведения. В нем разместилось общежитие, а в 1932 году на основе его несущих стен по проекту архитектора Гринберга здесь был выстроен ДК работников связи. 

Картина дня

наверх