Жизнь - театр

604 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Это да! Видимо у него скоростной фотик. За секунду делает 5 кадров))))Кошки ниндзя в об...
  • Светлана Митленко
    Вот такой?Пейзажная живопис...
  • Светлана Митленко
    Пейзажная живопис...

История одной песни. Подмосковные вечера.

Этой темой я хочу открыть новую рубрику "История одной песни". В этой рубрике, которая разместиться в разделе История песни, будет разговор вестись о создании тех или иных знаменитых  песнях.История одной песни. Подмосковные вечера.Марк Бернес, руководитель оркестра В. Кнушевицкий и В. Соловьев-Седой | Фото: photo.qip.ru

23 июля исполняется 101 год со дня рождения Михаила Матусовского – поэта-песенника, автора «С чего начинается родина», «Школьного вальса», «На безымянной высоте», «Старого клена», «Вологды» и многих других знаменитых композиций. Ну а самая известная во всем мире его песня, попавшая в книгу рекордов Гиннесса, – это «Подмосковные вечера».
История одной песни. Подмосковные вечера.
Авторы песни *Подмосковные вечера* М. Матусовский и В. Соловьев-Седой 

Этой песни могли бы не услышать не только в мире, но и в СССР. Обстоятельства ее написания были будничными: в 1955 г. на студии документальных фильмов монтировали картину о спартакиаде. Чтобы привлечь внимание зрителей к легкой атлетике, в те времена не слишком популярной, решили сопроводить фильм песнями. Для этого к работе привлекли известных авторов: композитора В. Соловьева-Седова и поэта М. Матусовского. Они написали две ритмичные песни и одну лиричную – для эпизода отдыха спортсменов перед важным этапом соревнований.

Для нее как раз пригодилась мелодия, уже давно написанная Соловьевым-Седым и заброшенная из-за того, что не нравилась автору.История одной песни. Подмосковные вечера.М. Матусовский, Марк Бернес и В. Соловьев-Седой 

Чиновники чуть было не «зарубили» лирическую песню: ее содержание и «вяловатая» мелодия не соответствовало спортивному сюжету, но все же решили ее оставить. Исполнить ее предложили Марку Бернесу, но тот отказался: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?». Соловьев-Седой отшутился: «Да нормальная гениальная песня». Как показало время, он был прав.История одной песни. Подмосковные вечера.Исполнитель песни *Подмосковные вечера* В. Трошин

Первым «Подмосковные вечера» исполнил солист Большого театра Евгений Кибкало. в ютубе я ролик не нашла, но предлагаю послушать в исполнении Герга Отса.

А в фильме о спартакиаде она звучит в исполнении певца и актера МХАТа В. Трошина. Ему долго пришлось упрашивать авторов дать ему возможность спеть ее. Когда Трошин впервые услышал эту мелодию, спросил у композитора, что это за песня. На что Соловьев-Седой ответил: «Дрянь песня. Не получилась она у меня. В корзину пойдет. Заунывная, грустная, тоскливая». И все же песня вошла в фильм, хотя тогда ее действительно никто не заметил.История одной песни. Подмосковные вечера.Исполнитель песни *Подмосковные вечера* В. Трошин

В те времена, если песня звучала в фильме, ее записывали в фонд радио. И однажды Трошину позвонили и пригласили на запись. Наутро, после премьеры песни на радио, ее наконец заметили и запомнили.

А настоящий успех в СССР пришел после того, как «Подмосковные вечера» исполнили на международном конкурсе песен в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Соловьев-Седой тогда делал ставку на другую свою песню – «Если бы парни всей земли», но неожиданно для него золотую медаль получили «Подмосковные вечера». Так песня получила всесоюзную известность.История одной песни. Подмосковные вечера.Поэт-песенник М. Матусовский 

Вскоре эту мелодию узнали и за рубежом. Год спустя в Брюсселе открылась Всемирная выставка, на которой в числе других советских коллективов выступал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Главной песней в его репертуаре были «Подмосковные вечера», которыми открывались и закрывались концерты советского искусства в национальные дни Советско­го Союза.

История одной песни. Подмосковные вечера.Широко звучала песня и на советской выставке в Нью-Йорке в 1959 году. Американцы встретили ее как доброго друга — еще раньше их познакомил с ней выдающийся пианист Ван-Клиберн, победитель Первого Международного конкурса имени Чайковского в Москве, включивший в программу своих выступлений собственную фортепианную транскрипцию песни.

После своего конкурсного триумфа, с 1960 года по 1972 год Ван Клиберн четырежды гастролировал в СССР: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Сочи и Новосибирске. Однажды в Москве он пришёл в Дом композиторов, он хотел немного отдохнуть в кругу коллег, послушать песни, поимпровизировать. Шутки ради забавы для Соловьёв-Седой, сыграв с ним для разминки какой-то вальс, перешёл к «Подмосковным вечерам». И вот незадолго до своего отъезда Ван Клиберн давал в Москве заключительный концерт, который транслировался по телевидению. Публика горячо приветствовала пианиста и постоянно вызывала его на бис, фактически сформировав дополнительное отделение концерта. И тогда в наступившей тишине музыкант заиграл своё фортепианное изложение «Подмосковных вечеров», наполненное неожиданной гармонией, насыщенностью и сочностью. Аплодисменты переросли в громовые овации… Так песня «Подмосковные вечера» вышла уже на мировую арену, чему, по мнению Соловьёва-Седого, как раз активно поспособствовал Ван Клиберн.

Ленинградский музыковед А. Сохор в своей книге о композиторе Соловьеве-Седом рассказывает, как некий предприимчи­вый английский музыкант — руководитель джаза, отдыхая в Ита­лии, услышал по радио мелодию «Подмосковных вечеров». Она так ему понравилась, что он записал ее на коробке сигарет и тут же отправился в Англию, прервав свой отдых. Неизвестно, когда он успел сделать аранжировку,— наверное, в самолете, на котором летел в Лондон, но так или иначе песня звучала в концерте его джаза уже на следующий день.

Это наш вариант исполнения в джазовой композиции оркестра Сергея Жилина.История одной песни. Подмосковные вечера.

А в 1964 г. в Италии на международном конкурсе советский оперный певец Анатолий Соловьяненко занял второе место с этой песней, итальянская газета «Paese Sera» окрестила успех советского певца «невообразимым и из ряда вон выходящим». Это также дало мощный импульс к международному распространению песни.

Вполне естественно, что столь популярная песня не могла не стать соискателем на право быть позывными вновь открываемой в 1964 году радиостанции «Маяк». Тут, правда, тоже всё получилось не столь гладко и задорно, поскольку и в этот раз один из членов художественного совета придрался к словам: «Да что же это за позывные, которые ассоциируются со словами „«не слышны в саду даже шорохи“. Шорохи даже не слышны, а вы их позывными!» Документальная история умалчивает, что в итоге произошло на самом деле, но в дело вмешался один из тогдашних руководителей информационной службы Юрий Летунов. Обладающий великолепной интуицией, имеющий широкий кругозор и будучи просто талантливым человеком, он всегда создавал вокруг себя творческую атмосферу и часто предлагал неординарные идеи. В итоге, на одном из первых совещаний редакции радиостанции, он произнёс многообещающую фразу: «„Маяк“ – радио неожиданностей», после чего именно «Подмосковные вечера» и стали позывными радио «Маяк».История одной песни. Подмосковные вечера.Композитор В. Соловьев-Седой 

Уже шестьднсят лет назад написаны «Подмосковные вечера». Они уже не только «подмосковные» — как-то само собой получилось, что там, где их поют, происходит маленькая редакция текста: исполнителям хочется считать эту песню своей, и они заменяют «подмосковные» на «астраханские», «наши псковские», «армавирские», «ленинградские» вечера.

Вот что сказал Дмитрий Борисович Кабалевский о популярности «Подмосковных вечеров»: «Это песня строится на знакомых, привычных нам интонациях, и в этом — огромная удача композитора. Надо уметь слышать голос времени, песня должна опираться на знакомое уху человеческому... Дело таланта, чутья и мастерства композитора улавливать и использовать интонационный строй эпохи, писать такую музыку, чтобы она была понятна народу, близка ему, доставляла удовольствие, воспитывала вкус, пробуждала к жизни добрые и светлые чувства».

Режиссер Эльдар Рязанов говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить». Поэтесса М. Алигер вспоминала, что во время поездки в Венецию с группой советских литераторов они решили покататься на гондоле, Матусовский попросил гондольера исполнить какую-нибудь популярную у них песню, и тот вдруг запел «Подмосковные вечера». М. Матусовский признавался: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».История одной песни. Подмосковные вечера.Поэт-песенник М. Матусовский 

Достаточно сложно найти объяснение как бурному, так и длительному шествию этого музыкального шедевра по планете, но, видимо, так иностранцы пытаются понять «загадочную русскую душу», величие нашей Родины, душевность и открытость наших людей. И каким бы ни были исполнения или римейки «Подмосковных вечеров» в разных странах, все они всегда связаны с красотой природы, с какими-то чувственными переживаниями, с тихим счастьем двух влюблённых людей.

Карел Готт

Дмитрий Хворостовский

В 1980 г. Всемирная служба Московского радио провела опрос жителей разных стран с целью определить три самые популярные за рубежом русские песни. Слушатели назвали «Катюшу», «Калинку» и «Подмосковные вечера». А по результатам опроса слушателей радио «Маяк» в конце 1990-х гг. эта песня была признана одной из 10 лучших композиций ХХ в. По количеству исполнений «Подмосковные вечера» попали в Книгу рекордов Гиннесса.

Хороших песен много. Но способных объединить весь мир в одну семью — единицы. «Подмосковные вечера» пережили не один звездный час. Так было в Белом Доме в Вашингтоне, и на стадионе в Пекине, в маленьком парижском ресторане, и на главном конвейере завода ЗИЛ. За 50 лет своей жизни песня не раз уже доказывала, что у нее ведется отсчет нового времени, а главное — она все также умеет найти свой путь к сердцу каждого.

В работе использованы материалы следующих сайтов:
1. mos-ukr-capella.ru/sedoi.php
2. www.fotoalbom.su/show_report.php?id=362
3. www.peoples.ru/art/music/composer/mikhail_matusovsky/
4. 1001.vdv.ru/arc/birykov/issue16/
5. evartist.narod.ru/text14/70.htm
8. http://www.kulturologia.ru/blogs/230716/30571/

Картина дня

))}
Loading...
наверх