На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 173 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Духи водные

Какие есть еще водные духи?
Царь морской.
Царь Морской.
Царя Морского, или повелителя морей можно по справедливости сравнить с Нептуном. Имя его встречается весьма часто в русских простонародных сказках, которые из древности еще до сих пор сохранились. Нептун имел своих Тритонов — так и нашему Царю Морскому были подвластны морские чудища.

Чудо Морское.
Под властью Царя Морского, о котором мы говорили несколько выше, было множество таких чуд. По всему вероятию заключать можно, что они подобны были морским чудовищам, Тритонам. Изображали их в самом страшном виде, и поныне еще сохранилась русская пословица, напоминающая о страшном виде cих морских богов.

Чудо морское. Русский лубок XVIII века.

Водяной и водяница —  о них мы подробно говорили в прошлый раз.

Болотняник — хозяин, дух болота. Родственник водяных и леших. Старик с седой бородой, с желтым лицом. Сам, как пузырь, надутый. В темной накидке бродит по берегам болота, старается заманить путников в болото, завести в трясину. Устраивает хитрые ловушки в виде ровной зеленой травки, которая, кажется, покрывает твердую землю. Или прикинется бревном, валежиной, на которые нельзя ступить — тут же провалишься в трясину. Идущих через болото пугает резкими, громкими вздохами-выдохами, хлюпанием, пусканием пузырей, причмокиванием, старается заставить их оступиться, шагнуть мимо тропы.болотняникБолотняник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы, или корягу, или бревно — так и манит ступить, а под ним — трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.В болоте у болотняника большой дом, в котором он и живет со своею женой болотницей. Их же называют хмырями болотными.

И тогда говорят в деревнях
Неизвестно откуда пришедшие
Колдуны и косматые ведьмы:
«Это шутит над вами болото.
Это манит вас тёмная сила».

А.А. БЛОК «Болото — глубокая впадина

Только молоком можно выманить к ненавистному человеческому жилью лесавок, болотников или мавок.

Александр Прозоров, Царская дыбаБолотняник — полноправный хозяин всех болот и топей, в коих живет вместе со своей женой болотницей и детками.  Как и все нечистые его ранга, любит издавать резкие звуки, пугая путников. Порой может обернуться странствующим иноком и завести заплутавших в лесу в самую трясину, где те и сгинут. Болотняник очень любит замаскировать топлое, гиблое место под надежный участок земли, кинув туда травы или корягу, а потом наблюдать за попавшей в ловушку жертвой, выпуская из болотной жижи пузыри воздуха.Жена болотняника — болотница, приходится родной сестрой русалкам и мавкам (о них ниже). День свой она обычно проводит, сидя на белоснежном цветке кувшинки, в котором прячет свои черные перепончатые ноги. Ведь в остальном она прекрасна и пленительна, чем и манит проходящих мимо людей. А потом накидывается на несчастного и душит того до смерти, утаскивая в топь.

Впрочем, некогда болотницу считали скорее духом, родственным бесихам и чертихам: в поверьях она иногда выступала как разновидность нечисти, по своему происхождению не имеющей никакого отношения к человеческому роду. Облик болотниц, как и облик русалок, отличался разнообразием, но в целом это были безобразные демонические существа, лохматые, черные, с большими отвислыми грудями, кривыми зубами, иногда — с хвостом, рожками, когтями и т. д.bolotnicaБытовали и другие представления: будто болотница бывает неописуемо прекрасна. Так, в былинах и рассказах ее, бывало, описывали как молодую бледнолицую девушку с зелеными или голубыми глазами, с волосами, всегда небрежно раскинутыми по плечам и убранными осокой и незабудками. Словом, необыкновенно красива.

Будто ходит она обычно обнаженной, а тело у нее тоже бледное, «в нем нет ни кровинки», почти прозрачное, полувоздушное и как бы светящееся, сияющее, оно «блестит и сквозит перед лучами месяца». Красоту болотницы, по народному убеждению, портят только ноги, так как они у нее гусиные, с перепонками. Или — по другой версии — лягушачьи, как у болотника.

Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить. Но стоит сделать к ней хоть шаг по болоту, как тут же коварная злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину. А иной раз она принимается звать к себе охотника или грибника — особенно если это мужчина, — обольщать, вечную любовь обещать или сокровища, на дне спрятанные.

И это не обман: считается, что болотник и болотница охраняют утопленные клады и сокровища от людского глаза. Болотница также способна обернуться рыбой, чтобы завлечь в трясину неосторожного рыбака или охотника. По ночам болотник и болотница зажигают яркие огни и ждут своих многочисленных родственников в гости.

Анчутка — злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных. В сказках он беспятый, потому что волк откусил ему пятку. Анчуткойславяне называли маленьких духов природы, имеющих злой и вредный характер. Ростом это существо достигает всего нескольких сантиметров. Тело Анчутки покрыто черной шерстью, а голова совершенно лысая. Типичным признаком духа является отсутствие пяток на ногах. Отсюда и второе его название – Беспятый.Анчутка – дух природы. Он может селиться в любых местах, но более всего предпочитает водоемы. Анчутка любит жить близко к людям, но ведет себя осторожно, избегая встреч с более крупными существами. Кроме них, врагами духа являются дикие звери.

Ичетик — злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу — посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяного взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).

Бродницы — духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.

Бродницы необычайно добры. Они защищают путников и детей от злых русалок и прочих лесных духов. Бродницы могут помочь даже злым людям.

В верованиях древних славян считалось, что жизнь существует не только на земле, но и в воде, и под водой. Что помимо людей и животных, землю населяет еще множество существ не видимых нам, или, искусно маскирующихся. Так и для водоемов (речек, озер) у славян были свои существа которые отвечали за тот или иной водный ресурс. Будь, то речка, озеро, пруд или брод. Часто, такие существа живут рядом с другими, тоже, водными, только отвечающими или выполняющими другую миссию.

И многие другие, как добрые так и злые. Одни из них как раз — Бродницы. Кто то считает бродниц духами воды, кто то сам видел и считает их вполне материальными. В «обязанности» бродниц входит создание бродов, их охрана, обеспечение порядка и чистоты брода. Судя по старинным приданиям и сказкам, бродницы относятся к добрым существам. Они, скажем, следят за маленькими детьми которые находятся вблизи их владений и предотвращают несчастные случаи, если ребенок заиграется и зайдет слишком глубоко вводу, либо отпугнут его от опасного места шумным всплеском воды. Помогали они так же и воинам, предупреждая о приближении врага, врагов же топили и всячески препятствовали переходу через реку или другую водную поверхность. По этому есть даже небольшое сказание:

«…Хоть сейчас готовы сделаться героями. Одна беда — нету нынче никакой войны.
— Как это нету? — рассердилась девица. — А ну, глядите!
Склонилась она к воде, взбаламутила ее белыми руками
— и увидали Полкан с Ревуном вражье войско, которое неуклонно подступало к границам их земель. Впереди бежал табун диких лошадей, а позади, скрываясь в пыльной завесе, мчались кровожадные степняки.
— Беда совсем близко, — сказала девица.
— Бегите, пока не поздно, надо старейшин предупредить. А я разрушу броды-переходы, вода разольется, хоть ненадолго, а задержит врага. Так вот кто это, поняли друзья. Водяная дева, бродница…»

Дана — славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» — «вода», «неня» — «мать» ) и осталось в названии многих рек (Днепр, «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

Русалки — берегини. Берегини — множественные неперсонифицированные божества — духи, хранители мест обитания и человека. Русалки (от слова «русый», что означало светлый, чистый), сказочные жительницы воды, обладающие вечной юностью и красотой и олицетворявшие стихийную, естественную силу воды. Если в языческом образе русалки доминировало светлое, чистое, то в православии русальная неделя называется «грязной» неделей, а самим им приписываются только отрицательные черты.«Русалка». 1992. Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).

«В языческом мире русалка имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы; при переходе же Руси из язычества к христианству она представляется тоскующей и злобствующей на человека».

«Согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне рек; старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. …Без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать Человека».Константин Маковский. Русалки.

Русалки — полуженщины-полурыбы. Изображались с красивым женским лицом и женским бюстом. Далее — рыбье туловище и рыбий хвост. По иным описаниям, напротив, Ничего рыбьего в их облике нет — это просто молодые, красивые, обнаженные или облаченные в белое, нередко с венком на голове девушки. Иногда они появляются в том виде, в каком их похоронили. У них русые, а иногда зеленые волосы, которые они любят расчесывать, сидя на берегу или раскачиваясь на ветвях деревьев в лунные летние ночи. При этом русалки прекрасно поют. Спят же они днем. Иван Крамской. Майская ночь

Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна.
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать
И зеленый, влажный волос
В нем сушить и отряхать.

Изображались русалки и в виде крылатых дев — птиц, в виде Сирен. Современный девочки, намотревшись фильмов, задумываются о том, как стать русалкой.rusalkaРусалки считались берегинями (оберегавшими, охранявшими) путешествующих по воде, молящих на воде бедствия, помогавшими им добраться до берега. Будучи связанными с водою, русалки считались и божествами орошения, содействовавшими повышению урожайности полей, орошающими их утренними туманами, росами и дождями.

В качестве оберегов нередко использовались различные мотивы, связанные с русалками и их изображением при вязании или вышивании, при резьбе по дереву. Образец домовой (корабельной) резьбы - "Русалка-берегиня".

Их часто изображали на карнизах, наличниках, на воротах и на прялках.Русальная неделя

Русалкам специально посвящалась так называемая русальная неделя — неделя, предшествующая дню Ивана Купалы. На всю эту неделю русалки из того мира перебирались на землю. Их в это время можно было видеть и на деревьях, и на перекрестках дорог, и на кладбищах. Пробирались они в дома, где раньше жили. Больше всего их якобы в это время находилось в цветущей ржи, которую они оберегали, способствовали ее цветению и плодородию: русалки бегали по ржи и, приговаривая «бух, бух, соломенный дух», хлопали в ладоши.

Это была праздничная неделя. Никакие полевые или огородные работы не велись — русалок следовало опасаться и надлежало выполнить целый сериал ритуальных действий, связанных с их пребыванием на земле.Женщины на ритуальных игрищах исполняли танец плодородия, изображая из себя русалок, размахивали распущенными рукавами. На кустах и деревьях развешивалась пряжа для русалок. Девушки плели венки, с песнями гурьбой шли к реке и бросали венни в воду — совершался обряд проводов русалки. Река считалась дорогой, по которой русалки возвращаются в последний день недели в иной мир.

В некоторых местах при проводах или изгнании русалок девушки выбирали «русалку» из своей среды. Избранную наряжали, украшали, обвесив множеством венков, выводили за село к реке или к кладбищу, срывали с нее венки, разбрасывали их и разбегались так, чтобы «русалка» не смогла догнать.rusalka-1По мере утверждения христианства русалкам все в большей мере стал придаваться вид водяной нежити, красивой и привлекательной лишь внешне нечисти (утопленницы, некрещеные девочки, потому и неупокоившиеся, девушки, особенно обручившиеся, но не успевшие выйти замуж), стремящейся причинить вред человеку: резвясь и играя, русалки стараются заманить человека к себе, защекотать его до смерти или затащить в Омут и утопить. Они жаждут любви, не успев получить ее при жизни.

«Русалка, защекотав мужчину, уносит его в свое жилище, где он оживает и делается ее мужем; окруженный невообразимой роскошью, он начинает там новую жизнь, непонятную для людей, живущих на земле. Пользуясь всевозможным довольством, этот человек ограничен только желанием хоть на мгновение оставить водяное царство».

Константин Васильев. Русалка.

Свадьбы русалок с утащенными ими мужчинами происходят в воробьиную ночь (ночь битвы небес ной силы с чародеями и разгулявшейся нечистой силой). В некоторых местах считалось, что в году бывает до трех воробьиных ночей, в других же, напротив, полагали, что она случается раз в шесть-семь лет. Связывали ее и с одной из ночей накануне Ивана Купалы, и с периодом созревания хлебов: гроза, ливень, град могли полностью лишить урожая. Иные относили ее на первое сентября по старому стилю.

Лобасты — русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой лобастой. Но есть и другая версия.

Лобасты (албасты, лопасты, лобосты) - по славянский поверьям это были злые русалки. Они селились по берегам рек, в камышах , они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух с отвисшими грудями.

«Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.). «Глядь, ан за ериком-то девка – знать лобаста – нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое» (Астр.).
Слово албаста, по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста – злой дух.
В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает.

Лобаста, лобоста, лопаста – несколько видоизмененное название той же «страшной» русалки. Однако в некоторых районах средней и нижней Волги (например, в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста – «величиной от неба до земли».

Тело ее – серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна.
«Страшная» албаста-лобоста, скорее всего, отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависит и жизнь и смерть человека.
Так, у татар албасты (албасти) – огромное, опасное существо. Издали албасты не более собаки, но, приближаясь к человеку, становится величиной со стог. Альбасти (альмасти) таджиков, как и албасты турков, – дух, опасный для родильниц и новорожденных. Албасты киргизов – злой дух рожениц. Однако, по поверьям, подобное существо не только опасно, но и необходимо для появления ребенка на свет.
Лобоста Астраханской и Саратовской губерний напоминает албасты татар и киргизов. Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных народов независимо друг от друга.
Длинноволосая, с огромными грудями русалка, именуемая албастой, очевидно, тоже связана с плодородием и деторождением, что, правда, почти не отражено в поверьях XIX-XX вв., где албаста чаще всего просто «появляется – исчезает» у воды.
Мифология.
Лобаста.

Лоскотуха, Лоскотка, особый вид русалок.
«Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По мнению Д.К.Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В  источниках, относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей» <3еленин, 191б>.
Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек (Чубинский, 1872).

Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с собой отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы. 
Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России. Хотя некоторые легенды утверждают, что не все лоскотухи негативно относятся к людям, очевидно, что лучше с этими существами не встречаться.

Легенды утверждают, что лоскотухи иногда просто из озорства могут насмерть защекотать человека. Отличить этот тип русалок можно по одной примете: их спина прозрачна и сквозь нее видны внутренние органы. Вероятнее всего, лоскотухами становятся утопленницы, но не самоубийцы. Этот вид русалок, так же как и предыдущий, боится чеснока, полыни, серебра и железа.

Особенно опасны для мужского пола мавки — озорные, шаловливые, некрещеные девочки-утопленницы. Они заманивают к себе мужчин и юношей, для чего предстают перед ними нагими и с распущенными волосами, прельщают мужчин своею доступностью и ласковостью. Но их жажда ласки столь велика, что ее надо очень опасаться, — заласкают до смерти. Мавки — злые духи, часто смертоносные. Само имя этих лесных русалок образовано от слова «навь» — покойницы. Они бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны их внутренние органы.Это название характерно для поверий южной, юго-западной (реже – центральной) России. Крестьяне Орловской губернии считали, что «дети, родившиеся мертвыми и некрещеные, превращаются в мавок (то же, что русалок) и что тоскующие души их... просят себе крещения». Стать мавками-русалками могли, по поверьям, и девушки-утопленницы.
Особенно Мавки любят при полном месяце появляться. Плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.
Вообще мавки красивые, какими при жизни никогда не были. Некоторые страхолюдины для этого специально топятся. Только красота эта у них обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и тогда можно увидеть позеленевшие, без воздуха легкие, небьющееся сердце. Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок. Шутки они любят, только это и спасти может.

В то же время имело место и изображение русалок-матерей с ребенком на руках. Существовали поверья о том, что русалки награждают тех, кто позаботится о их младенцах, и о том, что сами они иногда опекают детей, рожденных женщинами в полях, кормят их своей грудью.

Образ русалки находит довольно широкое применение в качестве сказочно-литературного персонажа.

«Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимися в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот она опрокинулась на спину, и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности. Вода в виде маленьких пузырьков, как бисер, обсыпала их. Она вся дрожит и смеется в воде…»

Я. В. Гоголь

Навка — это душа ребенка или девушки, ушедших из жизни не по своей воле. По преданиям, встреча с ней не несла ничего хорошего. Лишь в редких случаях мертвушка брала человека под опеку. Замыслы тех, кто хотел расположить ее к себе с помощью подарков, обычно легко разгадывались. В лучшем случае мифическое создание смеялось над хитрецом, в худшем — убивало его.

Навками называют разновидность мифических творений, которые существовали у некоторых славянских народностей. В зависимости от географического положения их отождествляли со злыми духами, которые способны на смертоубийство, либо с карпато-украинскими лесными паннами, либо с женскими духами гор.

Но чаще всего по ряду признаков Навок приравнивали к русалкам. Разные славянские народы называли Навку по-своему. У большинства вторым равным понятием было наименование «мавка». Кроме того, в Украине этих созданий звали майками, нявками, нейками, реже мертвушками. У болгар это были навы, либо навяки. На диалекте словинцев название звучало как навье или мавье.

Также в ходу были такие варианты, как малки и гречухи. Происхождение слова мавка/навка связывают с древним общеславянским понятием «навь», которое можно перевести как «смерть», «мертвец».

По другой теории термин появился благодаря глаголу «помавать», то есть «покачивать, кивать». Не менее распространенной является версия, связывающая название со словом «мяу», так как считалось, что мявка издает те же звуки, что и кошка.

Легенда о появлении первой мертвушки:Существует мнение о том, что первым созданием подобного вида стала Кострома. Это обрядовый персонаж в традиционной культуре русских крестьян. Предстает в виде молодой девушки в белых одеяниях и веточкой дуба в руках. Является сезонным героем проводов Весны.

Когда-то Кострома узнала, что ее муж Купала на самом деле приходится ей братом. От горя девушка прибежала к реке, бросилась в воду и утонула.

С тех пор ночами она скитается по берегу, и если увидит молодого мужчину, то зачаровывает его и утаскивает в омут. Только там навка понимает, что это не ее жених. Она отпускает парня, но к тому моменту он уже мертв. Эта легенда отождествляет навок с русалками, но в то же время обозначает между ними различия.

Так навка творит зло не специально, а впадая в транс при взгляде на молодого мужчину. Кроме этого, она очаровывает только юношей, тогда как русалки могут обратить внимание на стариков, детей и женщин.

Некоторые народности считали, что души тех детей, которые родились мертвыми или погибли некрещеными, скитаются по миру и просят для себя крещения. Их можно увидеть во время Семика (праздник в честь бога Ярилы, проводившийся во время «зеленых святок», 4 июня) — комплекса праздничных мероприятий, посвященных переходу от весны к лету.

Малыши в белом облачении бродят в полях, в лесу или по дорогам, преследуют людей и просят окрестить их. Те, кто слышит эти жалобы, должны произнести особые слова, тогда блуждающие души обретут покой. Такой обряд «крещения» действует только в течение 7 лет после смерти ребенка. Потом он обращается в навку.

Народная фантазия наделяла мертвушек внешностью девочек семилетнего возраста или юных дев. Одеты они были в белые длинные рубашки без пояса, прозрачные платья, а могли появиться перед прохожим в обнаженном виде.

Юные погибшие девушки представлялись людям высокими, стройными, зеленоглазыми, с белоснежной кожей. Иногда вместо ног у духа имелся серебристый хвост.

В древних верованиях навки обязательно обладали длинными волосами, обычно русыми, с зеленоватым оттенком. Свою шевелюру они заплетали в косы или оставляли распущенной, но обязательно украшали весенними цветами. Отличительной чертой внешности мертвых дев являлась красота, которой никогда не обладала земная девушка.

По верованиям гуцулов (горцев из Карпат) мертвушки обитают на земле только летом, с зимними холодами они поднимаются в горы, где живут в ямах и пещерах.

Мертвых дев чаще всего считали опасными и вредными созданиями. Согласно легендам они мстили живым людям за то, что те не смогли предотвратить их раннюю смерть, дали погибнуть некрещеными, лишив тем самым покоя и небесного царства. Свой нежный голос навки использовали, чтобы сбить путника с дороги, заманить в глушь, болото, гиблое место и там убить.

Другим любимым способом расправы являлась щекотка. Злобные духи могли защекотать человека насмерть. Также существа были способны оторвать прохожему голову.

Гуцульские народности считали, что навка часто приходила ночами в дом и сосала грудь спящих мужчины или женщины. Люди заболевали, начинали чахнуть и, в итоге, умирали.

По аналогии с русалками, навьи завлекали юношей, вступали с ними в связь, а потом убивали. Мертвая дева могла так зачаровать парня, что он выслеживал ее у водоема, крал одежду и заставлял выйти замуж. Но такой союз обычно заканчивался плачевно. Навка исчезала, а заколдованный мужчина умирал от тоски.

Бывало так, что мертвушка благоволила кому-либо. Этот человек становился удачливым, его дела шли в гору, а урожаи были богатыми. Дева могла указать ему место, где находится клад. Приходила на помощь, если подопечный тонул, помогала выбраться невредимым из воды.

Легенды говорят, что спастись от мертвушки можно, подарив ей гребешок. Мифические создания любят сидеть на берегу и перебирать свои локоны. Если отдать гребень, то они расчешут волосы и нырнут в реку, не тронув путника . Но саму расческу потом лучше выкинуть, иначе можно облысеть. Тех, кто пожадничал, навки могут замучить до смерти.

Кое-где считается, что откупаться следует чем-нибудь из одежды. Особо находчивые избегали смерти, отшучиваясь, так как навьи очень любят веселиться. Защититься от мертвых дев, согласно верованиям, можно с помощью чеснока, хрена, полыни, любистока, лука.

В других источниках говорится, что полынь и чеснок навье не страшны, так же как и железо. Легенды утверждают, что и серебро не оказывает на нее никакого действия.

Навка присутствует в мифах и легендах каждого народа, с помощью которых люди когда-то пытались объяснить жизненные процессы, выразить свое отношение к миру. Различные предания породили обилие мистических существ, дружественных или чуждых человеку. В славянской культуре, наряду с другими волшебными созданиями, присутствует дух, называемый навкой. Этот персонаж происходит из поверий Украины.

кто такая Ламия

Казытка В районах Белоруссии Лоскотух называли Казытками. Казытка (тоже, что и лоскотуха). Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России…

Мемозина - Водяной дух в облике женщины в славянской мифологии.

Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки" (Зеленин 1916). Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

Фараонки.
Фараонка, Фараон, Фараончик - в славянской мифологии - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом; русалка.
«А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: "Фараон, фараон", — и ушла в воду» (Волог.).
Фараоны, мифические полулюди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта).
В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже».

Обратились рыбами и оружие, кони воинов: «...а на конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст, ловят их и кожи в них снимают тело мечут, а в кожах перед ы и подошвы шьют; а воды те кожи не терпят») в сухоноско, на год станут» [Сказание о переходе Чермного моря по списку 1602 г.] (Черепанова, 1983).
Фараонки.

Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях, легендах «Переход библейско-книжного образа в сферу народных мифологических представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное" через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего. В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о ("войске фараоновом" полулюди-полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях; например, фараончики — «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул».
Иллюстрация Виктора Королькова "Болотницы" и "Морские девы".

"В ину пору корабль плывет, хоша по обнаковенной воде, но зато по сторонам-то его бесперечь выныривают чудовища: от головы до пояса человек, от пояса до ног — соминый плеск. Вынырнет это чудовище, встряхнет длинными волосами, индо брызги на версту летят, да закричит глухим хриплым голосом: „Фараон!" Это фараоновы воины, что за Мысеим гнались, да потонули. В ину пору эти самые чудовища, их тоже зовут фараонами, ухватятся за корабль ручищами, словно граблями, да спрашивают:
Когда Осподь с судом сойдет?" — „Завтра" иль-бо „Послезавтра"', - скажут с корабля, чтоб только отвязаться. Ну, и отстанут, а без того ни за что не отстанут, такие привязчивые, право. Им, вишь, узаконено жить в море до преставленья света. Тогда, вишь, их рассудят с царем фараоном: из-за него погибли и сделались получеловеками. Это море так и прозывается: фараонское море» (Железнов, 1910).

По рассказам жителей Смоленщины, фараоны - «египетские цыгане», по мановению жезла Моисея. Они похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде. Фараоны любят ненастье а в хорошую погоду интересуются «у своего фараона» - когда переменчивая погода. Его же они вопрошают и о конце света, ибо обречены существовать полурыбьем-получеловеческом обличье вплоть до Светопреставления. Фараонки опасны — они людоеды. Иногда их ловят и «показывают», содержа в чанах с водой (Добровольский, 1891).

Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос и дар пророчества, предвиденья.

https://drevnerus.ru/bolotnyanik/

https://drevnerus.ru/bolotnik/

https://drevnerus.ru/rusalki/

https://drevnerus.ru/lamiya-lamya-u-yuzhnyx-slavyan/

https://drevnerus.ru/loskotuxi/

https://m.ok.ru/group53347329704036/topic/151466916000612

https://66sean99.livejournal.com/109698.html

Картина дня

наверх