На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    К своему сожалению не видела его.Писатели, которые...
  • Nina Titova
    Есть спектакль "Лондонский треугольник" Герцен-Огарев-Тучкова.Писатели, которые...

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

Начать стоит, с отношений Славянских народов, к кошачьему племени. С которым у них было связано множество примет, поговорок, пословиц:

- «На мышку – и кошка зверь»;
- «Кот свернулся клубком – к морозу, спит пузом вверх – к теплой погоде, умывается в сторону входной двери – жди гостей»;
- «Жалеть молока – не видать кота»;
- «Кошка лапка мягка – до коготок востер»;
- «Кошка да баба – завсегда в избе, мужик да собака – завсегда во дворе»

А вот если кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребет лапами стену — к ветру, умывается — к приходу гостей, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку сулит.Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.  

Среди всех героев славянской мифологии кот Баюн может считаться самым загадочным. Встречается он в сказках нечасто, известно про него крайне мало и однозначно описать его как отрицательного или положительного героя нельзя.

Жил да был большой котище, назывался Кот Баюн -
Кто-то рыщет, кто-то свищет, кто-то честный, кто-то врун,
Ну а он - то враг, то лекарь, то рассказчик, то певец,
То угроза человеку, то почти второй отец.

Упоминание этого животного мы можем найти не только в фольклоре, но и у А.С. Пушкина — у классика он гуляет по цепи в Лукоморье и хоть не назван по имени, но легко узнаваем. «Идет на лево – песнь заводит, на право – сказку говорит…» - А.С. Пушкин, заимствовал образ ученого кота, из Славянской мифологии, в которой он упоминается вскользь, находится на вторых ролях. И вполне закономерно то, что со временем, его образ несколько исказился, приобрел новые, несвойственные ему черты. Найти его истинный облик, задача не совсем уж и легкая. Вот, только до того, как кот стал в Лукоморье сказки рассказывать, он был одним из самых опасных существ, с кем путники старались не встречаться.А вот версия происхождения кошек на земле : Странствовал когда-то Велес, покровитель животных , по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился  Велес, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.По преданиям кот Баюн жил в лесах, вдали от людей и не слишком любил гостей. Зверь сидел на железном столбе и когда видел приближающегося путника, начинал мурлыкать и заговаривать его. Усыпив бдительность человека, кот бросался на него, убивал и съедал.Из-за способности говорить мифического зверя и называли Баюн, от слова «баить» — болтать, разговаривать. Именно отсюда и пошло всем известное слово «убаюкивать» — усыплять, лишать бдительности. Несмотря на опасность, встречи с котом искали специально, ведь он мог излечить от хворей и даже подарить своим мурлыканьем вечную жизнь.

Поэтому кот Баюн был желанной добычей для царей, колдунов и ведьм, которые, чтобы не рисковать, отправляли на его поиски других. Зверь со стальными когтями и клыками издалека видел гостя и заводил свои разговоры за целую версту, поэтому застать его врасплох было нельзя.В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» главный герой Андрей-стрелок поймал Баюна благодаря трем железным колпакам. Кот имел привычку запрыгивать на голову своей жертве, но тут ему помешали три слоя металла. Пока зверь рвал когтями колпаки, Андрей сумел схватить его и пленить.Существует несколько сказаний, в которых Баюн упоминается в качестве помощника Бабы – Яги. Кот не только рассказывал своей хозяйке все новости, но и помогал вести хозяйство. Несмотря на репутацию хищного колдовского зверя, кот Баюн не был полностью отрицательным персонажем. Герои могли найти с ним общий язык и тогда он становился незаменимым помощником и даже спасителем.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью... Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.Но не во всех сказках кот Баюн выступает в роли злобного и жуткого персонажа вот например сказка из книги «Мифы русского народа» атором которой является  Георгий Науменко :

Смеркается. На улице становится темно и пустынно. По улице идёт Кот Баюн. На хвосте у него два узелка висят. На спине два котёнка сидят.Подходит он к дому, отворяет окно и подаёт котёнка. Девочка увидала, обрадовалась и говорит:– Какой котёнок хорошенький, пригоженький! Возьму его себе!Забрала девочка котёнка, легла спать. Кот Баюн доволен. Развязал один узелок, выпустил сон и дрёму на волю и мурлыкает:– Мурр-мурр-мурр, усни! Мурр-мурр-мурр, усни! Девочку сладкий сон стал одолевать. Дрёма на глаза накатилась. И видится ей, что она белочка с золотым орешком, с ветки на ветку прыгает. Чудится, что она рыбка – серебряная спинка, по морю-океану плывёт и корабли обгоняет. Снится, что она жаворонок, над полем летает, песенки распевает и солнышко крылышками достаёт. Идёт дальше Кот Баюн. Отворяет в другом доме окно. Подаёт котёнка. Мальчик увидал и говорит:– Не люблю котят! Мучить буду рад!Кот Баюн не дал ему котёнка. Мальчик лёг спать. Кот Баюн недоволен, напустил сон-угомон, мурлыкает:– Мурр-мурр, усни! Мурр-мурр, усни!

Мальчика сон стал одолевать, Угомон глаза закрывать. Видится мальчику, что он заяц и за ним волк гонится, вот-вот зубами схватит. Заяц споткнулся, через голову перевернулся, в голубя превратился и в небо полетел. Увидал голубя коршун, за ним погнался, так и хочет когтями вцепиться. Голубь в воду нырнул и превратился в карася. И в море поплыл. Увидала карася щука, пасть открыла, острые зубы показала, за ним погналась. Не хочется карасю от щуки смерть принимать. Выбросился он на берег и прямо к рыбаку в горшок попал. Рыбак увидал рыбу, поставил горшок на огонь и говорит:– Славная уха будет!Страшно и жутко стало мальчику, и он закричал:– Спасите! Я пропал!И тут проснулся, глаза открыл. Кот Баюн затворил окно и пошёл  дальше.

Конечно это сказка является современной интерпретацией этого персонажа, но  такой образ тоже имеет место быть .

История котов в Славянской мифологии, насчитывает не менее пяти тысяч лет, а это гораздо старше, чем история древнеегипетской культуры, и порой понять, кто в тандеме кошка-человек главный, не представляется возможным, ведь их отношения работают в обе стороны.

https://pitomci.temadnya.com/1899537115723860598/kratkaya-biografiya-kota-bayuna---samogo-neodnoznachnogo-skazochnogo-geroya/

https://seventopblog.wordpress.com/2017/11/03/%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D1%82-%D0%B1%D0%B0%D1%8E%D0%BD/

https://zen.yandex.ru/media/slava_bogam_i_predkam_nacha/kot-baiun-5d2ff3a5f2df2500ad9dcf72

http://bezvremenye.ru/viewtopic.php?id=1049

Картина дня

наверх