Ну пройдемся еще по птичкам, которые созданы в Москве на зданиях или рядом. Итак следующий у нас Голубь с Ленивки. Это центр Москвы, 330 метров к юго-западу от Кремля, улица Ленивка, дом № 6 (он же дом № 7 по улице Волхонке).
Доходный дом Лобачева создал в в период с 1905 по 1906 годах русский предприниматель и инженер-строитель Никита Герасимович Лазарев.
Дом был собственностью одного из сыновей известного в столице купца Лобачева. Квартиры сдавались внаем, а владелец получал несметную прибыль.
В 1972 году проводились работы по реконструкции (расширению) улицы Волхонки. Именно тогда часть первого этажа и превратили в сквозной проход для пешеходов. Позже, при расширении улицы, сквозь первый этаж дома пробили проход для пешеходов. Как видно на фото, угол дома увенчан небольшой заострённой башенкой, на которой размещён флюгер с голубем. Не знаю, когда он там появился, но он-то нас и интересует.
Ну и небольшой бонус. К птицам на домах он отношения не имеет, но удержаться я не могу (да и не хочу). Ибо в первую очередь этот дом интересен отнюдь не голубиным флюгером. А лепниной с драконами над окнами второго этажа.
Вот этой. Впрочем, он тоже крылат)))
Далее у нас будет фламинго у Зоопарка. Это очередной кабачок. Точнее, даже не кабачок, а кафешка. Искомая кафешка встроена в ограду Московского зоопарка со стороны Красной Пресни и, насколько я понимаю, формально должна считаться частью строения 2 дома 1 по Большой Грузинской улице.
Потом его прикрыли зеленым рекламным щитом
Но если вы думаете, что нас здесь интересует её откровенно временый зелёный рекламный щит, пусть даже и с попугаями, то вы ошибаетесь. К коллекционным объектам он, с моей точки зрения, не относится. Зато к ним явно относится ажурная металлическая решётка-дверь кафе с потрясающими фламинго.
А еще есть почти "витраж", сделанная "под старину" стеклянная вывеска всё той же кафешки всё с теми же фламинго и не показать её – просто грех.
Вот.
А дальше у нас будут птицы проезда Воскресенских ворот – 2
Иверская часовня со списком Иверской иконы Божией Матери появилась возле Воскресенских ворот в 1680 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор М.Ф. Казаков. Потом её пришлось восстанавливать после оккупации Москвы войсками Наполеона, тогда на часовне была установлена позолоченная фигура ангела с крестом, а голубой купол был усыпан звёздами. В 1929 году часовня была снесена, а в 1931 году снесли и сами ворота. В 1994–1995 по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены под руководством архитектора О.И. Журина.
В нашу подборку часовня попала потому, что над её куполом, чуть ниже ангела с крестом, размещена небольшая металлическая фигурка голубя, символизирующего Духа Святого. Этого голубя видно и на старых фотографиях часовни начала XX века.
Собственно, на этом можно и завершать, потому что больше птиц на зданиях в проезде нет. Но хочется добавить небольшой бонус. Дело в том, что в 1995 году в мостовую проезда был вделан знак Нулевого километра дорог Российской Федерации работы скульптора А.И. Рукавишникова.
Центр знака находится в точке с координатами 55°45'21" N, 37°37'04" E, но, говорят, значение его скорее символическое, а истинная же точка нулевого отсчёта расположена примерно в 500 метрах к северо-западу от знака, у здания Центрального телеграфа. Как бы то ни было, знак окружён четырьмя вделанными в мостовую чеканными панно с представителями фауны севера, юга, запада и востока России. И на каждом из этих панно есть какая-нибудь птица. Чеканка уже слегка затёрта ногами многочисленных желающих постоять в нулевой точке России, но по-прежнему довольно красива и интересна. Так что этих птиц я тоже хочу показать. Хотя, конечно, "птицами на домах" они никак не являются. Итак, Север – Юг – Запад – Восток. Полярная сова, (?) сип, глухарь и ту́пик.
Тут завершили. Перетекаем на Басмаееую и ищем орлов, которых еще ну видели. Вернее видели , что вроде бы исчезли орлы при ремонте лепных орлов на гербовом щите князей Куракиных на фронтоне дома № 6 по Новой Басманной улице. Собственно, здание это и было построено для князя Куракина в начале 1790-х гг. архитектором М.Ф. Казаковым либо кем-то из его окружения (во всяком случае, проектные рисунки этого здания имеются в казаковском альбоме). Ныне дом числится за Центральной научно-технической библиотекой ОАО "РЖД". Причём было известно, что лепной герб с орлами существовал на этом доме совсем недавно. Было предположение, что эта часть лепнины где-нибудь реставрируется, и будет позже возвращена. Сейчас можно констатировать, что так оно и случилось. Правда, с большим "но". Ремонт дома № 6 по Новой Басманной полностью завершён.
Вполне симпатичный получился дом. И на его фронтоне сияют свежей краской куракинские орлы.
Вот только это не восстановленная старая лепнина, а новодел по её мотивам. Вот смотрите:
Различия просто бросаются в глаза. Кстати, фото было удалено с сайта геральдики по требованию секретаря Гильдии геральдических художников. Наверно, чтоб ляпов было не видно. Но интернет помнит всё. Причём, чтобы вписать "новых" орлов в лепнину, пришлось даже подтёсывать восстановленную было бахрому окружавшей щит ткани (вот она видна на мартовском снимке 2012 г.).
Легко заметить, что сегодня она вглядит по-другому. Зато под гербом появилась горностаевая мантия (вот кто мне скажет, имели князья Куракины на неё право, или нет?). Такие дела.
Ну и последние птички на сегодня с улицы Дурова. Пройдемся в "уголок дедушки Дурова" (он же театр зверей имени В.Л. Дурова). Адресом его всюду значится улица Дурова, 4, но на самом деле в комплекс театра входит и вросший в него дом 2 всё по той же улице, в котором размещается дирекция. Вместе они смотрятся как единое целое.
Старое здание театра было построено в 1894 году архитектор А.Е. Вебером и перестроено в 1911–1912 годах Н.Д. Поликарповым. "Административная" часть (которая дом 2) обильными птицами похвастаться не может, но всё же и к ней примыкает башенка с флюгером-петухом.
Вот таким. Но зато "театральная" часть комплекса (которая дом 4) украшена многочисленными металлическими фигурами работы скульпторов Д.Ю. Митлянского и В.К. Тюлина, среди которых есть много птиц. Эти скульптуры появились здесь вместе с открытием построенной к 1980 году под руководством архитектора Г.Е. Саевича Большой сцены, выходящей на Мещанскую улицу, но считающейся частью дома 4 по улице Дурова.
"Птичьих" скульптур на ней три. Над самым входом в здание висит вывеска театра, которую рассматривают две ехидные вороны в очках.
Выше ворон на трочащем из стены шаре сидит петух.
У петуха интересны болтающиеся серёжки. Замечу, что полюбившие присесть на эту скульптуру воробьи придали петушиному насесту очень жизненный вид.
Ну и венчает всё это дело взгромоздившийся на крышу Большой сцены слон, держащий в хоботе трапецию с двумя неопознаваемыми птицами.
Может ворона подсказывает, что это дружеские шаржи на неё?)))
Ещё одна подобная скульптура украсила и вход на Малую сцену театра со стороны улицы Дурова: теперь над ним сидит журавль в очках и при цилиндре (полагаю, что это всё же журавль, а не аист).
Вот, и на этом с театром Дурова всё. Ой. Нет. Рядом с главной сценой Театра зверей имени Дурова, со стороны Мещанской улицы, в куртине голубых елей прячется странная металлическая скульптура детей и зверей. В ней несколько фигур, но наиболее заметны из них девочка и собака с птенцами на головах.Самое удивительное, что я их уже видела. В верхнем павильоне станции "Орехово" есть подобное. Только там девочка смотрит не на собаку, а куда-то вбок (впрочем, и та, что в ёлках, кажется, тоже, просто это из-за ракурса не так заметно).Автор, как я понимаю, тот же самый. Но меня этот сюжет ещё в Орехово озадачил, а тут он повторяется, значит, его пологали важным... Что, интересно, он может символизировать? Нет, с девочкой и собакой всё понятно, но птенцы?
Свежие комментарии