На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

Подробности о картине "Алёнушка"

В тихом переулке Замоскворечья стоит здание, украшенное старинным гербом города Москва. Это высеченный из белого камня всадник – Георгий Победоносец, разящий копьём змея. Внимательный взгляд уже силится разобрать славянскую вязь надписи, врезанной в белый камень фасада: “Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П. М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар городу Москва в 1892 году совместно с завещанным городу собранием С. М. Третьякова”.Своим существованием галерея обязана почётному гражданину города Москва Третьякову П. М. 

До семнадцатого года галерея была открыта для бесплатного посещения для гражданина любого сословия. После семнадцатого года галерея была национализирована, а коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев. В 1985 году Государственную картинную галерею на Крымском валу объединили с Третьяковской галерей, и образовался единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. В здании в Лаврушинском переулке разместили коллекция живописи с древнейших времён до 1910 годов, а на Крымском валу – искусство XX и XXI веков. Является крупнейшей сокровищницей русского изобразительного искусства. На 2018 год её экспозиция насчитывает более 180 тыс. предметов произведений живописи и скульптуры, графики и изделий из драгметаллов. Музей в Лаврушенском переулке  расположен в здании, построенном в 1906 году. Является объектом культурного наследия России федерального значения, и охраняется государством. Именно в Ларушенском переулке и находится интересующая нас картина."Алёнушка". Виктор Михайлович Васнецов. Годы создания 1880-1881.

Алёнушка на картине Васнецова сидит вроде бы на фоне обычного русского пейзажа, но все его детали усиливают гнетущее чувство: и осина – дерево, на котором, по преданию, повесился Иуда, и ели, в народных представлениях тесно связанные с похоронами, и рыжий цвет волос, по поверьям, сулил несчастье или указывал на связь с нечистой силой. Только ласточки, сидящие на ветке над девушкой,  берегут её от неверного шага.

Героиня картины Васнецова не была задумана, как сказочный персонаж. Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке». “Не помню точно, когда у меня зародилась “Алёнушка”, как будто она давно жила у меня в голове”, - вспоминал художник. Летом 1880 года, он, привлечённый творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырка, на этюды, и увидел в тех местах настоящую живую “Алёнушку”, трогательный типаж русской девушки. Прототипом для этой картины послужила реальная девушка.

Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова «Аленушка».Портрет В.Васнецова кисти Кузнецоыа, 1891 го и фото за работой.

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины «Аленушка» Васнецова следующая.

Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке».

Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.Первый эскиз 1880 годаВторой эскиз 1881 годТретий эскиз 1881 г.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова.

Виктор Михайлович работал над картиной до конца февраля 1881 года. На IX всероссийской выставке Товарищества передвижников картина была представлена впервые и называлась “Алёнушка (Дурочка)”. Некоторые критики удивлялись: почему же дурочка? “Лицо её не выражает психической болезни”, - недоумевал журналист “Московских ведомостей” Флёров Сергей В. “C характером идиотизма не совладал г. Васнецов”, язвил другой критик. У самого автора героиня вызывала тёплые чувства, так что данное художником название не могло быть ни диагнозом, ни насмешкой. Так что картина не сразу стала пользоваться успехом. Известный в определённых кругах искусствовед, сотрудник галереи на Якиманке Элеонора Пастон рассказывает: в народе дурочкАми (дУрочками) называли юродивых и нищих сироток, к которым относились не с презрением, а с жалостью и даже с некоторым пиететом, никогда их не обижали, так как считалось, что они ближе к Богу.

История картины Васнецова «Аленушка» включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы.

Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, «Аленушка» в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника.

Поскольку художник к тому моменту уже прославился картинами на сказочную тему, то и портрет деревенской девушки с подачи критиков вскоре начали ассоциировать с фольклорным сюжетом об Алёнушке и её братце Иванушке. Виктор Михайлович не стал возражать, ведь собирательный поэтичный образ русской души, который он хотел уловить, отражён и в народном творчестве. В 1900 году в художественном альбоме с его картинами “Алёнушку” подписали цитатой из сборника сказок Афанасьева А. Н. Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является именно эта картина. Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине.

Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова «Аленушка» полностью сосредоточена на образе девушки.

На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна. Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату.

1-ДЕВУШКА. “Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею”, - вспоминал Васнецов о простоволосой крестьянке, с которой писал “Алёнушку”. Некоторые черты лица героини художник, по его словам, “позаимствовал” у дочери своего друга Саввы Мамонтова, будущей “девочки с персиками”. Когда Виктор Михайлович работал над “Алёнушкой” девочке было пять-шесть лет.

2-ВОДОЁМ. Пруд и ельник написаны Васнецовым с натуры в Ахтырке. На картине нет ни одной сказочной детали, при этом пейзаж отражает настроение девушки, почти как в сказке, где вянут цветы, когда героиня заболевает. Художника, чьё детство прошло в деревне и чей брат был фольклористом, вдохновляли народные песни и присловья, в которых чувства людей перекликаются с явлениями природы. Водоёмы со стоячей водой, по поверьям, были мрачным и зловещим местом, там водилась нечисть: русалки и водяные.

3-КАМЕНЬ. На эскизах девушка сидела на траве, но в итоге художник посадил Алёнушку на камень, и не случайно. Гнетущее состояние, тоску и означает фразеологизм “камень на сердце”, и целый ряд фольклорных метафор; “Изныло моё сердечушко, изныло всё”, - слова народной песни из сборника, составленного братом художника.

4-ОСИНА. В народных представлениях имеет мрачную “репутацию”. Осина с дрожащими листьями и горькой корой, по словам, известной в некоторых кругах, фольклориста Татьяны Агапкиной, в народных песнях характеризуется, как “горькая, бессчастная, шатучая” и метафрически отождествляется с “человеком страдающим”.

5-ЕЛЬНИК. Ель в восточнославянском фольклоре мрачное дерево, связанное с похоронами (гроб часто делали из ели, могилы обкладывали еловыми ветками). Есть присловье: “В березняке веселиться, в ельнике - удавиться”. Тёмная стена за спиной девушки – подходящий для безрадостных раздумий.

6- ЛИСТЬЯ. Они уже начали желтеть и опадать с деревьев: наступает осень, печальная пора увядания природы.

7- ОДЕЖДА. Изорванные крестьянский сарафан и рубашка Алёнушки- свидетельство её бедности.

8-ВОЛОСЫ. Растрёпанные, неприбранные волосы – знак неблагополучия или горя (у мужчин ещё и не бритые щёки). На первых эскизах Алёнушка светло-русая, а на картине – рыжая. По народным приметам, такой цвет волос сулил несчастье или указывал на связь с нечистью, так что рыжий человек в деревне запросто мог стать изгоем.

9- ЛАСТОЧКИ. В славянском фольклоре эти птицы покровительствуют женщинам и девушкам, а также символизируют приход весны и надежду. Сидя над головой девушки, ласточки словно оберегают её от неверного шага.

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова — в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» не случайно основана на нем.

Хотя Васнецов не буквально следует сюжету — в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа.

Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.Васнецов Виктор Михайлович. (1848-1926)

В истории русского искусства Виктор Михайлович занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели: Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не ведомый мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой”.

Виктор Михайлович родился в далёком вятском селе Лопьял, в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Здесь, в глуши вятских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству. “Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их простоту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки. Заслушивался ещё на посиделках при свете и треске лучины” – так писал о своём детстве Васнецов. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств. В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м – поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок.

Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути , твёрдость в убеждениях и страстная любовь к родине – таков душевный склад Васнецова.

Сначала Виктор Михайлович писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербуржского люда. Но это был ещё не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.

1877- женился.

1878- был принят в Товарищество передвижных художников, перебрался в Москву и подружился с Саввой Мамонтовым и его семьёй.

В 1880 году появилась первая картина на исторический сюжет – “После побоища Игоря Святославича с половцами” по мотивам “Слова о полку Игореве”. Вслед за ней Виктор Михайлович пишет “Алёнушку”.

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской “Песне о вещем Олеге”), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского “Снегурочка”. Виктор Михайлович работал и как художник-монументалист: расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз “Каменный век”), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи (1900). По рисункам и проектам Виктора Михайловича в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду, etc

Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном ли искусстве, - он стремился возродить русское народное творчество.

1926- умер от паралича сердца. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. А подробности жизни и творчества можно прочитать тут: Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович

https://turizm.mirvokrugnas.com/1882020598629271957/progulki-po-tretyakovskoj-galeree-alyonushka/

https://gavrilin-dshi.ru/goroda/opisanie-kartiny-viktora-vasnetsova-alenushka-1881.html

Картина дня

наверх