На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 244 подписчика

Свежие комментарии

  • РОМАН Молчанов
    Доброго утра,Светочка ***🌷🌷🌷 Чудеснее страны и видал,хоть и много где бывал за границей. Самая прекрасная и добрая...Такой была наша с...
  • Владимир Алтайцев
    Спасибо  за  материал.Помню, как лет  30 назад  специально сходил  на  сборище  Мемориала. Убедился, что  это была  с...Наборы оригинальн...
  • Владимир Алтайцев
    Есть и интересные  фото, но некоторые  у меня вызывают отвращение издевательством   над  здравым смыслом, особенно  с...Сюрреализм в фото

Великие истории любви. Одна жена двух братьев Кельхов

Во второй половине в доме № 28 по улице Сергеевой (сейчас это улица Чайковского) находился дом греческого консула И. Е. Кондоянаки, построенный по проекту архитектора А. К. Кольмана – двухэтажный в стиле барокко особняк мало чем отличался от своих соседей. В конце столетия дом вместе с земельным участком был выкуплен Александром Фердинандовичем Кельхом.

Расчет за дом был произведен из средств его супруги Варвары Петровны, урожденной Базановой.
Наследство деда, крупного сибирского золотопромышленника, полученное женой, позволило Александру Фердинандовичу совершить такую покупку, тем более что супруга в это время пребывала в Москве и занималась благотворительной деятельностью и оставив супруга заниматься управлением всем ее имуществом – сибирскими рудниками, пароходствами и недвижимостью. Таким образом, чувствуя себя достаточно свободно, Александр Фердинандович покупает особняку на Сергеевой и перестраивает его, поручив это дело архитекторам Василию Шене и Владимиру Чагину.Варвара Петровна и Александр Фердинандович Кельхи с фотографии в готической столовой в особняке Кельх на Сергиевской, 28 в Петербурге.
Увы, нет фотографии лучшего качества, но и эта, не совсем качественная, дает представление о внешности Варвары Петровны Кельх
Немного отступление. На фото ниже изображены два брата Кельхи (а их было пятеро братьев) - Николай (справа) и Владимир (слева):

В семье Кельхов было пять сыновей и две дочери. Сыновья Кельха все получили образование.
Старший сын, Николай Кельх, поступил в Московский университет на юридический факультет в 1881 году, окончил его по низшему разряду действительным студентом, то есть без защиты, и все еще был действительным студентом в 1893 году - "вечный студент". В 1886 и в 1889 году он был помощником присяжного поверенного Московской судебной палаты. Николай Кельх вел активную деятельность в Обществе для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета, а с 1889 по 1892 годы он избирался секретарем Общества.
Сибирская миллионерша Базанова, известная своим милосердием, представляла для Общества большой интерес как источник пожертвований. И действительно, Юлия Ивановна, а впоследствии и ее дочь Варвара Петровна, прониклись состраданием к малоимущим студентам Московского университета и стали активными жертвовательницами и их стараниями и на их деньги была открыта бесплатная столовая для студентов.
Видимо двадцатилетняя Варвара Базанова хотела казаться девушкой без предрассудков, и 24 апреля 1892 года она стала женой Николая Фердинандовича Кельха, действительного студента Московского университета: миллионерша стала студентшей).
Брак этот был морганатический, ибо Кельх, родившийся и выросший в казенных квартирах, которые предоставлялись его отцу по службе при разных учебных заведениях, без идеи равенства не мог встать на одну социальную ступень с внучкой потомственного почетного гражданина Базанова, наследницей миллионов и владелицей золотых приисков, выросшей в богатстве, евшей на серебре, жившей всю ее жизнь в полном достатке. Можно рассуждать о чувствах между молодыми людьми, но увы, как бы ни были сильны чувства, устранить из сознания бедного жениха знание о том, что у невесты громадное миллионное состояние, никак нельзя. Кельхи же не обладали ни знатностью, ни богатством.
Варвара Петровна была молода, красива, и баснословно богата! Девушка и с меньшим в несколько раз капиталом могла сделать хорошую партию и войти в высшие слои общества через брак с представителем знатной и титулованной фамилии. Как видно из дальнейших событий, Варвара Петровна стремилась занять очень высокое положение в обществе и готова была за это платить базановскими миллионами.
Но вернемся к особняку.
Эти два талантливых мастера позволили себе отойти от питерской традиции и оформить заново отстроенные фасады особняка не привычной штукатуркой, а песчаником, а также сделать окна не прямоугольной формы, а арочными. В сочетании с искусным оформлением интерьеров особняк внутри производит впечатление большего простора, чем снаружи.
Правда, переехавшей в Санкт-Петербург Варваре Петровне обновлённый дом пришёлся не по вкусу, и она пригласила архитектора Карла Шмидта, под руководством которого во дворе дома появился павильон в готическом стиле и была переделана внутренняя отделка части помещений.Готический флигель.Готический флигель.Готический флигель. Старое фото.
К сожалению, увидеть готические конюшни прохожим с улицы невозможно. Через арку можно заметить лишь их правую часть. Целиком это здание можно увидеть только из окон особняка. Выход во внутренний двор даже с экскурсией сейчас запрещен.
Родился Александр Кельх в городе Чугуеве Харьковской губернии в 1866 году. Он один из всех братьев выбрал военную карьеру и окончил Четвертый московский кадетский корпус.
Смысл брака Варвары Петровны с Александром Кельхом для Варвары Петровны остается туманным. Супруги даже в первые годы супружества проживали порознь: Варвара Петровна - в Москве на Моховой, а Александр Кельх, будучи на военной службе в чине корнета Отдельного корпуса под командованием министра финансов графа Ф. Ю. Витте, проживал в Санкт-Петербурге на Большой Морской, 53 и "состоял для поручений" при командире корпуса Александре Дмитриевиче Свиньине.
Раздельное проживание не является препятствием для деторождения. У Варвары Петровны и Александра Фердинандовича Кельхов родились две дочери: Мария и Елизавета.
После брака имущественное положение четы Кельх не изменилось: недвижимость, наличные и ценные бумаги принадлежали Варваре Петровне, а Александр Кельх продолжал сохранять положение служащего, сначала по военному ведомству, а потом - в качестве управляющего делами своей жены. А с чего бы оно должно было измениться? Оба брата Кельхи женились на деньгах, даже если они были страстно влюблены в Варвару Петровну, то отделить ее баснословные миллионы и ее годовые доходы от этой их любви невозможно было бы ни тогда, ни сейчас.
Для братьев и семьи Кельх родство с Базановыми меняло их материальный статус, поэтому их стремление не потерять базановские миллионы выглядит вполне рационально и понятно. Материальный статус дает возможность изменить статус социальный. Не понятно, зачем Варваре Петровне надо было вторично выходить замуж за другого Кельха. Но, как сказал поэт, "сердцу девы нет закона".
...Возможно, это и правда был партнерский брак, и, женившись на вдове старшего брата Николая, молодой Александр Кельх всего лишь заключил сделку. Но от партнерских отношений не родятся дети, а у Варвары и Александра была дочь. И, как бы там ни было, молодой сын барона (хотя если уж очень глубоко рыть, то бвроном он не являлся) честно выполнял условия контракта - он не повис мертвым грузом на шее у богатой жены, и помимо государственной службы, успешно управлял ее золотыми приисками, заводами, пароходством...
Спустя два года после покупки дома на Сергиевской (в современном реестре памятников архитектуры он так и числится домом Кельхов) Варвара Петровна переезжает наконец в Петербург. Однако, согласно альманаху «Весь Петербург», проходит еще два года, прежде чем супруги упоминаются проживающими по одному адресу. Окончательный вариант перестройки особняка был утвержден в 1903 году.

Особняк Кельха
На улицу окнами обращен двухэтажный фасад особняка, увенчанный неким подобием шатра. Лицевой фасад решен в духе французского ренессанса, а внутренние дворовые фасады выдержаны в формах готики. Описывать все произведенные перестройки и переделки, которым бывший особняк Кондоянаки подвергся по желанию и прихоти Варвары Петровны Кельх, я не стану. Само словосочетание "особняк Кельха" в информационном пространстве стало вирусным и запрос на любую персону, даже косвенно связанную с именем Базанова/Кельх, неизбежно ведет только к множеству разнообразных вымыслов и перепечаток об этом особняке, ставшем символом тщеславия русской миллионерши, владелицы золотых приисков, желавшей деньгами покорить столичное общество.Фото: Парадная гостья. Горельеф Николая Кельха
Фото: Парадная гостья. Горельеф Александра Кельха
Наверное, Александр был хорошим мужем, но это не спасло его от предательства.
Через несколько лет, в 1904 году, Варвара Петровна уехала в Париж, оставив супругу письмо, в котором призналась, что никогда его не любила, сердце ее всегда принадлежало его старшему брату Ниуколаю (первому мужу, скончавшемуся меньше, чем через 2 года после свадьбы). Что заставило Варвару бросить все - свою благотворительность, мужа, детей, и умчаться в Париж, никто не скажет. Грозный 1905, предчувствие скорой катастрофы? Но почему не распроданы активы, нет счетов в иностранных банках, брошены дети? Или ее гнал "амок", безумие страсти, описанное еще Стефаном Цвейгом, превращающее разумных людей в одержимых, разрушающих свои и чужие судьбы?..
Через несколько лет супруги официально оформили развод, и в Россию Варвара Петровна больше не возвращалась, обустроив свою жизнь в Париже. Воспитание их детей взяла на себя мать Варвары Юлия Базанова. Бывший супруг взял на себя и заботу о благотворительных предприятиях Варвары Петровны и об общих детях и их бабушке.
В 1904 году Александром Кельхом был приобретен дом в Петербурге по адресу улица Глинки, дом 13. До него он принадлежал Дому попечительства императрицы Марии Александровны о слепых.

Дом попечительства императрицы Марии Александровны о слепых по адресу ул.Глинки, дом 13 с подопечными.
После покупки Кельхом в доме была сделана внутренняя перепланировка и устройство интерьеров. Работа выполнялась военными инженерами, архитекторами Апышковым В.П. и Кривошеиным Г.Г.
Итог. В 1905 году у Кельхов в собственности было два дома в Петербурге: на улице Глинки в собственности Александра Фердинандовича Кельха и на Сергиевской улице в собственности Варвары Петровны Кельх. После отъезда жены Александр Кельх переехал на жительство в собственный дом на улице Глинки 13. Это был непродолжительный период владения Кельхом собственным домом, и именно дом на улице Глинки можно считать настоящим "особняком Кельха" в Петербурге.
Бывший особняк Александра Кельха. Современный вид.

А брошенный Александр безропотно продолжал управлять ее благотворительностью, приисками и заводами, заботиться о ее матери, но удача отвернулась от него. Возможно, тому виной назревающая смута, забастовки, возможно, что-то иное, но постепенно он теряет все, и пришедшим к власти экспроприаторам уже нечего у него отнять, кроме жалованья статского советника.
Вероятно, Александр Кельх не был эффективным управляющим "Компании промышленности" и "Ленско-Витимского пароходства" и ему, или его жене, вскоре потребовались деньги. Поэтому, оба дома в 1906 году уже числятся заложенными, и оба находятся под управлением Эдуарда Карловича Гана, представителя кредитора. Кредитором под залог обоих домов был Моисей Акимович Гинсбург.
Для эффективности добычи золотых приисков требовалось вложение денег в техническое переоснащение, а денег на это у владельцев уже не было. А главная проблема была в самих владельцах. Такое плачевное положение дел в некогда процветавшем предприятии усугублялось тем, что на его уничтожение нацелились российские и английские банкирские дома, прекрасно знавшие состояние дел и ждавшие разорения предприятия, чтобы скупить имущество подешевле и установить в районе монополию компании "Лензолото". Один из способов "помощи" в таком случае - это давать деньги в долг, стать кредитором собственников, нуждающихся в деньгах. Кстати, именно так, через обременение владельцев приисков долгами, Гинцбурги стали основными владельцами товарищества, бывшего основой для "Лензолота". "Лензолото" с 1870-х годов находилось под контролем банкирского дома "И.Е.Гинцбург", дела которого вел старший сын основателя барон Гораций Гинцбург.
Александр Кельх был помощником попечителя приюта Елизаветы и Марии, а также Николаевского детского приюта. Принятие им на себя должности помощника попечителя приюта Елизаветы и Марии произошло в 1908-1909 годах. Возможно, это было связано со смертью дочерей Кельхов Елизаветы и Марии - об их судьбе ничего не известно. В 1917 году он оставил гостиницу "Европейская" и жил на 10 линии Васильевского острова.
В 1914 году Кельх продает особняк И. М. Александрову. В 1924 году умирает Юля Базанова, а еще через 6 лет Кельх был арестован, и дальше судьба его неизвестна – по одним сведениям его быстро расстреляли, по другим он умер в лагерях.
И вот бывший владелец прекрасного особняка безуспешно скитается по стране в поисках заработка, а вернувшись в Петроград, находит работу продавца папирос...
Бывшая жена уговаривает его бежать в Париж, но Александр отказывается, он не хочет быть обузой. Последним местом жительства Александра Кельха стала коммунальная квартира в доме 32/35 по 7-й Советской улице. Оттуда его репрессировали в лагеря в 1930 году. Дальнейшая его судьба неизвестна. следы его обрываются где-то в подвалах НКВД.
Варвара Петровна так и жила в Париже, скончалась в 1959 году и похоронена на Русском кладбище (знаменитый Сен-Женевье де Буа). Некоторые из ее драгоценностей находятся в частных коллекциях, иногда их можно увидеть в разных музеях мира.

Особняк отделан с высочайшим мастерством камнерезов, скульпторов, мастеров резьбы по дереву, обойщиков, штукатуров,.. но имена мастеров потонули в мишуре базановского богатства. Все сведения скрыты именем ее мужа, человека, фактически бывшего приказчиком и распорядителем при наследнице базановских миллионов.
Особняк Кельхов на Сергеевой после Революции был национализирован, в 1919 г. в нем была открыта Школа экранного искусства, та самая, которую окончил Сергей Васильев, снявший в 1934 году фильм «Чапаев». Позже в здании размещался райком КПСС, затем Дом Юриста, а после реставрации 2010-х гг. особняк был передан Министерству Юстиции.
Прекрасная готическая столовая особняка Кельха, Санкт-Петербург 
Когда-то ее украшал длинный стол и изумительный серебряный сервиз, лучшее из произведений ювелирного дома Фаберже...
От сервиза остались одни воспоминания и пара фотографий. От владельцев этой дивной красоты и того меньше...
Да и в сам особняк попасть крайне сложно...

Картина дня

наверх