Жизнь - театр

609 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ritchie Blackmore
    Потрясающе!Финалисты конкурс...
  • Светлана Митленко
    Ну вот про богатырей возможно. У одного Васнецова есть пара-тройка картин)))Как появились сра...
  • Татьяна Толстова
    Няшные-котяшные

Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

Сергей Васильевич Челноков был фотографом-любителем и происходил из видной купеческой семьи, члены которой входили в Попечительский совет Третьяковской галереи. Одной из главных тем фотографий была Москва: повседневные уличные сценки, происшествия, культурные мероприятия. Сегодня прогуляемся по городу 1900-1914 годов и посмотрим на него глазами Челнокова.

После революции Сергей Челноков был вынужден эмигрировать за границу. Он умер в Дании, и его архив - 1500 стеклянных диапозитивов и негативов (в основном стереопары), а также цветные диапозитивы в технике "автохром" до недавнего времени оставались невостребованными.
Его брат Михаил Васильевич был известным в древней столице человеком, занимался предпринимательством и политикой, входил в состав Временного правительства.

Кремлёвская набережная. За спиной фотографа, на Москворецкой улице, был расположен рынок, этим, по всей видимости, объясняется скопление народа. На заднем плане, с левой стороны, виднеется храм Христа Спасителя.

Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
 
На выставке исторических фотографий Сергея Челнокова. Уникальные снимки восхитили. Но не меньше поразил рассказ Дмитрия Новикова, правнука фотографа.

- Дмитрий Вениаминович, увлечение вашего прадеда довольно экзотично для начала прошлого века.

..

- Сергей Васильевич Челноков из купеческого рода, член Московской Думы, удачливый предприниматель. А один из его четырех братьев, Михаил, даже был московским главой, входил во Временное правительство. Поскольку семья состоятельная, Сергей Васильевич мог себе позволить такое дорогое увлечение. Ведь на рубеже веков один снимок стоил приблизительно как корова - дефицитные реактивы, аппаратура, расходные материалы... А Сергей Васильевич увлекался еще и стереосъемкой - с двух ракурсов, в формате, похожем на нынешнее 3D.

К сожалению, я мало знаю о его жизни. Только то, что до революции он много путешествовал и везде снимал. Еще известно, что большевиков принял холодно. В 1921 году эмигрировал в Константинополь, потом в Копенгаген. Неизвестно, брал ли прадед что-то из своего архива в эмиграцию. Возможно, где-нибудь в Дании тоже сохранились его фотографии.

- А как сохранились вот эти, представленные на выставке?

- В 1924 году, прожив 63 года, Сергей Васильевич умер, и его дочь Наталья, моя бабушка, вернулась в Москву. Ящик с фотоархивом все это время хранился в подвале у соседей в Чистом переулке. Наталья Сергеевна скиталась по коммуналкам и таскала ящик с собой. Так он и дожил до наших дней. В нем 1700 стереофотографий и три альбома с отпечатками. Нам он достался как ящик со стеклышками, среди которых было много битых или испортившихся. Честно говоря, к нему все привыкли, как к пришельцу из прошлого.

- И когда наступило прозрение?

- Уже в начале 2000-х годов, к очередной годовщине Русско-японской войны, мои друзья издавали большой международный академический сборник. Статьи американцев, европейцев, японцев... Получалась большая красивая книга. Но в ней не хватало иллюстраций войны с российской стороны. И тут я вспомнил, что видел прадедовы фотографии о ней в том самом ящике. Ребенком я в него залезал не раз, а военные снимки пацану запоминаются больше всего. Полез я в этот ящик - и вдруг увидел его содержимое другими глазами. Я понял, что обладаю чем-то неслыханным. Это был шок! Архив одного из лучших фотографов эпохи много лет лежал рядом со мной...

- Итак, вы начали его изучать...

- ... и продолжаю это делать. Ведь никто не знает, какая это часть архива. Я уверен, что снимков больше. Знаю, что-то лежит в Третьяковке в архиве художника Ильи Остроухова. Не добрались мы еще до архива фотографического общества... Судите сами: все снимки из ящика сделаны после 1900 года, но не верится, что Сергей Васильевич ничего не снимал до этого. Некоторые снимки наверняка были уничтожены сознательно, чтоб не получить неприятностей. К примеру, фотографии офицеров царской армии...

А на многих не осталось никаких пояснений, кроме написанных прямо на стекле: "Порт-Артур", "Пожар Малого театра". Но, может быть, это и неплохо.

- Почему?

- Изображение не нуждается в объяснениях и интерпретациях. Это прямой сигнал из прошлого: смотрите, как было. Иногда слова мешают восприятию...

Я смотрю на фотографии прадеда и представляю, каково было в то время делать репортажные снимки, выходя на улицу в мороз, ветер. Или снимать наводнение в Москве. Поражают снимки из Кремля после Октябрьского переворота: Михаил Челноков возглавлял комиссию по описанию ущерба, нанесенного Кремлю и его соборам в октябре 1917 года, и позволил снимать брату...

PS. А еще в уникальном домашнем архиве много экспериментальных фото. Один камень, например, снят с разных ракурсов, так что видны все его прожилки. Сергей Васильевич Челноков изучал возможности аппаратуры, творил...
Вглядитесь в старые черно-белые фотографии.
В них аромат минувшей эпохи и душа автора.
 

Васильевская площадь (ныне - Красная). Пристройки по сторонам Спасской башни - это часовни Великого Совета Ангела и Великого Совета Откровения, снесенные в 1925 году.

Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Вид со Спасской башни в сторону Замоскворечья. С левой стороны от фотографа - храм Василия Блаженного, не попавший в кадр. Виден Васильевский спуск и Софийская набережная. 1911-1914 год.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Кремлёвская стена, направление съемки - северо-восток, вдали виднеется Большой Москворецкий мост.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Кутафья башня
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Часовой у памятника Александру II, расположенного в Кремле, на Кремлевском холме. Памятник до наших дней не сохранился, большевики убрали его в 1918 году.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 По Театральной площади конвоируют заключенных, 1900-1902 год.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
А это 1908 год, рабочие прокладывают пути для трамвая. На переднем плане - часть большого овощного рынка, располагавшегося на Воскресенской площади (ныне площадь Революции).
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 2 мая 1914 года. Горит Малый театр, а зеваки наблюдают. Обратите внимание, как аккуратно уложены трамвайные пути и брусчатка.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
На Театральном проезде даже пробка образовалась. На крыше переднего трамвая установлена реклама: “Калинкинъ пиво воды”
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Еще один ракурс. Пожар длился более трех часов, ущерб - около полмиллиона рублей. Сгорели декорации Большого театра и часть декораций Малого.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Важное событие из жизни города: в 1908 году произошло сильнейшее наводнение, об этом у меня был отдельный пост. Вода поднялась до 9 метров. Фотография сделана с Большого Каменного моста, который в 1938 году был перестроен ниже по течению реки.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Никольский мост (сейчас на его месте Крымский) и Пречистенская набережная
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Якиманка, переправа на лодке
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Швивая горка
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Страстная площадь и не существующий ныне Страстной монастырь
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Тверская застава, 1908-1914 годы. Уже вовсю ходит трамвай.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Каток на Патриарших, 1900 год
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Арбат. Замена путей конки на электрический трамвай, 1908 год
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Открытие памятника Гоголю, 1909 год
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Ажиотаж публики. Памятник вызвал в обществе большой резонанс, отношение к нему было противоречивое: "Первое впечатление этой почти страшной фигуры, прислонившейся к грубой глыбе камня, точно ударило. Большинство ждало образа, к которому привыкло… И вместо этого явно трагическая, мрачная фигура; голова, втянутая в плечи, огромный, почти безобразящий лицо нос и взгляд – тяжёлый, угрюмый, выдающий нечеловеческую скорбь… В сумерках и лунной ночью он будет прямо страшен, этот бронзовый великан на Арбатской площади, замерзший в позе вечной думы."
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Новоспасский монастырь
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Зацепа. Женские подготовительные курсы ОРКОУЖ (Общество распространения коммерческого образования среди женщин). 1905-1912 годы
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 1914 год, на Калужской площади обвалилось здание из-за прорыва водопровода: "В ночь на 26 января на Калужской площади прорвалась магистральная труба водопровода. Вода громадным потоком вырвалась наружу и понеслась по направлению к Москва-реке, все затопляя на своем пути, размывая мостовые, пути трамвая, опрокидывая фонари и трамвайные столбы. Много бед натворила разбушевавшаяся стихия, пока не закрыли водопровод и не справились с ней. Между прочим, вырвавшаяся из трубы вода подмыла фундамент и обрушила стены углового дома, выходящего на Крымский вал."
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 19 марта 1909 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко возлагают венок на могилу Гоголя на кладбище Данилова монастыря
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Колка льда у Трёхгорной мануфактуры. Существовала даже такая профессия - “ледокол”.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Пресненская застава. Уличный обыск
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Московский ипподром, трибуны скакового поля, 1910 год
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Зрители наблюдают за показательным полетом летчика Сергея Уточкина на биплане "Фарман". Он ездил с турне по всей России, а так описывает его полет 10 мая 1910 года газеты "Русское слово": "Сегодняшние полеты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но ещё больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полета на высоту 200 метр., как обещала программа, начались со свободного полета. … Далее авиатор совершил фигурный полет. Он описал восьмерки, демонстрировал в воздухе подъёмы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полетом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 м. 1 с."
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."

 Зоологический сад на Пресне. Там были также страусы, львы, зайцы, маралы, косули и прочие животные.
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
 На Лесной улице
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
 Яуза. У моста на Осташковской дороге, сейчас это Бабушкинский район
Клад сделанный прадедом. "Один снимок стоил, как корова..."
Создать демотиватор

 Источник: chelnokov.org

Картина дня

))}
Loading...
наверх