На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 180 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юлия Уханова
    Очень красивые парадные. БлагодарюПродолжаем знаком...
  • ВераВерная
    Поздравляю всех с Праздником! С Днём Победы!С праздником Победы
  • Светлана Митленко
    Вот с павлина они и списали своё "око"🤣Украшения от стар...

Московские улочки 8

В этот раз у нас будет разговор о трех улицах Москвы. Начнем, пожалуй, со знаменитой фразы: "Я. Я. Кемстка волост". 

А где они обитали, эти "представители-требователи"?Где требовали Кемску волостьЕсли вы идете от Тверской улицы по бульвару в сторону МХАТа, то пройдя его, обязательно увидите Шведский тупик, который тупиком-то почти никогда и не был, а до середины 50-х годов прошлого века назывался переулком.На карте

Он небольшой, всего 180 метров, и по-хорошему – это сквозной проезд. Почему же от шведский?

Свое «шведское» название он получил еще в XIX веке по расположенному здесь шведско-норвежскому подворью (посольству), а оно в свою очередь находилось здесь в 1618-1874 годах, с перерывами на русско-шведские войны (их в этот период было 5), когда подворье выводилось.

В 1617 году Россия и Швеция заключили Столбовский договор со шведским королем Густавом II Адольфом, определявший отношения двух стран на протяжении ста лет, до Северной войны (1700-1721 гг.). Тогда, как мы помним, для Швеции кончилось все не очень хорошо, а Россия стала империей. Шведы, как представители маленькой страны, к Ивану III не допускались, а должны были со своими делами обращаться к Новгородскому воеводе, который по положению своему был ровней шведскому королю.Где требовали Кемску волостьСогласно же договору XVII века шведским купцам было раздолье: «...и по государеву указу и по посольскому прошению дана им государева жалованная грамота, а велено свейским торговым людем, приезжая, на Москве и в Великом Новегороде и во Пскове торговати з государевыми с рускими гости и торговыми людьми повольною торговлею.

<...> торговые дворы имети». То есть они получили право иметь торговые ряды в Москве и Пскове и осуществлять торговлю.

В 1618 году в районе нынешнего Шведского тупика на «взято по государеву указу под свейский купецкой двор у Николы в Гнезникех место пустое гостиной сотни истоминское Мыльника поперег по улице 20 сажень с полусаженью <...> места по уличному поперечнику 24 сажени <...> И по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича <...> указу с истоминским дворовым местом вместе досмотреть и измерить, почистить по прежнему же в длину и поперег против<...> не пригородил ли тех мест хто к своим двором».

Это цитата, которую опубликовал замечательный московский краевед Сергей Романюк в книге «Из истории московских переулков».Церковь Николы в Гнездниках (Николая Чудотворца) находилась в соседнем Малом Гнездниковском переулке, 4. Ее снесли в 1930 году.

Как выглядело подворье – теперь уже представить трудно. Память о нём сохраняется в названии места и фрагментах архитектурного облика нашей Гимназии. Дипломатические отношения между Швецией и Московией были установлены в конце XV века, но только в 1617 году по подписанному договору эти отношения определились. Рисунок из труда Эрика Палмквиста „Наблюдения о России“, 1674 г. Прием шведского посла русским царем Алексеем Михайловичем. Государственный архив. Швеция.

Позже «свейский» двор получил более важное и благозвучное название - «посольский дом Его Королевского Величества шведского и норвежского короля».

А в 1874 году земля шведского подворья была обменена на землю, которая принадлежала Российской империи в Стокгольме, там находились «магазины, дарованные Королевским правительством, на основании древних трактатов, под склады товаров, приезжавших в Швецию Русских торговцев», пишет все тот же Сергей Романюк.

Так шведское подворье было окончательно выведено из тупика. Территория перешла в городское управление. Здание первого представительства Швеции в России не сохранилось, так что сегодня только название улицы - Шведский тупик напоминает горожанам о шведском прошлом этого кусочка Москвы.Где требовали Кемску волостьВ 1892 году на средства купца первой гильдии, мецената Александра Капцова (порядка 190 тысяч) в начале тупика было заложено и построено городское мужское начальное училище по проекту архитектора Дмитрия Чичагова, рассчитанное на обучение 200 мальчиков. Училище предназначалась для обучения детей из семей малоимущих москвичей - солдат, мещан, крестьян и получило имя в честь отца купца - Сергея Капцова.

В память о шведском подворье здание училища было выполнено в духе скандинавской архитектуры времени её расцвета, так называемого «стиля Христина IV», ярко воплотившегося в архитектуре датского замка Розенборг и в особенности торговой биржи в Копенгагене с характерной раскраской в два цвета — кирпича и белого камня — и с несколькими высокими фигурными фронтонами. Оно имело причудливые формы.

В 1896 году, после смерти матери купца Капцова Ксении, по проекту архитектора Максима Геппенера к зданию было пристроено помещение для женского отделения гимназии, рассчитанное на 300 девочек.

Оба училища были очень популярны в Москве, их любовно называли Капцовками и семья основателей вплоть до 1917 г. была их попечителем.Школа сегодня

В 1952 году бывшему училищу надстроили еще два этажа и изменили фасад, а здание женского училища имени К. Капцовой сохранилось в характерной отделке из красно- белого кирпича. Сейчас здесь располагается Школа № 1520 имени Капцовых.Где требовали Кемску волостьДо революции Шведский переулок упирался в участок, где стоял дом московского обер-полицмейстера. В советские годы он был снесен, и в 1972-1973 годы на месте дома было построено новое здание МХАТ, а переулок получил выход к Тверскому бульвару.Здесь же расположен дом №3 - один из самых дорогих домов Москвы, который был построен в 2002 году и где сегодня живет ряд министров и члены правительства. Это самое высокое здание тупика. Агентство Bloomberg однажды провело сравнение между известным Домом на набережной, где проживала элита сталинского времени, с «домом друзей Путина» в Шведском тупике в центре Москвы. Среди первых его жильцов называют Вагита Алекперова («ЛУКОЙЛ»), Алексея Кудрина (бывший министр финансов), Илью Клебанова (экс-полпред), Сергея Лаврова (министр иностранных дел), Сергея Приходько (вице-премьер), Леонида Реймана (экс-министр связи), Сергея Чемезова (госкорпорация «Ростех»), Игоря Сечина («Роснефть»), Николая Токарева (президент «Транснефти»), Константина Эрнста (Первый канал). В элитном доме, построенном по заказу Управделами президента, всего 45 квартир. На первом этаже здания - бар и бильярдная. В соответствии с описанием в квартирах 10 комнат, два камина и свой SPA с турецкой баней и финской сауной. В 2013 году здесь были выставлены на продажу самые дорогие квартиры в стране площадью 1 тыс. кв. м и 846 кв. м стоимостью $50 млн. и $42 млн.Где требовали Кемску волостьРаньше на этом месте находился шестиэтажный жилой дом ХIХ века с конторой на первом этаже. В середине 70-х годов дом выселили и начали долгий капитальный ремонт. Но дом рухнул, превратившись в груду кирпичей. Потом на этом месте долго был пустырь.

А вообще в тупике всего четыре дома, которые мы все уже перечислили.Где требовали Кемску волость

История Гнездниковских переулков

Два переулка в этом между улицами Большой Никитской и Тверской носят названия Большого и Малого Гнездниковских (название возникло в XVIII веке) от местности Гнездники. Большой и Малый Гнездниковские переулки расположены в Пресненском и Тверском районах Центрального округа Москвы.
Большой Гнездниковский переулок проходит между Тверской улицей и Леонтьевским переулком, Малый - между Тверской улицей и Шведским тупиком.
Протяженность Большого Гнездниковского переулка - 370 метров, Малого Гнездниковского - 320 метров.
Ближайшие станции метрополитена - «Тверская» и «Пушкинская».
В XVII веке здесь была построена церковь Николая Чудотворца в Гнездниках (фото выше), новое здание которой возвели в XVIII столетии.
Строительство каменных зданий в переулках началось в XVIII веке и продолжалось в течение XIX и начала XX столетий.На карте
 
В 1912 году в Большом Гнездниковском переулке был построен дом, который в течение более чем 20 лет считался самым высоким зданием Москвы. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.
Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы". 
В разное время в этом здании находились различные театры, в том числе театр-кабаре «Летучая мышь» и цыганский театр «Ромэн». Сейчас здесь размещается учебный театр Российской академии театрального искусства.Тверская и Тверской бульвар, 1930-е годы. Снос церкви Дмитрия Солунского, рядом виден дом Нирнзее. Памятник Пушкина еще не переставлен.

Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского. Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский, а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).
Происхождение слова Гнездниковский остается загадкой. Его прямо производили от птичьего гнезда, ибо тут якобы была роща, изобиловавшая ими. П. В. Сытин считал, что гнездниками назывались мастера, изготовлявшие дверные петли, но гораздо более вероятно, что гнездники делали стрелы, подсчет которых велся "гнездами". Стрел, конечно, было нужно значительно больше, чем дверных петель, и возможно, что эти ремесленники жили здесь немалым поселением. Некоторые исследователи считают, что гнездники занимались литейным делом. Это вызывает сомнение, ибо обычно производства, связанные с огнем, располагались подальше от густой жилой застройки и поближе к воде. До этого Большой Гнездниковский переулок именовался Урусовым и Исленьевым, а Малый - Шереметевским и Вадбольским. Все эти названия происходили от фамилий домовладельцев.

Большой Гнездниковский переулок - это и есть тот самый переулок, который М.А. Булгаков упоминает в романе, и именно этот переулок может через арку провести нас на Тверской бульвар - самую большую торговую улицу Москвы, на которой расположена станция метро Тверская и памятник Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837).Реальное место встречи Мастера и Маргариты: арка на пересечении Тверской улицы и Большого Гнездниковского переулкаНе случайно Гнездниковский переулок был выбран М.А. Булгаковым в качестве места для первой встречи Мастера и Маргариты. Именно здесь сам писатель познакомился со своей третьей женой Еленой Сергеевной Шиловской (1893-1970).Эту арку я очень хорошо знаю. Именно через нее я проходила, когда посещала по делам Минкультуры России. Адрес по Большому Гнездниковскому переулку.Справа видите голубое здание? Это городская усадьба Кондиковых - Орловых - Г.М. Лианозова, середина XVIII - ХХ вв., архитекторы И.П. Херодинов, Е.Ю Брокман. в 1918 году здесь распологался кинофотоотдел наркомпроса, в 1925-1932 гг. - всероссийское фотокинематографическое акционерное общество "Совкино" (с 1972 г.-Госкино СССР), где работали В.В.Маяковский, В.Я.Брюсов, А.С.Серафимович и другиеВ XVIII веке владение на углу Большого и Малого Гнездниковских переулков принадлежало купцу Кондикову. В начале следующего столетия хозяином усадьбы стали сыновья графа Фёдора Григорьевича Орлова, участника июньского переворота. Эта часть здания относится к Малому Гнездниковскому переулку.

В 1882 году усадьба была перестроена по заказу её нового владельца — российского промышленника армянского происхождения, мецената и общественного деятеля Георгия Мартыновича Лианозова. Автором проекта выступил архитектор И.П. Херодинов. Сын Лианозова — нефтепромышленник Сергей Георгиевич Лианозов стал последним хозяином усадьбы до революции.

Степан Георгиевич учредил фирму «Биохром» и вместе с Федором Шаляпигым и Марией Андреевой намеревался снимать фильмы. Мария Федоровна сообщала Горькому: «Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч двадцать предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернем из тех девяноста тысяч рублей, которые нам дает "Биохром"... Дело, как видишь, затеяно большое. Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да и не только в Москве, а во многих местах, обеспечена».

Дело, увы, не удалось. Но незадолго до революции особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму «Транс-Атлантик». С 1918 года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, позднее - Совкино, еще позднее - Министерстве кинематографии. В 1925 году особняк надстроили двумя этажами и тогда же появился странный герб. А символизировал он, что при советской власти кинематография принадлежит рабочим, а не интеллигенции. Это отчасти соответствовало истине, одно время министерством руководил некто И. Г. Большаков – он даже слова «кинематография» произнести не мог (выходило «кимография»). Зато этот министр вошел в литературу - однажды Самуил Маршак, тщетно прождав в его приемной несколько часов, ушел, оставив на прощание записку: «У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».Кстати, именно в этом доме был спасен фильм Григория Александрова «Весёлые ребята». Его хотели положить на полку чиновники, которые заключили, что Александров попросту подражает американским мюзиклам. Подражание, надо сказать, было очевидным, но вряд ли заметным для советских зрителей, которые американские мюзиклы в глаза не видели. К счастью для Александрова, с выводами своих чиновников не согласился тогдашний начальник управления кинематографии Борис Шумяцкий. Он показал картину Горькому, а тот рассказал о ней Сталину. В Кремле в то время своего кинозала не было, и Сталин приехал в особняк в Малом Гнездниковском. Рассказывают, что во время просмотра Сталин много смеялся, сказал, что отдохнул, как никогда, и что больше всех в картине ему понравилась Любовь Орлова. Разумеется, вопрос о полке был немедленно снят, фильм вышел на экраны и имел невероятный успех у зрителей. Ну это лирическое небольшое отступление.

Необходимо упомянуть по Большому Гнездниковскому дом № 3 — административно-жилой комплекс, 2008, архитекторы С. Ткаченко, Н. Рыбин, О. Дубровский, Л. Шевченко. Ранее на этом месте стоял памятник архитектуры (пусть даже региональный) — дом драматурга Тарновского, которого часто посещали М. С. Щепкин, Г. Н. Федотова, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн и другие выдающиеся деятели русской культуры. Дом был известен с 1738 года, усадебное здание XVIII — первой половины XIX веков было перестроено в 1890-е годы. В подвале и на уровне первого этажа сохранялись палаты XVII века.

В начале 2000-х дом Тарновского был признан объектом культурного наследия регионального значения и получил соответствующий охранный статус. В 2004 году мэрия выдала разрешение на проведение ремонтно-реставрационных работ, при исследовании структуры здания под объёмами XIX и XVIII веков были обнаружены следы каменных палат XVII века. Несмотря на широкий резонанс в СМИ и протесты архитектурной общественности, здание было разрушено. Согласно отзывам строителей-сотрудников фирмы «Меридж», «оно упало само». Дом №3/5 строение 3 по Большому Гнездниковскому (он же 5/3 по Малому Гнездниковскому) являлся памятником истории (№232), состоящим под государственной охраной». Вот фото особняка до сноса и когда оно "падает само". Хорошо так само падает... при помощи строительных кранов. А всего-то в 2-х шагах МХАТ расположен, обратите внимание на толщину кладки.  Упало само... как же! Просто понадобилось место для супер-пупер пристижного жилья. И что там памятники... они не помеха. Информационное пространство зачищено напрочь. Попробуйте отыскать эти фото.

На месте памятника культуры в 2008 году был возведён вот этот административно-жилой комплекс по проекту архитекторов Сергея Ткаченко, Н. Рыбина, О. Дубровского, Л. Шевченко.  Здание напоминает оригинал, однако значительно отличается стилистически, фасады частично сложены из кирпича оригинального строения.
№ 5 — участок, на котором стоял дом И. Н. Римского-Корсакова — памятник архитектуры XVIII — начала XIX веков. Снесён в начале 2000-х годов. Видимо тоже мешал.

Есть еще три-четыре старых доходных домов, но они не столь привлекательны, хотя пара из них получила статус памятников. Но мы уже видели, что значит памятники, когда очень хочется кому-то занять место!Угол Гнездниковского переулка. Фото конца XIX-начала XX века. Вдали видна церковь Николы в Гнездниках.

Гнездники имели свою приходскую церковь, которая стояла на месте левой части школьного здания в Большом Гнездниковском переулке (№ 4). Первоначально она была построена в 1629 г. , а в 1724 г. "по челобитью Никицкого сорока церкви Николая чудотворца, что в Гнездниках, попа Петра Юдина с прихожаны, велено им вместо ветхой каменной церкви на том же церковном месте построить вновь каменную ж церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы да в пределе Николая Чудотворца". В ней 2 октября 1893 г. отпевали жившего в приходе этой церкви Н. С. Зверева, известного музыкального педагога, у которого воспитывались многие известные впоследствии композиторы и исполнители, в частности, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и Михаил Пресман. Храм в Гнездниках

В середине 1930-х годов на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков, на месте бывшей церкви Николы в Гнездниках, началось строительство новой школы по одному из типовых проектов. Строительство завершилось в 1940 году.Школа № 135 на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков

Кстати, во дворе этой школы снимался один из эпизодов фильма «Летят журавли». О трагических событиях военных лет напоминает табличка, установленная на здании бывшей школы. Компактный четырехэтажный объем здания в данном случае в плане напоминает букву «Г» с засечками (штрихи на концах буквы). В результате ризалиты с потенциальными входами оказались разнесены на две улицы — Большой Гнездниковский переулок и Леонтьевский переулок. Но вход с Леонтьевского переулка функционировал как второстепенный.

Сегодня на месте храма – школьное здание – ныне Школа Экономики. Сохранился лишь дом причта и церковного старосты (дом по Леонтьевскому перулку) – 1900, архитектор Г. А. Кайзер. В 2016 году у здания появился новый хозяин, который отреставрировал здание, поскольку оноявляется объектом культурного наследия. До реставрации. После

Теперь пройдемся по Малому Гнездниковскому переулку. Сейчас Малый Гнездниковский переулок почти не отличается по протяженности от Большого. Но до XVIII в. он был значительно длиннее, проходя почти до самой Большой Никитской улицы, сворачивая перед ней на Тверской бульвар. Теперь же переулок начинается от Шведского тупика. На карте

В Малом Гнездниковском переулке Левая сторона М. Гнездниковского занята новым зданием Московского Художественного театра,как я уже говорилда выше, на месте которого в XIX - начале XX в. был дом московского обер-полицмейстера, а потом градоначальства. МХАТ имени Горького 

В Малом Гнездниковском переулке В переулок выходили здания (№ 5/4) охранного отделения, которое разгромили в марте 1917 г. Ценнейшие архивы отделения были сожжены, может быть, не без участия самих полицейских, заметавших следы своей деятельности. «Во дворе охранного отделения был сложен грандиозный костер из разорванных бумаг и книг. Альбомы с фотографиями политических "преступников", всякие реестры и списки разрывались в клочья и тут же сбрасывались в огонь. Толпа не позволяла никому ничего брать. Та ненависть, что жила у народа к этому учреждению, нашла себе исход в этом буйном погроме". Ну а сам дом, каменные палаты XVII века, был ликвидирован совсем недавно – лет 20 назад.

В Малом Гнездниковском переулке На противоположном углу, внутри двора, огороженного литой чугунной решеткой, стоитВ Малом Гнездниковском переулке На противоположном углу, внутри двора, огороженного литой чугунной решеткой, стоит здание (№ 7), где находился комитет по кинематографии. Я о нем подролбно писала выше, поскольку само министерство числится по Большому Гнездниковскому (вот так запутать, сами видите по снимкам вкруговую) Центральная двухэтажная часть его осталась, возможно, от XVIII в. В начале следующего столетия дом принадлежал сыновьям одного из братьев Орловых, возведших на престол Екатерину II, Федора Орлова. В 1880 г. особняк перешел к московскому богачу Г. М. Лианозову и через два года был значительно переделан - изменился фасад и появились пристройки справа и слева (архитектор И. П. Херодинов). Это современная фотография из Яндекс карт. К старому зданию со стороны Большого Гнездниковского переулка пристроено новое (1969, архитекторы В. Уткин, Г. Уткина, О. Ловская). Здесь и ныне размещается Департамент кинематографии при Министерстве культуры РФ.

В Малом Гнездниковском переулке Под № 9 несколько зданий, тянущихся почти до Тверской. ПервыеВ Малом Гнездниковском переулке Под № 9 несколько зданий, тянущихся почти до Тверской. Первые два - трех- и двухэтажное - появились в 1874 г. (архитектор А. Е. Вебер, надстроено) и в 1895 г. (архитектор С. С. Эйбушитц). Они находятся на территории, выходящей и в Большой Гнездниковский переулок (№ 8). Это владение принадлежало с 1781 г. до начала XIX в. архитектору Е. С. Назарову, участвовавшему в создании таких сооружений, как Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), церковь на Лазаревском кладбище. современные фотографииЭто уже выход на Тверскую.

В Малом Гнездниковском переулке Пятиэтажное здание под тем же № 9 находится уже на Пятиэтажное здание под тем же № 9 находится уже на другом участке, где, выходя на Тверскую, стоял большой барский дом 1790 - 1795 гг. князя А. А. Прозоровского, московского генерал-губернатора, грубого солдафона и служаки, "прославившегося" ретивым преследованием Н. И. Новикова. В начале XIX в. этот дом еще принадлежал крупным дворянским фамилиям - Голицыным, Куракиным, но к середине века он переходит в другие руки, а в его роскошных залах устраиваются платные танцы, вечера, представления такого рода, о которых, например, сообщала одна из афиш: "Северный волшебник Жан Мартини будет давать большие индийские вечера под названием ДВА ЧАСА В ЗАБЛУЖДЕНИИ".  С переходом к подрядчику С. М. Малкиелю (ему принадлежал и дом напротив, где теперь гастроном № 1) он полностью перестраивается - исчезает колонный портик, делается новый декор (1873, архитектор В. А. Гартман). В 1880 г. в доме строится по проекту М. Н. Чичагова театральный зал, вход в который был с Малого Гнездниковского переулка. В нем до февраля 1882 г. стал давать спектакли первый московский частный театр под руководством актрисы А. А. Бренко, который назывался Театром близ памятника Пушкину, или просто Пушкинским. Театр этот, как и многие предприятия талантливой актрисы, но неудачливого антрепренера, просуществовал недолго. В 1891 г. театральный зал переделывается под жилые квартиры. Во время тотальной перестройки Тверской бывший дворец сломали и выстроили современное жилое здание (№ 15, 1939 - 1940, архитектор А. Г. Мордвинов).Вот как раз хорошо видно на картеВ Малом Гнездниковском переулке На другой стороне переулка в скромном доме № 10 вВ Малом Гнездниковском переулке На другой стороне переулка в скромном доме № 10 в в 1927 - 1939 гг. жил академик И. М. Губкин, имя которого прежде всего связано с освоением Второго Баку, обширного нефтеносного района между Волгой и Уралом.Губкин разрабатывал учение о генезисе и условиях формирования нефтяных месторождений. Он сыграл большую роль в организации высшего геологического образования в СССР. Аот все, пожалуй, что можно рассказать об этих переулках.

Картина дня

наверх