Голуби со Старой Басманной
Птицы со Старой Басманной улицы. Дом № 23/9, строение 1. Главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов.
Это трёхэтажный дом, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, построенный в стиле классицизма в конце XVIII — начале XIX века. В 1803 году усадьбу купил отставной капитан П. И. Яковлев, который перестроил дом в 1803—1806 годахв с тиле позднего классицизма. Тогда здесь и белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и, что важно, барельефы по обеим сторонам портика. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года, и в 1815 году оказалась во владении И.М. Муравьёва-Апостола. После подавления восстания декабристов, в котором активно участвовали сыновья Ивана Матвеевича, дом был продан. Одно время в нём существовал приют для девочек, позже сдавались квартиры и мастерские. В 1986 году в здании на правах филиала Государственного Исторического музея был открыт Музей декабристов, закрывшийся в начале девяностых из-за аварийного состояния здания. В 1991 года потомки Муравьёва-Апостола (в первую очередь банкир из Швейцарии Кристофер Муравьёв-Апостол) учредили фонд для реставрации здания и организации в нём Дома-музея Муравьёвых-Апостолов. В 2000 году здание было передано в аренду новому музею, и, после реставрации, проводившейся полностью по старинным технологиям, без использования современных строительных приёмов и материалов, в 2013 году музей открылся.
Для нас важно, что во всех этих претурбациях уцелели те самые лепные барельефы, появившиеся здесь в начале 1800-х годов (справа и слева от портика они одинаковые). Потому что там, в сцене с тремя то ли нимфами, то ли девами, стоящими возле античной колесницы, присутствуют два голубя, один из которых летит, а второй выглядывает из-за края колесницы.
Сцена целиком приведена на заглавной картинке. Вот такие вот голуби со Старой Басманной.
Птицы семинарии на Большой Лубянке
Сейчас к зданию уже не подойти и крупно изразцы не снять... Ну, поехали.
Ниже в центральной части здания расположен ряд круглых изразцов, в том числе несущих изображения птиц, которые вроде бы более нигде не повторяются. На самом деле это одна и та же птица, но в зеркальных отражениях и с разной окраской.
На боковых крыльях здания спереди расположены два вертикальных керамических панно, обрамлённых лепниной из каких-то современных материалов, имитирующей резьбу по камню.
Перейдём теперь к боковым и задней стенам здания. Они тоже оформлены лепниной под резьбу с круглыми изразцовыми вставками, в том числе с повторяющимися изображениями птиц (одна из которых явный павлин, а остальные – "просто птицы").
Сейчас подход к ним закрыт (а задняя стена и вовсе не видна), но в 2013 году, в разгар ремонтных работ, к изразцам можно было подойти вплотную. Тогда и были сделаны их крупные снимки, причём на них попала и птица, которой я не видать на доступной ныне для обозрения боковой стене, только на задней. Тут она третья.
И это – все птицы со здания семинарии. Но не все птицы монастыря. В 2013 году я писал, что на самом монастырском соборе птиц нет, но это относилось к старому, построенному в 1679 году, храму Сретения Владимирской иконы Божией Матери. С тех пор в монастыре был построен ещё один, совсем новый собор. О нём будет рассказано в одной из тем, посвященной монастырским птичкам.
Птицы кафе "Март"
Петровка, 25, строение 7. Кафе "Март" во дворе Московского музея современного искусства.
Кафе стоит посреди открытой части экспозиции музея (состоящей в основном из скульптур Зураба Церетели) и как бы врастает в неё. Сбоку видно, что оно пристроено к трансформаторной будке, и спереди место их сращения прикрыто большим бронзовым панно в мозаичном обрамлении, судя по всему, авторства того же Церетели.Панно содержит несколько сюжетов на фривольно-античные темы, и среди них – историю Леды и лебедя. Который нам, собственно говоря, и нужен.Кроме того, в левую часть кафе как бы врастает стоящая рядом с ним скульптура "Гнездо" (авторства – правильно – Зураба Церетели, сварившего её из металлических труб в 2000 году). Не знаю, можно ли трактовать её как "птиц на домах", но бонусом всё же даю. Общий вид скульптуры можно найти выше, на снике кафе, а тут будут её детали: две танцующие журавлеподобные взрослые птицы наверху, гнездо с птенцами на середине опоры, и ещё одно гнездо, но уже с мраморными яйцами, внизу, на земле. Такой вот экспонат.
Птицы Сирин в Гороховском переулке.
Здесь, в доме № 17, с 1999 года расположена Школа акварели Сергея Андрияки, недавно украсившая свой фасад большим керамическим панно с птицей Сирин. Недавно – потому, что, судя по найденной в Сети фотографии 2009 года, раньше там Сирина не было. Впрочем, в облик дома панно вполне вписывается. А дом и сам по себе интересный: он был построен в 1889 году архитектором М.К. Геппенером специально для приюта Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях. Причём, благо здесь рядом издавна была Немецкая слобода, о женщинах и детях российского и немецкого подданства евангелического исповедания, отсюда и некоторая "немецкость" в облике здания. Приют просуществовал здесь до 1915 года.
Орлы Петроверигского переулка
Так выглядел первый этаж дома до ремонта (фото с карт "Яндекса").
А так он выглядит сейчас.
Вход и забор.
А вот решётки на окнах формату вполне соответствуют.
Есть в Петроверигском переулке большой дом № 1/10, строение 3 (хотя чаще он считается по Маросейке, как дом 10/1). Это многоэтажный жилой дом постройки 1930-х годов, авторства архитектора М.И. Бабицкого. Недавно на превом его этаже обосновалась адвокатская контора "Карабанов & партнёры", и в конце 2016 года она отремонтировала фасад первого этажа, украсив его чёрными мраморными панелями и решётками на окнах. И вот на этих решётках и красуется орлиная голова (судя по тому, что она же изображена у входа – логотип конторы). Вполне красиво сделано.
А прямо напротив Петроверигский переулок, дом 4, строение 1. Бывшая усадьба Тургеневых – Боткиных, построенная в начале XVIII века и отстроенная заново после пожара 1812 года. Нас интересует её боковое крыло (на снимке ниже как раз оно), ибо в наши дни въехавшее сюда Российское Военно-Историческое общество украсило его аршинными надписями с именем своей конторы и своими же эмблемами на основе двуглавого орла. Благо таких орлов я в коллекцию всё-таки включаю, включим и этих.
Вот.
Надо сказать, что на самой вывеске "Русских Апартаментов" тоже красуется жар-птица, но вывески как таковые в нашу подборку не входят. Однако во избежание возможных недоумений я покажу её в качестве бонуса.
Орёл с Варварки
Но вот про что тогда не говорилось, так это про отдельно стоящий флигель, ныне дом 10 строение 2 по Варварке, хотя стоит он значительно ниже уровня улицы, и с неё практически не заметен.
Изначально это был построенный в XVIII веке служебный корпус Знаменского мужского монастыря, но после он перешёл к музею. Он так же был реконструирован Ф.Ф. Рихтером, одновременно с собственно зданием палат. И, надо полагать, именно тогда на нём появился аттик с двуглавым орлом.
Орёл этот, хотя и несколько потрёпанный, сохранялся и в советское время: его, например, хорошо видно на сделанной в 1964/1965 годах фотографии Григория Одинцова, фрагмент которой ниже.
При недавнем благоустройстве Зарядья орёл был сильно подновлён, но по-прежнему сидит на своём месте.
И на этом выпуск сегодня заканчиватся.
Свежие комментарии