На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Московские птички 67

Казённые орлы Воронцова Поля 
Московские птички 66
Два казённых орлоа-с-ворот на улице Воронцово Поле.
Московские птички 66
Воронцово Поле, дом 4a. Стоящее в глубине зелёного двора типовое школьное здание постройки 1939 года (позже переоблицованное плиткой из белого камня), в котором ранее располагалась школа № 656, а сейчас гнездится Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, она же Росреестр. Но вот между ними, до 2006 г., это было здание Министерства юстиции Российской Федерации. И тогда на воротах чугунной ограды и появились двуглавые орлы со столпом Закона, сохранившиеся на них по сей день.
Московские птички 66
Московские птички 66
Надо сказать, что вписались они в облик улицы вполне неплохо и ненавязчиво.

Орлы на кирпичах 
Московские птички 66
Птица на изразце, открытая при расчистке фрагментов стены палат стольника Е.И. Бутурлина XVII века, вросших позже в доходный дом мадам Елизаветы Платоновны Ярошенко на Хитровской площади. Тот самый, знаменитый. Птица на изразце тут не одинока. Дело в том, что на той же стене есть несколько раскрытых из-под штукатурки клейм на кирпичах, из которых она сложена. XVII, напомню, века. И на двух этих клеймах изображены двуглавые орлы.
Московские птички 66
Одно из них (видное на этой картинке под нижним рядом красных кирпичей) расположено высоко и с земли не доступно, зато второе клеймо находится практически на уровне глаз и может быть рассмотрено в деталях. (Изображение на третьем раскрытом клейме, видимом тут на фотографии, практически не различимо, но там не орёл.)
Московские птички 66
Московские птички 66
Московские птички 66
На последнем снимке клеймо для удобства повёрнуто на 78,3° по часовой стрелке и сориентировано вертикально. Не скажу, когда эти клейма были расчищены: уже в 2008 году, когда открывали изразцы или уже после 2013 года. Очень любопытное добавление к коллекции – эти клейма, ранее ничего подобного в ней не встречалось.

Лебеди "Националя" 
Московские птички 66
Прямо из центра Москвы: майоликовое панно на "Национале".
Московские птички 66
"Националь". Гостиничное здание, построенное на углу Моховой и Тверской (дом 15/1) в в 1900–1902 годах по проекту архитектора А.В. Иванова. После Октябрьской революции 1917 года здесь сделали общежитие для чиновников Советского правительства, но уже в 1932 году оно вновь было перепрофилировано под отель. Изначально угловой аттик здания украшало майоликовое панно "Аполлон и музы", созданное художниками С.В. Чехониным и А.Я. Головиным на керамическом заводе предпринимателя Саввы Мамонтова "Абрамцево". В 1932 году Апполона и муз сменили индустриальный пейзаж и тракторист работы Ф.И. Рерберга, но от исходного панно Сергея Чехонина и Александра Головина уцелели четыре "пейзажных" фрагмента в арках между окнами верхнего, шестого, этажа "Националя", прямо под аттиком.
Московские птички 66
Московские птички 66
И вот там-то, в третьей по счёту арке, и летят майоликовые лебеди...
Московские птички 66
Это не единственные птицы "Националя". Ещё на нём есть кованный орёл-светильник и новые уже флагодержатели в виде двуглавых орлов. 

Там, на закруглённом углу здания (который со стороны Тверской) есть два флагодержателя в виде российских двуглавых орлов. Вот такие:


Ну а в пару к орлу-флагодержателю мы поставим орла-светильника.

Светильник этот укреплён над парадным входом в гостиницу "Националь", выходящим на Манежную площадь (точнее, на слившуюся с площадью Моховую улицу, домом 15/1 по которой и числится "Националь").

Орлы с Земляного Вала 
Московские птички 67
Улица Земляной Вал, дом 56, строение 3.
Московские птички 67
История здания начинается со времён после пожара 1812 года, в котором начисто сгорели строения существовавшей здесь усадьбы. Участок быстро меняет нескольких владельцев, и всё это время отстраивается. И не позже 1817 года на нём появляется дом, в строительстве которого (или в перестройки сгоревшего), судя по стилю, принимал участие архитектор А.Г. Григорьев (впрочем, это остаётся предположением). Потом усадьба ещё дважды меняет владельцев (дольше всех ею владело семейство Хлудовых), и в итоге 1892 году её приобретает с публичных торгов разбогатевший крестьянин Ф.П. Пантелеев. На следующий же год он заказывает архитектору К. Дуванову перестройку дома. При этом сам Пантелеев был хозяином скульптурной мастерской, которая размещалась здесь же в усадьбе. И по желанию заказчика фасад был украшен обильной лепниной в стиле барокко, производства этой мастерской. В самом доме хозяин устроил три квартиры. Жилье на первом этаже и антресолях сдавалось внаём. На втором этаже обитал владелец.
Московские птички 67
Ну так вот, о фасаде. Его выступающая часть (ризалит) украшена пилястрами и растительным орнаментом, а полукруглые наличники трёх центральных окон на втором этаже украшают купидоны – а также орлы с распахнутыми крыльями.

Три орла над тремя окнами.
Московские птички 67

Купидоны на наличниках одинаковые, а орлы отличаются поворотом головы: крайние немного повернули её к центру здания.
Московские птички 67
Московские птички 67
Московские птички 67
В 1904 году, при не очень понятных обстоятельствах, владельцем усадьбы по купчей стал крестьянин Василий Жарков, содержавший кошелечное заведение. Но, спустя восемь лет, купчая была оспорена и владение возвращено Пантелеевым. Этот эпизод оставил тот след, что иногда интересующее нас здание именуется "домом Жаркова" (так же оно известно как "дом Хлудова", "дом Пантелеева" и "дом Дуванова" – по имени последнего архитектора).
Московские птички 67
После Октябрьской революции 1917 года усадьба досталось Управлению московского губернского инженера. В 1950-х годах бóльшая часть построек усадьбы пошла под снос, но сам главный дом уцелел. И в январе 1995 года был внесён в список вновь выявленных памятников истории и культуры. Зашла речь о реставрации, первой после перестроек Константина Дуванова, которую брались провести арендаторы. Дальше судьба дома совершила зигзаг, едва не закончившийся печально: в 2004 году дом таинственным образом испарился из охранных списков, и едва не попал под тотальную перестройку с изменением этажности, возникновением подземной автостоянки и всем прочим, типичными для такого рода историй. Однако в 2020 году звёзды вновь провернулись, и здание пошло-таки на настоящую реставрацию. При этом лепнину, изрядно к тому времени обветшавшую, снимали с фасада и реставрировали в мастерской (а её утраченные элементы восстанавливали, ориентируясь на имеющиеся аналоги и сохранившиеся фотоснимки, но к орлам это вроде как не относится). Реставрация должна завершиться в 2022 году, но свеженький фасад дома уже открыт.

Кроме роскошных лепных орлов, на доме есть ещё один любопытный кунштюк: очередная парочка орлов-флагодержателей, которыми увешали всю Москву в 1913 году, к 300-летию дома Романовых. И многие из которых (благо больше походили на забавных чудиков, чем на державного орла) благополучно пережили все бурные события XX века. 
Московские птички 67
Правда, здешние орлы-флагодержатели выглядят на удивление хорошо и непокоцано, и я не поручусь, что это не изготовленный в рамках реставрации новодел.
Вот. И на этом выпуск завершается. Есть некоторая надежда, что это был не последний их выпуск.

Картина дня

наверх