На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

Духи домовые

Перейдем теперь к  домовым духам, поскольку в домах по верованиям славян селились не только чисто Домовые.

ДОМОВЫЕ ДУХИ — неперсонифицированные божества (духи) мест обитания. Количественно очень многочисленны. Представления о них возникли значительно раньше, чем были созданы образы богов, получивших имена собственные, и явились следствием одушевления всего и всея, следствием объяснения всего по образу и подобию своему. Подобно человеку, они наделены добрыми или злыми чертами, подобно же человеку творят злые или добрые дела.
duxi-lesnye-domovye
Добрые домовые духи представлены большим числом берегинь, помогавших человеку в его делах, оберегавших его самого, его благополучие и покой (домовой охраняет добро хозяина и заботится о его приумножении, дрёма  навевает мирный сон, дающий отдохновение и душе и телу, баюнок способствуя этому, нашептывает добрые сказки и т. п.).

Злые домовые духи представлены упырями прокуджами, кикиморами и т.п. злыднями, стремящимися навредить человеку. Общения с ними следовало всячески избегать, следовало стараться даже не упоминать их имена. По возможности их надо было задабривать, используя определенные обряды. К добрым домовым духам тоже следовало относиться с добром, не обижать их, чтобы не вызвать своими действиями неодобрения с их стороны и не лишиться их благорасположения.В словаре известного этнолога и собирателя фольклора И. В. Даля (почётного академика Петербургской академии наук) написано: «Есть домовой сараяшник, конюшник, баенник и женский банный волосатка; всё это нежить, жильцы стихийные, куда причисляют полевого, лешаго, кикимору, русалок и водяного: но последний всех злее, и его нередко зовут нечистым». О них мы уже говорили.

Вы, наверное, заметили, что в этом описании нет даже тени сомнения в реальном существовании сверхъестественных созданий. Знания о домовых духах родились в нереально далёком времени и живут рядом с человеком и поныне. Начнем с Банника.Банник — одна из разновидностей домового, дух бани. Поселяется и обитает, как правило под банным полком или за каменкой, но может жить и в вениках, заготовленных на зиму, еще не бывших в употреблении. Он боится горячего пара, а в нетопленой бане обитает всегда.Не любит банник рожениц — им ходить в баню противопоказано, по крайней мере их нельзя оставлять в бане одних. Не любит, если приходят в баню мыться после полуночи: сам в это время вместе с чертями да лешими моется. Моется он четвертым паром, поэтому люди в четвертую очередь ходить в баню не любят: банник может и кипятком плеснуть. Если уж подобное случится, то от банника надо уходить задом наперед. Не любит он, когда пьяные парятся — может усыпить и запарить.

Представляется Банник в виде маленького голого человечка, голого старичка с толстыми, длинными губами и красноватыми глазами, грязного, облепленного листьями веника. Банник в женском облике — это голая, страшная старуха Банниха.

Чтобы добиться расположения банника, ему приносят кусок черного хлеба, круто посыпанный солью, и оставляют на полке ведро воды и веник. При выходе из бани банника благодарят словами: «Спасибо те, байнушко, на парной байнечке».

Банник — дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.В других местах банника представляли черным здоровенным мужиком, всегда босым, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами. Живет он в бане за печкой или под полком. Однако некоторые —поверья рисуют банника в виде собаки, кошки, белого зайчика и даже конской головы.

Любимое занятие банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся.Банник — злобный дух, он очень опасен, особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Ему ничего не стоит запарить человека до смерти, содрать с живого кожу, задавить его, задушить, затащить под горячую каменку, затолкать в бочку из-под воды, не дать ему выйти из бани. Об этом рассказывают довольно страшные былички.«Было это в одной деревне. Женщина одна пошла в баню. Ну а потом оттуда — раз — и выбегает голая. Выбегает вся в крови. Прибежала домой, отец ей: что, мол, случилось? Она ни слова не может сказать. Пока водой ее отпаивали… отец в баню забежал. Ну, ждут час, два, три — нету Забегают в баню — там его шкура на каменке натянута, а сто самого нету Это банник! Отец-то с ружьем побежал, раза два успел выстрелить. Ну, а видно, рассердил банника шибко… И шкура, говорят, так натянута на каменке…»«Так вот нам старики говорили: „Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит". Вот такой случай был. Один мужик мылся, а другой ему говорит: „Ну чего ты там, скоро или нет?" — Раза три спросил. А потом из бани голос-то: „Нет, я еще его обдираю только!"

Ну он сразу побоялся, а потом открыл дверь-то, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Его банник в эту щель протащил. Такая теснота, что голова сплющена. Ну, вытащили его, а ободрать-то его банник не успел».

Банник может принимать весьма неожиданные образы — проезжего человека, старика, женщины, белой коровы, косматых людей. Бани вообще считались нечистыми сооружениями. В них не бывает икон и не делают крестов, зато часто гадают. В баню не ходят с крестом и поясом, они снимаются и оставляются в доме (то же делают женщины при мытье полов). Все, из чего моются, — тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях — считается нечистым. Нельзя пить воду в бане и из рукомойника, а последней даже споласкивать посуду.

Чтоб задобрить банника, ему оставляют, как уже сказано, кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы банник не вредил совсем, берут черную курицу, душат и закапывают под порогом бани.

Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха — лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живет под полком.

Другой вариант женщины-банника — Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. О ней будет ниже.

Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснется мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница.

Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.

баюнокБаюнок — ночной сказочник, колыбельный песенник, нянчившийся с детьми, укладывавший их спать и хранивший их сон. Одна из разновидностей домового духа, берегиня, охранявшая покой в доме. Баюнок, порой проявляющийся в виде кота, – дух, который помогает уснуть, и хранит здоровый, крепкий сон. Как будто он напевает колыбельную, которую никто не слышит. Но она действует.

Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять») В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги.Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав  кота, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка

Баюнок же напевает колыбельную, так тихо что ее вроде никому и не слышно, а уснут все спокойным сном. Коток-Баюнок - это вам не Кот Баюн)

Ведогони — души, обитающие в телах людей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище. Каждый человек имеет своего ведогоня; когда он спит, ведогонь выходит из тела и охраняет принадлежащее ему имущество от воров, а его самого от нападения других ведогоней и от волшебных чар. Если ведогонь будет убит в драке, то человек или животное, которому он принадлежал, немедленно умирает во сне. Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его дрался с ведогонями врагов и был убит ими. У сербов — это души, которые своим полетом производят вихри.

Коргоруши (коловерши) — в восточнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего чёрной масти, с длинными пушистыми хвостами. У домового много забот, поэтому несколько коргорушей он всегда держит у себя на посылках, хотя любят они шалить и шкодить жадным хозяевам.

Они, согласно древним поверьям, следят за благополучием дома, могут воровать припасы и деньги у соседей — то есть у нерадивого соседского домового. И приносить их в дом. Так что хозяевам эти слуги домового активно помогают. Однако соседские коргоруши поступают таким же образом — и после прибытка в доме возникают неожиданные потери. Из-за этого «воровства по кругу» домовые ссорятся, и во время их разборок коргоруши бушуют вовсю: бьют посуду и переворачивают все в доме вверх дном, пока не уберется непрошеный гость, соседский домовой.

Древние славяне считали, что коргоруши могут защитить дом от нечистой силы.Иногда котейки могут пошалить: разбить чашку, разорвать занавеску, поточить коготки о деревянную мебель. Чтобы их утихомирить, наши предки знали одно верное средство: металлический колокольчик. Колокольного звона коты-духи боятся жутко и сразу прячутся. Считалось, что эти духи живут за печкой — поблизости от того места, где базируется сам домовой. Люди, видевшие коргорушей, уверяли, что от обычных черных котов они отличаются тем, что иногда ходят на задних лапах, прекрасно понимают человечий язык и сами разговаривают между собой. Вот только их язык человеку недоступен.

Кстати, появлением приметы, что черная кошка приносит несчастья, мы обязаны именно коргорушам. Люди в давние времена, увидев такого зверя, считали, что это соседский коргоруш. А от соседских — одни беды! А завести настоящего черного кота могли позволить себе только ведьмы.

Коргоруши таскали съестное и деньги для своих хозяев не только по своему почину, но и по их просьбе. В древности крестьяне, увидев, что сосед разбогател или урожай у него уродился больше, чем у других, могли сказать, проходя мимо его двора: «Мне такого добра — хоть толику!». И коргоруши бросались на помощь. И прибыток сваливался на голову завистника. Котов-духов просили защитить дом от нашествия соседских коргорушей, особенно весной. Именно тогда домовой выходил из дома, чтобы поговорить с овинником, банником, огородником, урожайником и прочими существами. Коргоруши обычно сопровождали домового, и хата оставалась открытой для нашествия соседских «котиков». Поэтому наши предки просили коргорушей, чтобы они оставались в доме и стерегли его.

Также в стародавние времена считалось, что грызунов в доме могут истреблять не только настоящие коты, но и коргоруши. Только вот последние мышей просто прогоняли из дома. А зачастую эти милые коты помогали убаюкать ребенка. Не случайно в старых колыбельных часто встречается образ кота. Считалось, что, хотя язык коргорушей непонятен взрослым, но его прекрасно «расшифровывают» дети. Что мурлыкали и бормотали помощники домового малышам в древности, мы сказать не можем, но старинные легенды свидетельствуют о том, что коргоруши были отличными няньками!

Если же из вашего дома утекают деньги, то, возможно, кто-то позавидовал вашему благосостоянию и навел порчу или наслал своих «котиков». Попросите своих коргорушей разобраться с этим. Вырежьте их изображение, наклейте на картон и повесьте в прихожей. Прочитайте заговор:

«Коргоруши-рушики, держите ушки на макушке. Порчу прогоняйте, чужих духов хвостами выметайте! Потери мои вернутся, и мне, и вам радостью обернутся! Быть сему!»

  На входной двери снаружи нарисуйте в правом нижнем углу черным маркером кошачью усатую мордочку — рисунок станет оберегом дома. Произнесите шепоток:

«Коргорушик, в оба гляди, дом стереги от вторжения злого, от глаза чужого да недоброго! Ты — мой оберег от потерь и бед!»

И перестаньте, наконец, плевать через левое плечо при виде черного кота! Постарайтесь отнестись к животному уважительно, проговорите про себя:

«Коргорушей брат, видеть тебя я рад(а)! Черный кот мне удачу принесет! Да будет так!»

Кутный — разновидность домового, дух различных углов, закутков, мест, отгороженных чем-то от остальной части дома: дух, например, придверных углов, полатей, отгороженной занавеской кровати и т.п.
Гуменник — дух-хранитель гумна, вариант домового-берегини. Если гуменник дружит с хозяином, то и гумно и зерно содержит в порядке. И зерна в этом гумне столько, что его хватает и хозяевам на весь год, да еще и на продажу полным-полно остается. Как хорошему хозяину не помочь! Иначе этого духа берегиню называли овинник.

Не любит гуменник, чтобы его ночами беспокоили, ночевали на гумне, особенно какие-либо чужие люди (представление, связанное с заботой о предотвращении опасности пожара, в результате которого можно было лишиться хлеба).

Гуменник — в славянских поверьях помощник домового — домовой дух - главный в гумне и сарае. Следит за скотиной, гривы любимым лошадям расчесывает, а так же любимым домашним животным — котам и собакам . Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила.

Не купи гумна, купи ума!

Русская народная поговорка

Гумно — место, где ставят хлеб в кладях (снопах) и где его молотят (от «Гу» — говядо и «мьн» — мять; «место, где с помощью скотины мяли зерно»). Место это может быть просто огороженным участком земли, а может представлять собой и специальное помещение (большое деревянное сооружение). Характерными приметами гумна как строения были низкие стены и высокая четырехскатная крыша. Гумно как участок земли состояло из двух частей: тока — места для обмолота зерна, и овина или риги (помимо того у белорусов бытовали названия «асець» и «еўня») — сооружения для сушки снопов. Иногда обмолот зерновых проводился вообще в специальном помещении — клуне. В общем, все это вместе — гумно. Венецианов. Гумно

В мифологическом сознании гумно теснейшим образом связано с ритуально-магическими практиками обеспечения урожая и достатка. Важнейшее место для крестьянина, живущего собранным собственными руками хлебом. Потому практически у каждого локуса на гумне был свой «хозяин»: гуменник (по-белорусски: гуменнiк), овинник и подовинник (в белорусской мифологии — асетнiк или еўнік), рижник или ригачник. По причине того, что у белорусов роль овина могла выполнять и пуня, к этому перечню гуменных духов можно отнести и пунника. Это у белорусов и русских.

Овинник (Гуменник, Подовинник) — самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калёными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь чёрный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живёт этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладёт руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснётся овинник, знать, за богатого пойдёт.У поляков же считалось, что на гумне может поселиться «злой» — черт, прилетающий с вихрем; тогда всех в доме ждут несчастья, потери, смерть… У южных славян гумно — место сбора преимущественно злых демонов: это крылатые змеи, вилы и особенно вештицы, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметенном» или «медном» гумне. Прилетев на гумно (голые, верхом на ткацких навоях), вештицы танцуют и договариваются, кому причинить зло. Перед полетом они мажутся чудодейственным составом и приговаривают: «Не на колючки, не на кусты, а на пустое гумно».В русской мифологии главным среди духов гумна-овина-клуни был, видимо, овинник.

За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком, за эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел.

Левкиевская Е. «Мифы русского народа»

Ледащий — дух соломы. Как и многие духи славянской мифологии, зимой ледащий спит. Просыпается только с приходом весны. В летнее время бодрствует и ждёт конца лета, чтобы забраться в свежую кучу соломы и уснуть. Никто его никогда не видел. Иногда только в жаркий полдень зашуршит кто-то в соломе, и послышится чей-то вздох.

Славянские духи и нежити. Длиннопост Мифология, Славяне, Длиннопост, Нежить, Поверья, ДемонологияЛизун. Один из многочисленных славянских домашних духов, он любит жировать - то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь.

Игоша — так называли младенчика, который погиб еще в утробе матери и родился мертвым. Это был плохой знак для всей семьи, но этого младенца можно было приучить быть защитником. Его нужно было почитать наравне с домовым: класть ему за столом ложку и ломоть хлеба, бросить в окно для него рукавицы и шапку. Если этого не сделать, игоша начнет всячески досаждать домочадцам.

Нички (ночки)— мифические существа женского рода, которые творят в избах различные беспорядки. Шалуньи, которые в ночное время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели.

Есть еще Щезник особый дух уносящий мелкие вещи. в отличие от обычного домового он их практически никогда не отдает. Предмет может исчезнуть "щезнуть" порою просто из воздуха, в процессе падения. По своей сути это не злой дух, даже если так и кажется. Он действует во благо хозяев в мгновение ока перемещая предмет в иной мир и тем меняя соотношение энергий.

Полазник — так в древности называли домашнего духа, который украдкой нашептывал домочадцам разные веселые пророчества. Полазник всегда добр, поэтому гадания в его честь веселые и забавные. Он приносил счастье в новом году. В него верят все славяне: и в Сербии, и в Белоруссии, и в Чехии, и в Болгарии. На Украине Полазником называют первого человека, посетившего дом в новом году. Если Полазник известен как удачливый человек, год будет счастливым. Если Полазник мужчина, родятся дети и животные мужского пола, женщина — женского. Это благодушный, добросклонный божок, который произносит благословения о размножении скота и здоровье людей.

Воструха — в древние времена исполнял обязанности, сходные с домовым. Живет рядом с человеком, в его жилище, чаще за печкой. Его главная задача — оберегать всё, что есть в доме. Ничего не упускает он из виду, не дает пропасть ничему. Особую роль он играет по отношению к молодым девушкам, честь которых он также старается оберегать, поскольку это тоже богатство дома.

Кикимора. Вредный дух в облике маленькой женщины, голова у которой с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора домашняя живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а также проказничает по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу). Считается женой домового. Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Но иногда на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет. Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до крещения. Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.

Кикиморы — духи тревожных, беспокойных снов и ночных мечтаний и привидений. Живут в домах, будучи посланными туда на определенное время из преисподней. Являются послами и служителями Вия (Ния).

Существовало также поверье, что кикиморы — это умершие некрещеные или проклятые матерями дети, которых колдуньи сажают кому-нибудь в дом (здесь уже очевидно влияние христианства), или женщины, унесенные еще в младенчестве чертями, воспитанные нечистью и посылаемые на некоторый срок на житье к людям. Считалось, что посадить в дом кикимор могут и плотники, если им не заплатили за их работу.Знают кикиморы все деревни, все поселочки, ведают про все грехи человеческие. Пробираются в избу незамеченные, поселяются за печкой неслышимо. Держат зло на уме на люд честной, замышляют выжить хозяев из дому. А к мужчинам настроены более враждебно, чем к женщинам. С теми и попрясть могут, только, правда, больше пряжи попутают.

По ночам кикиморы проказничают, беспокоят людей, шуршат в потемках, путают куделю и пряжу, гремят в печи вьюшками, воруют кур, выщипывают шерсть у овец — пакостят помалу. Вредят скоту и тем, что пересчитывают его, а считать-то умеют только до трех. Всегда недовольны тем, что есть. И печь-то не так сложена, и стол-то не там поставлен, и лавка не там сделана. Всегда готовы на все брюзжать и во всем людям мешать. Но все же кикиморы, по сравнению с домовыми, считались менее беспокойными. Днем они не только невидимы, но и неслышимы — тихо сидят за печкою.

Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.

Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

прокудыПрокуды — мелкие домовые духи, проказники, плуты, шельмы. Персонифицировали непослушание преимущественно детей, подростков и их умышленные проказы, умышленные злонамеренные, хулиганские действия.
Спехи — неперсонифицированные духи из числа берегинь, помогавшие, споспешествовавшие человеку в его делах, в достижении жизненного успеха. Спехи могли сопровождать человека всюду, но не каждого.

Где дела успешно шли, там и спехи были.

Сравните слова:
У-спехи
До-спехи

Упыри — вампиры, вурдалаки, умершие, но не упокоившиеся злые колдуны. Их тела в могилах не гниют. Ночами упыри выходят из могил, чтобы причинять людям зло. Могут появляться в том виде, в каком они жили на земле до своей смерти. Могут появляться в виде летучих мышей-нетопырей, в виде привидений. Стараются проникнуть ночью к людям, нападают на людей, высасывают у них кровь.

У них длинные ногти, которыми они впиваются в свою жертву, а сами они бледны, как снег. Но если в доме живет домовой, особенно добрый, то путь в дом этим врагам человека навсегда заказан.

Отличить, узнать упыря можно так же, как и любого другого оборотня: надо посмотреть на него через нож , и тогда увидишь его подлинную личину.упыриВ архаичных славянских верованиях немертвый (живой) мертвец — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их. Олицетворение злого и враждебного к человеку. По народным поверьям, упыри — блуждающие мертвецы, которые при жизни были оборотнями, колдунами или же были отлучены от церкви и преданы анафеме (еретики, богоотступники, некоторые преступники — такие как маньяки и т. д.). Согласно позднейшим поверьям, упырями становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (ребенка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочила черная кошка (черт); чаще — нечистый («заложный») покойник; самоубийца; умерший неестественной смертью, особенно колдун. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья. Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того чтобы умерший, не доживший «свой век», не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями. Ночью упыри встают из своих могил и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа ходят по земле. Благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы обязательно до крика третьих петухов. Упырь убивает людей и животных. Известны поверья о целых селениях упырей. Убить упыря, согласно по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом; если и это не помогало, то труп обычно сжигали.

Упырь приблизительно соответствует вампиру в европейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в литературной традиции, заложенной А. С. Пушкиным, впервые употребившим это название, однако еще в XIX веке в народном сознании персонажи эти четко дифференцировались.
Противоположность упырей в архаичной традиции — оберегающие человека берегини, олицетворение всего доброго. В некоторых преданиях говорится о древнем почитании славянами упырей. Специальным днем поминовения покойников у восточных славян считался Семик (праздник в честь бога Ярилы, проводившийся во время «зеленых святок», 4 июня).  В этот день обязательно поминали и всех безвременно скончавшихся родственников: некрещеных детей, девушек, умерших до вступления в брак. Кроме того, в Семик принимали особые меры против заложных покойников, способных, по преданию, нанести вред человеку. В их могилы забивали осиновые колья или острые металлические предметы. В Семик устраивали захоронения тех, кто по тем или иным причинам оставался непогребенным. Для них выкапывали общую могилу и хоронили с молебном и отпеванием.
Считалось, что иначе заложные покойники могут отомстить живущим, насылая на них различные бедствия: засуху, бурю, грозу или неурожай.

Злыдни — злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство — способность к превращению). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами.

Сербай — в белорусском и литовском фольклоре антропоморфное существо, персонификация голода и бедности, и в то же время воспитательный образ, призванный карать за небрежное отношение к хлебу:

Согласно поверьям, мифологическое существо, воплощавшее голод. Жители Браславского района считали, что для того, чтобы прогнать Сербая нужно сжать первый сноп и принести его в дом.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​

шишига, шишимораШишиги, Шишиморы — черти с волосами, торчащими шишом. Маленькие, пузатенькие, горбатенькие с кривыми суковатыми руками. Обитают дома в темных местах, в закутках, в мелких водоемах — в камышах. Днем отсыпаются, а ночами шуршат камышами, шуршат дома по темным углам, возятся — всё стараются напугать человека, да так, чтобы и у него волосы шишом встали. А шишимора не только шуршит-шебуршит, но и привидением показаться может (шишига, шиш — пусто, нет ничего, и мора — морока). Создает вид, что будто есть кто-то там, где нет никого, морочит людей, чтоб нагнать на них побольше страху. В иных толкованиях шишимора отождествляется с кикиморой.

Шиши́га — по славянской мифологии «маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками». «Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам». «В отличие от всем известного водяного, шишига  обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.»

«То же существо играет важную роль в мифологии коми. Живет в реке Кама и иногда выходит на берег…»: «Считалось, что иногда Шишига вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Увидевшему её предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига

Также в просторечии «шишигой» называют карточную игру 66 и грузовик ГАЗ-66 — от того, что «66» сливается в один звук. Применительно к грузовику это особенно интересно, учитывая что последний является внедорожником высокой проходимости с колесной формулой 4×4, используемым в вооруженных силах и в сельском хозяйстве, как правило, для болотных местностей.

Шишимора в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева — звуки прядения в доме предвещают беду); может выжить хозяев из дому; враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам. Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами — подызбицами, темнотой) Шишимора схожа с мокушей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Макоши.

Вроде всех собрала воедино. Но явно могла и упустить кого, но уже совсем по мелочи.

https://drevnerus.ru/gumennik/

https://drevnerus.ru/upyr-upyri/

https://pikabu.ru/story/slavyanskie_dukhi_i_nezhiti_dlinnopo...

https://drevnerus.ru/bannik/

https://drevnerus.ru/kutnyj/

https://drevnerus.ru/shishigi-shishimory/

https://drevnerus.ru/bayunok/

https://drevnerus.ru/prokudy/

https://drevnerus.ru/domovye-duxi/

https://drevnerus.ru/spexi/

Картина дня

наверх