На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

История одной песни. На муромской дорожке.

Меня, признаться, тоже давно волнует и занимает история и судьба этой песни. Еще с тех пор как я выпускала фильм « На муромской дорожке». Но до сих пор, как ни старалась, не могу доискаться истоков ее, установить авторов слов и напева. Не обнаружилось пока и ее публикаций в песенниках дореволюционного и более позднего периодов. Обращение к специалистам по фольклору ясности тоже не внесло. Выходит, что песня эта распространялась в народе изустно, с живого голоса на живой.
Песня эта – подлинно народная по сюжету и настроению, по словам и мелодии. Она как бы настояна на крестьянском распеве.
Сегодняшнему поколению любителей народной песни нравится, как поют «Муромскую дорожку» Ольга Воронец и Александра Стрельченко.И все-таки кем и когда была сложена песня «По Муромской дорожке»?

«На муромской дорожке» (вариант: «По муромской дорожке») — русская народная песня.

Сюжет этой песни прост, мелодия красива и лирична, но почему-то так за душу берет! А вдумаешься – и слова и музыка глубоко драматичны, ведь судьба разлучает любящих людей. И кто знает - «до будущей весны», а, может, и навсегда. Да еще возлюбленный и девушку обманул, женился на другой. В народе такие разлучные песни поют с особой тоской-печалью... И по-настоящему, всем сердцем прочувствовать ее и пропеть могут только женщины.

Можно более-менее точно утверждать, что она родилась в городе Муроме Владимирской области, известном особыми песенными распевами. По одной из версий, слово «мурома» происходит от черемисского глагола «мурам» — пою (муромо — песня), в связи с чем мурома — место пения, веселья.

Ныне на одном один из въездов в Муром стоит былинный камень с изображением Ильи Муромца и три высоких сосны, словно ожившая запевка песни о муромской дорожке, немало повидавшей на своем веку.На муромской дорожке стояли три сосны... Когда подъезжаешь к Мурому, невольно приходят на память строчки песни. А где сосны-то? Возле камня с изображением Ильи Муромца их только две. Приведу интересный рассказ из Комсомолки.

"Три сосны как символ Мурома на въезде в город посадили еще в 1967 году. Две прижились сразу, а над третьей словно рок злой навис. Деревце сохло, его несколько раз меняли. Лет восемь назад ураганом сосенку сломало. Опять начались мытарства по ее замене. А в прошлом году какой-то изувер опять срубил у третьей маленькой сосенки верхушку.

– Но мы все-таки решили не отступать, – говорит директор ООО”Зеленстрой” Людмила Каменская. – В мае посадили у камня новую сосенку. Выкопали ее на опушке леса недалеко от Борисо-Глеба. При пересадке учли даже расположение ветвей в соответствии со сторонами горизонта, перевезли дерево с большим комом родного грунта, обильно полили. Вроде бы, все предусмотрели ,но окончательно станет ясно, прижилось ли сосенка, только будущей весной. Поэтому для страховки посадили рядом совсем маленькую сосеночку.

Так что сейчас встречают всех на въезде в Муром былинный камень и четыре сосны: две сорокалетние красавицы, молоденькая девочка-подросток и совсем крошечная малышка, которую даже и не разглядишь сразу из проезжающей машины…"

Но продолжу рассказ о самой песне. Исследователь Юрий Бирюков приводит несколько версий об авторстве «По муромской дорожке», но им нет никаких подтверждений. Вот одна из них. Автор слов – поэт-самоучка Матвей Ожегов, уроженец Вятской губернии. Он увековечил свое имя в народной песенной летописи такими любимыми в народе песнями, как «Меж крутых бережков», «Потеряла я колечко». Начал сочинять еще подростком, пел, аккомпанируя себе на гармошке, а также обрабатывал народные песни и помещал их в своих сборниках. Вот и стали некоторые народные песни в его редакции приписывать Ожегову. Возможно, так получилось с «Муромской дорожкой». Но сам он на авторство не претендовал.

Никаких упоминаний о песне в дореволюционный источниках не существует. Однако тот же Бирюков ссылается на жителя Мурома Дмитрия Лобанова, который писал: «Мне уже далеко за восемьдесят. И я помню, как в моем детстве в деревне Киржачского района девицы водили хоровод и всегда пели именно эту песню». То есть, она появилась не позднее 20-х годов. Что касается музыки, то в начале XX века был популярен вальс «Тоска», композитора Михаила Обычайко, основной темой которого была мелодия, вероятно, и послужившая основой песни «По муромской дорожке». А на пластинки «Тоска» стали записывать, примерно, с 1908 года.

Так или иначе, но авторы неизвестны. Как и у большинства народных песен, у «Муромской дорожки» нет единого текста, она существует во множестве вариантов. Велика заслуга в популяризации этого произведения Лидии Андреевны Руслановой. Еще в довоенные годы она записала ее на пластинку, часто пела на эстраде, за что, кстати, певицу ругали музыкальные критики, находившие в песне сходство с жестоким романсом. Пели «Муромскую дорожку» Ольга Воронец и Александра Стрельченко.

Живет песня, передается из поколения в поколения. Потому что вечно живы любовь, печаль и разлука. Нет у песни и единого текста. Она существует во множестве вариантах, но рассказывает об одном: о несчастной девичьей любви, это так называемая песня-страдание. Ю.Бирюков привел самый длинный вариант этой песни — обычно исполнители довольствуются лишь несколькими куплетами. Вот этот вариант:

По Муромской дорожке
Стояли три сосны.
Со мной прощался милый
До будущей весны.

Он клялся и божился
Одну меня любить,
На дальней на сторонке
Меня не позабыть.

А я ему внимала
Беспечною душой,
Слова я повторяла
Той клятвы роковой.

Но вот он встрепенулся,
В последний раз обнял,
Взглянул он в мои очи,
Потом поцеловал.

Сел на коня, помчался
В неведомую даль,
Оставил в моем сердце
Тоску лишь да печаль.

И с этою кручиной
Я ночи не спала,
Сидела на крылечке,
Всё милого ждала.

Однажды мне приснился
Тревожный, страшный сон,
Что милый мой женился,
Нарушил клятву он.

А я над сном смеялась,
Подружкам говоря:
Не может того сбыться,
Чтоб мил забыл меня.

Но вскоре сон мой сбылся,
И раннею весной
Мой милый возвратился
С красавицей-женой.

Я у ворот стояла,
Когда он проезжал.
Меня в толпе народа
Он взглядом отыскал.

Увидел мои слезы,
Глаза он опустил
И понял: мое сердце
Навеки он сгубил.

Сгубил он жизнь младую.
Зачем теперь мне жить?
Ужель свою мне клятву,
Как он, навек забыть…

Пойду я в лес-дубраву.
Там реченька течёт.
В холодные объятья
Она меня возьмёт.

Когда меня достанут
С того речного дна,
Тогда злодей узнает,
Что клятве я верна.

По Муромской дорожке
Стояли три сосны.
Со мной прощался милый
До будущей весны.

В 1993 году был снят фильм-мелодрама с аналогичным названием «На Муромской дорожке» (режиссер Федор Петрухин) — песня звучит там в исполнении артиста Аристарха Ливанова. Я выпускала этот фильм. Вон на обложке стоит логотип компании "Светла". Фильм этот очень «атмосферный», какой-то невероятно тонкий и нежный при всей идейной жестокости содержания. Во многом такой эффект достигается благодаря умопомрачительной игре актеров и музыке Доги, которая завораживает с первых нот. Несмотря на то, что в фильме много атрибутов фильма-приключения и фильма-экшн (кораблекрушение, плен, счастливое спасение, нежданное богатство, череда испытаний и мытарств), зрители безоговорочно относят его к жанру мелодрамы: все обсуждения фильма (сюжетного построения, сценария, исполнительского мастерства актеров, музыке и проч.) непременно сводятся к размышлениям о любви. Фильм искренний, светлый и грустный одновременно. Очень советую посмотреть.

А теперь и сама песня. Песня входила в репертуар Лидии Руслановой, и именно ее исполнение послужило началом популярности этого произведения. Наложен видеоряд с фильма.

Александра Стрельченко. 

Кадышева

Ольга Воронец и видеоряд из фильма

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Осипова

Группа Рок Острова

Народный ансамбль старинной Русской песни "Родники"

Ансамбль танца Росинка

Картина дня

наверх