На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

История костюма. Причуды моды и времени - гульфик

Гульфик представляет собой прорезь в передней части нижнего белья или брюк. Но какое отношение к искусству имеет эта деталь мужского гардероба? Самое прямое, ведь достаточно посмотреть на картины эпохи Возрождения, чтобы понять — на многих из полотен гульфик выступает едва ли не центральным персонажем.304Морони. «Портрет Антонио Навагеро»

Во всяком случае, художники сделали все, чтобы привлечь внимание зрителя к паховой зоне героя картины. Интересно, почему?Питер Брейгель Старший. «Свадебный танец»

История гульфика длинна и полна удивительных сюрпризов. Мастера живописи показывают нам настоящие шедевры средневековой моды — гульфик выполнен из стали, мягкой или жесткой ткани в виде округлости или продолговатой фигуры. Он выглядывает из-под полы камзола или дерзко торчит в складках пышных панталон, формами и размерами непрозрачно намекая на то, что вот этот мужчина — обладатель выдающегося мужского достоинства. И это происходило в эпоху строгих нравов, в обществе, которое придерживалось религиозных догм и даже показ небольшого участка оголенного тела считало чем-то развратным.Семейный портрет Генриха Тюдора

В наше время гульфик давно уже не тот. Он превратился в полоску ткани, которая вшивается в брюки. Ничего примечательного! Но при Генрихе VIII гульфик представлял собой самостоятельную часть одежды, которая пристегивалась либо привязывалась лентами, завязывающимися красивыми бантами. (...)
Кстати, и сам Генрих VIII души не чаял в гульфиках, и его страсть к ним просто не знала границ. Он не только их носил, но и сделал яркой и примечательной частью костюма — стёгаными, с декоративными прорезями, украшенными драгоценными камнями — вот какими они у него были! А все потому, что хотел продемонстрировать всей Европе, что у него есть, чем похвалиться, и чем зачать наследника мужского пола. Про него порой язвительно говорили, что "сперва в комнате появляется гульфик, а потом уже и сам король". Конечно, у гульфика было не только декоративное назначение, но и функциональное, то есть прикрытие выдающейся части тела.
В средневековой Европе мужчины ходили в льняных и шерстяных шосах или плундрах — они были похожи на женские чулки и крепились при помощи подвязок к поясу. В качестве нательного белья использовали брэ, заполнявшие пространство между шосами. Брэ, сорочка и верхняя одежда (длинные сюртуки, дублеты и плащи) скрывали мужские «причиндалы» от посторонних глаз. Но многие мужчины отказывались носить белье, что стало проблемой, когда дублеты укоротились, обнажив взору окружающих непристойности, прикрытые маленькими лоскутками ткани.Бронзино. «Гвидобальдо делла Ровере»

В Британии парламент даже издал специальный указ, обязующий взрослых мужчин прятать срамные места. Так возникла острая необходимость в дополнительном элементе мужского гардероба, которым и стал гульфик. Изначальным его предназначением было сохранение строгих нравов и предотвращение плотского греха. Но не тут-то было.Бернардино Лицинио. «Оттавиано Гримани»

Представители сильного пола приняли нововведение, быстро к нему привыкли и сделали самой примечательной деталью гардероба. Ведь теперь они могли продемонстрировать всем истинные размеры и формы мужского достоинства, не нарушив нормы этикета. И, тем самым, привлечь внимание дам или вызвать зависть соперников.Гульфик на доспехах Генриха Восьмого

Гульфик преобразился до неузнаваемости. Функцию формально сохранили, ведь впервые он был использован на ратном поле как деталь металлических доспехов, защищающая паховую зону воина от вражеского копья. В самом начале гульфик был ни чем иным, как важной частью рыцарских доспехов. Он закрывал место, "излишнее почти во всяком бою", причем сначала, даже на так называемых "максимилиановских доспехах, делался в виде мешочка из кольчужной ткани. Однако позднее его стали делать цельнокованным и называть тапуль. Появился этот элемент на латах в начале ХVI века и на немецком языке назывался Schamkapsel или "срамная капсула".Фрагмент статуи императора Максимилиана I

Потом деталь доспеха как раз и назвали гульфик или латц и выглядел он как самый настоящий колпак из железа, который соединялся с металлическим набрюшником с помощью заклепок или разноцветных лент. Считается, что эта мода возникла у швейцарцев, которые таким образом пытались защищаться от немецких ландскнехтов, которые коварным образом старались поразить их точным ударом копья в пах. При этом полностью оформленный металлический гульфик появился около 1520-го, но уже около 1570 года исчез. Интересно, что на одном из таких гульфиков на самом его конце отчеканено даже человеческое лицо с носом и усами — фантазия ну совершенно неумеренная!Металлический лязг доспехов рыцарских сражений стал вдохновителем для того, чтобы средневековая мода сделала свой очередной виток в сторону, и то, что когда-то было необходимым, сделалось модным, при этом и облик его весьма сильно изменился. Причем изменился не в соответствии с потребностью выполнять первоначальную функцию, а следуя велению моды. Вот так он и сделался важным аксессуаром костюма эпохи Возрождения и… предметом мужского хвастовства.Тициан. Филипп II Испанский. 1551

Гульфик преобразился до такой степени, что в нем трудно было угадать его исторические черты. Он все так же пристегивался, но уже как украшение костюма, и был снабжен по желанию владельца — вышивкой, жемчугами, драгоценными камнями, декоративными стежками. Некоторые гульфики были направлены вверх, напоминая эрегированный пенис. Для поддержания "стоячей" формы ткань даже простегивали в несколько слоев. Модники увеличивали их до огромных размеров.Витторе Карпаччо. «Молодой рыцарь на фоне пейзажа».

Теперь же его делали из ткани в виде отдельного элемента, пристегивающегося к костюму. Модники украшали гульфик драгоценными камнями и изысканной вышивкой, иногда даже использовали его в качестве кармана и хранили в нем деньги, ценные вещи и даже лакомства (фрукты, оливки, орехи). Щеголь мог спокойно достать из гульфика грушу и угостить собеседника, что воспринималось вполне адекватно.В рекордные сроки гульфик стал символом маскулинности. Богатые и знатные мужчины не жалели на главное украшение ни денег, ни фантазии. Ведь нужно было показать статус и мужское превосходство. И не только в быту, но и при позировании для портретов. Художники того времени тщательно прорисовывали паховую зону, красноречиво демонстрируя обществу достоинства персонажа. Вот, на полотне изображен Генрих VIII, известный своим жестким характером и сексуальным мастерством. Ганс Гольбейн Младший показал всю силу, мужественность и потенцию короля в одной простой детали — в великолепном гульфике.Ганс Гольбейн Младший. Henry VIII

Некоторые использовали гульфик в качестве своего рода кармана, и прятали там мелкие ценные вещи и деньги. Поскольку он подчеркивал, а не скрывал мужское достоинство, его, конечно же, не одобряла католическая церковь. Священники  были в ужасе от новой моды, и резко её осуждали. Но, несмотря на все увещевания, мода дошла до того, что такие мешочки стали делать подросткам и даже маленьким детям!Франсуа Рабле так описывает гульфик великана Гаргантюа: "На гульфик пошло шестнадцать с четвертью локтей той же шерстяной материи, и сшит он был в виде дуги, изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с апельсин.Уильям Скротс (?) Граф Суррей. 1546

Между прочим, этот камень обладает способностью возбуждать и укреплять детородный орган. Выступ на гульфике выдавался на полтора локтя, на самом гульфике были такие же прорезы, как на штанах, а равно и пышные буфы такого же голубого дамасского шелку. Глядя на искусное золотое шитье, на затейливое, ювелирной работы, плетенье, украшенное настоящими бриллиантами, рубинами, бирюзой, изумрудами и персидским жемчугом, вы, уж, верно, сравнили бы гульфик с прелестным рогом изобилия…"

Популярность гульфика, однако, не была слишком долгой. Под давлением моралистов и церкви мужчинам пришлось обуздать свои вкусы и постепенно отказаться от столь явной демонстрации своей потенции.Питер Брейгель Старший. «Страна лентяев»Пармиджанино. «Пьер-Мария Росси, граф де Сан Сегундо»

Хотя гульфик в моде был недолго, он оставил заметный след в изобразительном искусстве и литературе. 

В пьесе елизаветинской эпохи «Wily Beguiled» персонаж по имени Уилл Крикет хвастается, что женщины находят его привлекательным, потому что у него «приятное лицо, хорошая борода, миловидное тело и пьянящий гульфик». Полотна средневековых мастеров с изображением гульфика часто выставляют на торги известные аукционные дома.Кранах Старший. Иоахим II Гектор. 1520е 
Ганс Аспер. Вильгельм Фрёлих. 1549

Якоб Зейзенеггер. Император Карл V, 1532

Тициан. Франческо Ровере. 1530-е
Jooris van der Straeten. Дон Карлос. 1560-е
Кранах. Герцог Генрих Благочестивый. 1526
Portrait of a Man in Red c. 1530-50. German/Netherlandish School, 16th century (artist)

Alonso Sánchez Coello.
Retrato de Don Juan de Austria 1585

Мор, Антонис (1520–1575). Portrait of Philip II of Spain, между 1549 и 1550, масло по дереву, 107,5 х 83,3 см. Bilbao Fine Arts Museum

Alonso Sanchez Coello. Prince Don Carlos of Austria. Museo del Prado, Madrid, Spain

COLECCION RETRATO DEL INFANTE DON FERNANDO - 1577 - 120 X 110 CM Obra de SANCHEZ COELLO ALONSO 1531/88

Antonio de Succa (before 1567–1620). Portrait of Philip III of Spain,
between 1598 and 1620

Atributed to Juan Pantoja de la Cruz (1553–1608). John of Austria (1547-1578), probably second half of 16th century oil on canvas, 223 × 118 cm, Museo del Prado 

BRUEGEL, Pieter the Elder. The Peasant and the Birdnester 1568. Oil on panel, 59 x 68 cm. Kunsthistorisches Museum, Vienna

BRUEGEL, Pieter the Elder

Carlos II en armadura. Juan Carreño Miranda (1681)

Фарнезе Тициан Вечеллио 1477−1576. Портрет Рануччио Фарнезе (кардинал) 1542, 89.7 × 73.6 см. Масло, Холст. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Ганс Эворт. Молодой король Англии и Ирландии Эдуард VI ок. 1546 

Sir Philip Sidney, by unknown artist, given to the National Portrait Gallery, London 1576

Robert Dudley. Earl of Leicester. Oil on panel, 110 x 80 cm. At Waddesdon, The Rothschild Collection. c. 1564

Portrait of Philip II c. 1554. Oil on canvas. 185 x 103 cm. Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Florence

PINTURICCHIO. The Return of Odysseus 1509. Fresco, transferred to canvas, 124 x 146 cm. National Gallery, London

Pinturicchio Painting.
Born 1454 (?) in Perugia

PANTOJA DE LA CRUZ, Juan Portrait of Felipe Manuel, Prince of Savoya c. 1604 Oil on canvas, 111,5 x 89,5 cm
Museo de Bellas Artes, Bilbao

Martino Rota (Sibenik 1520 – 1583 Vienna) Portrait of Emperor Rudolf II

Henry VIII ca 1545

Henri II de France. 16th century
Легенда о Свя­тых Джу­сто и Кле­менте из Воль­терры, или Чудо хлеба Свя­тых Джу­сто и Кле­менте (фраг­менты).
Панель алтаря церкви мона­стыря Сан-Джусто-алле-Мура. Худож­ник: Доме­нико Гир­лан­дайо, 1479, дерево, тем­пера
14 × 39,4 см.
Наци­о­наль­ная гале­рея, Лон­дон, Англия

Hans-Holbein-the-Younger. Henry-VIII-and-the-Barber-Surgeons

Giovanni_Battista_Moroni. Portrait of a Soldier. Oil on canvas, 119 x 91 cm. Museo del Prado, Madrid

Фраг­мент кар­тины «Покло­не­ние царей» 1506-7. Джор­джоне (Giorgione, 1477–1510), дерево, масло, 29,8 х 81,3 см
Наци­о­наль­ная гале­рея, Лон­дон, Англия

Francesco Terzi (1523–1591), Erzherzog Ferdinand II, after 1557, oil on panel, 115 × 95 cm. Кunsthistorisches Museum

DYCK, Sir Anthony van, Portrait of Prince Charles Louis, Elector Palatine, 1641. Oil on canvas, 107 x 93 cm. Private collection

Felipe II. Tiziano (1550). Retrato de cuerpo entero de Felipe II (1556-1598) siendo príncipe realizado por Tiziano en Augsburgo entre noviembre de 1550 y marzo de 1551.

Don Carlos (1545-68), Son of King Philip II of Spain (1556-98) and Maria of Portugal, 1564 by Alonso Sanchez Coello

Ландскнехты — немецкие наёмные пехотинцы эпохи Возрождения, гравюра

Гейне из Кюрь­хас­сена в Швей­ца­рии. Худож­ник: Эрхард Шён (Erhard Schön, 1491 – 1542). Время созда­ния: около 1530 г. Мате­ри­алы и тех­ника: гра­вюра на дереве; аква­рель, руч­ная рос­пись. Раз­меры листа: 27,7×14,8 см. Музей Бой­манса и Бенин­гена, Рот­тер­дам, Нидер­ланды

Зна­ме­но­сец. Аль­брехт Дюрер около 1502/1503, гра­вюра, 11,6 × 7,1 см. Наци­о­наль­ная гале­рея искусств, Вашинг­тон, США

«Зна­ме­но­сец» Лукас ван Лейден

Hopfer, Daniel (ca 1470-1536), The Soldier and his Wife


Картина дня

наверх