На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Yvan
    Вот так и создаются шедевры.История создания ...
  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    К своему сожалению не видела его.Писатели, которые...

Пословицы из глубины веков

Русский язык – очень образный, он вмещает в себя не только множество информации, но и яркие пословицы, не всегда понятные иностранцам фразеологизмы и крылатые фразы.
Некоторые старинные поговорки возникли не на пустом месте. Народ подмечал самые интересные факты и облачал их в слова. Ведь сразу и не разберешь, почему у кого-то семь пятниц на неделе, а кто-то дошел до ручки. Заодно можно узнать, почему на Руси использовали молоко при тушении пожаров, плевались репой и другие любопытные факты.
История возникновения большинства из них теряется в нашей истории, однако, если покопаться, то практически все поговорки имеют интересную историческую основу или объяснение.

«А у нас в Рязани – грибы с глазами. Их едят, они глядят»

Эта необычная пословица – вовсе не отсылка к фильмам ужасов. История ее относится к далекому XIV веку. В те времена жителям очень досаждали набеги воинов Орды. Рязань как раз находилась на излюбленном пути захватчиков, однако местные леса как будто сами помогали обнаружить вторгшихся иноземцев, их путь следопыты без труда находили по помятым грибам. Чтобы эта «система слежения» не давала сбоев, местным жителям под страхом смерти запретили собирать и топтать грибы. Поэтому боровики и мухоморы становились «глазастыми» - помогали проследить за передвижением врагов.Памятник «Глазастым грибам», установленный в Рязани

Удивительно, что при наличии всех современных средств связи и слежения, сегодня старинный «грибной дозор» также используется в приграничных районах, которые могут похвастаться лесными богатствами. Помогает он и при поиске пропавших в лесу людей. Учитывая исторические заслуги, в 2013 году в Рязани был установлен памятник «глазастым» грибам. Бронзовая семейка смотрит в разные стороны, охраняя покой и мир граждан.

«Филькина грамота»

Это выражение, означающее невежественную и безграмотную писанину, появилось в результате очень трагических событий. В XVI веке, в период правления Ивана IV, нашелся правдолюбец, который не боялся высказывать грозному царю свои мысли. Митрополит Московский и всея Руси Филипп II не только говорил всенародно о многочисленных преступлениях опричников, но и писал гневные разоблачительные письма. Именно эти документы Иван Грозный стал называть «филькиными грамотами».
Митрополит Филипп не побоялся выступить против Ивана Грозного и поплатился за это жизньюМитрополит Филипп не побоялся выступить против Ивана Грозного и поплатился за это жизнью

Конечно, долго подобную оппозицию российский монарх терпеть не стал. Опального митрополита лишили сана и сослали в тверской монастырь, где он был убит Малютой Скуратовым. Позднее мощи правдолюбца были перенесены в Москву, и он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. «Филькиными грамотами» еще несколько веков именовались документы, не имеющие юридической силы. Позднее это выражение стало крылатым, приобретя более отрицательный смысл.

«Сирота казанская»

Данный фразеологизм также возник во времена правления Ивана Грозного. Дело в том, что после взятия Казани царь проявил изрядное великодушие и политическую дальновидность. Вместо того, чтобы уничтожать князей захваченного города, он решил превратить их в союзников и осыпал милостями. Однако казанские ханы продолжали жаловаться на судьбу и забрасывали Москву челобитными с просьбами, где часто называли себя «сиротами». Русские бояре, которым от царя в качестве подарков чаще доставались дыбы, начали новых «коллег» с иронией называть «казанскими сиротами», а позднее его стали применять для всех прибедняющихся и желающих специально вызвать к себе жалость.Взятие Казани Иваном Грозным – важная веха в истории нашего государстваВзятие Казани Иваном Грозным – важная веха в истории нашего государства

«На обиженных воду возят»

Существует легенда, что появилось это выражение благодаря Петру I. В те времена о городских водопроводах если и слышали, то далеко не везде, поэтому доставкой питьевой воды в города чаще всего занимались водовозы. Это была достаточно престижная профессия. Мужики с телегами, запряженными лошадьми, на которых были установлены огромные бочки, набирали воду и привозили ее горожанам. Памятник водовозу в Казани.
Организовывалась эта доставка централизованно, и оплата возчикам поступала из казны. Жители получали воду бесплатно или очень недорого. Однако некоторые жадные водовозы начали требовать за воду плату, нещадно завышая ее. Когда сведения об этом дошли до Петра, он поступил в своем духе – приказал уличенных в подобном мошенничестве мужиков впрягать в телеги, чтобы они возили воду «на своем горбу». Разумеется, водовозы остались очень обижены на царя.
Памятник «Петербургский водовоз»
Памятник «Петербургский водовоз».

«На лбу написано»

Этот фразеологизм, как и многие другие, пришедшие к нам из далекой старины, имел изначально гораздо более страшный смысл и означал не просто человека, не умеющего сдерживать эмоции. Традиция ставить преступникам метки на заметных местах тела, чаще всего на лице, появилась еще в Древнем Риме. Например, клеветникам там выжигали на лбу букву «С» (лат. calumniare - клевета). Позднее этот способ переняли у нас. Так, в XVII веке участников медного бунта клеймили буквой «Б» на щеке, а в 1746 году вышел указ Елизаветы Петровны о том, что преступников необходимо клеймить и оставлять им метки на лбу. Действовала эта мера больше 100 лет и была отменена только в середине XIX, так что выражение закрепилось в нашем языке.
Публичная казнь в старину часто заключалась в клеймении преступника
Публичная казнь в старину часто заключалась в клеймении преступника

«Плохому танцору и яйца мешают»

На счет этой поговорки единого мнения нет, но существует версия, которая выглядит весьма убедительно и, что не маловажно, прилично. Яйца в данном случае подразумеваются куриные. В Европе в старину существовала традиция «Яичного танца» - «Eiertanz». Это странное действие появилось в XVI–XVII веках в Нидерландах, а позднее распространилось по разным странам. Его можно увидеть на полотнах известных художников -Артсена, Брейгеля, Ван Остаде, Сафтлевена. На всех них изображены люди, которые танцуют среди разложенных на полу яиц.
Питер Артсен, «Яичный танец»
Питер Артсен, «Яичный танец»

«Миньона завязала себе глаза, подала знак и, словно заведенный механизм, начала двигаться под музыку, подчеркивая кастаньетами такт и напев. Ловко, легко, быстро и четко выполняла она танцевальные па. Так смело и решительно вонзалась носком между яйцами и рядом с ними, что, казалось, вот-вот она либо раздавит одно, либо в стремительном повороте отшвырнет другое. Но нет! Она не задели ни одного». Гёте, «Годы учения Вильгельма Мейстера»

Понятно, что эта забава должна была показать ловкость танцоров. У немцев, кстати, существует сходное выражение: «Еinen Eiertanz aufführen», что означает дословно «Справляться с яичным танцем», а в переносном значении – ловко решать проблемы. Возможно, что в нашей традиции поговорку перевернули, а о куриных яйцах забыли, хотя точных данных о том, что именно это объяснение является верным, пока нет.

Русские калачи, и причем тут «дошел до ручки»

Русские калачи похожи на замок или гирю./Фото: na-dostupnom.ru
Русские калачи похожи на замок или гирю.

Сегодня, когда о ком-то говорят «этот человек дошел до ручки», имеют в виду его тяжёлое материальное положение или моральное состояние. А раньше речь шла не об этом. Оказывается, это выражение пришло из Древней Руси и связано оно с вкусным хлебобулочным изделием - калачом. На Руси много пекли, изделия были самой разной формы. Те же калачи могли быть и круглыми, и похожими на пирожок, однако самым известным и распространенным был и остается калач с ручкой. Внешне он напоминает спортивный снаряд (гирю) или замок.

Для чего же делалась эта ручка? В старой Руси еще не было обычая мыть руки перед тем, как съесть вкусный калач, но все же брать выпечку грязными руками считалось неправильным. Потому и пекли пышные калачи с ручками. За неё держались, чтобы спокойно съесть лакомство. А ещё через ручки продевались верёвки и выпечку подвешивали для хранения. По верёвке могли добраться вездесущие крысы, при этом доставалось именно ручке. Голодные зверьки грызли ее, а нетронутые калачи хозяева потом забирали. Если вернуться к выражению «дошёл до ручки», то дело тут в следующем: ручка была жёсткой, самой невкусной частью калача. Съев его, человек выбрасывал испачканный кусочек выпечки, который с радостью подбирали бездомные собаки и нищие.

Кто такие рыкари, и почему они прятались на поле боя

Художник Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами./Фото: stene.ru
Художник Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами.

Вряд ли сегодня обычному человеку придёт в голову злобно и громко рычать и завывать, подражая дикому волку. Разве что он работает на киностудии и озвучивает фильмы. А в Древней Руси такие люди, имеющие мощный, громкий голос и способные изобразить грозного зверя, очень ценились. Назывались они рыкари, и их задача была ответственна - помочь войску выиграть бой.

Как это происходило: в ночь перед боем рыкари, словно тени, заползали на поле боя и маскировались на нём. Местом их нахождения выбиралась то, где должна была идти конница. Когда же противники бросались в атаку на лошадях, рыкари начинали громко рычать и выть, пугая благородных животных. Лошади, которые инстинктивно боялись волков, впадали в панику, начинали скидывать своих седоков, и этим замешательством пользовались, чтобы получить долгожданную победу. Потому хороший (скажем так,талантливый) рыкарь ценился на вес золота.

Почему пожары тушили молоком и как защищали свои жилища от попадания молний

Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне./Фото: territaland.ru
Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне.
Грозы боятся многие современные люди. А в древней Руси её боялись практически все. Грозу воспринимали не просто как непогоду, а как божественный символ. Сначала повелителем молнии и грома был бог Перун, потом его сменил Илья пророк. Он летел по небу в своей колеснице и метал в бесов копья-молнии, а колеса колесницы грохотали, вызывая раскаты грома.

Молнии придавалась большое значение. Если, например, она ударила в дерево, значит, там сидел чёрт. А если молния ударила в избу, то говорили, что это либо кара, назначенная за какой-то проступок, либо, наоборот, Божья милость.

Чтобы смягчить божественные силы, на Руси тушили пожары после грозы очень странным способом - использовали не воду, а молоко. Если молока было не слишком много, брали пиво или квас. Как ни странно, крестьяне считали, что от воды пожар будет полыхать ещё сильнее. Кроме вкусных напитков можно было попробовать бросить в огонь пасхальное яичко.

Пожары после гроз случались часто, ведь громоотводов тогда не существовало. Строить заново избу или дом после пожара было дорого и тяжело. Потому возникло такое утешающее поверье, что молния не может попасть два раза в одно и то же место. После пожара крестьяне собирали угли и хранили их в недоступном тайном месте, считая оберегом от пожара.

Но ведь были еще и шаровые молнии. Чтобы они не залетали в дом, следовало дверные косяки и окна обмазать молоком. Использовали также освященные в Троицу березовые ветки. Когда гроза шла вовсю, семья собиралась в сенях и готовилась в любой момент покинуть свой дом. Входная дверь не закрывалась, чтобы бы показать покорность божественной воле.

Чтобы спастись от другого стихийного бедствия, нужно было звонить в колокол. Нечистая сила, услышав колокольный звон, должна была испугаться и прекратить свой шалости.

Почему говорят «проще пареной репы» и для чего ей плевались

Пареная репа./Фото: bigvorona.ru
Пареная репа.

Поговорка «проще пареной репы» говорит именно о простоте какого-либо действия. В древней Руси ее использовали в качестве основного продукта. Кушанья из репы были простыми и незатейливыми: из нее варили суп, ели в сыром виде, натирали, клали в кашу и просто парили в горшках. Кстати, среди этимологов есть мнение, что до 20 века говорили не «проще», а «дешевле». Репу сажали повсеместно, и покупали возами. Это была неприхотливая, хорошо переносящая холода культура, которая всегда выручала крестьян.

Если готовить репу было просто, то процесс ее сеяния был весьма экзотичным. Сажали ее, выплевывая семена, которые у репы очень мелкие. Крестьяне не считали возможным потерять даже несколько семечек, и старались сажать репу правильно, равномерно и аккуратно. Натруженными руками распределить мельчайшие семечки было очень сложно. Потому существовали профессиональные плевальщицы, то есть крестьянки, которые сеяли репу ртом. Смоченные слюной семена они быстро и точно выплевывали в нужном месте поля. Умелые плевальщицы пользовались большой популярностью и даже принимали заказы на посев репки.

У кого было семь пятниц на неделе и что происходило в этот день

Художник В. Бычков. Деревенский базар./Фото: art-catalog.ru
Художник В. Бычков. Деревенский базар.

Про человека, часто меняющего свое мнение или не выполняющего обещания, говорят «у него семь пятниц на неделе». Почему пятниц? В древней Руси в этот день отдыхали от работы и посвящали его базарным договоренностям. Покупая партию товара в пятницу, давали обещание через неделю оплатить его или доставить то, чего не хватило.

Увы, как и сегодня, хитрецов и нечестных торговцев в древние времена было много. Наступала пятница, а ни денег, ни товара. Люди, нарушающие пятничные традиции считались легкомысленными лжецами, о которых и говорили «семь пятниц на неделе». И еще интересно, что слова «пятница» и «пятиться», то есть идти на попятный, имеют схожее звучание.
https://kulturologia.ru/blogs/091019/44375/?utm_referrer=mirtesen.ru

Картина дня

наверх