На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Московские птички 32

Посмотрим сегодня на, дом № 13 на углу Пречистенки и Лопухинского переулка был построенный в 1911 году архитектором Г.А. Гельрихом по заказу Я.А. Рекк, как роскошный доходный дом. Здесь он снят из Пречистенского переулка.
И с другой точки

В первой половине 2012 завершилась его капитальная реконструкция/реставрация. Если сравнить его нынешний вид с фотограией 1912/1913 годов на oldmos.ru (ниже приводится уменьшенная копия её центральной части), видно, что внешний вид фасада дома практически не изменился. За исключением одной детали.

На доме был (достаточно ненавязчиво) надстроен ещё один этаж, и, для сохранения общего силуэта, понадобилось интеркалярно нарастить его угловую башенку (на фотографиях видно, что, относительно оставшимися неизменными трёх этажей эркера с узкими окнами, она стала длиннее). Об этом мы ещё вспомним.
Но продолжим. Всё на той же старой фотографии можно различить две небольшие "крупинки" под эркером над входом в дом. При ближайшем рассмотрении видно, что они наличествуют и сейчас.


Вблизи эти "крупинки" оказываются небольшими, но выразительными скульптурами орлов, не знаю, воссозданными или аутентичными.

Это не единственные орлы на доме: под верхним балконом всё того же эркера сидят ещё шесть птиц, уже откровенные горельефы.

Поднимаемся далее. Всё на той же старой фотографии над эркером видны две странные "треугольные" скульптуры, которые, возможно, тоже могли быть какими-то орлами.
Сейчас на доме их нет, по достаточно понятной причине: из-за упомянутого выше удлиннения боковой башенки, над эркером появилась некая надстройка размером в этаж, с этими скульптурами несовместимая. Вместо них поставили какие-то светильники.
Так что от скульптур остались только прямоугольные постаменты.
А дальше начинается самое интересное. Дело в том, что, при общем сохранении силуэта, детали угловой башенки изменились весьма заметно.
Вместо прежнего навершия там появился некий зал (зимний сад?) со стеклянным потолком. И изменились окружающие верх башенки скульптуры. Вместо четырёх то-ли-драконов-то-ли-птиц с поднятыми крыльями и горизонтально вытянутыми шеями там теперь сидят четыре орла с опущенными крыльями (да-да, это именно орлы, а не пингвины). Точно такие же орлы сидят и на углах здания на половине его высоты. Собственно,выглядит это так:

Если смотреть на скульптуру анфас, то разу и не поймёшь, что это там за Дарт Вейдер такой...
Конечно, после изменений, случившихся со скульптурами на башенке, сразу же возникает вопрос: а тут-то с аутентичностью как? А не совсем понятно, как. Если посмотреть на фрагмент всё той же старой фотографии, то видно, что какие-то скульптуры там сидели и раньше. Причём та, старая, скульптура, которую можно разглядеть на снимке, вроде бы сужалась книзу, и как бы была не такой же, как "треугольники" по бокам эркера. Во всяком случае, с силуэтами нынешних орлов её силуэт, как мне кажется, не совпадает.
      Но, однако, сейчас орлы там именно такие такие. И вот этих нынешних орлов, которые по углам, можно рассмотреть подробнее, чем таких же, сидящих на башне. Одного из них я вам и покажу.

Если вспомнить, что практически напротив через улицу, на доме 20, тоже сидят великолепные орлы (о нем я рассказывала), то Пречистенка оказывается весьма орлиной улицей.

Львы и петух на дипломатической службе

 На углу Пречистенки и Лопухинского переулка,  со стороны переулка к нему примыкает очень симпатичный особнячок.
Дом 5 корпус 1 по Лопухинскому переулку был построен в 1806 году, а потом переделывался в середине XIX века и в 1910–1911 годах (в последний раз – под руководством архитектора Н.В. Лазарева. Быстрый осмотр дома показал, что: на его старой лепнине птиц нет и сейчас в нём обитает посольство Кении, и потому двери парадного входа украшены фигурным кенийским гербом с задорным белым петухом.
Ниже он показан крупнее

С точки зрения "птиц на домах" случай пограничный. Но  всё таки включим его в подборку: уж очень понравились и петух, и львы, и червлёныето ли ножи, то ли мечи за масайским щитом...  Да и ботаническая подборка на гербе неплоха. По уверению "Википедии", девиз на гербе означает "все за одного" на языке суахили.

Пожарные орлы

Рядом со станцией метро "Сокольники", на улице Русаковской, 26, стоит пожарная каланча XIX века работы архитектора М.К. Геппенера, со смотровой площадкой для своевременного обнаружения пожаров.
По одним данным она была построена в 1863 году, а по другим – в 1884. Однако, поскольку в 1863 г. Геппенер еще учился, верна, очевидно, вторая дата (первая, кстати, из "всезнающей викисплетнице). Сейчас каланча по первоначальному назначению, естественно, не используется, но в здании, на котором она стоит, по-прежнему обитает 12-я пожарная часть ГОЧС Москвы. В 1999 году здание был частично реконструировано, тогда же, очевидно, отреставрировали и саму каланчу. У основания башни каланчи расположены четыре небольшие скульптуры – пожарные каски. Но если присмотреться, то можно заметить, что каски эти украшены двуглавыми орлами. А значит, место и им, и каланче, в нашей птичьей подборке.


Где они отныне и размещаются.

Дача в Сокольниках

Гу раз уж Сокольники рядом, то помиотрим на резных жар-птицы из Сокольников, точнее, с улицы Шумкина, дом 16, строение 1. Дом этот и сам по себе удивительный.

      Здесь в 1901–1902 годах архитектором В.А. Рудановским была построена деревянная дача, ансамбль из трёх деревянных домов, украшенных резьбой в русском стиле. Как пишут на oldmos.ru, изначально этот проект был разработан как дипломная работа архитектора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но в конце XX векаоставшиеся без присмотра дома разрушались, и в середине 1990-х годов одно из трёх строений было снесено. Позже два уцелевших здания были отреставрированы. К счастью, дома всё-таки остались и «выявленными объектами культурного наследия», и «исторически ценными градоформирующими объектами». Их поочерёдно арендовали различные организации, а в декабре 2011 года в усадьбе разместился её нынешний арендатор — фирма «Мосэкострой», за шесть минувших лет успевшая зарекомендовать себя в качестве заботливого хозяина. Ежегодно стены домов и внешний декор пропитываются специальным составом, в офисных помещениях и во дворе соблюдается режим повышенной противопожарной безопасности, вход на территорию усадьбы возможен лишь по специальному разрешению руководства организации. Дома существуют, они не исчезли, как многие другие памятники культуры, их берегут, а в архиве «Москомнаследия» так же бережно хранятся три огромных тома рекомендаций и технических указаний по восстановлению усадьбы в её первоначальном виде.Вот так он выглядел в 1991 году.
Дом обильно украшен пропильной сквозной резьбой. Оригинальный старый декор за время упадка дома был поражен грибком, поэтому при реставрации он был заменён, причём для копирования резьбы использовались первоначальные чертежи.

На щитах балкона, выступающего на фасаде дома, и сидят интересующие нас резные жар-птицы.

Очень красивый дом, только, к сожалению, вид на него портит здоровенный сплошной деревянный забор. Нет, я вполне понимаю желание "Мосэкостроя" иметь там ограду, но, кажется мне, решётка была бы уместнее.

Изразцы Тимирязевского музея

Ну и закончим сегодня разговор израсцами. Обратимся к Государственному биологическому музею им. К.А. Тимирязева на Малой Грузинской улице, 15, он же – бывший Музей русских древностей П.И. Щукина (собственно Тимирязевский музей разместился здесь в 1934 году). Музейный комплекс состоит из двух зданий конца XIX века из красного кирпича, построенных в новорусском стиле. Нас интересует более старое из них, стоящее в глубине двора (дом 15, строение 2).

Старый корпус музея был построен в 1892–1893 годах по проекту архитектора Б.В. Фрейденберга (главное, выходящее на улицу здание музея будет построено ещё через пять лет уже другими архитекторами, А. Эрихсоном и В.Н. Башкировым.
Под крышей старого корпуса музея разместился ряд одиночных изразцов, некоторые из которых несут изображения птиц, а пониже их, в кокошнике над окном, расположен медальон с птицей-Сирин.

Изразцы вделаны в стену достаточно высоко


Однако изразцы, с коронованным чёрным орлом и с оранжевым Сирином, оказываются родными братьями тех, что уже встречались нам на доме Игумнова, где их можно рассмотреть хорошо. Двуглавые орлы, похожие на сидящего здесь, тоже встречались на других домах (например, на здании Цветковской галереи.
А вот последний Сирин, с руками вместо крыльев, мне раньше не попадался. Но от птицы в нём осталось мало, и, не реши в своё время, что Сиринов всё-таки берем, включать в коллекцию я бы его не стала.
Ну а на круглом медальоне ниже образцов сидит совершенно классический Сирин, насколько я понимаю – лепной.

 Не совсем понятно только, почему на нём явно надет шутовской колпак с бубенчиками.
Кроме того, ещё один изразец с птицами нашёлся на стоящем рядом с музеем флигеле, построенном архитектором Ф.Н. Кольбе в 1904–1905 годах (дом 15, строение 3).
Флигель построен в том же стиле, что и основные музейные здания. Изначально в нём размещался музейный склад, а ныне обитает международный фонд "Демократия". Под карнизом флигеля тоже идёт ряд изразцов, и на крайнем левом изразце фасада можно обнаружить двух зверей и четырёх небольших птиц: двух петухов, курицу и двуглавого орла. Возможно, справа от двуглавого орла тоже была курица (изразец откровенно симметричный), но этот фрагмент изразца ныне обколот.

И на этом вновь найденные птицы на московских домах у меня опять закончились, и следующих надо уже искать. Наверняка где-нибудь ещё прячутся.
     

Картина дня

наверх