На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владислав Петряев
    Сознание человека так многопланово, так изменчиво и в тоже время так ностальгично к прошлому, что часто трудно дать о...История создания ...
  • Светлана Митленко
    Когда он был на взлете, то тоже прошел мимо меня. Гораздо позже в силу своей профессии я о нем узнала. И тоже никак. ...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Тут мы с Вами очень похожи. Бардовские песни и мне нравятся, так же как и городской романс, и шансон. Но Северный име...От одесского жули...

В Эрмитаже нашлась древнеримская Виктория Кальватоне

Знаменитая бронзовая статуя, cчитавшаяся утраченной во время Второй мировой войны, с 1946 года хранилась в Эрмитаже. Она представлена в декабре 2019 года после реставрации на выставке, организованной совместно с Государственными музеями Берлина.Выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра». Фото: Государственный Эрмитаж

Древнеримская статуя представлена в Римском дворике на выставке в Эрмитаже «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» (до 8 марта 2020 года), организованной совместно с Государственными музеями Берлина. 

Двухметровая скульптура была создана во 2-й пол. II в. н.э. Она является редким уцелевшим примером древнеримской бронзы, сохранившим свою позолоту. Разбитая на несколько частей статуя была выкопана крестьянами в 1836 году в итальянском селении Кальватоне в Северной Ломбардии, в честь которого и получила прозвание Виктория Кальватоне. Шар, на котором стоит женская фигура, украшен надписью “CIL V 4089: VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR”. Она рассказывает о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, что позволяет уточнить ее датировку периодом их правления — 161–169 годами.Выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра». Фото: Государственный Эрмитаж

С 1840-х годов скульптура находилась в Германии, став одним из заметных шедевров Королевского Прусского музея (ныне — Античное собрание Государственных музеев Берлина). Ее подлинными частями являются торс, голова, правая рука и сфера с надписью. Тогда немецкие реставраторы восполнили недостающие детали статуи в соответствии с тогдашним пониманием иконографии богини победы: они создали левую руку с пальмовой ветвью, левую ногу и крылья.

До 1939 года статуя находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине, затем была в числе прочих произведений искусства перенесена в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт. После войны она долгие годы считалась утраченной, однако в наше время выяснилось, что Виктория Кальватоне была вывезена в СССР в числе других трофейных произведений искусства. В 2000-е годы были обнаружены касающиеся этого документы, после чего началось постепенное изучение и реставрация статуи, которые производились совместно с германским музеем. В советские годы статуя исчезла из внимания исследователей, поскольку при поступлении в Эрмитаж она была внесена в инвентарь музея как французская скульптура XVII века, и, как «произведение классицизма», она не казалась особо интересной и оставалась в спецфонде. В 2010-е она стала доступной для изучения. В 2016 году Эрмитаж и германские коллеги договорились о совместном исследовании статуи: берлинский музей поделился документами из своих архивов.Статуя «Виктория Кальватоне». Римская империя. II в. Бронза, латунь, железо, свинец, золотая фольга; Восполнения: Италия, Германия. XIX в. Фото: Государственный Эрмитаж

«Это пример блестящей реставрации, проведенной в Эрмитаже. Это итог большой работы, которую мы делали вместе с нашими немецкими коллегами. У этой скульптуры драматичная история. Выставка посвящена не только самой скульптуре, она о ее истории, об образе Виктории, о реставрации. Сегодня у нас с вами праздник музейной науки и праздник науки реставрационной», — сказал на открытии выставки директор музея Михаил Пиотровский.

Непосредственная реставрация статуи проходила с 2015 по 2019 год в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа. Российские специалисты тщательно изучили и задокументировали, какие фрагменты статуи являются оригинальными, а какие — воссозданными. Была даже обнаружена дата работ — 1844 — на внутренней стороне крыла богини. 

Российские ученые поставили атрибуцию XIX века как богини победы под сомнение. Дело в том, что на подлинных участках Виктории Кальватоне виден фрагмент звериной шкуры, а такой атрибут является нехарактерным для богини победы. «Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа — возможно, богиню охоты Диану. Среди многочисленных типов ее изображения нашлись довольно близкие варианты, например Диана Люцифера („несущая свет“). Символизируя смену времени суток, она, как правило, изображалась в длинном одеянии и, что самое главное, — на шаре», — гласит пресс-релиз музея.Статуя «Виктория Кальватоне». Фрагмент. Римская империя. II в. Фото: Государственный Эрмитаж

Реставраторы убедились, что античная часть статуи не имеет следов крепежа крыльев и даже не была специально усилена, чтобы выдержать их тяжесть. Это является весомым аргументом в пользу версии, что изначально скульптура была бескрылой. Однако специалисты решили не убирать добавления XIX века и сохранить скульптуру именно в том виде, в каком она стала широко известна благодаря многочисленным копиям и репродукциям. Однако тяжелые «немецкие» крылья (около 20 кг каждое) реставраторы заменили более легкими аналогами, чтобы нагрузка на оригинальную бронзу была меньше. 

Например, именно такой облик крылатой Виктории Кальватоне хорошо знаком москвичам: со времен профессора Цветаева ее подкрашенный слепок парит над алтарем Домиция Агенобарба в Римском зале Пушкинского музея. На этикетке к статуе указано, что подлинник утрачен во время Второй мировой войны, — теперь ее придется поменять. 

Ранее в ГМИИ уже случались аналогичные находки — сейчас в залах представлены слепки с Иоанна Крестителя Донателло и портрета Франческо дель Неро Джулио Маццони, оригиналы которых ранее тоже считались погибшими. Сейчас даже расскажу как это было.Шедевр, восстановленный из обгоревших обломков, подвиг профессора Цветаева и любопытный пример музейной экспозиции.

В Пушкинском музее очень интересная штука организована. История замечательная, в частности, тем, что позволяет увидеть и сравнить оригинал и копию произведения искусства. Также она имеет выход на другие, важные для истории нашей страны и искусствознания моменты. Итак, в Итальянском дворике ГМИИ стоят ныне два совершенно одинаковых бронзовых бюста.
Это "Портрет Франческо дель Неро" работы Джулио Маццони.А в зале Возрождения стоят два "Иоанна Крестителя" работы Донателло.Грамотный зритель скажет: "ба! да это же слепки! Их по шаблону льют. Просто ГМИИ обнаружила у себя на антресолях еще парочку". 

А оказывается, все сложнее.
Слепки там действительно есть — по одному на каждом фото (слева). А вот вторая скульптура в обоих случаях — это подлинники.

Дело было так: профессор Цветаев, создавая Пушкинский музей еще в 1912 году, собирал туда все лучшее, что было доступно на тот момент. У него был список скульптур мирового значения, с которых было необходимо сделать слепки для московского музея. К этому делу он подходил крайне ответственно — это были не просто белоснежные гипсовые отливки. Нет, он тщательно следил, например, чтобы их тонировали именно в тот оттенок мрамора, который имел оригинал.

"Бронзовые" копии тоже были идеальные. Я, кстати, не знаю, в каком материале сделаны копии с металлических статуй, в металле ли, или тоже тонированный гипс?

В список требуемого прекрасного вошли две работы из Берлинского государственного музея — бюст и Иоанн Креститель. И их слепки надолго заняли положенное место в Пушкинском музее.

Это слепок, фото 2011 года
Дальше вы, наверно, поняли, что было: в предначертанное время началась Вторая Мировая война, по Берлину отбомбились, музей, где хранились оригиналы, был уничтожен (они были в бункере парка Фридрихсхайн, если кому важна эта информация).

Что там оставалось и было найдено, вывезли в Москву. В 1958 году это трофейное искусство Советский Союз возвратил в Германию.
Среди возвращенного не было ни бюста, ни скульптуры. В истории искусства они официально считались погибшими в WWII, и гмиишные слепки, вкупе с ч\б фотографиями, оставались единственными о них напоминаниями.

И вот в начале 21 века в Пушкинский музей из особого архива Минкультуры сгрузили ящики.
В ящиках был щебень. Осколки. Обгорелые кусочки. Мусор.
Это были остатки произведений искусства из немецких музеев, которые трофейные бригады тоже захватили, именно в таком виде осколков.
Возвращать в пятидесятые СССР их не стал, наверно, чтобы лишний раз не травить немцам душу — вернули только целенькое.

И вот, теперь реставраторы ГМИИ начали собирать эти головоломки. И периодически устраивают выставки своих достижений. Эта экспозиция двойников — одна из них.

И бюст, и скульптура оригинальные были в ужасном состоянии. Но их собрали заново.
Деталей не хватало, и цветаевские слепки послужили "донорами": так, подлинный Иоанн Креститель вместо утерянной левой руки и части плаща получил "протезы". Ну, то есть отсутствующие элементы восполнили по копиям с копии.

Статуя до реставрации

Бюсту, из-за его округлой формы, повезло больше: он просто упал с постамента во время пожара и пошел трещинами.

Копия — то, что дальше. Если я не путаю, потому что так хорошо сделано, что и не определишь же.
На разницу в постаментах обратите внимание — предполагаю, что для слепка сделали копию оригинального,
который в Берлине не уцелел совсем и теперь заменен простой колонной.

Вот сравнение скульптур на сайте музея: бюст и  статуя, ну и там весь сайт проекта очень интересный.

Очень хочется надеяться, что еще сюрпризы Пушкинский музей нам устроит. Понятно, что уровень Золота Шлимана уже не повторить (впрочем, а вдруг?).
А будете в ГМИИ на выставках, загляните, поздоровайтесь с этими двумя ветеранами войны. Кстати, в экспозиции Пушкинского музея представлено меньше пяти процентов хранящихся там шедевров. А 95% никто никогда не увидит из-за отсутствия площадей.
ГМИИ в сотрудничестве с немецким Музеем Боде продолжает проект по реставрации этой группы трофейных обломков. А может стоит как следует "перетрясти" запасники? Может еще что обнаружится?!

http://www.theartnewspaper.ru/posts/7664/

https://pixellife.ru/kogda-v-glazah-dvoitsya-trofejnoe-iskusstvo-i-uchebnyj-slepok/

Картина дня

наверх