Продолжу рассказывать о наших ценностях архитектуры разной степени сохранности.
«Окно в живую традицию» — проект томского движения «Том Сойер Фест», в котором волонтеры совместно с местными художниками проводят арт-консервацию расселенных исторических домов. Подобный процесс временной консервации является разновидностью уличного искусства, когда расписываются щиты на окнах покинутых домов.
Особняк Анастасии Николаевны Копец на Малом проспекте Петроградской стороны в СПб.
Дача Шаляпина в г. Кисловодск, Ставропольский край С этим домом связана интересная легенда. Говорят, как-то раз Федор Иванович вышел на веранду и что-то спел. На улице собралась публика. В итоге спонтанный концерт растянулся на несколько часов. Именно с тех пор за домом и закрепилось название Дача Шаляпина.
На рубеже столетий на Заводской улице в Самаре, ныне — улица Венцека, построили модерновое здание, более известное как «дом с атлантами».Его владельцем был представитель крупнейшей купеческой династии Самары, Павел Иванович Шихобалов.
Его семья славилась прежде всего своей галереей картин русского искусства второй половины XIX – начала ХХ веков.Это самарские Третьяковы, собравшие у себя Репина, Маковского, Поленова. Глубокий интерес Шихобаловых к искусству и культуре прослеживается в особенных деталях особняка. Парадная анфилада залов, камины из поливных керамических изразцов, закругляющаяся парадная лестница с прекрасной резьбой по дереву, многочисленные росписи в стиле модерн — все богатство разместили на 4 тысячах квадратных метров. Не зря эти элементы у многих вызывают ассоциации с шехтелевским особняком Морозова в Москве. В 1990 году «дом с атлантами» был передан Самарскому художественному музею. В 2012 году начались работы по реставрации объекта, но, к сожалению, они до сих пор не завершены.
Дом купцов Козловых в посёлке Мстёра Владимирской области. Возведён в 1916 году, сейчас внутри расположен молодежный центр.
На окраине Вышнего Волочка стоит видный образец русского модерна — деревянная дача купцов Рябушинских Несмотря на свою хрупкость, усадьба пережила множество испытаний: революцию, превращение в коммуналки и даже создание в подвале птицефермы. В 2017 году после расселения её даже хотели снести, но местному сообществу памятник удалось отстоять. С тех пор дача Рябушинских находится под опекой волонтеров и Вышневолоцкого краеведческого общества. Здесь организуют различные культурные мероприятия, а благодаря статусу арт-резиденции сюда ежегодно съезжаются художники со всей России. Параллельно ведутся работы по консервации и сохранению здания усадьбы на средства, собранные с помощью пожертвований. В будущем в даче Рябушинских планируют сделать музей, посвящённый текстильной промышленности Вышнего Волочка. Часть дома градозащитники также планируют использовать под реставрационные мастерские и экспозицию, посвящённой его судьбе.
Дом крестьянина Елкина в селе Борисоглебские слободы (ныне поселок Борисоглебское) в Ярославской области, под Ростовом Великим. Несмотря на свой сословный статус, многие жители считались зажиточными и возводили крепкие добротные дома. Борисоглебское было крупным торговым поселением, здесь проходила ярмарка внушительных размеров по продаже скота.
В доме Елкина ныне открыт музей.
Дом лесопромышленника Андреаса Вагера в городе Каргополь Архангельской области.
Что забыл иностранец в далеком северном городке в начале XX века?
Слово краеведам: «Здесь жил лесопромышленник, единственный постоянно проживающий иностранец в городе, швед по национальности, лесопромышленник Андреас Оскарович Вагер. Вместе с отцом в городе Онега он владел лесопильным заводом, а здесь занимался заготовкой леса и его сплавом.
Надо отдать должное Вагеру — он был этнографом, многое вложил в город и ратовал за его хозяйственное развитие. В отличие от местных купцов, которые, взрастив свои капиталы и достигнув первой гильдии, выезжали на жительство в Москву, Санкт-Петербург или Петрозаводск.
Был женат на Соне Котцовой, дочери своего компаньона из соседнего дома. Забавно, что беседка на крыше дома имела и практическое назначение: через подзорную трубу Андреас Оскарович вёл наблюдение за прохождением лесосплава».
В наших городах хранятся огромные, но, к сожалению, исчерпаемые запасы стиля и красоты. Дом Василия Коновалова, владельца первого в Чите салона художественной фотографии. Начало 20 века.
В нескольких километрах к востоку от города Миньяр расположен единственный в своем роде на Южном Урале памятник индустриального наследия — железнодорожный Никольский мост через реку Сим. Он представляет собой двухарочную ажурную конструкцию, где одна арка нависает над водной гладью, а вторая — над автомобильной дорогой, соединяющей города Аша и Сим. Никольский каменный мост был построен за короткий срок в 1929-30 годы женщиной-мостостроителем. К сожалению, имя автора проекта до сих пор не было установлено, но над этим активно работают местные краеведы.
В сооружении восхищает и то, как оно искусно вписано в природный пейзаж — облицованные бутовым камнем арки не забирают на себя внимание от лесистых гор и бурной реки Сим. Такую архитектуру поистине можно назвать «ответственной», поскольку она не спорит с окружением и обладает жизнетворной силой.
Архитектор Никита Жиляков с 2021 года занимался восстановлением дома XIX века в Сысерти. Начинание благородное — старинное здание раньше принадлежало купеческому роду Ширыкаловых, но много лет простояло заброшенным. В него вдохнули новую жизнь. Никита Жиляков говорит: «Я хочу доказать, что исторические дома пригодны для современного образа жизни и что у каждого при наличии ресурсов и желания есть возможность сохранить частичку истории. Для себя я решил, что одного такого опыта мало, и хочу сделать его системным — то есть восстановить несколько домов самостоятельно». Архитектор ищет партнёров и единомышленников по восстановлению старинных домов.
В XIX веке Осташков считался одним из самых прогрессивных городов России. Дома здесь строились по «образцовым проектам», однако каждый из них отличается деталями: резными вставками, лепным и кованым декором. С помощью арочных ворот здания соединялись друг с другом, создавая единый ансамбль городской застройки. Большое внимание уделялось благоустройству города. Еще в 1830 году началось мощение первых улиц булыжником, для чего все въезжающие в город обязаны были привозить камни.
При перепланировке городов в XVIII веке план Осташкова был взят за образец для прочих уездных городов Российской империи. В плане были учтены все каменные церкви и жилые дома — они были использованы как опорные точки при разметке новых улиц. На карте можно было заметить уже всем известную планировку жилых районов, где улицы пересекались между собой под прямым углом. При этом на Торговой и Соборной площадях разрешалось строить только каменные здания.
Когда мы изучаем зодчество того или иного города, важно понимать, что многие дома дошли до нас обезображенными или лишенными ценных элементов. Бежецк, Тверская область.
Знаменитый «дом-носорог» или «дом в треуголке». Здание построили в 1910 году для нотариуса Тугаринова.
На протяжении 20 века дом утратил выразительные черты и ныне пребывает в печальном состоянии.
Интереснейшее строение на российском Дальнем Востоке — дом-крепость Яна Янковского, основателя оленеводческого хозяйства «Сосновые скалы». Построенный в 1918-1919 гг. дом-замок мог выдержать нападения манчжуров, которые случались в то время. В подвале была сделана тайная комната, откуда подземный ход вёл к соседнему оврагу. Ян Янковский прожил в доме всего год, заболел и умер. А в крае разгоралась Гражданская война...
Астраханский кремль, АстраханьКремль - это крепость. Астраханский - в том числе. Кстати, о происхождении самого термина спорят! У нас в Суздале кремлёвские стены каменными не были никогда, а деревянные последний раз сгорели в 1719 г., и больше не восстанавливались по ненадобности, ибо город был уже далеко от внешних границ. Астрахань же была (да и сейчас находится) на самой границе. Так что кремлёвская крепость там строилась как надо. Всего через пару лет после взятия Астрахани Иваном Грозным (помните: "Казань - брал... Астрахань - брал... Шпака - не брал") тут появились первые деревянные укрепления, а затем строительство уже каменной крепости пошло "по взрослому". Начатое при Иване IV оно было завершено его сыном Федором Иоанновичем с участием Бориса Годунова. Строительство шло в 1580-1620 гг. Имена строителей известны: Михаил Вельяминов строил, Дей Губастый надзирал. Что интересно: стройматериалом для кремля послужил кирпич из Сарай-Бату - старой столицы Золотой Орды. Площадь крепости - 1544 м². Высота стен - от 7 до 11,3 м, а толщина от 2,8 до 5,2 м.Изначально крепость была построена на острове (окруженном водами Волги, Царёва, Кутума и Казачьего ерика), на самой высокой точке - Заячьем бугре, и спускалась почти до набережной. Крепость осталась на месте, это набережная "ушла", а намытая коса со временем застроилась. Коснулись ли военные события сию крепость? Наш суздальский Спасо-Евфимиев монастырь выглядит совсем как кремль (туристы путают!), но осад не видел. Астраханский же кремль - видел. Сначала его дважды осаждали крымско-турецкие войска в 16 веке, затем, в Смутное время (нач. 17 в.), он оказался в эпицентре восстания Болотникова, а потом из него выкуривали атамана И. Заруцкого и польскую пани Марину Мнишек.
Во время восстания Степана Разина Астраханский кремль был оплотом бунтовщиков почти полтора года, царские войска взяли его после длительной осады. Но в 1705-1706 гг. всё повторилось: снова восстание и снова царским войскам пришлось брать кремль приступом.
Через пару веков - опять восстание и в стенах Кремля формируются отряды Красной Армии - очередные бои очередной гражданской войны: в 1918 г. большевики оборонялись в крепости от контрреволюционеров. После установления мира крепость оставалась военным объектом (читал, что под названием "Городок им. Троцкого) до конца 1950-х годов, когда в кремль, наконец, открывают свободный доступ.Фото и текст: Валерий Царев
И последнее на сегодня. Дачная постройка второй половины 19 века принадлежала московскому промышленнику Ивану Николаевичу Проскурякову. Дача украшена резными балясинами и башенками, дом выстроен с использованием мотивов деревянного зодчества. Вокруг дачи был густой лес, а внизу за домом река Сходня. На территории до революции часто гостил Ф.И.Шаляпин. В первые годы Советской власти дача Проскуряковых была национализирована. В 1921 году по решению Совнаркома для поправки здоровья и отдыха на даче в летне-осенний период, проживал с семьей профессиональный революционер Иван Павлович Жуков. Сюда на бывшую дачу Проскурякова в 1921 году приезжал Владимир Ильич Ленин после охоты с Жуковым в районе деревни Черная Грязь.
На сегодня обзор закончен. Но у нас есть еще много чего посетить и посмотреть.Фото 1970 года.
В начале 30-х годов Проскуряковым был возвращен их дом, который они через несколько лет продали тресту ТЭП (Теплоэнергопрект). В течение многих лет дом сохранял свой первоначальный вид, но после войны с дома были сняты башенки и был изменен вид террасы.В 1979 году Химкинское районное отделение ВООПИК (общество охраны памятников) и музей Сходненской первой школы, через областное отделение ВООПИК добились разрешения и финансирования на реставрацию дома Проскурякова, как памятника деревянного зодчества, и места, где побывал Ленин.Однако к началу 21 века дача пришла в плачевное и заброшенное состояние. К 2010 годам территория, на которой была расположена дача, оказалась выкуплена. Застройщик принял решение реконструировать здание, то есть фактически построить его заново. Сейчас дача Проскурякова находится на территории ЖК Шаляпинская усадьба, но через охрану можно пройти на территорию.
Свежие комментарии