На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Очень хороший проект, который набирает популярность во многих городах. Мне такое творчество нравится, симпатичные мал...Еще миниатюрная с...
  • ВераВерная
    Какие есть красавицы, просто залюбуешься. Морские глубины ещё мало изучены, но даже те экземпляры, что попались на гл...Подводный мир 78....
  • ВераВерная
    Спасибо за пост.30 первых фотосни...

Какие странности и культурные коды сказки «Царевна-лягушка» расшифровываются древними обычаями славян

Сюжет о заколдованной невесте (или женихе) очень распространен и встречается в сказках многих народов, однако именно русский вариант поражает фантастическими и очень нелогичными подробностями: жена-земноводное, стрела как залог брачных обязательств, странный танец с вылетающими из рукавов костями-птицами. Как и многие другие старинные сказки, «Царевна-лягушка» несет в себе множество «культурных кодов», которые уже непонятны нам сегодня.Первой «несуразностью» сказки с современной точки зрения является очень ненадежный способ выбора невест для царских сыновей с помощью стрелы: «Куда стрела упадет, там и невест себе ищите» - кажется, что для продолжения царского рода можно было бы отнестись посерьезнее к подобной задаче. Однако археологические находки показывают, что стрелы были частым атрибутом свадебных обрядов древних славян. Они не только защищали от нечистой силы, но и символизировали плодородие, поэтому стрелы и наконечники часто дарили новобрачным. Дольше всего этот обычай сохранялся в Белоруссии.
Иллюстрация И. Я. Билибина

Кроме того, выстрел, произведенный с соблюдением всех обрядовых моментов, освященный волей самого отца семейства, конечно, отдавал важный выбор на волю высших сил, и дальнейший ход событий в сказке это подтверждает: невесты находятся именно такие, какие братьям и нужны. Этот факт, кстати, всегда подчеркивали кинематографисты и мультипликаторы, создающие свои версии старинной сказки – невесты старших братьев, хоть могут быть и неказисты, но всегда «под стать» своим женихам.

Что же касается младшего, то он после долгих блужданий оказывается на болоте, где и находит свою суженую. В более старинном варианте сказки, который называется «Сказка о лягушке и богатыре», после трехдневных скитаний Иван находит лягушку, и она сразу показывает ему свои магические способности. Перекувырнувшись, бойкая невеста наколдовывает сначала «разукрашенную беседку», а затем и «стол со всяким кушаньем и напитками». После такого не жениться на ней, конечно, нельзя!
«Царевна-лягушка». Иллюстрации И. Билибина стали классическими для этой сказки

Интересно, что в двадцатые годы XX века археолог А. Н. Лявданский обнаружил на Смоленщине целый ряд городищ, расположенных в болотистой местности. Все они представляли собой круглые площадки. Так как следов постоянной жизни и укреплений вокруг у построек не было, ученые пришли к выводу, что имеют дело с древними храмами. По распространенным представлениям, религиозные сооружения древние славяне создавали на возвышенностях, однако, судя по этим находкам, болота также были объектами поклонения:

«Видна несомненная связь с культом воды и подводно-подземным "нижним миром", лучше всего выраженным самим болотом с его неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок. (...) Возникает предположение, что болотные городища могли быть посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто выступает ящер.» (Б. А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси»)

Они представляют собой круглые площадки, окруженные валами и рвом. Следов постоянной жизни в них нет, надежные защитные укрепления отсутствуют, поэтому ученые сделали вывод, что городища предназначались для религиозных церемоний.Археолог Л.Д. Поболь выявил свыше 250 подобных болотных святилищ.

Как видим, религиозная жизнь на болотах била ключом. Племена, обитавшие на этих землях, получили название «дреговичей», болотных людей.

И после христианизации обряды на болотах продолжались. В послании митрополита Иоанна Русского сообщается, что не желающие покоряться новой вере славяне «и еже жрут бесом и болотоми кладезям».

Что из себя представляли эти ритуалы и были ли в них задействованы лягушки, сказать сложно.

Так что земноводное, привечающее богатыря на болоте в особом строении, становится загадочной, но доброй и прекрасной повелительницей сил воды, которая волею богов выбирает себе в мужья человека. Этот образ рассматривается в науке как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной. Именно такую трактовку невесты-оборотня подтверждает затем странный танец Царевны-лягушки на пиру, который не могут повторить старшие невестки. Как мы все помним, из недопитого вина и недоеденных костей прекрасная женщина создала целый новый мир: «Махнула правой рукой – стали леса и воды; махнула левой – стали летать разны птицы».Иллюстрация Виктора Васнецова к сказке «Царевна-лягушка»

Ученые считают, что подобные танцы, названные в летописях «многовертимым плясанием», исполнялись девушками во время русалий – весеннего праздника, посвященного силе природы, плодородию и водным божествам. Русалии отмечали и после принятия христианства. Важным элементом танцев были длинные рукава, которые превращались в настоящие «крылья» плясуний. Так что, скорее всего, сцена на царском пиру описывает древний славянский весенний ритуал, во всяком случае, его внутреннюю сущность – возрождение природы - то, что видели и чувствовали наши предки, глядя на танцующих девушек.
Интересно, что не так давно и Царевна-лягушка обрела в нашей стране конкретную «прописку». Все больше сказочных персонажей вслед за Дедом-Морозом получают официальные «резиденции». Местом рождения Квакушки решили объявить город Шадринск Курганской области, ведь именно там местный краевед и просветитель Александр Никифорович Зырянов записал эту сказку и предоставил ее затем для публикации собирателю русского фольклора А. Н. Афанасьеву. Сборник «Народные русские сказки», вышедший под его редакцией в 1855—1863 годах, был в свое время самым известным и полным.

В августе 2014 года в шадринском Центре русской народной культуры "Лад" открылся музей Царевны-лягушки и сказок Шадринского края. В декабре 2016-го в библиотеке им. Зырянова установлена скульптура "Царевна-лягушка" местного автора Александра Галяминских. А 3 октября любимый всеми персонаж официально "прописали" на его родине.Шадринск считается местом рождения не только Царевны-лягушки, но и Елены Прекрасной.

Справка "РГ"
Культурно-туристический проект "Сказочная карта России" запущен в ноябре 2010 года. Его задача -  найти и обосновать места возможного рождения или существования сказочных или былинных героев. В качестве экспертов выступают историки, краеведы и филологи. На карте уже отмечены уральские персонажи: Данила-мастер, Хозяйка Медной горы, Урал-Мороз, Царь-Самовар, Великий Полоз из Свердловской, Конек-Горбунок - из Тюменской областей, Ямал Ири из ЯНАО.


Самыми известными иллюстрациями к «Царевне-лягушке» стали работы художника Ивана Билибина.
https://kulturologia.ru/blogs/110220/45451/?utm_referrer=mirtesen.ru

https://salik.biz/articles/66834-carevna-ljagushka-i-tainstvennye-bolotnye-hramy-slavjan.html

https://rg.ru/2017/10/11/reg-urfo/rodinu-carevny-liagushki-nashli-v-zaurale.html

Картина дня

наверх