На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 186 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Берлизов
    Вообще-то, о садах Семирамиды/Амитиды писал не только Страбон, но и вавилонянин Берос, грек Диодор Сицилийский, еврей...Почему вавилонска...
  • Yvan
    Совершенно согласен.Почему вавилонска...
  • Светлана Митленко
    А причем тут Википедия? То что это помойка я говорила еще 5 назад, за что постоянно огребала. Я если и бываю там, то ...Почему вавилонска...

Великие истории любви. Русская дворянка и тайский принц

Пламенное чувство, неожиданно вспыхнувшее между сестрой милосердия Екатериной Десницкой и принцем Сиама (устаревшее название Таиланда) Чакрабоном, стало началом сказки о любви простой иностранки и наследника трона, которым для того, чтобы быть вместе пришлось пройти через много испытаний.Будущая жена таиландского короля Екатерина Десницкая родилась в небогатой луцкой дворянской семье и довольно рано потеряла родителей: отец скончался, когда девочке едва исполнилось 2 года, а мать она потеряла в 17 лет.

Спустя год вместе с матерью и братом они переехали к бабушке с дедушкой в Киев. Жили очень бедно. Тем не менее Катя получила хорошее образование: она училась в Фундуклеевской гимназии, которая была первой женской гимназией в Российской империи.

Оставшись без материнской опеки, Катя перебралась в Петербург, где жил и учился в университете её брат Иван.

Оказавшись в столице, но, не располагая достаточными финансовыми средствами, Катя поступила на курсы сестёр милосердия.

Чакрабон — первый сиамский принц, выучивший русский язык

Принц Чакрабон оказался в Петербурге благодаря тёплым отношениям между его отцом — королём Рамой V и императором Николаем II, который предложил сиамскому коллеге отправить на обучение в Россию одного из своих сыновей.

В 1898 году Чакрабон был зачислен курсантом в Пажеский корпус, по окончании которого продолжил осваивать военные премудрости в Академии Генерального штаба. Он проявил себя как прилежный и способный ученик, быстро овладел русским языком.Принц Чакрабон с товарищем и их воспитателем во времена учебы в Пажеском корпусе.

Принц и его друг стали первыми выходцами из Сиама, заговорившими по-русски. По окончании корпуса он был произведен в офицеры лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Затем он решил продолжить учебу и поступил в академию Генерального штаба. Образование, несомненно, было важной составляющей его жизни, но были и балы. И один из таких балов изменил в корне изменил его судьбу и стало для него судьбоносным.

Встреча

Рыжеволосая красавица Екатерина Десницкая и принц Чакрабон случайно встретились на одном из светских вечеров, организованных в 1904 году вдовой Елизаветой Храповицкой.Благотворительный бал, перевернувший жизнь двоих людей из разных культур

Изящная Катя вскружил голову наследнику, однако и сама попала под очарование его азиатской внешности и прекрасных манер.

Она собирала пожертвования, а принц влюбился в нее с первого взгляда. Каждый день приезжал к ней домой в съемную комнатушку доходного дома, которую они делили с братом. Он просил руки у ее брата, а вместо ожидаемого согласия девушка объявила ему дату отъезда на фронт и безапелляционный отказ.

Катерина была честна и просто сказала, что ее зовет долг — помогать страждущим. И эта помощь была оценена: она стала кавалером Георгиевского креста (одна из четырех женщин, удостоившихся такой награды в ходе Русско-японской войны). Но это произошло позже, а пока Десницкая уехала на Дальний Восток с передвижным госпиталем, оставив в Петербурге страдающего принца. А он был настырен и не оставлял надежды, что когда-нибудь завоюет ее отважное сердце. И Катюша оценила его упорство. В письмах она называла его «Лек», что в переводе с тайского означало «маленький». Екатерина была на настоящей, реальной войне, а он, кажется, все больше завоевывал любовный фронт.

Разлука еще больше сблизила их. Засыпая Катеньку письмами Чакрабон, своими полными нежности и любви строками, помогал возлюбленной справляться с тяготами воинской службы, которая изобиловала опасностями.

Желание быть ближе к любимой подвигло его написать прошение в Генштаб на отправку его в действующую маньчжурскую армию, однако оно из соображений безопасности не было удовлетворено.

Когда Десницкая, награждённая за мужество двумя медалями и Георгиевским крестом, вернулась с фронта, Лек, как она ласково называла Чакрабона, предложил ей выйти за него замуж.

Однако их путь к счастливой семейной жизни был усыпан множеством препятствий. Настороженно относившиеся к иностранцам тайцы вряд ли хотели, видеть рядом с членом королевской династии русскую барышню, к тому же многовековая традиция диктовала сиамским принцам правило брать в жёны девушек только из обширной родни.

Готовая противостоять трудностям адаптации и терпеть неприязнь со стороны родственников мужа, Десницкая, в свою очередь, выразила желание венчаться по православному обычаю, для чего буддист Чакрабон принял крещение. Принц безумно любил Екатерину, поэтому согласился на эти условия, а она приняла его предложение. Из этого обстоятельства вытекало еще одно обязательство принца – он отказывался от многожёнства в пользу моногамии. И влюбленные отправились в Константинополь, где в условиях строжайшей секретности обвенчались. Чакрабон писал брату Катерины: «Нас скромно обвенчали в греческой церкви. Очень трудно было организовать полную секретность. Если узнают о свадьбе мои родители, разразится великий скандал. Неслыханное дело, что сиамский принц, сын единственного бумистского монарха, венчается в христианской церкви».

Согласовав все моменты, Екатерина и Чакрабон заключили брачный союз в одной из константинопольских церквей и после медового месяца в Египте отправились в загадочный Сиам.

Сингапурское сидениеСемья Чакрабона: Рама V и Саовабха с сыновьями

Для того чтобы подготовить родственников к ошеломляющей новости принц приехал на родину один, оставив жену в Сингапуре. Три недели Екатерина провела в неведении, пока возвратившийся Чакрабон не поведал ей, что родители категорически отказываются признавать их брак, лишают его значительной части содержания и назначают на непрестижный для его ранга пост начальника военного училища. Единственным человеком, поддержавшим принца, был его старший брат Вачиравуд. Катя пишет своему брату Ивану: «Теперь я начинаю осознавать свое будущее, и оно не представляется мне в радужном свете. Мой муж был прав, когда предупреждал в Петербурге, что это будет большая жертва с моей стороны — ехать с ним без разрешения».

Переехав в Бангкок и поселившись во дворце Парускаван, молодожёны вели счастливую, но одинокую жизнь.Дворец принца Чакрабона в Бангкоке Так продолжалось до тех пор, пока мудрость и смирение русской красавицы, успевшей выучить тайский язык и обычаи, не растопили сердце королевы-матери. Замок был окружён большим садом, в котором принцесса разводила цветы. Вынужденное затворничество помогло ей выучить тайский язык. Поведение супруги принца вызывает самую высокую оценку. Она отошла в тень, не претендуя ни на что. Королева изъявила желание, чтобы Катя носила наряды, в которых принято ходить сиамским женщинам. Катя воспользовалась шансом и попросила свекровь оказать помощь в выборе материи по её вкусу. В результате через несколько дней королева навестила невестку. Таким образом королева Саовабха де-факто признала супругу сына, которую стали именовать На Питсанулок (поскольку Чакрабон был принцем Пхитсанулока, провинции на севере Таиланда - прим.)  и с радостью ожидать во всех столичных обществах. Изгнание длилось недолго, вскоре Чакрабона назначили фельдмаршалом Генерального штаба тайской армии.

Лучшим подарком, который Екатерина сделала королевской династии, стало рождение сына Чулы. С появлением малыша все мысли и безудержная любовь бабушки были посвящены ему одному.

Когда мальчику исполнилось 2 года познакомиться с ним пожелал и дедушка. Успокоившись, что во внешности внука отсутствуют европейские черты, он искренне полюбил его, но не смог насладиться общением с ним, поскольку вскоре умер, так и не увидев лица своей русской невестки.

Взошедший в 1910 году на престол король Вачиравуд, де-юро признал Екатерину женой Чакрабона, а путешествие с мужем по России в 1911 году разбудили в ней тщетно подавляемую на протяжении нескольких лет тоску по родине.После этого вояжа Катя всё чаще стала жаловаться на плохое самочувствие и уклоняться от развлечений, нравившихся её супругу. Совершив позже еще одну поездку домой, она окончательно впала в хандру.

Когда в России свершались революции, Екатерина не находила себе места от отсутствия оперативной информации, что сказалось на здоровье, чтобы подправить которое муж отправил её в 1918 году в Японию и Канаду.

Получая письма от супруга, Катя всё чаще встречала в них строки, о том, как приятно скрашивает его одиночество двоюродная племянница Чавалит.Вернувшись в Сиам Десницкая удостоверилась в своих подозрениях – 15-летняя соперница украла у неё Лека, которой стал разрываться между двумя любимыми женщинами. В жизни часто бывает так, что с одной стороны прибыло, с другой, напротив, убыло. В данном случае нравы взяли свое: принц Чакрабон увлекся своей двоюродной племянницей, принцессой Чавалит. Он хотел сделать ее второй женой. Но Екатерина не собиралась так просто отдавать своего мужа, она боролась за него. Вот что она писала ему: «Прошу об одном — о сочувствии. Думай обо мне как о больной, единственным лекарством для которой являешься ты... Я все еще люблю тебя». Гордая Десницкая не хотела мириться с участью третьей лишней, и их брак вскоре распался.

Екатерина поставила перед мужем ультиматум – он должен был выбрать одну из них. Принц Чакрабон просил ее остаться и позволить ему продолжать отношения с другой женщиной. Но Катя сказала: "Нет". Для нее это было абсолютно неприемлемо.

В то же время Чакрабон сам отказался выбрать только Катю. Он говорил, что если сделает так, как она хочет, он до конца своих дней будет под ее контролем. Для него это был бы конец. Поэтому в итоге он согласился с тем, что все кончено. Вот и сказке конец.

Не дождавшись его решения, июньским утром 1919 года Екатерина покинула Бангкок, а через месяц получила от Чакрабона документы о разводе. Поселившись в Шанхае рядом с бежавшим из большевистской России братом, она стала оказывать помощь эмигрантам из русской диаспоры.

Она вновь посетила Сиам, приехав на похороны скоропостижно скончавшегося экс-супруга, чью новую жену король Вачиравуд официально так и не признал. Через несколько лет, когда принц умер, она пережила массу негативных эмоций. Она могла бы спасти его, если бы осталась. В одном из своих писем Катя писала об этом. 

Сына Чулу Екатерине не отдали, наследника престола после смерти отца отправили на учёбу в Англию. До его совершеннолетия общаться им приходилось посредством писем, в каждом из которых она вымаливала у ребёнка прощение за его невольное сиротство.Чула — сын Екатерины Десницкой и принца Чакрабона.

Пристрастившийся в Европе к мотогонкам Чула, так и не стал правителем Сиама, предпочтя карьеру профессионального гонщика.

Женившись на англичанке Элизабет Хантер, он разбавил кровь сиамской королевской династии очередной иностранной каплей, в результате чего на свет появилась единственная внучка Десницкой – Нариза.Чула Чакрабон с женой Элизабет Хантер.

Судьбой была уготована только одна встреча русской бабушки и Наризы, и произошла она в Париже, где Десницкая проживала со вторым мужем – американцем Гарри Стоуном.

Любовная история принца и русской дворянки стала легендарной: их союз явился доказательством того, что любовь не знает преград. Но, к сожалению, такие сильные чувства не всегда могут длиться вечно. Писатели, вдохновленные этой историей, посвящали ее героям свои произведения, в числе которых можно вспомнить следующие:

«Далекие годы» Константина Паустовского;
«Нефритовый слоненок» Галины Востоковой;
«Подписи к картинкам» Виктора Шкловского.

Нариса Чакрабон — внучка Екатерины и принца Чакрабона.

В 1995 году внучка Екатерины Нариса Чакрабон в соавторстве со своей тетей по материнской линии Айлин Хантер выпустила книгу «Катя и принц Сиама». Вышедшая книга и оригиналы писем.

А в 2011 году по этой книге был поставлен балет в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета. которую композитор Павел Овсянников превратил в одноименный балет со счастливым концом.

Картина дня

наверх