Продолжим наше знакомство с витражами Санкт-Петербурга. Стеклянные витражи - одно из главных украшений дореволюционных доходных домов Санкт-Петербурга. На город приходится более половины всех произведений витражного искусства страны.
В конце XIX века в стране начался строительный бум, без остановки возводились на улицах города доходные дома, важной частью которых стали парадные с лифтами с узорными решетками, фонарями у подножия лестницы, каминами с цветными изразцами и красочными витражами в окнах. Парадная в доме по адресу Ординарная, 10
Витражи были главным украшением парадной; они были геометрической формы, узорчатые, с росписью, в форме человеческих лиц и животных. Благодаря цветному декоративному стеклу, вставленному прямо в оконную раму, атмосфера в парадной оставалась яркой и солнечной даже в пасмурный день.
В 1990-е были предприняты попытки посчитать количество существующих в Петербурге витражей. По опубликованным данным было насчитано от 300 до 600 зданий в городе в конце ХХ века, которые имели витражи. Витражных окон было больше в разы, потому что в доходных домах разноцветные стекла украшали окна на каждом этаже парадной.Парадная в доме по адресу Каменноостровский, 54
Сегодня состояние дореволюционных ярких витражей удручает. Если прогуляться по историческим парадным, чаще всего можно встретить такую картину: витражи сохранились в целости только в верхней части окон, «глухой фрамуги», которая, по обыкновению, не открывается.Парадная в доме по адресу ул. Рузовская, 9
Целых окон с витражами осталось катастрофически мало: например, на всем Васильевском острове сохранилось лишь два полноценных витража, одно в церкви на Смоленском кладбище, второе – в особняке П.Я. Бекеля, занимаемым научным институтом.
Причин утраченной исторической красоты несколько: вандализм, обычное человеческое равнодушие, попытки осовременить здания и минимизировать "лишние нагромождения" капитальным ремонтом, а где-то наоборот, отсутствие ремонтных работ на протяжении столетий.
«С витражами, как все было 30 лет назад, когда я пришел в градозащиту, так и есть. Кто-то их демонтирует, кто-то их разрушает, и все это остается безнаказанным. Это наиболее беззащитная часть наследия городского, как мне кажется», - считает заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, Сергей Васильев.Некоторые витражи считаются аварийными из-за разбитых стекол и свисающих над головами прохожих осколков. Большую часть красочных стёкол с необыкновенными рисунками уже невозможно восстановить.Фото: voopik-spb.ru
Реставрация витражей - дело дорогое и долгое. Художникам приходится с точностью повторять иконографию, подбирать остекление, цвета, технику, а для этого необходимо провести кропотливую работу над восстановлением исторического облика витража. Обычно управление дома не желает заниматься подобными вещами, предпочитая вместо головоломки и вложения огромных денег поставить вместо витражей пластиковые окна. Как говорится, что бы не дуло и ладно.
Но иногда жители домов сами реставрируют витражи, чтобы сохранить в парадной своего дома настроение, которое создают витражи. Например, жители дома барона Фитингофа на Мойке, 100 вместе с художниками и студентами Академии Штиглица отреставрировали парадную, расписали медальоны, повесили стилизованную люстру и восстановили витраж, как я и писала в прошлой теме.Фото: fiesta.ru
В прошлом году инициативная группа создала проект "Витражи Петербурга: инвентаризация 2020". Кстати, большая часть фото взяты именно оттуда. Среди целей и задач проекта значится обследовать исторический массив города, произвести полный учет существующих витражей, узнать, какие объекты нуждаются в срочной реставрации и заявить об этом в КГИОП Петербурга.
Витражное искусство - одно из самых ярких течений в декоративном искусстве России 19-20 века. Витражи помогают зданиям Петербурга сохранять идентичность и историю, передавать атмосферу тепла и уюта в самый холодный и пасмурный день. Хочется верить, что историческое наследие Петербурга не исчезнет бесследно, а жители города не потеряют уникальность старинных парадных.
Отправимся на прогулку по некоторым старинным домам и рассмотрим наиболее красивые витражи, которые взирали на город ещё до революции.
Тем интереснее изучать уцелевшую лепнину, рассматривать витиеватые чугунные перила и следить за игрой света в сохранившихся витражах. Последних остаётся в городе всё меньше: они рассыпаются от старости без должного ухода, их закрашивают или меняют на безликие пластиковые окна. Поэтому важно беречь и хранить как исторический артефакт то, что осталось.
Дом Штрауса (2-я линия В. О., д. 9)
Четырёхэтажный дом в романо-готическом стиле появился на 2-й линии Васильевского острова в 1874 году. Архитекторы Шрётер и Китнер построили его для купца и почётного гражданина Вильгельма Штрауса. На фасаде ещё можно разглядеть каменные вензеля W и S — инициалы владельца дома.
Окна, выходящие во двор из парадных, украшены узорами в виде растений. Рисунок нанесли на стекло при помощи трафаретов в технике травления: на стекло наносят специальный раствор, который делает поверхность непрозрачной. Витраж в доме Штрауса — один из старейших примеров травления стёкол в Петербурге.Дом Штраусса
Гранит, керамика, заграничный облицовочный кирпич, кованые украшения — дом с изысканным декором построил в 1883 году архитектор Фёдор Пуншель для купца-углепромышленника Пауля Бекеля. Здание богато украсили и внутри: мраморная парадная лестница, просторные апартаменты с отоплением, которое тогда только появлялось в Петербурге. Свой дом купец сделал не только жильём, но и представительством для коммерческих компаний. Сегодня это здание занимает Государственный Гидрологический институт.Дом купца Бекеля
На лестнице между 1-м и 2-м этажами института установлен витраж с аллегорическим изображением женщины с факелом в руках и в развевающихся одеждах. Стекло с лавровым венком под ней — не оригинал, его воссоздали в 2004 году. Их обрамляет арка из ярких цветов, а вся композиция заключена в историческую металлическую раму. Витраж не имеет естественного освещения и подсвечивается лампами.
Ещё интересные стёкла можно найти на 2-м этаже. Например, дверь в приёмную украшена стеклом с травлением в виде цветочного узора.
Доходный дом Смирнова (2-я линия В. О., д. 29)
В прошлой теме я уже показывала частично витраж, а тут чуть побольше покажу. Яркие цветы розы и лилии, зелёные листья и алые ягоды всё ещё цветут на окнах в парадной доходного дома купца Смирнова 1906 года постройки.Дом Смирнова.
Мозаичные витражи состоят из цветного и бесцветного, гладкого и фактурного стёкол. Они сохранились в обеих парадных в окнах на межэтажных площадках. Большинство окон всё ещё в хорошем состоянии.Фрагмент фрамуги на 4-м этажеФрамуга на 3-м этажеФрагмент фрамуги на площадке 1-2 этажаФрагмент фрамуги на 4-м этажеОкно на межэтажной площадке 4-5 этажаПравая часть фрамуги окна 4-5 этажаЛевая часть фрамуги.
На межэтажной площадке 3-4-го этажа — розы в угловых верхних секциях, центральная часть утрачена.
Невская фабрика обоев Лихачёвой (3-я линия В. О., д. 52, корп. 1)
Витражи этого дома встречают нас уже во фрамуге над парадной дверью. Правда, это не оригинал, а точная копия, сделанная в XXI веке, как и все витражи этого дома.Фото волонтёров проекта «Витражи Санкт-Петербурга»
Современные яркие копии витражных окон находятся на площадках между 1-м и 2-м, а также 2-м и 3-м этажами. В конструкциях сохранили исторические фрагменты начала XX века.
В советское время здесь также действовал завод, затем обувная фабрика. В 90-х в доме открыли обувное предприятие «Альба», а через несколько лет здание стало жилым.
Особняк и контора Форостовского (4-я линия В. О., д. 9)
На витражи этого дома можно любоваться и с улицы. Фигурное остекление окон разработал архитектор Карл Шмидт и зафиксировал в проекте 1901 года. Большая часть витражей дожила до наших дней. Вторую жизнь им подарили в 2012 году, когда оконные заполнения отреставрировали, а недостающие элементы воссоздали по образцу оригинальных.
Витражи находятся во фрамуге над парадной дверью, в окнах 1-го и 2-го этажей, в эркерах, в боковых окнах. Большинство стёкол фацетные, то есть фигурно срезанные (гранёные).Особняк и контора Форостовского
Доходный дом Большакова (7-я линия В.О., д. 26)
Витражи в этом доме купца Большакова спрятались в обеих центральных парадных на последних этажах. Там находятся по два окна с интересными фрагментами — роспись в виде жёлтых ромбов и листьев на фактурном стекле.
Сегодня витражи находятся не в лучшем состоянии: некоторые стёкла потрескались, видны пятна краски и извёстки. Реставрировать уникальные окна не спешат.Дом Большакова
Особняк Паллизена (Дом Общества деятелей художественной литературы, 11-я линия В. О., д. 18)
Изысканностью интерьеров отличался дом семьи купца Ивана Паллизена, построенный в 1872 году архитектором Вильгельмом Лангвагеном. Танцевальный зал был выполнен в стиле итальянского ренессанса, гостиная — дань эпохе Людовика XVI, столовую украсили в русском стиле, а приёмную — в романском.
В XX веке дом капитально перестроили, со стороны двора появился 3-й этаж. Последний владелец — купец Моисей Гинзбург — в 1918 году передал здание Обществу деятелей литературы, которое сдавало здесь квартиры писателям. Некоторое время в доме жили поэт Владимир Воинов и писатель Александр Грин. Сегодня здание занимает Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ.Особняк Паллизена
Привет из прошлых веков в особняке нам шлёт витражная фрамуга над дверью на 2-м этаже из цветного и фактурного стекла. Композиция напоминает крупный цветок, обвитый зелёными лентами с красно-жёлтыми медальонами. Интересен и световой потолок. Фактурное стекло рассеивает свет над лестницей.
Доходный дом Борхова (19-я линия В. О., д. 14, Большой просп. В. О., д. 54)
Хотите немного нуара? Приходите в парадную бывшего доходного дома Борхова (1911—1912 годы). Главную и чёрную лестницы в этом доме разделяют стеклянные перегородки. В некоторых (на 3-м и 4-м этажах) сохранились исторические матовые стёкла с росписью в виде крупных цветков василька с листьями.Дом Борхова
Доходный дом Франк (20-я линия В. О., д. 13)
Ещё одна парадная, в которой так и хочется снять сцену для детективного фильма, находится в доходном доме Паулины Франк (1904 год). Декоративное остекление разделяет парадную и чёрную лестницы в пролётах с первого по пятый этажи.
В оформлении использованы только бесцветные стёкла, прозрачные или фактурные. Интересен геометрический рисунок рамы, в который заключены стёкла. К сожалению, некоторые детали канули в Лету, а сохранившиеся покрыты уже знакомыми нам каплями коричневой краски.Доходный дом Франк
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (ул. Камская, д. 24, корп. 1)
Красивые витражи прячутся не только в парадных доходных домов. Интересную расстекловку можно найти даже в православных церквях.
Витраж с изображением Богоматери с младенцем Иисусом Христом на руках изначально находился в крестильне института акушерства и гинекологии имени Отта на Менделеевской линии. После Великой Отечественной войны витраж перенесли в церковь, а в 2007 году отреставрировали и поместили в главный алтарь. В нижнем углу справа можно найти подпись авторов витража: «М. Франкъ и Ко. Невск. пр. 38». Это «автограф» одной из самых известных витражных мастерских начала прошлого века.Смоленская церковь
Дальше в разбивку. Витражи и парадная дома Глазера. Пожалуй, одни из красивейших наборных витражей, которые я видела в доходных домах Петербурга. Разнообразие фактур и техник витражного стекла впечатляет! Опалесцентное стекло Тиффани во главе ансамбля.Доходный дом Строитель /ул. ЗахарьевскаяДоходный дом Строитель /ул. ЗахарьевскаяДоходный дом АО Строитель / ул. ЗахарьевскаяДоходный дом Шульгина / ул. ЗверинскаяВитраж последнего яруса в доходном доме купца Фролова. Второй ярус в доходом доме Василия Васильевича Серова.Фрагменты с яруса № 3Четвертый ярус в доходном доме Василия Васильевича Серова. В этом доме есть одна любопытная деталь, на пятом ярусе также сохранился витраж, но когда-то очень давно жильцы захватили часть лестницы и витраж стал украшать кухню их квартиры.Доходный дом Георгия Федоровича Ульянова. Единственные витражи с медальоном и гирляндами из лавровых листьев и цветков роз, сохранились на третьем ярусе дома.Витражи в доходном доме А.М. Гончарова и А.Я. Родионова. В первоначальном виде витражи занимали весь оконный проём, однако, на сегодняшний день уцелели только верхние фрамуги. Эта ситуация характерна для многих доходных домов, сохранность последних ярусов у витражей значительно выше. Почему так? - логично спросите вы, ответ как ни странно лежит на поверхности - верхние рамы не открываются, и соответственно, ими никто не хлопал, и было намного сложнее случайно повредить или разбить их. Лучшая сохранность витражей на верхних этажах, также легко объяснимаОдни из самых шикарных витражей Петербурга прячутся в доходном доме Копанова. Цветные стекла здесь уцелели на трех ярусах. Витраж первого яруса утрачен.Третий ярус в доходном доме купца Алексея Григорьевича Копанова. Все витражи в доме выполнены компанией "М.Франк и Ко”, которая в начале ХХ века являлась монополистом в стекольно-промышленном производстве Петербурга.Заключительный витраж на последнем ярусе в доходном доме купца Алексея Григорьевича Копанова. Собственный доходный дом гражданского инженера Виктора Михайловича Орлова. Лестница по Малодетскосельскому проспекту. Витражи в разной степени сохранности, уцелели на каждом этаже. Витраж в доходном доме Райбштейна Льва Захаровича. Купец 1 гильдии, владелец переплётной мастерской и фабрики железнодорожных билетов!Доходный дом Константина Христиановича Кельдаля. Дом входит в замечательный ансамбль модерна на Австрийской площади, созданный Василием Васильевичем Шаубом.Собственный доходный дом архитектора Александра Васильевича Кащенко. Витражи уцелели на всех этажах в двух фасадных парадныхВитражи в Доходном доме Н. И Штерна уцелели лишь в одной парадной,поверх стеклопакетов сохранены родные окна.В фасадной парадной с Столярного переулка витражи утрачены в 2008 году. Витраж из дома Александра Карловича Глазера.Предпоследний ярус в доме Александра Карловича Глазера.Витраж в Доходном доме Александра Карловича Глазера. В этом доме витражи сохранились на всех этажах и в довольно хорошем состоянии,В 2015 году витражи из доходного дома Гаригина были демонтированы в связи с заменой окон, но благодаря одному из жильцов дома они уцелели и спустя пару лет вернулись на свои места. Витраж в Доходном доме купца Штрауса.Ну, насколько получилось, я постаралась охватить все, что нашла.
https://www.picuki.com/tag/%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0...
https://kudago.com/spb/news/ostatki-byiloj-roskoshi-samyie/
https://www.picuki.com/tag/%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0...
https://zen.yandex.ru/media/redactorispeterburga/pochemu-iz-...
https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/3_%D0%BB%D0%B...
https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/2_%D0%BB%D0%B...
https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/2_%D0%BB%D0%B...
Свежие комментарии