Жизнь - театр

950 подписчиков

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    Классно👍👍👍 , мне нравится еще архитектура и стиль испанского архитектора  Гауди ...Еще одна подборка...
  • Астон Мартин
    мое мнение таково что он унес с обой настоящую правду о роли Великобритании во второй мировой войнеИсторические и ре...
  • Светлана Митленко
    Вооот, теперь понятно. Буду рыть.Грустные истории....

Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают

Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютДаниле-мастеру из сказки Бажова, может быть, и нелегко было создать каменный цветок, а вот зодчим, украшавшим в начале прошлого века фасады Санкт-Петербурга, отлично это удавалось. Проходя по улицам северной столицы мимо бывших доходных домов и других дореволюционных зданий, не каждый будет всматриваться в детали. Однако это стоит сделать – на фасадах можно увидеть самые разнообразные растения – от лотосов до подсолнухов.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютПодсолнухи. Улица Маяковского, 30 / улица Некрасова, 18 - доходный дом А. Е. Бурцева. 
В эпоху модерна у архитекторов, а значит, у заказчиков стало популярным украшать здания ирисами, маками и другими подобными цветами. Значение, придаваемое этим цветам, - абсолютно разное. В тот век в архитектурные детали старались привнести максимум смысла, поэтому вряд ли цветы на модерновых фасадах - просто украшения. Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают
Дом Палкиных.
Например, каменные ирисы красуются на фасаде доходного дома Палкиных на улице Рубинштейна, а маки – на домах Потаповой (улица Некрасова) и Орлова (Вознесенский проспект).

Ирис символизирует свет, чистоту и величие. Впрочем, в разных культурах ему придавали разное значение: в Древнем Египте и Японии, например, ирисы считались символами силы, в Древней Греции (которая дала цветку современное название - в честь богини радуги Ириды) ирисы называли частичками радуги на земле и прекрасным посланием богов, в христианской традиции ирис символизирует скорбь, его иногда - наравне с лилией - ассоциируют с Девой Марией. В европейской средневековой геральдике ирис часто помещали на гербах - как собирательный образ всего вышеперечисленного: благородства, величия, силы, скорби, божественного послания. Этот изящный цветок является одним из типичных символов модерна.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютИрисы. Улица Рубинштейна, 4 - доходный дом П. К. Палкина.

Завоевали популярность и подсолнухи, которые можно увидеть, например, на Набережной мойки, 58, на улице Маяковского, 30, и опять же на доме Орлова – на Вознесенском, 18.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают
Доходный дом Гаугера на улице Маяковского. 
Если взять во внимание, что у каждого цветка есть свое философское или (если кто верит в магию цветов) мистическое значение, то подсолнух можно ассоциировать с достатком, благополучием и солнечным настроением.

Ирис – с величием и уверенностью. А вот мак – со спокойствием, сном и даже с забвением и смертью. Кому как угодно. Находились ли владельцы домов с маками в состоянии депрессии или мрачно-лирическом расположении духа, сейчас сказать сложно. Для современного поколения эти цветы на фасадах – прежде всего уникальные штрихи, напоминающие об удивительной эпохе северного модерна.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютСтилизованные маки украшают дом на Некрасова.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают
Доходный дом Палкиных на ул. Рубинштейна. 

А вот такие цветы распустились на доходном доме Ледвалей, Каменноостровский пр.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютИ там жеПочему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютНесмотря на популярность «деревенских» цветов – маков и подсолнухов, на фасадах новых домов той эпохи нередко появлялся и такой «универсальный» цветок, как роза. Например, огромные розы украшают дом Бадаева.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютРозы.

Изображениям розы приписывают множество смыслов, порой - абсолютно противоположных друг другу. В геральдике это самый распространённый цветок (второе место - у лилии, которую часто «путают» или «объединяют» с ирисом). При определении значения розы играют роль и цвет, и форма лепестков, и расположение цветка относительно других символов. Роза может быть и символом любви, и символом смерти, олицетворять и красоту, и забвение, и силу жизни, и тленность бытия. Этот цветок может ассоциироваться со страстью и девственностью, с печалью и радостью, с гордостью и скромностью, страхом и смелостью. Роза - символ крови, тайны, молчания, греха, благодетели. Розами издревле устилают ложе новобрачных и засаживают могилы, изображают на груди куртизанок и возле Девы Марии (это ещё один «цветок Богородицы», наравне с лилией или ирисом, однако более употребимый в западной христианской традиции). Проще сказать, что каждый видит в этом прекрасном цветке то, что хочет видеть, и соотносит с ним желаемое. Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают
Ну а если пройтись по Захарьевской улице и посмотреть на дом 23, то здесь можно увидеть лотосы. Этим цветком украшен бывший доходный дом Нежинской.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютИменно лотос, а не подсолнух, в Древнем Египте считали символом солнца - ведь он тоже раскрывает лепестки с первым лучами и закрывает их на ночь. Лотос египтяне называли божественным цветком, символом совершенства, рождения и плодородия. Его использовали в похоронных церемониях и считали символом царской власти, ассоциировали с загробным миром и вечностью.Лотосы на знаменитом доме Нежинской, украшенном в египетском стиле.. /Фото:dohodnyedoma.ruЛотосы на знаменитом доме Нежинской, украшенном в египетском стиле.

А вот на доходном доме К. Шмидта на Херсонской улице, 13 декор мрачноват – фасад покрыт цветами чертополоха, здесь также можно увидеть сов, ящериц и зловещего вида мифических существ. Правда украшений в виде чертополоха очень и очень мало в городе. Всего несколько домов.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают

Чертополох навевает на мрачные мысли, но выполнен очень искусно. /Фото:a-la-belle.livejournal.com

Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютЧертополох навевает на мрачные мысли, но выполнен очень искусно. Заросли на фасаде дома К. Шмидта. /Фото:a-la-belle.livejournal.com Заросли на фасаде дома К. Шмидта. 

Есть заросли чертополоха и еще на одном мрачно украшенном здании – знаменитом Доме городских учреждений – (угол Вознесенского и Садовой). Здесь на фасаде тоже хватает «темных» персонажей – есть и совы, и летучие мыши, и драконы, и всякая «нечисть». Так что чертополох отлично вписывается в эту «компанию», создавая общее ощущение мрачноватой таинственности.

Колючий и живучий сорняк чертополох редко - в отличие от «благородных» растений - используется в архитектуре. Как правило, он ассоциируется либо с аскетизмом, либо с непримиримостью, яростью, мщением, возмездием и воинственностью. В Шотландии, в то же время, чертополох - национальный символ и знак кровной мести.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают
Дом городских учреждений, или Дом с совами. /Фото:deva-sova.spb.ru

Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютДом городских учреждений, или Дом с совами. 

Инжир или фига

Плоды инжира, они же фиговые плоды, они же плоды смоковницы, вместе с виноградной лозой с древних времён являли собой символ плодородия и достатка в архитектуре, скульптуре и живописи. Однако это растение, в отличие от винограда, несёт на себе печать запретности, таинственности - со времён античности фиговое дерево ассоциировали с плотскими наслаждениями, пороками и страстями. К тому же, по предположениям богословов авраамических религий, именно смоковница была тем самым запретным Деревом познания Добра и Зла в Райском саду, вкусив плоды которого люди совершили свой первый грех. Конечно, с такой историей плод инжира просто не мог не появиться на фасадах зданий эпохи модерна.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютФиговые листья. Улица Куйбышева, 2–4 - особняк М. Ф. Кшесинской.

Яблоки

Смысл этого плода в искусстве едва ли не столь же многогранен, как розы, однако многие значения близки или идентичны значениям плодов инжира. Например, часто именно яблоко, а не фиговый плод используется в качестве символа первородного греха, то есть плода Древа познания Добра и Зла. «Гностики «перевернули» библейскую легенду. Они утверждали, что, когда Ева дала Адаму яблоко, это был плод Древа Познания (истинных знаний — гнозиса), и что высшая участь человечества — воссоединиться с Древом Жизни. Можно также вспомнить, что в добиблейские эпохи считалось, будто в совершенном саду обитает богиня (спутником её являлась змея), которая одаривает яблоком бессмертия тех, кто успешно проходил её испытания», - указывает в своей книге «Повести каменных горожан» писатель, историк Борис Алмазов.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютКорзины с яблоками и другими фруктами. Фурштатская улица, 24 - особняк В. С. Кочубея. 

Яблоко одновременно считается символом жизни, смерти и бессмертия; любви, чистоты и наслаждения; познания, мудрости и тайны; молодости и вечности. Часто яблоко также ассоциируют с эмблемами величия, называют атрибутом власти, цельности, символом единства и мира. Яблоки можно встретить на стенах многих петербургских построек - часто в пышных каменных корзинах вместе с другими фруктами. Изображение этого плода присуще множеству архитектурных эпох, иногда с глубоким смыслом, а порой - просто в качестве удачного декора фасада.

Гранат

Гранат в различных древних культурах ассоциировался с женственностью, любовью, плодородием и изобилием. Часто этот фрукт являлся атрибутом богинь, «отвечающих» за эти сферы. В Древней Греции гранат считался атрибутом богини любви Афродиты, но часто изображался и в руках Персефоны - жены бога Подземного царства Аида, дочери богини плодородия Деметры. Греки считали (и до сих пор считают) гранат символом обновления, жизни и смерти, долгого брака и многодетности. В архитектуре гранат изображают, как правило, в числе других символов изобилия и плодородия: яблок, винограда, инжира. Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютГроздья фруктов - среди них есть и гранат. Соляной переулок, 13 - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица.

Изюм и виноград

Изюм и виноград - как две стороны одной медали - на протяжении веков используются в европейской геральдике и архитектуре. Изображения виноградных плодов и листьев напрямую ассоциируют с Иисусом Христом: в Евангелии от Иоанна [Ин. 15:1-8] Иисус называет себя лозой, а апостолов - её ветвями. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. <...> Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают», - говорится в Евангелии. Кроме того, виноград даёт вино, во время причастия претворяемое в Кровь Христову - также и по этой причине изображения виноградных плодов часто являются отсылкой к христианскому учению.Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означаютГроздья винограда. Фурштатская улица, 6 - особняк М. Д. Обрескова - А. А. Мойры - Г. А. Нечаева. 

В античности и светской культуре виноград является символом плодородия, жизни, изобилия, но, в то же время, может употребляться и в негативном контексте, отсылая к разнузданным пирам Вакха (вакханалиям), пьянству и разврату. Словом, виноград во всех смыслах можно отнести к символам «бьющей ключом» жизни, в то время как изюм, напротив, - олицетворение увядания, смерти, тленности всего сущего. Издревле изюм использовали в погребальных церемониях, и до сих пор это неотъемлемый ингредиент поминальных кушаний (например, кутьи).

В немногочисленных петербургских настенных изображениях винограда нет и намека на его «вакхические» черты, но использованы декоративные свойства кистей и листьев.

Интересна попытка изобразить часть виноградной лозы, распластав ее по стенам второго этажа дома № 52 по улице Маяковского. Качество изображения снижается здесь тем, что лоза не очень четко смотрится на кирпично-красном фоне стены; к тому же узор плохо сохранился.Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №8В других местах украшениями домов служат отдельные гроздья винограда, иногда с листьями. Обычно это вертикальные орнаменты, дающие возможность использовать силуэт висячей грозди. Длинные виноградные гирлянды, в которых хорошо видны и плоды, и листья, украшают северные двери Исаакиевского собора, наряду со скульптурами святых и ангелов.Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №9

Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №10
На фасаде дворца великого князя Михаила Александровича (английская набережная, 54) орнамент из виноградных кистей «ниспадает» по сторонам балконных дверей на втором этаже.
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №11Интересно, казалось бы, неожиданное объединение винограда и львиной маски. Например, на фасаде дома № 28 по Английской набережной лев держит в пасти кольцо, из-под которого свисает гроздь винограда.
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №12А на Фурштатской улице, 6, льву (правда, весьма стилизованному) досталось держать уже несколько гроздей.
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №13Еще более длинные лозы с гроздьями свисают по сторонам дома № 7 по Большому проспекту Васильевского острова, но они без львов (как будто такой груз оказывается им уже не под силу).
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №14Иногда гроздья винограда вплетены в сложные растительные узоры. Они могут занимать скромное место в небольших врезках (как, например, на доме № 23 по 2-й линии Васильевского острова).
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №15А иногда гроздья винограда являются акцентами в путанице растительных линий. Это можно увидеть, например, над одним из входов в курдонере (парадном дворе) дома № 1-3 по Каменноостровскому проспекту (дом Лидвалей).
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №16И еще один любопытный сюжет. Почти под самой крышей шестиэтажного дома № 58 по набережной реки Мойки архитектор Р.Ф. Мельцер поместил несколько высеченных из серого камня упитанных младенцев-путти, которые держат гроздья винограда, для них слишком крупные и тяжелые, как и вплетенные во фруктовую гирлянду плоды инжира.
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №17«Советский классицизм» редко применял в декоре зданий виноградную лозу. Один из немногих примеров того времени – своеобразный «дуэт» из гроздьев винограда и стилизованных еловых шишек, украшающий стены и каменные ограды балконов второго этажа дома № 28 по Благодатной улице.
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №18И еще один весьма примечательный «виноградный» адрес. Проезжая по правому берегу Невы, вдоль Свердловской набережной, мы будто на какое-то время оказываемся близ хорошо устроенного виноградника, с правильно подрезанными ветвями, гнущимися от обильного урожая. Так выглядит чугунная ограда завода «Игристые вина», в которой виноградная лоза с крупными, тяжелыми гроздьями служит основой узора.
Виноградная лоза в архитектуре Петербурга, изображение №19Узнать о виноградной лозе в архитектуре Петербурга можно из книги Т.К. Горышиной «Архитектурная флора Петербурга» (Санкт-Петербург: «Искусство – СПб», 2006). 

https://kulturologia.ru/blogs/170221/49059/?utm_referrer=mir...

https://gildiapressa.ru/legacy/gorod-tsvetyet-kamennye-raste...

https://gorod-plus.tv/navi/814.html

https://vk.com/@bibliogavan-vinogradnaya-loza-v-arhitekture-...

Картина дня

наверх