На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Третьяковская галерея. Крещение Иоаново

Про крещение я уже столько всего писала, что не хочется повторятся. Поэтому решила в этот раз перекинуться на искусство. Расскажу-ка я о картине Александра Иванова "Явление Христа народу". Как раз эта картина и посвящена теме крещения.  Рассказ о Крещении хочется начать с картины Александра Иванова «Явление Христа народу»В ней так ярко представлен  смысл  Боговоплощения: «нас ради человек и нашего ради спасения». Бог явился не для Себя,  для грешников, людей, нуждающихся в помиловании и спасении. Бог принял человеческую природу  ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же  боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему. Он не даст забить камнями грешницу  и обличит фарисейство,  Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению.  Иванов своей картиной  говорит именно об этом: о любви и милосердии, милости   к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.

Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству.  Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения,  разделившего людей,  но в то же время давший надежду на спасение.

В картине Иванов  меняет акцент,  делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии.  В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…»,  в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе, идея художника  все равно  была бы прозрачна и ясна:

«Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим  как в разных людях по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна:

«Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Люди разные, почва разная,  хоть и  сеется  одно семя. Но одни приняли,  другие отвергли, одни уверовали, другие  усомнились, одни   успокоились, другие  возмутились, одни возрадовались,  другие опечалились.

Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.

Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть  и  с разной степенью радости,  доверия и надежды.

Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием  смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.

Его будущие  ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил -  ныне еще ученики Иоанна Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем.

Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя. Его действие уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.Петр, опытный и рассудительный  разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?»  Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот, Кого ждали».

И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель.  Он настолько выделяется  что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.Фигура Спасителя  по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.Образ  Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и  длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей. Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный.

Привлекает внимание зрителя к фигуре Христа само построение композиции, движение взгляда по кругу. Оно выстроено таким образом, что условно его можно разделить на две группы: движение от Спасителя и к Нему. В группе апостолов, в которой юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее — Андрей Первозванный и Нафанаил и которую возглавляет Иоанн Креститель, видно активное движение в сторону Спасителя. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ, идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Усиливает этот эффект и то, что большинство фигур смотрят на Спасителя или на Иоанна Предтечу, а Иоанн указывает руками на Христа.

Спаситель на картине Иванова погружен в свои собственные раздумья, ни на кого не смотрит, ни на что не обращает внимание. Это единственный образ в картине, который никак не взаимодействует с окружающим пространством. Такое визуально-пространственное отделение подчеркивается внутренней отрешенностью.

Художник избегает каких-либо признаков мистицизма, он изображает только исторические факты. В самом начале работы над картиной А. А. Иванов еще пытался прислушиваться к советам отца, который предлагает изобразить Христа в облаке и с кружащим голубем над ним, но после нескольких эскизов отказался от такого решения. При этом одежды Спасителя остаются каноническими, синего и красного цветов, а его образ не имеет двойника.Картина Александра Иванова "Явление Христа народу"  рассказывает о крещении Иоанном Предтечей. Сознательное умаление размеров Мессии на фоне других фигур, напоминает иконы «Рождества Христова» и «Рождества Богородицы», на которых на первом плане тоже не Богомладенец и не только что рожденная девочка Мария, а те, от Кого они рождаются, давая место событиям, происходящих здесь и сейчас.

Если бы Господь был на первом плане, как на иконе «Крещение», то все внимание было бы сосредоточено на Нем, а не на людях, в которых отражается Его лик и Его любовь к ним. Но художнику важнее показать как воспринимается Его явление в разных по темпераменту, положению и возрасту людях, как мир, ожидавший несколько тысячелетий прихода Мессии, но дождавшись, не признал.

Он направляется к тем, кто от Него отвернулся - саддукеям, фарисеям и книжникам, изображенными уходящими от Него, спускающимися вниз, не оборачивающимися и не реагирующими на свидетельство и грозный призыв Крестителя.

Основой для этого образа послужила женская модель. Иванов пишет этюд с молодой исхудавшей женщины с длинным горбатым носом, сильно выступающими скулами, лихорадочно блестящими глазами. Но полностью это не может удовлетворить художника, и он пишет этюд юноши, а затем сливает два этюда в один образ. Формируя персонаж Иоанна Предтечи, Иванов добавляет туда черты Зевса Отриколи (поворот головы Иоанна Крестителя). Черты Зевса Отриколи придают образу мужественность.Фигура Иоанна Крестителя — второй смысловой центр композиции после Христа. Для того чтобы акцентировать внимание на Иоанне Крестителе, Иванов увеличивает его в размере, а благодаря воздетым вверх рукам фигура кажется еще больше. Иоанн возвышается над людьми, он воплощает в себе образ аскетичный, суровый, в полном согласии с евангельским описанием: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф. 3:4).

Рот Иоанна слегка приоткрыт, что отсылает к тексту Евангелия — «глас вопиющего в пустыне». В противовес ему — крепко сомкнутые губы фарисеев. В руке Иоанн Предтеча держит крест. Этим автор указывает на Крестную смерть Спасителя. Подобная аллегория и всадники с копьями. Художник делает акцент на то, что Христос, идя к людям, выбирает путь добровольных мучений.

В первоначальном варианте Спаситель шел навстречу тем, кто уже покрестился в водах Иордана и явно принимает Мессию, в окончательном же варианте – к тем, кто Его не принял, потому что, по словам Иисуса, Он был послан к погибшим овцам стада Своего, чтобы спасти их.Сцену с очерствевшими законниками - книжниками и фарисеями - мы видим справа. В этой же группе, однако, стоит в коричневом хитоне, обернувшийся к Мессии, Гоголь, с которым Иванов был очень близок в годы написания картины. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник, и, исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».Среди этой группы, к которым направляется Иисус, стоят несколько женщин, среди них, наверняка, есть и та грешница, которую спас Христос, сказав ее обличителям: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень».

Там же мы видим двух воинов на прекрасных конях, которые тоже пришли креститься у Иоанна. Креститель их наставляет, они верят ему и становятся свидетелями явления Мессии, глядя на Которого, Иоанн называет «Сыном Божиим». Их кони тоже реагируют на идущего сзади человека, чуя нечто новое и необычное. Настолько необычное, что шарахаются в сторону, пугая женщин.

Одна из них, с непокрытой головой, в страхе оперлась на руку самого сановитого книжника, даже не замечая неприличия этого жеста. Две другие – тоже пугаются. Так люди и животные реагируют на явление Иисуса. В центре – самая многочисленная группа - несколько человек, одни из которых смотрят на Спасителя, как тот господин, что сидит к нам спиной, а другой – его раб - улыбается, может быть, впервые в жизни, почувствовав надежду на избавление и спасение.

В глубине этой группы в широкополой шляпе и с посохом в руке художник изобразил самого себя, тоже обращенного в сторону Господа.   Традиция писать автопортреты в своих полотнах не нова, этот прием широко использовался мастерами Возрождения. Иванов изобразил себя в образе странника, или путешественника. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Он словно пытается запомнить каждую деталь всего происходящего, чтобы потом все это воссоздать в своем полотне. И на лицах всей этой средней группы глубокое и живое сокрушение духа: кто-то поник к земле взором, кто-то с умилением смотрит в небо, а кто-то простирает руки к небу. Всех их объединяет стремление уединиться от людей в своем сокрушении.

В центральной части композиции, на берегу реки сидят двое: седой человек с холеным телом и раб, подающий ему одежду. Раб — одна из самых сложных фигур для толкования. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Художник изобразил раба в тот момент, когда он, собираясь одеть своего господина, замер, обратив внимание на Иоанна Предтечу. У него измученное лицо с печатью безумия: многолетнее рабство довело этого несчастного человека до такого состояния. Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Невозможно предположить, о чем думает раб. На его лице то ли усмешка, то ли надежда, радость и отчаяние, вера и недоверие, ожидание и безнадежность, но он с улыбкой смотрит на Иоанна Предтечу. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Художник поднялся до подлинного трагизма, показав страшный контраст между физическим уродством и душевной красотой этого униженного, скорбящего человека. Это не просто раб евангельского времени, это отражение действительности того времени, в котором жил Иванов: в России еще существовало крепостное право, и его отмена произошла лишь в 1861 году.Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Здесь звучит тема наготы. «Смотрящий» — это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Хоть юноша и не одет, можно без труда определить его социальное положение: с первого взгляда видно, что это человек не бедный. Это можно определить по его красивой нежной коже, по гладко уложенным золотистым кудрям, по изящному движению руки, которая отодвигает упавшие пряди волос с лица, чтобы они не мешали видеть. Юноша завороженно смотрит на Христа: это аллегория того, что мир античности тоже примет Спасителя.

В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын», и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат? Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9,10). Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя.

Все фигуры и лица на картине непринужденные, свободные, такие, какими они действительно являются в жизни, какими застал их Господь в момент Своего явления. Все просто и естественно, как правда, которую несет Спаситель мира. Картина Александра Иванов "Явление Христа народу" написана так, будто ее автор и люди уже слышат спасительный евангельский призыв:

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою Вы».

Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172×247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше, и вновь приступил к работе. Прежний вариант использовал как рабочий эскиз, при этом переносил на него все то новое, что возникало на большом холсте. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.Первый вариант картины.

В композиции картины «Явление Христа народу» большое количество «двойников» и «антиподов». Почти все фигуры парные, и это усиливает впечатление от образов. Группа апостолов противопоставляется группе фарисеев, молодость — старости, богатство — бедности.

Образ природы тоже новаторство А. А. Иванова. Природа здесь помогает раскрыть смысл всего произведения, она подчеркивает тишину, царящую в картине, она неотделима от всего происходящего на полотне. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Природа на картине торжественна и величественна, что усиливает значимость исторического момента. Эскиз в венецианских красках, 1839 год. 

Изображению природы А. А. Иванов придавал большое значение, серьезно и кропотливо искал пейзаж для своей картины. Художник писал этюды каменистого берега, неровной почвы, деревьев, болота, над которым стелется седой туман, дальних гор, окутанных голубой дымкой. Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет: серый, лиловый, рыжий. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Написать природу без воздуха, без перемены в освещении и цвете, которую он дает, значит, написать мертвую, игрушечную природу.1833—1840-е гг.

По мере того как Иванов углублялся в работу над этюдами, эта картина приобретала для него все больше значение. Художник начал понимать, что дело не в способности писать прямо с натуры или по памяти, а в том, что направляет его, для чего он это делает, каким образом сумеет донести свои мысли до зрителя.1837-1857гг.

Только в 1858 году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Как это часто случалось в мировой истории живописи, гениальность произведения А. А. Иванова оценили только после его смерти. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принес его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, в дом Пашкова, где для картины был построен специальный павильон. При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею, однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна. Велись дебаты, куда поместить картину, в проекте здания на Крымском Валу был запланирован зал для картины Иванова, но в итоге решили пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас.

http://sotvori-sebia-sam.ru/aleksandr-ivanov-yavlenie-xrista...

http://sotvori-sebia-sam.ru/aleksandr-ivanov-yavlenie-xrista...

https://www.slovoart.ru/node/928

http://cultobzor.ru/2015/01/aleksandr-ivanov-gallery/ivanov-...

Картина дня

наверх