На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на сенях

Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен. Давайте посмотрим по карте=схеме его местоположение, она под №12Москва. Соборы КремляНа месте, которое сегодня занято частью Теремного дворца, еще в 14 веке стояла церквушка в честь Воскрешения Лазаря. Точно неизвестно, когда ее возвели, однако понятно, что построена она была одновременно с хором Калиты.

История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского КремляНовый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.Княгиня Евдокия устанавливает в свежепостроенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела

В 1479 году, по словам летописи, "у Рождества Пречистыя и у Лазаря Святаго верх падеся некако напрасно и страшно в нощи, иконы поби и множество великаго князя судов[2] в казне", которая, по обычаю того времени, хранилась в Тайнике под сводами храма.

Повелением Великого Князя Василия Иоанновича разрушенная церковь была возобновлена в 1514 году Алевизом, итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

Вероятно, тогда же она была перенесена во второй этаж, а церковь Св. Лазаря осталась внизу. В 1613 году она была уже несомненно во втором этаже. В этом году в ней был устроен придел во имя Никиты Столпника, Переяславского Чудотворца.

На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

В архитектуре здания церкви Рождества Богородицы на Сенях сочетались черты владимиро-суздальской школы, а также раннемосковской. Яркое подтверждение тому - окна-розетки и килевидные порталы.

В 1681-85 годах, при царе Феодоре Алексеевиче, были сделаны большие переделки в церкви Рождества Богородицы: 5 глав ее были сняты, а на их месте и над вновь приделанной трапезой был построен собор во имя Сошествия Св. Духа, просуществовавший всего несколько лет.

После его уничтожения Рождественская церковь переделана в одноглавую.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского КремляНижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли.

Забытая до половины XIX столетия, она была вновь найдена во время сооружения Большого Дворца в 1838 году, при постройке лестницы в Терема, когда понадобилось проломить одну из стен, и возобновлена в древнем виде. При этом возобновлении Лазаревской церкви под престолом ее и у северной стены были найдены человеческие кости - подтверждение летописных известий о том, что в древнее время здесь при церкви было кладбище. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского КремляСтарый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.Фото 1909 года

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.После революции все святыни Кремля оказались закрытыми. В 30-е годы храм Рождества Богородицы в Сенях досконально изучают и реставрируют. Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского КремляВ целом, архитекторам удалось восстановить прежний облик древнего памятника. Православной Церкви храм так и не был возвращен. Доступ туда закрыт, поэтому информации о внутреннем убрансте минимальный.

В Рождественской церкви в числе других икон находится: 1) Список с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича. Подлинная икона, пред которой 14-го марта 1613 года совершилось в Костромском-Ипатьевском монастыре всенародное наречение царем юного боярина Михаила Феодоровича Романова, находится в Костромском Успенском Кафедральном Соборе. 2) Список с иконы Владимирской Божией Матери в вызолоченном серебряном киоте (по левую сторону от царских врат). 3) Список с иконы Спаса Нерукотворенного, в золотой ризе, украшенной 2555 бриллиантами.

"В иконостасе иконы XVII-XIX вв. Настенная живопись XVIII-XIX вв.. Но мы про все это можем пока лишь читать.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 72-73

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 22-23

http://www.temples.ru/card.php?ID=813

https://putidorogi-nn.ru/evropa/659-tserkov-rozhdestva-bogor...

http://progulkipomoskve.ru/publ/kreml/cerkov_rozhdestva_bogo...

Картина дня

наверх