На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 235 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Я  читал немного  о  Дефо, но  у вас  все  сведения  сконцентрированы  очень плотно и доходчиво, за что Вам, Света, с...Выкрутасы жизни Д...
  • Владимир Алтайцев
    Спасибо  огромное  за  такие  сведения о  ежах. Многое услышал впервые.22 интересных фак...
  • Светлана Митленко
    Конечно не без помощи западниковВыкрутасы жизни Д...

Московские птички 58

Голуби со Старой Басманной

Это фото кликабельно 

Птицы со Старой Басманной улицы. Дом № 23/9, строение 1. Главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов.
Это трёхэтажный дом, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, построенный в стиле классицизма в конце XVIII — начале XIX века. В 1803 году усадьбу купил отставной капитан П. И. Яковлев, который перестроил дом в 1803—1806 годахв с тиле позднего классицизма. Тогда здесь и белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и, что важно, барельефы по обеим сторонам портика. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года, и в 1815 году оказалась во владении И.М. Муравьёва-Апостола. После подавления восстания декабристов, в котором активно участвовали сыновья Ивана Матвеевича, дом был продан. Одно время в нём существовал приют для девочек, позже сдавались квартиры и мастерские. В 1986 году в здании на правах филиала Государственного Исторического музея был открыт Музей декабристов, закрывшийся в начале девяностых из-за аварийного состояния здания. В 1991 года потомки Муравьёва-Апостола (в первую очередь банкир из Швейцарии Кристофер Муравьёв-Апостол) учредили фонд для реставрации здания и организации в нём Дома-музея Муравьёвых-Апостолов. В 2000 году здание было передано в аренду новому музею, и, после реставрации, проводившейся полностью по старинным технологиям, без использования современных строительных приёмов и материалов, в 2013 году музей открылся.
Для нас важно, что во всех этих претурбациях уцелели те самые лепные барельефы, появившиеся здесь в начале 1800-х годов (справа и слева от портика они одинаковые). Потому что там, в сцене с тремя то ли нимфами, то ли девами, стоящими возле античной колесницы, присутствуют два голубя, один из которых летит, а второй выглядывает из-за края колесницы.

Сцена целиком приведена на заглавной картинке. Вот такие вот голуби со Старой Басманной. 

Птицы семинарии на Большой Лубянке

Тут у нас будут птицы с здания Сретенской духовной семинарии (дом 19, строении 3 по Большой Лубянке). Здание это было построено в 1952 г. по проекту архитектора Н.И. Морозовой. Изначально здесь размещалась мужская средняя школа № 248, потом в нём сменился ряд школ, последней из которых была общеобразовательная школа № 1216 с углубленным изучением французского языка. В 2010 году её перевели в Брошевский переулок неподалёку от Таганки, а лубянское здание отошло монастырю и было переделано под семинарию с общежитием для воспитанников. Прект переделки был разработан студией Дмитрия Смирнова, работы вело ОАО "Москабельэнергоремонт". Тогда же его стены снаружи были богато украшены, особенно фасад, но и на боковых и недоступной ныне задней стенах тоже появились круглые изразцы, обрамлённые лепниной под резьбу.
Сейчас к зданию уже не подойти и крупно изразцы не снять... Ну, поехали.
Начнём с фасада, с центральной его части. Сверху там идёт большое керамическое панно, на котором в том числе изображены все четыре евангелиста и сопутствующие им орёл, вол и лев. Вот орёл нам и нужен.

Ниже в центральной части здания расположен ряд круглых изразцов, в том числе несущих изображения птиц, которые вроде бы более нигде не повторяются. На самом деле это одна и та же птица, но в зеркальных отражениях и с разной окраской.


На боковых крыльях здания спереди расположены два вертикальных керамических панно, обрамлённых лепниной из каких-то современных материалов, имитирующей резьбу по камню.


Элементы "резного" декора включают неких птиц, больше похожих на крылатых рыб.

Кроме того, на правом от смотрящего панно на самом есть изображения птиц (и прочих лесных медведей). Птицы там похожи на дроздов, но вряд ли имелись в виду именно они, так что запишем их просто птицами. На левом панно, выполненном в аналогичном стиле, птиц нет.


Перейдём теперь к боковым и задней стенам здания. Они тоже оформлены лепниной под резьбу с круглыми изразцовыми вставками, в том числе с повторяющимися изображениями птиц (одна из которых явный павлин, а остальные – "просто птицы").

Сейчас подход к ним закрыт (а задняя стена и вовсе не видна), но в 2013 году, в разгар ремонтных работ, к изразцам можно было подойти вплотную. Тогда и были сделаны их крупные снимки, причём на них попала и птица, которой я не видать на доступной ныне для обозрения боковой стене, только на задней. Тут она третья.



И это – все птицы со здания семинарии. Но не все птицы монастыря. В 2013 году я писал, что на самом монастырском соборе птиц нет, но это относилось к старому, построенному в 1679 году, храму Сретения Владимирской иконы Божией Матери. С тех пор в монастыре был построен ещё один, совсем новый собор. О нём будет рассказано в одной из тем, посвященной монастырским птичкам.

Птицы кафе "Март" 

Петровка, 25, строение 7. Кафе "Март" во дворе Московского музея современного искусства.
Кафе стоит посреди открытой части экспозиции музея (состоящей в основном из скульптур Зураба Церетели) и как бы врастает в неё. Сбоку видно, что оно пристроено к трансформаторной будке, и спереди место их сращения прикрыто большим бронзовым панно в мозаичном обрамлении, судя по всему, авторства того же Церетели.Панно содержит несколько сюжетов на фривольно-античные темы, и среди них – историю Леды и лебедя. Который нам, собственно говоря, и нужен.Кроме того, в левую часть кафе как бы врастает стоящая рядом с ним скульптура "Гнездо" (авторства – правильно – Зураба Церетели, сварившего её из металлических труб в 2000 году). Не знаю, можно ли трактовать её как "птиц на домах", но бонусом всё же даю. Общий вид скульптуры можно найти выше, на снике кафе, а тут будут её детали: две танцующие журавлеподобные взрослые птицы наверху, гнездо с птенцами на середине опоры, и ещё одно гнездо, но уже с мраморными яйцами, внизу, на земле. Такой вот экспонат.

Птицы Сирин в Гороховском переулке.


Здесь, в доме № 17, с 1999 года расположена Школа акварели Сергея Андрияки, недавно украсившая свой фасад большим керамическим панно с птицей Сирин. Недавно – потому, что, судя по найденной в Сети фотографии 2009 года, раньше там Сирина не было. Впрочем, в облик дома панно вполне вписывается. А дом и сам по себе интересный: он был построен в 1889 году архитектором М.К. Геппенером специально для приюта Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях. Причём, благо здесь рядом издавна была Немецкая слобода, о женщинах и детях российского и немецкого подданства евангелического исповедания, отсюда и некоторая "немецкость" в облике здания. Приют просуществовал здесь до 1915 года.

Орлы Петроверигского переулка

Ну как без орлов? Без них никак.  И пусть орлы оказались весьма свежими. Вот они (рассказ про дом будет ниже картинок).


Так выглядел первый этаж дома до ремонта (фото с карт "Яндекса").

А так он выглядит сейчас.

Вход и забор. 

А вот решётки на окнах формату вполне соответствуют.

Есть в Петроверигском переулке большой дом № 1/10, строение 3 (хотя чаще он считается по Маросейке, как дом 10/1). Это многоэтажный жилой дом постройки 1930-х годов, авторства архитектора М.И. Бабицкого. Недавно на превом его этаже обосновалась адвокатская контора "Карабанов & партнёры", и в конце 2016 года она отремонтировала фасад первого этажа, украсив его чёрными мраморными панелями и решётками на окнах. И вот на этих решётках и красуется орлиная голова (судя по тому, что она же изображена у входа – логотип конторы). Вполне красиво сделано.
А прямо напротив Петроверигский переулок, дом 4, строение 1. Бывшая усадьба Тургеневых – Боткиных, построенная в начале XVIII века и отстроенная заново после пожара 1812 года. Нас интересует её боковое крыло (на снимке ниже как раз оно), ибо в наши дни въехавшее сюда Российское Военно-Историческое общество украсило его аршинными надписями с именем своей конторы и своими же эмблемами на основе двуглавого орла. Благо таких орлов я в коллекцию всё-таки включаю, включим и этих.



Вот.
Жар-птица Ленивки
Дальше у нас будет улица Ленивка, на которую выходит интересующий нас дом. Хотя формально он числится по Волхонке, дом 9 строение 2. Дело в том, что это – флигель стоящей на Волхонке усадьбы Нарышкиных (которая, в свою очередь, не сохранилась: на месте главного барского дома ныне стоит постройка второй половины XIX века работы архитектора М.И. Никифорова). Выходящий же на Ленивку флигель уцелел. Известен он тем, что в 1832 (или 1833) году его снял художник В.А. Тропинин, и тут была его мастерская (для которой было растёсано и увеличено одно из окон третьего этажа). В наши дни флигель занимает гостиница "Русские Апартаменты на Ленивке", оформившая свой вход (подъезд № 2) панелью под кирпичную вкладку с резной вставкой. На которой изображена лубочно-сказачная птица.




Надо сказать, что на самой вывеске "Русских Апартаментов" тоже красуется жар-птица, но вывески как таковые в нашу подборку не входят. Однако во избежание возможных недоумений я покажу её в качестве бонуса.

Орёл с Варварки

Про палаты бояр Романовых на Варварке я уже писала в специальной теме.  Сохранившиеся старые каменные строения XV–XVII веков, в которых ещё в 1859 году по указанию императора Александра II был открыт музей, пребывающий в них и поныне (только в советский период из его названия выпадало слово "Романовых", и он значился как музей боярского быта). При организации музея в 1857–1859 годах здание было реконструировано архитектором Ф.Ф. Рихтером. Очевидно, тогда на нём и появились гербы Романовых с грифоном и малым орлом на щите.
Но вот про что тогда не говорилось, так это про отдельно стоящий флигель, ныне дом 10 строение 2 по Варварке, хотя стоит он значительно ниже уровня улицы, и с неё практически не заметен.

Изначально это был построенный в XVIII веке служебный корпус Знаменского мужского монастыря, но после он перешёл к музею. Он так же был реконструирован Ф.Ф. Рихтером, одновременно с собственно зданием палат. И, надо полагать, именно тогда на нём появился аттик с двуглавым орлом.
Орёл этот, хотя и несколько потрёпанный, сохранялся и в советское время: его, например, хорошо видно на сделанной в 1964/1965 годах фотографии Григория Одинцова, фрагмент которой ниже.
При недавнем благоустройстве Зарядья орёл был сильно подновлён, но по-прежнему сидит на своём месте. 


И на этом выпуск сегодня заканчиватся.

Картина дня

наверх