На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

История одной песни. Полюшко поле

Полюшко-поле” — одна из первых советских массовых песен, ставшая подлинно народной и, вероятно, навсегда вошедшая в золотой фонд советской музыки. Мелодия песни использована композитором Л. К. Книппером в его третьей симфонии, впервые прозвучавшей более полувека назад, в 1934 году, и также оставившей заметный след в истории развития этого жанра.

Авторы песни — композитор Лев Константинович Книппер (1898—1974) и поэт Виктор Михайлович Гусев (1909—1944).

Можно сказать, что военная тема была одной из главных в творчестве как композитора, так и поэта, много сил отдавали они организаторской и культурно-шефской работе в войсках. Большая дружба связывала их и с воинами-дальневосточниками, и с моряками-черноморцами. Оба они принимали участие в учебных походах на линкоре «Парижская Коммуна», эсминцах, канонерках, подводных лодках и торпедных катерах.
Особенно памятной для композитора оказалась поездка к краснофлотцам в Севастополь, состоявшаяся летом 1932 года. Лев Константинович был вполне своим в дружной семье моряков, сочинял для них новые песни, которые тут же и подхватывались слушателями, дирижировал отдельными частями своей Третьей симфонии, которую исполняли флотские духовые оркестры, беседовал о музыке.
Во время пребывания в Севастополе Книппер занимался организацией краснофлотского симфонического оркестра, работал с самодеятельными хорами на крейсерах и базах различных соединений, сочинял песни… В часы отдыха он ездил по окрестностям, посетил Сиваш, Перекоп, места тяжелых боев 1920 года, встречался с их участниками и слушал рассказы о минувших сражениях.

“Вот Перекопский вал, — писал он потом в своем дневнике. — Мы с В.Шебалиным стоим в разрушенном блиндаже и смотрим на север, на бесконечные поля. А издали, вместе с маревом знойного таврического полудня, плывет широкая украинская песня. С благодарностью и волнением думали мы о тех бесстрашных бойцах, которые под ураганным огнем, вот с этого вала, шли по открытому полю на штурм последней твердыни бешено огрызающегося старого мира…”

Именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.
“Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, — рассказывал композитор, — я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом:

Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю ребята,
Эх, да молодые партизаны.

Было это давно. Не помню реакции моих уставших от лыж друзей. Не помню и того, понял ли я, что нашел «жемчужное зерно». Вероятно, нет. Тогда для меня это был эпизод марша, который будет в духовом оркестре исполнять баритон.

Но пути творчества (боюсь сказать, вдохновения) неисповедимы. Через несколько дней застопорившаяся было работа вдруг сдвинулась. Тема «Полюшка» оказалась моно-образом, объединившим все части».

Когда родилась мелодия, композитор попросил поэта Виктора Гусева сочинить текст песни. Покоренный и вдохновленный этой мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов. Не дожидаясь окончания работы над симфонией, авторы решили проверить песню на публике. Сокращённый вариант «Полюшка» они предложили певице Вере Духовской.

В феврале 1933 года состоялась премьера песни. Вера Духовская исполнила ее в зале Радиокомитета, находившемся на улице Белинского, в здании Центрального телеграфа, в концерте, посвященном 15-й годовщине Красной Армии. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре «Полюшко» включили в свой репертуар Ирма Яунзем, Леонид Утесов и другие певцы и певицы. Ее запели военные хоры и ансамбли. Причем каждый исполнитель трактовал ее по-своему.
Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…» — вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции.

«Лучшей песней XX века» назвал произведение Книппера известный американский дирижер Л. Стоковский.

Книппер Лев Константинович (1898, Тифлис — 1974, Москва). Видный советский композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1958) и РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974). Лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1949). Его музыкальное творчество неоднократно отмечалось премиями, новыми званиями и музыкальными должностями со стороны правительства РСФСР, а затем и СССР.

Как ни странно – в его судьбе соединились несовместимые явления: по своей специальности он был композитором, дирижером и музыкантом, а в своей затененной стороне – был агентом НКВД и советской контрразведки.
Вообще биография советского композитора Льва Константиновича Книппера весьма напоминает остросюжетный роман. Причем, каких либо особых напряжений с его личной стороны для этого и не происходило. Просто так шла его жизнь. Так эта жизнь привлекала его к различным ее сторонам и не требовала особых усилий для их исполнения. С малых лет Лева Книппер был причастен к жизни культурной элиты России. Его тетя, О. Л. Книппер-Чехова, была знаменитой Народной артисткой СССР и женой великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Так получилось, что своих детей от этого брака не было и, тетя Оля заботилась о племяннике, как о родном сыне. Благодаря этому юноша, получил отличное музыкальное образование. Более того – активное окружение писательской и музыкальной элиты, которое постоянно влияло на просвещение маленького Левы, играло свою положительную роль в его просвещении.

После революции 1917 года, 19-летний Лев Книппер оказался в числе первых патриотов, вступивших в Добровольческую армию Корнилова. Лев Книппер прошел весь ее тяжелейший боевой путь, вплоть до последних сражений за Крым. Георгиевский кавалер Книппер с остатками войск Врангеля в 1920 году оказался на чужбине. Как и все его товарищи по иммиграции, Книппер бедствовал, испытывая на себе предательство своей верности со стороны союзников (французов и англичан), столь честно и благородно хранимую воинами-белогвардейцами. Все это довольно скоро сказалось на его мировоззрении. Он во многом разочаровался, на многое стал смотреть иначе, тосковал по Родине, не скрывая всего этого в своих разговорах с товарищами по оружию и письмах на Родину. В 1922 году Книппер вернулся в Москву и вскоре был завербован НКВД. Успешно налаживал контакты с российской эмиграцией в Германии.

После возвращения на Родину, Лев Книппер стал талантливым композитором. Ему принадлежит песня «Полюшко-поле», которую выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней XX века». (Музыка - Л.Книппер, слова - В. Гусев. Лучшее исполнение песни «Полюшко – поле» - хор им. Александрова). Многие годы к дирижерскому пульту Московского концертного зала им. Чайковского выходил высокий, стройный дирижер в строгом черном фраке, в петлице которого синел значок «Альпинист СССР» - это был Л.К.Книппер.

В силу своего обаяния, броской артистической внешности, высокой культуре образования и поведения, Лев Книппер стал вести успешную агентурную работу. Он завербовал даже собственную сестру, Ольгу Константиновну Чехову (да-да, ту самую!), которая, живя в Германии, сумела стать кинозвездой европейского уровня.

В 1930 годы поклонниками ее таланта стали сам Адольф Гитлер и всемогущий Гиммлер. Фюрер лично приглашал Ольгу Константиновну Чехову на все важные государственные торжества, причем всегда сажал ее рядом с собой. Во время визита в Германию В. М. Молотова, первой в ряду других высоких гостей приема, он первой представил ему артистку Книпепер-Чехову. Ее авторитет в стране был необыкновенным, к ней за помощью обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись решить свои проблемы обычным способом. Ольга Константиновна была вхожа в высшие круги нацистской Германии – все это помогало ей передавать в Москву бесценную информацию. Но это отдельная и большая история, а я хочу добавить, что во время Великой Отечественной Войны Л.К.Книппер выполнял сложнейшие подпольные задания в тылу врага.

Во всем многообразии облика Льва Константиновича Книппера следует особо выделить еще одну черту его характера. Будучи до мозга костей профессионалом в своей основной профессии, он уважал это качество в других, и, прежде всего в своих коллегах - будь то композиторы или исполнители. Точно также уважал он мастерство в любой области, восхищался искусством альпиниста-спортсмена или инструктора-педагога, умельцем, сделавшим необычайную блесну, актером, блистательно сыгравшим роль в новом спектакле. Во всем многообразии явлений он отмечал качество мастерства, но вместе с тем видел и его направленность, конечную цель. Этим руководствовался он и в своей творческой работе на протяжении всей своей многообразной жизни.

Пришло время, и Лев Книппер сам серьёзно увлекся альпинизмом.

1948 год. Л.К.Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л.К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии. В этот день друзья альпинисты поздравляли его в альплагере «Рот-Фронт», которым он посвятил «Песнь альпинистов». Умер 30 июля 1974 года в Москве.

Несколько слов о поэте. Гусев Виктор Михайлович (1909 – 1944) – русский советский поэт, переводчик, драматург, журналист, автор популярных песен.

С конца июня 1941 г. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета (еще в 1930-е гг. по свидетельству очевидцев, Гусев стал истинным мастером радиорепортажа и радиодраматургии), он писал репортажи о войне, новые патриотические стихи и пьесы, занимался переводами произведений поэтов советских республик – Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и прочих. В 1943 г. он написал киносценарий к фильму«В шесть часов вечера после войны». Еще за два года до Победы он верил в великую силу советского народа. К сожалению, до окончания войны Виктор Михайлович не дожил – он скончался в январе 1944 г. во время ужина в московском Доме актера с композитором Т.Хренниковым. У него случился гипертонический криз, и поэт в возрасте 34 лет скончался прямо за обеденным столом. В 1946 г. за работу над фильмом «В шесть часов вечера после войны» Гусев был награжден второй Сталинской премией, посмертно. Поэт и его родственники погребены на московском Новодевичьем кладбище Сын Гусева, Михаил, стал профессором-биологом. В 1955 г. у него, в свою очередь, родился сын Виктор Гусев-младший, ныне - известный спортивный журналист и комментатор.На торжественном открытии в Лондоне в 1945 году Всемирной конференции молодежи «Полюшко» пели шесть тысяч юношей и девушек, собравшихся со всей планеты.

Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле!
Едут по полю герои!
Эх, да Красной Армии герои.

Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно,
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.

Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.

Едем мы, едем,
Едем — а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы,
Эх, да молодые наши села.

Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.

Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы.
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.

В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.

Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы — дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.

Девушки, гляньте,
Девушки, утрите слезы.
Пусть сильнее грянет песня,
Эх, да наша песня боевая!

Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле!
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!

Ю. Е. Бирюков

Песня Полюшко-поле в исполнение ансамбля Александрова

 

Поющие Гитары - Полюшко-Поле

 

Пикник

 

Хор Турецкого

 

Людмила Сенчина

 

Народных хор полиции Китая

 

Хельмут Лотти

 

Альфа и омега (1967) Полюшко-поле

 

Ленинградские ковбои (Полюшко-поле)

 

Немка Елена Фишер

 

POLYUSHKA POLYE - Turkish Whistle Version

 

Хор "Лига" занял первое место на "Битве хоров".

 

KAZAK ATLILARI " Polyushka Polye Plaine Ma Plaine "

 

полюшко поле (на арабском)

 

Polyushka Polye (Ahmet Koç)

 

Origa Field (Polyushka Polye)

 

Fransis Goyya Cossack Patrol

 

Поль Мориа, Полюшко-поле (Polyushka Polye) - Paul Mauriat, Plaine ma plaine

 

ВАРИАЦИИ: Да, слова другие - от нашей песни взята только мелодия, да и то обработана по-своему. Другие исполнители как-то не попадались, но знаю, что "Полюшко" очень популярно на Западе, там ее часто в разных обработках исполняют. Например, бельгийский гитарист Франсис Гойя точно ее играл - у меня на пластинке она была.
Вариант в интерпретации Blackmore's Night (аудио) на разные кинокартинки:

 

Blackmore's Night - Gone With The Wind (Nibelungs, 2004)

 

Полюшко-поле в разнообразных оранжировках

Картина дня

наверх