На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Загадочный Репин — 16 интересных фактов

О Льве Толстом кто-то сказал однажды: «Толстой — это целый мир». С тем же правом мы можем сказать и о Репине — картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов. Но что мы знаем о самом художнике?

Ползая по сети набрала 16 весьма интересных фактов из жизни художника, раскрывающих внутренний мир Ильи Ефимовича, его образ жизни с самых разных сторон.

1. КАРТИНА РЕПИНА «ПРИПЛЫЛИ»

priplyliКартина Репина «Приплыли»

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.

2. «СЛИШКОМ МНОГО КРОВИ»

Репин И. «Иван Грозный убивает своего сына»

В январе 1913 года на одну их картин Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – было совершено настоящее вооруженное нападение. Иконописец Абрам Балашов бросился на нее с сапожным ножом с криками «Довольно крови, слишком много крови!» и нанес полотну три ранения. Картина сильно пострадала. Картину наклеили на новый холст, а еще живой Илья Репин сумел восстановить работу. Правда, по воспоминаниям попечителя музея Игоря Грабаря, художник был стар и для реставрации выбрал не те оттенки. Поэтому Грабарь счистил краску и восстановил картину самостоятельно. Восстановить полотно Репину помог его ученик – известный художник и реставратор Игорь Грабарь, который заполнил потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. Но это еще не все. Уже в наше время в 2018 году мужчина из числа последних посетителей нанес три удара металлической стойкой ограждения по застекленному полотну «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), в результате чего холст был прорван в трех местах на фигуре царевича.

«Картине нанесены серьезные повреждения. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. По счастливой случайности самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали», — говорится в сообщении Третьяковской галереи.  

Какое странное совпадение, снова три удара. В этот раз на холсте снова появились три прорехи от разбившегося стекла. А еще сильные повреждения получила оригинальная рама, которую заказывал сам Репин. Она была изготовлена из похожего на мел материла — левкаса. От удара хрупкий материал разлетелся на части. По предварительной информации, только первый этап реставрации обойдется в 10 миллионов рублей.

3. ДЕНЬГАМ ЗНАЛ СЧЕТ

Несмотря на то что он был вполне обеспеченным человеком, художник не позволял себе никаких значительных трат (словно предвидел, что умрет практически в нбедности). Так, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, старался приезжать в столицу спозаранок. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил: «Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!» При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал «сам Репин».

4. ПАМЯТНИК ЗА СВОЙ СЧЕТ.

А с другой стороны, несмотря на прижимистость, был и такой вот факт. Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский, которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер... Илья Ефимович Репин организовал сбор средств на надгробный памятник композитору. Деньги пожертвовали музыканты, художники, друзья и знакомые Мусоргского. Репин передал деньги, полученные от продажи Третьякову портрета Мусоргского. Римский-Корсаков пожертвовал гонорар Музыкального Театрального комитета. Проект надгробия разработали бесплатно скульптор Гинцбург и архитектор Богомолов. На лицевой стороне памятника — окруженный лавровой и дубовой ветвями горельефный портрет композитора, выполненный с единственного прижизненного портрета Мусоргского кисти Репина. Под портретом выбиты нотные строки (монолог Пимена из оперы «Борис Годунов»).

5. БЕГСТВО ИВАНА БУНИНА

Иван Алексеевич Бунин. Фото: Из собрания ГМИРЛИ имени В.И. Даля

В жестокую стужу Илья Ефимович заставлял всю семью спать вместе с ним на морозе — в том числе и малолетних детей. Для них сшили длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с открытыми окнами. «В холодной, — вспоминала его дочь, — спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».

Жена Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила всю семью и гостей каким-то отваром из трав. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясо, а потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь. Однажды Репин пригласил Ивана Бунина — чтобы написать портрет знаменитого писателя. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков.

Впоследствии он описал этот случай так: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

6. КАК МАЯКОВСКИЙ РЕПИНА РИСОВАЛ

В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина.

— Я напишу ваш портрет! — сказал великий художник, для любого это была большая честь.

— А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника. Один из рисунков особенно привлек внимание художника.

Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисунок вызвал жаркое одобрение художника.

— Какое сходство! И какой — не сердитесь на меня — реализм! — заключил Репин.

7. ЧТО ВЫ НАДЕЛАЛИ, МАЯКОВСКИЙ?

Несмотря творческую дружбу с Владимиром Маяковским, Репин так и не написал портрет поэта, хотя желал этого с первой встречи. Когда в назначенный час Маяковский явился к нему, Репин разочарованно вскрикнул: «Что вы наделали!.. О!» Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех «вдохновенных» волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческого облика и хотел запечатлеть. «Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…»

И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его: «Ничего, Илья Ефимович, вырастут!»

8. РЕПИН В РОЛИ ДВОРНИКА

Илья Репин в своей мастерской в "Пенатах"

5 февраля 1910 года в «Новом театре», в Петербурге, состоялся спектакль литераторов, играли комедию госпожи Нордман-Северовой (вторая жена И. Е. Репина) «Ласточка права», в которой в качестве актера выступил и сам знаменитый художник. Репин играл роль дворника — одного из людей народа, которого главная героиня пьесы — эмансипированная девушка, увлеченная идеями равенства и конституционализма, приглашает в гости на чашку чая в попытке преодолеть консерватизм своего жениха.

Вот что об этом писала газета «Русское слово»: на «спектакле литераторов» в Петербурге привлек к себе всеобщее внимание знаменитый передвижник И.Е.Репин своим гримом и своей игрой в роли дворника. Шла пьеса Северовой «Ласточка права». Публика устроила И.Е.Репину овацию.

9. РЕПИН+АЙВАЗОВСКИЙ=ПУШКИН

«Прощание Пушкина с морем» (1887) — эта картина была создана Репиным в сотрудничестве с И. К. Айвазовским. Считается, что Айвазовский знал свою слабость в портрете, и сам пригласил Репина написать Пушкина в совместной картине. Позднее Репин так отозвался о совместной работе: «Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку». Картина была написана в год 50-летия со дня гибели Пушкина, она хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге.

10. РЕПИН И МИСТИКА

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

А позже художник придумал оригинальный способ — придумал подвесную палитру и более не держал ее в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе «Пенаты».

11. БОГАТСТВО В ПРОСТОТЕ

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте.

Круглый год художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.

Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся в «Пенатах» 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.

Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды. На них неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский.

Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем и выжил он исключительно благодаря «репинским средам».

Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.

Место для собственной могилы Репин также выбирал сам. Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест. Впрочем, настоящий памятник себе Илья Ефимович создал еще при жизни, написав множество гениальных картин.

12. ПОХОРОНЕННЫЙ ПРИ ЖИЗНИ

На «Автопортрете за работой» (1915), находящемся в Национальной галереи Праги мы видим «танцующего» перед мольбертом Репина — несмотря на то, что перетруженная после «Запорожцев» правая рука уже стала сохнуть, врачи запретили ее напрягать, и Репин приспособился цеплять палитру к поясу и работать левой, радуясь жизни ровно такой, какая она есть. Сам Репин, по словам биографов, всегда, до последних дней «называл себя счастливчиком, не переставая благодарить Создателя». В апреле 1921 года, примерно тогда же, когда Репин получает финское удостоверение личности, в шведской прессе публикуются сообщения о его смерти. Другой бы впал в уныние и поверил в приметы, но Репин написал в письме: «Я... был похоронен; и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Как не радоваться! И эта радость дала мне идею картины. <...> Радость воскресшего хотелось мне изобразить».

13. МИСТИКА ПОРТРЕТОВ ХУДОЖНИКА

Сегодня не вызывает споров утверждение, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д'Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д'Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы
».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно. Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.
После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы.
В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.
Графиня Луиза Мерси д'Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.
В 1881 году научный мир отмечал 50-й юбилей врачебной практики Пирогова и устраивал торжества — приехали гости со всего мира... Репин, которого будоражила идея запечатлеть всех выдающихся личностей своей эпохи — причем из разных сфер, не только мира искусства, — был приглашен написать портрет хирурга. И именно в тот момент, когда он приступил к работе над холстом, ему и очень узкому кругу приближенных людей юбиляра открыли страшную новость: Пирогов серьезно болен. В начале года он обратил внимание на дискомфорт в области твердого неба; диагноз был неутешительным — рак. Репин писал портрет стремительно и уложился в четыре дня.

14. ПОДДЕЛКИ

Репин действительно был очень продуктивным творцом и оставил после себя сотни работ в разных жанрах. При этом его часто подделывали, даже при жизни, что, конечно, его очень расстраивало. Корней Чуковский описывал, что в усадьбе Репина «Пенаты» — излюбленном месте отдыха русской интеллигенции и богемы, стояла специальная «скамья зла». Художники и коллекционеры привозили картины якобы авторства Репина и гордо демонстрировали их художнику. Усевшись на «скамью зла», он ругался и на чем свет стоит критиковал привезенную мазню, под которой стояла «его» подпись. Товарищи смеялись и говорили: «Илья Ефимыч, вы ничего не понимаете в Репине!»

15. ПЕНАТЫ

Свои любимые «Пенаты» Репин завещал Академии художеств. Ему хотелось сохранить несколько комнат в их нетронутом виде. Оп мечтал также, чтобы и после его смерти «Пенаты» привлекали любителей искусств, художников, которые могли бы здесь работать. Когда в конце Великой Отечественной войны наши войска вернули Карельский перешеек, на месте дома Репина было пепелище, вокруг которого стояли опаленные деревья, парк поредел, пруды заросли, беседки исчезли...В 1944 году страна торжественно отметила столетие со дня рождения И. Е. Репина. Поселок Куоккала был назван именем художника, и правительство решило восстановить «Пенаты» как памятник русской культуры. Точных обмеров дома И. Е. Репина до войны сделано не было, поэтому восстановление велось по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям, созданным как при жизни художника, так и после его смерти. Возведение сруба было начато в январе 1959 года. 

«Пенаты» воссозданы в 1962 году. Такими они были в 1905—1914 годах, когда окончились основные строительные и парковые работы и дом-усадьба жил полнокровной жизнью, являясь местом, которое посещали многие выдающиеся люди России: М. Горький, В. В. Стасов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов, Н. А. Морозов и многие другие. Согласно последней воле Репина «Пенаты» переданы Академии художеств СССР и стали филиалом ее научно-исследовательского музея.Восстановление дома И. Е. Репина, 1960 

Основную часть экспозиции дома Репина занимают мемориальные комнаты: мастерская, кабинет, гостиная, столовая, прихожая. Эти комнаты восстановлены по сохранившимся фотографиям и обставлены подлинными вещами художника, которые удалось спасти в начале Великой Отечественной войны. Некоторые недостающие предметы воссозданы по фотографиям и чертежам. В комнатах находится более ста подлинных живописных и графических работ Репина, а также произведения его учеников — Ф. А. Малявина, И. И. Бродского, Б. М. Кустодиева, И. С. Куликова и других.

16. ПОСЛЕДНИЙ АВТОПОРТРЕТ

Автопортрет, 1920 год

Репин последние годы своей жизни провел в вынужденной изоляции, отрезанный от Родины. Территория, где находилась его любимая усадьба «Пенаты», после событий 1917 года отошла Финляндии. Все накопленные деньги на счетах в российских банках были потеряны. Связь с оставшимися в России дочерьми Репина так же стала прерывистой. Друзья и коллеги уговаривали Репина переехать обратно — теперь уже в СССР. Письма об этом ему писал лично Ворошилов по поручению самого Сталина. Но Репин так и не вернулся. У его дочерей, оставшихся в России, отобрали имущество за то, что они не могли заплатить налоги. Кто знает, как отнеслась бы к самому художнику новая власть? Зимой 1920 года Репин написал автопортрет — последнее большое и очень трагическое изображение самого себя. Эта картина — диалог Репина с самим собой: в полутемной комнате старик, одетый в зимнее пальто и шапку. Кто он и почему оказался в таком странном положении — в одиночестве и в холоде? Почему его некогда большой мир сузился до размеров этой темной комнатки? «Теперь это пустыня», — писал Репин про Куоккалу, дома которой обветшали и опустели.

По письмам 1920-х годов чувствуется, что Репин начал постепенно угасать: он пишет, что ему тяжело, что он стал форменным лентяем. Он умер, так и не вернувшись в Россию, в любимой усадьбе «Пенаты» в возрасте 86 лет. До последних дней он не выпускал кисти из рук.

Памятник Репину в Москве. Памятник знаменитому русскому художнику-живописцу Илье Ефимовичу Репину был установлен на Болотной площади в Москве в 1958 году. Место расположения памятника обусловлено не только близостью к Третьяковской галерее, где хранятся многие полотна великого художника, но и тем что Репин и Павел Третьяков были добрыми друзьями.

Картина дня

наверх