Казённые орлы Воронцова Поля
Два казённых орлоа-с-ворот на улице Воронцово Поле.
Воронцово Поле, дом 4a. Стоящее в глубине зелёного двора типовое школьное здание постройки 1939 года (позже переоблицованное плиткой из белого камня), в котором ранее располагалась школа № 656, а сейчас гнездится Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, она же Росреестр.


Надо сказать, что вписались они в облик улицы вполне неплохо и ненавязчиво.
Орлы на кирпичах
Птица на изразце, открытая при расчистке фрагментов стены палат стольника Е.И. Бутурлина XVII века, вросших позже в доходный дом мадам Елизаветы Платоновны Ярошенко на Хитровской площади. Тот самый, знаменитый. Птица на изразце тут не одинока. Дело в том, что на той же стене есть несколько раскрытых из-под штукатурки клейм на кирпичах, из которых она сложена. XVII, напомню, века. И на двух этих клеймах изображены двуглавые орлы.
Одно из них (видное на этой картинке под нижним рядом красных кирпичей) расположено высоко и с земли не доступно, зато второе клеймо находится практически на уровне глаз и может быть рассмотрено в деталях. (Изображение на третьем раскрытом клейме, видимом тут на фотографии, практически не различимо, но там не орёл.)
На последнем снимке клеймо для удобства повёрнуто на 78,3° по часовой стрелке и сориентировано вертикально. Не скажу, когда эти клейма были расчищены: уже в 2008 году, когда открывали изразцы или уже после 2013 года. Очень любопытное добавление к коллекции – эти клейма, ранее ничего подобного в ней не встречалось.
Лебеди "Националя"
Прямо из центра Москвы: майоликовое панно на "Национале".
"Националь". Гостиничное здание, построенное на углу Моховой и Тверской (дом 15/1) в в 1900–1902 годах по проекту архитектора А.В. Иванова. После Октябрьской революции 1917 года здесь сделали общежитие для чиновников Советского правительства, но уже в 1932 году оно вновь было перепрофилировано под отель. Изначально угловой аттик здания украшало майоликовое панно "Аполлон и музы", созданное художниками С.В. Чехониным и А.Я. Головиным на керамическом заводе предпринимателя Саввы Мамонтова "Абрамцево". В 1932 году Апполона и муз сменили индустриальный пейзаж и тракторист работы Ф.И. Рерберга, но от исходного панно Сергея Чехонина и Александра Головина уцелели четыре "пейзажных" фрагмента в арках между окнами верхнего, шестого, этажа "Националя", прямо под аттиком.
И вот там-то, в третьей по счёту арке, и летят майоликовые лебеди...
Это не единственные птицы "Националя". Ещё на нём есть кованный орёл-светильник и новые уже флагодержатели в виде двуглавых орлов.
Там, на закруглённом углу здания (который со стороны Тверской) есть два флагодержателя в виде российских двуглавых орлов. Вот такие:
Ну а в пару к орлу-флагодержателю мы поставим орла-светильника.
Светильник этот укреплён над парадным входом в гостиницу "Националь", выходящим на Манежную площадь (точнее, на слившуюся с площадью Моховую улицу, домом 15/1 по которой и числится "Националь").
Орлы с Земляного Вала
Улица Земляной Вал, дом 56, строение 3.
История здания начинается со времён после пожара 1812 года, в котором начисто сгорели строения существовавшей здесь усадьбы. Участок быстро меняет нескольких владельцев, и всё это время отстраивается. И не позже 1817 года на нём появляется дом, в строительстве которого (или в перестройки сгоревшего), судя по стилю, принимал участие архитектор А.Г. Григорьев (впрочем, это остаётся предположением). Потом усадьба ещё дважды меняет владельцев (дольше всех ею владело семейство Хлудовых), и в итоге 1892 году её приобретает с публичных торгов разбогатевший крестьянин Ф.П. Пантелеев. На следующий же год он заказывает архитектору К. Дуванову перестройку дома. При этом сам Пантелеев был хозяином скульптурной мастерской, которая размещалась здесь же в усадьбе. И по желанию заказчика фасад был украшен обильной лепниной в стиле барокко, производства этой мастерской. В самом доме хозяин устроил три квартиры. Жилье на первом этаже и антресолях сдавалось внаём. На втором этаже обитал владелец.
Ну так вот, о фасаде. Его выступающая часть (ризалит) украшена пилястрами и растительным орнаментом, а полукруглые наличники трёх центральных окон на втором этаже украшают купидоны – а также орлы с распахнутыми крыльями.


Купидоны на наличниках одинаковые, а орлы отличаются поворотом головы: крайние немного повернули её к центру здания.



В 1904 году, при не очень понятных обстоятельствах, владельцем усадьбы по купчей стал крестьянин Василий Жарков, содержавший кошелечное заведение. Но, спустя восемь лет, купчая была оспорена и владение возвращено Пантелеевым. Этот эпизод оставил тот след, что иногда интересующее нас здание именуется "домом Жаркова" (так же оно известно как "дом Хлудова", "дом Пантелеева" и "дом Дуванова" – по имени последнего архитектора).

После Октябрьской революции 1917 года усадьба досталось Управлению московского губернского инженера. В 1950-х годах бóльшая часть построек усадьбы пошла под снос, но сам главный дом уцелел. И в январе 1995 года был внесён в список вновь выявленных памятников истории и культуры. Зашла речь о реставрации, первой после перестроек Константина Дуванова, которую брались провести арендаторы. Дальше судьба дома совершила зигзаг, едва не закончившийся печально: в 2004 году дом таинственным образом испарился из охранных списков, и едва не попал под тотальную перестройку с изменением этажности, возникновением подземной автостоянки и всем прочим, типичными для такого рода историй. Однако в 2020 году звёзды вновь провернулись, и здание пошло-таки на настоящую реставрацию. При этом лепнину, изрядно к тому времени обветшавшую, снимали с фасада и реставрировали в мастерской (а её утраченные элементы восстанавливали, ориентируясь на имеющиеся аналоги и сохранившиеся фотоснимки, но к орлам это вроде как не относится). Реставрация должна завершиться в 2022 году, но свеженький фасад дома уже открыт.
Кроме роскошных лепных орлов, на доме есть ещё один любопытный кунштюк: очередная парочка орлов-флагодержателей, которыми увешали всю Москву в 1913 году, к 300-летию дома Романовых. И многие из которых (благо больше походили на забавных чудиков, чем на державного орла) благополучно пережили все бурные события XX века.

Правда, здешние орлы-флагодержатели выглядят на удивление хорошо и непокоцано, и я не поручусь, что это не изготовленный в рамках реставрации новодел.
Вот. И на этом выпуск завершается. Есть некоторая надежда, что это был не последний их выпуск.
Свежие комментарии