На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 177 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nana Абраменко
    Весь своеобразная актриса,  чувствовалась стать во всех ролях. Голос узнаваемый,  понравилась озвучка мультфильма  "С...Как княжна Урусов...
  • Вадим
    С Пасхой!С Пасхой всех!
  • Регина Толстоброва
    С пасхой. россияне!С Пасхой всех!

Московские птички 68

  Представляю вам очередной выпуск "Московские птички", с резными белокаменными птицами 2010 года рождения. Наверно это последний выпуск.





Часовня Владимира равноапостольного на Лужнецкой набережной стоит на берегу Москвы-реки напротив "Аллеи Славы" Лужников. Однако числится часовня не по набережной, а по улице Лужники, 24, строение 43. Построена она была архитектором А.А. Анисимовым на средства ОАО "Олимпийский комплекс «Лужники»" в 2010 году, как раз тогда, когда напротив, через реку, вызревал переехавший потом проект грандиозного памятника князю Владимиру на Воробьёвых горах. Не знаю, связаны были эти проекты, или нет. Это небольшая восьмигранная кирпичная с белокаменными элементами постройка под высоким шатром с главкой. Часовня, приписанная к церкви Димитрия Прилуцкого на Девичьем поле, была освящена 11 февраля 2011 года. Высокие узкие окна часовни обрамлены резными белокаменными наличниками, на середине высоты которых имеются небольшие медальоны с птицами, сидящими симметрично относительно окна. Птицы явно не какие-то определённые, и при этом не сказочные, так что в коллекцию они идут как "просто птицы".

Ну и еще птицы на Армянском храмовом комплексе в Москве на углу Трифоновской улицы и Олимпийского пропекта.
Основу комплекса составляют Кафедральный собор Преображения Господня (Сурб Пайцаракерпутюн) и резиденция Патриаршего экзарха Армянской апостольской церкви в Москве. На картах они значатся как здания 9 и 9, строение 2 по Олимпийскому проспекту, хотя сам комплекс числится по Трифоновской улице (владение 24). Строился комплекс в 1996–2013 годах по проекту архитектора Артака Гуляна, автором барельефов был Ашот Адамян. Кафедральный собор был освящён 17 сентября 2013 года.
Собор построен из розового туфа с анийских каменоломен и обильно украшен резьбой, на которой фигурируют многочисленные птицы: голуби, орлы, павлины и просто сказочные.
Прямо над главным входом в собор птицы вплетены в каменное кружево над ликом Христа.

Ну а дальше просто пройдемся вдоль стен.














Завершает всё это великолепие большой медальон над южным входом в собор, украшенный знакомым мотивом птицы, выкармливающей своих птенцов кровью груди своей, но только вместо привычного для этого сюжета пеликана на соборе изображён кто-то совсем другой.

Вообще, подробное описание и толкование барельефов собора можно найти тут. Там нашлось объяснение показанной выше нескончаемой вереницы орлов с нимбами: они символизируют армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру.
Кроме кафедрального собора, птицы в комплексе нашлись только на примыкающем с юга к административному зданию епархии крыле, отведённом под гимназию имени Саргиса и Амалии Карапетян. Перед её фасадом из золотистого туфа идёт галерея из туфа красного, с вертикальными вставками с фигурами ангелов. И на одной из вставок в обрамляющий ангела узор входят силуэты двух орлов.

На других зданиях комплекса и на входящей в него часовне Святого Креста тоже встречается резьба, но птиц на ней нет. 

Ну и последнее - это Орлы с Земляного вала 

Улица Земляной Вал, дом 56, строение 3.История здания начинается со времён после пожара 1812 года, в котором начисто сгорели строения существовавшей здесь усадьбы. Участок быстро меняет нескольких владельцев, и всё это время отстраивается. И не позже 1817 года на нём появляется дом, в строительстве которого (или в перестройки сгоревшего), судя по стилю, принимал участие архитектор А.Г. Григорьев (впрочем, это остаётся предположением). Потом усадьба ещё дважды меняет владельцев (дольше всех ею владело семейство Хлудовых), и в итоге 1892 году её приобретает с публичных торгов разбогатевший крестьянин Ф.П. Пантелеев. На следующий же год он заказывает архитектору К. Дуванову перестройку дома. При этом сам Пантелеев был хозяином скульптурной мастерской, которая размещалась здесь же в усадьбе. И по желанию заказчика фасад был украшен обильной лепниной в стиле барокко, производства этой мастерской. В самом доме хозяин устроил три квартиры. Жилье на первом этаже и антресолях сдавалось внаём. На втором этаже обитал владелец.Ну так вот, о фасаде. Его выступающая часть (ризалит) украшена пилястрами и растительным орнаментом, а полукруглые наличники трёх центральных окон на втором этаже украшают купидоны – а также орлы с распахнутыми крыльями. Три орла над тремя окнами.


Купидоны на наличниках одинаковые, а орлы отличаются поворотом головы: крайние немного повернули её к центру здания.


В 1904 году, при не очень понятных обстоятельствах, владельцем усадьбы по купчей стал крестьянин Василий Жарков, содержавший кошелечное заведение. Но, спустя восемь лет, купчая была оспорена и владение возвращено Пантелеевым. Этот эпизод оставил тот след, что иногда интересующее нас здание именуется "домом Жаркова" (так же оно известно как "дом Хлудова", "дом Пантелеева" и "дом Дуванова" – по имени последнего архитектора).

После Октябрьской революции 1917 года усадьба досталось Управлению московского губернского инженера. В 1950-х годах бóльшая часть построек усадьбы пошла под снос, но сам главный дом уцелел. И в январе 1995 года был внесён в список вновь выявленных памятников истории и культуры. Зашла речь о реставрации, первой после перестроек Константина Дуванова, которую брались провести арендаторы. Дальше судьба дома совершила зигзаг, едва не закончившийся печально: в 2004 году дом таинственным образом испарился из охранных списков, и едва не попал под тотальную перестройку с изменением этажности, возникновением подземной автостоянки и всем прочим, типичными для такого рода историй. Однако в 2020 году звёзды вновь провернулись, и здание пошло-таки на настоящую реставрацию. При этом лепнину, изрядно к тому времени обветшавшую, снимали с фасада и реставрировали в мастерской (а её утраченные элементы восстанавливали, ориентируясь на имеющиеся аналоги и сохранившиеся фотоснимки, но к орлам это вроде как не относится). Реставрация должна завершиться в 2022 году, но свеженький фасад дома уже открыт.

Кроме роскошных лепных орлов, на доме есть ещё один любопытный кунштюк: очередная парочка орлов-флагодержателей, которыми увешали всю Москву в 1913 году, к 300-летию дома Романовых. И многие из которых (благо больше походили на забавных чудиков, чем на державного орла) благополучно пережили все бурные события XX века. 

Правда, здешние орлы-флагодержатели выглядят на удивление хорошо и непокоцано, и я не поручусь, что это не изготовленный в рамках реставрации новодел.

https://prokhozhyj.livejournal.com/2596880.html
https://prokhozhyj.livejournal.com/1543761.html
https://prokhozhyj.livejournal.com/?tag=%D0%BF-%D0%BC-%D0%B4

Картина дня

наверх