Фото старой Москвы я еще буду ставить не раз. Но иногда хочется и рассказать о том или ином районе города. Начнем с района Марьиной Рощи. Район Марьина роща не может похвастаться обилием памятников архитектуры или природными красотами. Его своеобразие в другом: уникальной истории и той необычной репутации, которая сопровождала эти места на протяжении большей части ХХ века.
Свое название роща, скорее всего, получила от названия соседней деревни, упоминавшейся в переписи 1678 года: «Марьино, Боярское тож».С этим названием «Марьино» связано немало легенд. Дело в том, что здесь проходили торговые пути на Дмитров и Сергеев Посад, неудивительно, что в этом лесном краю «пошаливали» разбойники. По легенде, Марьей звали местную крестьянку, приглянувшуюся первому владельцу этих мест – московскому боярину начала XV века Фёдору Голтяю. Но Марья полюбила его слугу Илью, которого подстерег и убил ревнивый боярин. Тогда Марья ушла от него и стала атаманшей шайки разбойников, обосновавшейся в той самой роще, получившей ее имя.
По другой легенде, Илья зарезал боярина Федора накануне его свадьбы с Марьей – и скрылся с ней в Марьиной. Там он собрал разбойничью шайку и стал е атаманом. Однако, заподозрив жену в неверности, Иван сам убил Марью и ушёл каяться за грехи в монахи.
До второй половины XIX века здесь действительно была роща , точнее - лесной массив, занимавший обширное пространство между Камер-Коллежским валом и деревней Останкино. В те годы она считалась традиционным местом народных гуляний.Такой обычай родился благодаря расположенному здесь Лазаревскому кладбищу. На его территории с незапамятных времен существовал «убогий дом», а точнее – морг для неопознанных трупов. В течение года сюда со всей Москвы свозились неопознанные тела умерших. Всю зиму они лежали в специальных подвалах, на льду. Хоронили их летом, на седьмую неделю после Пасхи, в праздник, называвшийся Семик.
Постепенно возникла традиция: представители низших сословий приходили в этот день на Лазаревское кладбище, чтобы помянуть своих без вести пропавших родственников и знакомых, справедливо полагая, что они могут покоиться именно здесь. С годами скорбный характер этого события забылся, и оно превратилось в шумное гулянье, переместившееся в соседнюю Марьину рощу.
Русский писатель XIX века М. Н. Загоскин в своих очерках, посвященных московской жизни, писал об этом: «Что за удивительная страсть у нашего народа веселиться на кладбищах? Уж не остаток ли это языческих обычаев? Быть может, в старину русский народ любил так же, как и теперь, собираться в известные дни пировать на гробах своих предков и передал этот обычай своим потомкам...»С годами такие гулянья стали происходить не только в Семик, но и в остальные выходные и праздничные дни. Это было бурное веселье с песнями, хороводами и цыганами. Атмосферу лихого разгула в немалой степени подогревали многочисленные трактиры, расположенные вблизи Камер-Коллежского вала и Бутырской заставы. Помимо низших сословий, сюда в поисках острых ощущений нередко приезжали представители светского общества. Так, история сохранила дату – 19 мая 1828 года. В этот день в Марьиной роще побывал А. С. Пушкин.
В 1851 году через Марьину рощу были проложены пути Николаевской железной дороги. А некоторое время спустя - Виндавской (ныне - Рижской). Красоты здешних мест заметно потускнели. В 1880-х годах остатки Марьиной рощи разбили на участки и продали под застройку.
Район не считался особо престижным. Земля стоила здесь дешево. Поэтому первыми жителями Марьиной рощи стали мелкие торговцы, рабочие окрестных заводов и многочисленные ремесленники - портные, сапожники, граверы, литейщики. Облик Марьиной рощи стремительно менялся. На месте лесных просторов возникали деревянные одноэтажные дома, заборы, палисадники, которые чередовались с кустарными мастерскими и небольшими заводиками.Далеко не все местные умельцы предпочитали легальные виды бизнеса. Уже в начале ХХ столетия Марьина роща приобрела славу места, где можно легко приобрести поддельные документы или фальшивые ассигнации, сбыть краденое. В лабиринтах узких улочек рядом с домами добропорядочных граждан возникли настоящие воровские притоны.
Именно этот облик Марьиной рощи увековечили в своем романе «Эра милосердия» братья Вайнеры. Еще больше, чем роман, известна его телевизионная версия - «Место встречи изменить нельзя». Большинство ключевых событий этого произведения происходит в Марьиной роще и ее ближайших окрестностях. Свою неудачную засаду соратники Глеба Жеглова устраивают у Верки-модистки, живущей в 7-м проезде Марьиной рощи. Награбленное добро бандиты из «Черной кошки» прячут на задворках товарного двора Рижского вокзала. И, наконец, саму банду арестовывают в подвале продовольственного магазина на Трифоновской улице.Впрочем, реальная жизнь Марьиной рощи была не столь драматична. Особого разгула преступности здесь не наблюдалось. Местные бандиты предпочитали отправляться на промысел в другие районы Москвы, а заезжие «гастролеры» по понятным причинам обходили эти места стороной. В Марьиной роще 1930 - 1950-х годов текла жизнь обычной московской окраины. Пионеры и пенсионеры гуляли в Детском парке, устроенном в 1934 году на месте того самого Лазаревского кладбища. Здесь же по вечерам собиралась местная молодежь. На танцплощадке, получившей в народе несколько циничное название «на косточках», звучали модные танго и фокстроты.На обсаженной липами Шереметьевской улице с незапамятных времен находился кинотеатр «Октябрь». Позже, в начале 60-х годов, он «подарил» свое название знаменитому киноконцертному комплексу на Новом Арбате, а сам был переименован в «Горн». Правда, под «пионерским» названием просуществовал недолго. В связи с аварийным состоянием конструкций его закрыли. Но буфет, переоборудованный в пивной бар, продолжал работать. Лишь в конце 60-х годов это любимое многими сооружение развалилось окончательно. Ныне единственное напоминание о нем – заросший деревьями небольшой «пятачок» на углу Шереметьевской улицы и 3-го проезда Марьиной рощи.Рядом с кинотеатром находилось не менее популярное когда-то учреждение - дровяной склад. Даже в послевоенные годы дома в Марьиной роще отапливались в основном печками, а дровяные сараи были неотъемлемой частью каждого двора. Впрочем, эти сараи использовали не только по прямому назначению. С наступлением весны многие «рощинцы» предпочитали ночевать именно там. Для многих это была единственная возможность отдохнуть от ужасов коммунального быта. Ведь в те годы в одной комнате нередко могли жить по 5-7 человек, представляющих разные поколения одной семьи.
Весна в Марьиной роще была фантастическим временем. Во дворах расцветали яблони, вишни, груши. Столичная окраина мгновенно превращалась в благоухающий бело-розовый сад. Остатки этих фруктовых деревьев можно было обнаружить на пустырях вдоль Шереметьевской улицы вплоть до конца 90-х годов. Пока их окончательно не уничтожили, ради каких-то гигантских, но так и не осуществленных строительных проектов.
В конце 50-х - начале 60-х годов одноэтажные дома начали потихоньку сносить. На их месте появились сначала пятиэтажки, а затем - более современные дома. Тем не менее отдельные островки одноэтажной застройки просуществовали вплоть до Олимпиады 1980 года, когда району окончательно решили придать цивилизованный вид. Примерно в это же время снесли Марьинские бани, известные тем, что воду для них брали не из московского водопровода, а из собственной артезианской скважины. Здешняя вода славилась своей мягкостью, благодаря чему волосы местных красавиц всегда отличались необычайной пышностью.Памятников прошедшей эпохи в Марьиной роще осталось немного. С некоторыми оговорками к ним можно отнести здание Марьинского универмага - типичный образец советской архитектуры 30-х годов. И, конечно, небольшую церковь в самом конце Шереметьевской улицы. Храм с трогательным названием «Нечаянная радость» был построен на средства местных жителей еще в 1904 году. Он благополучно пережил все потрясения, войны и революции и остался сегодня практически единственным напоминанием о прежней Марьиной роще - легендарном районе, бесследно растворившемся в стремительной потоке времени.
А как же выглядела в действительности послевоенная Марьина Роща, где так лихо будет бороться бывший контрразведчик с преступностью? Интересно?
Марьина Роща. 4-ая улица, дом 4
(Сейчас на этом месте 3-х подъездная 12-этажная башня).
Колонка на углу 1-го проезда и 4-ой улицы Марьиной Рощи напротив бани.
Такие колонки стояли на всех перекрёстках проездов и улиц.
Рижский вокзал, южная сторона.
Детский парк имени Феликса Дзержинского (ныне парк "Фестивальный") на месте бывшего Лазаревского кладбища.
Лазаревское кладбище являлось погостом для бедных, а также для тех, кто умер «дурной смертью», то есть от чумы, холеры, или насильственной смертью, без причащения.
На его территории с незапамятных времен существовал «убогий дом», а точнее – морг для неопознанных трупов.
В эпидемию чумы 1771 года, Лазаревское кладбище вместе с десятком «новых» кладбищ стало местом, где хоронили тысячи умерших.
(Теперь на месте кладбища веселятся Масляковы с КВН-щиками)
Марьина роща, 6-й проезд.
Марьина роща, 5-й проезд
3-я улица Марьиной Рощи
Сейчас на этом месте 2-й проезд Марьиной Рощи.
Справа в кадре - большой Дом-"Молочный". (на Октябрьской ул.), посередине - чуть левее большой кирпичный дом на Новослободской улице, под ним - Марьинский мосторг. У левого верхнего обреза кадра - гостиница "Северная" (рядом с трубами Бахметьевского автобусного парка)
Панорама, захватывающая 2-ю ул Марьиной Рощи и, справа, кирпичный д.11 по 3-ему проезду Марьиной рощи.
Военнослужащая-водитель автобуса ГАЗ 0330 во дворе дома по 3-му проезду Марьиной Рощи.
Детский кинотеатр "Октябрь" (угол 3-го проезда Марьиной Рощи и Шереметьевской ул).
Для каждого жителя Марьиной Рощи того времени - это очень дорогой сердцу снимок. Практически единственный культурный центр в Роще, особенно для детей, поскольку кинотеатр детский. Любой ребенок,имея 10 копеек, устремлялся туда за синеньким билетом. Здание было дореволюционной постройки (начало ХХ века). "Ампир"! Этим много сказано.
В кинотеатре проводились различные мероприятия для детей. Массовик-затейник очень активно работал. По фризу в фойе были кадры из популярных фильмов, "Чапаев" "Смелые люди", а в зрительном зале в воспитательных целях вверху на колоннах стояли гипсовые пионеры,отдающие салют, кто с горнами кто с барабанами. Потолки были высоченные. Это было самое значительное здание по уровню архитектуры. Напротив было еще здание, высокое, с почтой на втором этаже, тех же владельцев, что и кинотеатр.
Когда на Калининском проспекте начали строить свой "Октябрь", наш переименовали в "Горн", который вскоре перепрофилировали в пивной бар. И лозунг на фасаде здания марьинорощинцы переиначили в "Любите ПИВО - источник..."
2-я улица Марьиной Рощи.
На заднем плане - кирпичное здание школы №606. Потом в нём было ремесленное училище, затем ПТУ, а сейчас - один из корпусов "Международной академии бизнеса и управления".
Угол 2-ой улицы и 3-его проезда Марьиной Рощи. Ещё одна водоколонка.
Зимой, в морозы, вода в колонках замерзала и приходилось обходить все окрестности с вёдрами (а потом их с водой домой по морозу переть), чтобы найти ту, которая ещё не замёрзла. И ездили такие крытые грузовики-отогревалки, в кузове которых был котёл, который постоянно топили. Котёл давал пар. У колонки снимали колпак сверху, совали внутрь шланг и пускали пар. Когда было градусов 30-32 мороза (а такое было нередко), то эта машина весь день вертелась по району: колонки-то опять замерзали после отогрева.
Для современных хозяек: прикиньте, каково было тогда постирать бельё. И прополоскать. И мыльную воду на помойку выносить. Подключали всю семью (если она была). А до примерно года 1951, когда газа ещё не было, водичку-то на керосинках грели, керогазов и примусов боялись. Керогазы вспыхивали, а примусы просто-напросто могли взорваться. Летом, понятно, было проще. Но воду-то и помои таскать всё равно приходилось.
3-й проезд Марьиной Рощи.
Сейчас на этом месте стоит театр "Сатирикон", который раньше, в 70-х был кинотеатром "Таджикистан".
Спасибо Первому секретарю МГК КПСС Гришину, отдавшему в 1982-83 году здание Райкину. Местные жители это им обоим до сих пор вспоминают "тихим добрым словом". Особенно после того, как Райкин-II отхватил территорию всего сквера вдоль ул.Шереметьевская под коммерческо-театральный центр. И выстроили там... торговый центр, правда с кинозалом.
После того, как мэр Москвы Собянин с барского плеча отдал кинотеатр "Гавана" Маслякову под КВН, марьинорощинцы включили в свой "матерный поминальник" и их тоже.
(Учитывая, что Аркадий Райкин лишь полгода прожил после открытия в 1987 году театра в отремонтированном здании, а Гришин умер в 1992 году в очереди в собесе, Собянину и Маслякову стоит всячески беречь своё здоровье)
17 проезд Марьиной рощи
В перспективе 17-го проезда - Церковь иконы Нечаянная Радость (сейчас Шереметьевская 33)
Улица Шереметьевская. (Снимок сделан со строящегося моста через Рижскую ж/д.)
Вдали слева - церковь Нечаянная Радость, до церкви - учебное заведение, напротив нее чуть дальше - стоящее и ныне учебное заведение, а сам снимок сделан со съезда с моста. Направо чуть дальше - ныне цементный завод и "анашан-сити"
8-й проезд Марьиной рощи, вид от Шереметьевской ул. Слева на переднем плане свалка завода Вторцветмет. Снято 11 марта 1967 г.
9-й проезд Марьиной Рощи.
Район 10-го проезда Марьиной рощи.
Марьина роща, 10-й проезд
На пересечении Шереметьевской ул. и 10-го проезда Марьиной Рощи
Перекресток Старомарьинского шоссе и 10-го проезда Марьиной рощи.
Сарайчики во дворе д.13 по Стромарьинскому ш.
Вид из окна дома №13 по Стромарьинскому ш.
Товарный поезд (паровоз СО17) возле путепровода Шереметьевской улицы через пути Октябрьской ж.д.
Старомарьинское шоссе
Машина пересекает Старомарьинское шоссе по 11-му проезду Марьиной рощи.
В те времена 11-й проезд пересекал шоссе уступом.
На Старомарьинском шоссе, в начале 50-х
Сущёвский вал и Шереметьевская улица.
У левого края кадра невозможно не узнать очертания Марьинского мосторга
Ортодоксальная синагога в Марьиной Роще
Синагога построена в 1926 году ,сгорела в 1993. Справа за ней видна детская музыкальная школа №19.
Трифоновский тупик
3-й Стрелецкий проезд. (гараж ХОЗУ НКВД-МГБ-КГБ-ФСБ)
Обратите внимание на отсутствие регистрационного номера на переднем бампере. Автомобильный номер на него стали навинчивать лишь после 1953-го года
https://i-podmoskovie.ru/zabroshennoe-podmoskovie/6178-khoro...
Свежие комментарии