На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

История создания песни. Старый вальс «Над волнами»

«Старый вальс, ты всё ещё жив…»

Вальсировать с тобой, любовь моя,
при благоуханном свете далёкой луны,
той далёкой древней луны,
и целовать тебя, целовать,
пока кружится та музыка над волнами!

Пабло Неруда

Эти благодарные и вдохновенные строки чилийского поэта Пабло Неруды заключают его «Оду вальсу «Над волнами». До конца своих дней питал он глубокую привязанность к этому старому вальсу, который полюбил с отроческих лет. Друзья и близкие поэта рассказывали, что «только под эту музыку соглашался он танцевать, и, когда танцевал, массивная фигура его приобретала неожиданное изящество».

Old Waltz Over The Waves- Над волнами- Sobre Las Olas – Rosas

Вот уже сто двадцать лет звучит этот вальс на всех широтах и континентах, трогая и волнуя, заставляя трепетать людские сердца. Разлетевшись когда-то по свету, он так глубоко укоренился в сознании жителей самых различных стран, что его считают своим в Австрии и Германии, во Франции и в России… При этом мало кто знает, что родина вальса «Над волнами» — далекая Мексика.Его автор — Хувентино Росас, уроженец городка Санта Крус де Галеано, расположенного в центральной части мексиканского нагорья, в штате Гуанахуато, который ныне зовется Хувентино Росас. Именно так назвали родину того, кто сочинил всемирно известный вальс. Здесь он родился в 1868 году в семье уличного музыканта, создавшего и возглавлявшего небольшой оркестрик. Его отец, Хуан де Хесус Росас, был крестьянин, привязанный к своей земле, служивший в армии, игравший на арфе в военном оркестре. Он учил своих троих детей игре на музыкальных инструментах и пению. Семья сформировала популярную группу, что было типично для образа жизни мексиканской деревни, и играла местную музыку на ярмарках, танцах и праздниках в Санта-Круз. Отец играл в нем на арфе, старший сын, Мануэль, — на гитаре, а семилетний Хувентино, пиликавший в этом оркестрике на дешевенькой, даже не покрытой лаком скрипке, тоже помогал отцу зарабатывать на хлеб.

Но все труднее и труднее становилось семье Росасов сводить концы с концами, и отец решил попытать счастья в столице. В Мехико они отправились пешком, как бродячие музыканты, останавливались по дороге в каждом селении, исполняя свой незамысловатый репертуар. К июлю 1875 года Росасы добрались до столицы, где нашли пристанище в бедном квартале, но конкурировать с многочисленными уличными оркестрами не смогли. Семейный ансамбль распался. Семья распалась после смерти Мануэля, который умер в драке с соперником в любви к женщине. Его участникам пришлось поодиночке зарабатывать хлеб насущный, переходя из оркестра в оркестр.

Юного Хувентино, проявившего незаурядные способности и талант в игре на скрипке, заметили и стали наперебой приглашать на свадьбы и танцевальные вечера, где часто просили исполнить не только мексиканские, но и пришедшие из Европы мелодии, которые прижились на мексиканской земле. И в их числе — вальсы, звучавшие на каждом перекрестке, в особенности венские — элегичные и певучие.Ко времени, когда Хувентино оказался в столице, вальсовое поветрие охватило всю Мексику. Самоучке, бедняку, не знавшему даже грамоты, оставшемуся в пятнадцать лет круглым сиротой, Хувентино повезло и посчастливилось встретить человека, который, услышав его игру, пришел в восхищение и решил, что должен помочь талантливому самородку получить музыкальное образование. Дон Мануэль — так звали этого почтенного любителя музыки — добился, чтобы юного Росаса приняли в консерваторию, где опытные педагоги обучали Хувентино игре на скрипке и фортепиано. Он занимался также сольфеджио и теорией музыки, проявив выдающиеся способности в композиции.

Но учеба в консерватории продолжалась недолго. После занятий Хувентино спешил в оркестр, чтобы отыграть на очередной свадьбе или танцах, которые обычно затягивались до утра. Совмещать занятия в консерватории с поденщиной оказалось невозможно, А без поденщины он бы попросту умер с голоду. В результате Росас вынужден был оставить консерваторию, проучившись в ней не более года.

В возрасте 18 лет он уже свершил то, на что другие музыканты тратят всю жизнь, чтобы достичь. Молодой Хувентино принимал участие в самых крупных музыкальных группах Мексики. Он играл для Анхелы Перальта, мексиканского соловья, во время её последнего национального тура, получил широкий общественный резонанс, когда солировал на скрипке в Национальном театре для президента Порфирио Диаса. 

Но как раз именно тогда, в 1885 году, семнадцати лет от роду, сочинил он свой знаменитый вальс. Как это случилось?

Биографы музыканта расходятся до сих пор в версиях на этот счёт. Пожалуй, самая достоверная из них, но и самая будничная, приводится в рассказе Л. Осповат «Судьба одного вальса», на основе которого и излагается мною история этого знаменитого шедевра вальсовой музыки.

«Как-то под вечер Хувентино присел за столик под навесом харчевни в нищем предместье Контрерас. Возле харчевни, почти у ног скрипача, бежал ручей, причудливо окрашенный сточными водами ближней фабрики. В похлюпыванье ручья Хувентино почудился знакомый размер: раз-два-три, раз-два-три, — и, разложив перед собой нотную бумагу, принялся записывать вдруг зазвучавшую в нем мелодию. Первоначально он так и назвал свой вальс — «Возле ручья» и только впоследствии дал ему имя «Над волнами».

Слишком прозаично, не правда ли? — жалкое предместье, харчевня, сточные воды… Но не забудем прибавить к этому и семнадцатилетнее сердце, и горечь ранних утрат, и головокружительные мечты, и яркое музыкальное воображение, и главное — истинный талант, которому довольно бывает ничтожного повода, чтобы излиться…«

Вот так родился, зазвучал задумчивый, грустный и нежный вальс, который сразу же покорил сначала столичную публику, а спустя несколько недель «Над волнами» стал коронным номером всех мексиканских оркестров.

Однако шумный успех этого произведения, которому выпала на долю мировая слава и долгая жизнь, мало что изменил в судьбе его автора. Он так и остался бедняком-музыкантом, зарабатывая на жизнь игрой в случайных оркестрах. Не желая оставаться автором лишь одного, пусть и знаменитого вальса, он пытался сочинить новые произведения. Одно из них — вальс «Кармен», — друзья посоветовали ему посвятить супруге президента Мексики. Тот, расщедрившись, подарил Хувентино рояль, который тут же пришлось продать, чтобы расплатиться с кредиторами. Был у него ещё один вальс — «Долорес», сочиненный в память о короткой и несчастливой любви к дочери коммерсанта Долорес Менчака, и мазурка «Рядом с тобой», но им не суждено было остаться в памяти современников и потомков, как вальсу «Над волнами». Успех сопутствовал нашему музыканту, но долги преследовали его. Росас решил продать права на вальс вместе с испанской хотой под названием «Lazos де Амор» («Узы любви») издателям Вагнеру и Левину за 45 песо. Под их руководством вальс «Над волнами» или «Sobre las Olas» получил коммерческий успех. Опубликованный в различных изданиях, он заработал Издательскому дому Вагнер и Левин более 100000 песо и с тех пор навсегда включён в музыкальный репертуар Мексики.

На пике славы его оставила жена, Хуана Моралес, и в 1894 году, по-видимому, в поисках лучших возможностей, или, возможно, из-за разбитого сердца, Хувентино уехал на Кубу.
Он заболел, ему даже обеспечили бесплатное лечение. В  городке Батабано его поместили в местную лечебницу, где он и умер 9 июля 1894 года. Было ему тогда всего двадцать шесть лет. В Батабано его и похоронили.

Надпись на могильной плите гласит: «Хувентино Росас. Мексиканский скрипач и автор знаменитого вальса „Над волнами“. Кубинская земля сумеет сберечь его покой».

В 1909 году останки Хувентино Росаса прибыли в Мексику и с 1939 года они лежат в «Ротонде выдающихся людей» в Мехико. Названный «Over the Waves» на английском и «Über den Wellen» на немецком языке, вальс пересёк Атлантический океан и вернулся на Старый континент, где родился этот жанр, где его меланхолия укоренилась в сердце каждого и где до сих пор немногие знают, что эта очаровательная мелодия — подарок от мексиканского композитора Хувентино Росаса».Вальс, написанный Хувентино Росасом, триумфально шествовал по планете. О его широком распространении в России существует немало свидетельств. Во-первых, публикации клавиров вальса. В нотном отделе Российской государственной библиотеки нашлось несколько его дореволюционных изданий, позволяющих судить о том, что в России знали о происхождении этого произведения. Об этом свидетельствует, в частности, его подзаголовок: «Мексиканский вальс». Указано и имя автора, хотя и в неточной транскрипции: «Ю.Розас». Приводится в них и ещё одно название вальса, помимо «Над волнами» — «Uber den Wellen» («Против желания»).Отзвуки этого вальса слышны в произведениях русской литературы и мемуаристики.

Один из них — воспоминания дирижёра Московского Художественного академического театра Бориса Львовича Израилевского о репетиции в этом театре чеховского «Вишнёвого сада» в октябре 1903 года.

«В третьем акте на сцене происходит вечеринка, которую устраивает у себя в имении Раневская, За сценой играет небольшой «еврейский оркестр», музыка которого служит как бы фоном для всего действия, Оркестр исполняет два старинных и очень популярных в то время вальса «Дунайские волны» и «Над волнами».

…Входит Лопахин. Музыка затихает и сходит на нет, и он произносит свой знаменитый монолог: «Вишнёвый сад теперь мой!.. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню!..» В этот момент находящийся за сценой оркестр начинал настраивать инструменты. Услышав звуки оркестра, Лопахин обращается к музыкантам: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишнёвому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!» Оркестр начинает играть вальс «Над волнами», который звучит глубокой грустью, создавая фон переживаний Любови Андреевны Раневской.

В зале и гостиной уже никого, кроме неё, нет. Она горько плачет о безвозвратно ушедшей, отзвучавшей здесь жизни…

Мне вспоминается сейчас Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, первая чудеснейшая Раневская, пронесшая славу этого спектакля Художественного театра через моря и океаны. Если бы можно было сейчас у нее спросить: «Милая Ольга Леонардовна, на свете есть много замечательных вальсов, сочиненных Глинкой, Чайковским и другими выдающимися композиторами, но слышатся ли вам какие-нибудь другие в «Вишневом саде», кроме «Дунайских волн» и «Над волнами»?

Мне кажется, она ответила бы: «Я столько слез пролила под звуки этих вальсов, что другую музыку мое сердце не примет».

Кинематограф

А ещё был американский художественный музыкальный фильм «Великий Карузо» (1951 год, режиссёр Ричард Торп). В заглавной роли снялся Марио Ланца. В фильме звучит песня The Loveliest Night of The Year в исполнении Марио Ланца, слова к песне написаны Полом Фрэнсисом Уэбстером, а музыка — обработанный Ирвингом Аронсоном старинный вальс «Над волнами». В фильме его напевает во время танца актриса Энн Блайт, исполнившая роль жены Карузо Дороти. Музыка понравилась Ланца, и он напел её на пластинку под названием The loveliest night of the year («Прекраснейшая ночь года»). Впоследствии этот диск вышел миллионным тиражом и стал для Марио Ланца «золотым диском» и одной из самых больших его удач.

MARIO LANZA - THE LOVELIEST NIGHT OF THE YEAR

А вот в исполнении Муслима Магомаева. Мало кому известно, что он был поклонником Марио Ланца и даже написал о его жизни книгу. Поэтому неудивительно, что и песню спел.

"Над волнами" вальс, исполняет оркестр Министерства обороны СССР, 1977 год, киносюжет

Вальс "Над волнами" Хувентино Росаса в исполнении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы.

Государственный духовой оркестр РСФСР. Хувентино Росас. Вальс "Над волнами", 1981год

Вот тоже интересное исполнение. Вальс "Над волнами" · Yan Tabachnik, Indifference 1989

Над Волнами. Вальс Cover

https://www.starinnye-noty.ru/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81...
http://marie-olshansky.ru/muz/rosas.shtml
https://www.starinnye-noty.ru/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81...

Картина дня

наверх