На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Переславль-Залесский. Музей Ботик Петра.

Фото от памятника Петра, стоящего на горе Гремяч, в сторону Плещеева озера.

На южном берегу Плещеева озера, в трех с лишним километрах от города, находится музей усадьба с непривычным названием «Ботик». Я о нем упоминала во второй теме. Музей расположен за древним селом Веськово, на высоком месте, именуемом горой Гремяч (ее так прозвали во времена Петра, поскольку на ней были установлены пушки, которые "гремели", когда по прорытому каналу спускали корабли на воду). Здесь в конце XVII века по воле Петра I велось строительство так называемого «потешного флота», положившего начало военно-морскому флоту России.  

В 1688 году в Переславль приехал юный царь Петр. Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию. Строительство началось безотлагательно, в июле-августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта, в устье Трубежа.

К 1689 году почти вся флотилия, за исключением самого главного судна, была готова. Петр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. Однако флотилии не суждено было немедленно пуститься в плавание по озеру – Петр вынужден был уехать из Переславля в Москву, где происходили серьезные политические события. Вспомнил он о своем флоте только в 1691 году. За несколько месяцев близ села Веськова был выстроен целый городок: деревянный дворец, хозяйственные постройки и даже походная церковь.

С рассвета до наступления темноты на деловом дворе стучали топоры, дымились смолокурни, светились горны в кузницах. Строили различные по размеру и назначению суда — фрегаты, яхты, галеры. Самый крупный корабль носил название «Марс», названный в честь античного бога войны,  на его борту находилось 30 пушек.

Настала пора показать сделанное. Сначала в мае, а затем в августе 1692 года были устроены торжественные смотрины флота. Из Москвы приехали мать Петра царица Наталий Кирилловна, его жена и сестра, многочисленные придворные и гости, прибыли потешные полки для участия в совместных маневрах с флотом. Почти весь август продолжались торжества и военные маневры, которые убедительно доказали, что в России появился настоящий военный флот.

Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной – как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков.

В начале следующего года Петр вновь занимается строительством судов на Плещееве озере, но наступает пора и для морских затей великого преобразователя России. Позже он напишет: «Несколько лет исполнял я свою охоту на озере Переславском; наконец стало оно для меня тесно... Тогда я решил видеть прямо море и стал просить позволения у матери съездить в Архангельск...»

В 1693 году Петр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную».

Петр отправляется к Белому морю и закладывает в Архангельске морскую верфь. После его отъезда деловой двор опустел — лучших мастеров он взял с собой. Вслед за царем разъехались и приближенные.Уезжая из Переславля, Петр дал наказ беречь суда и сам помнил о них, даже находясь в далеких странах. Известно письмо, посланное царем князю Ромодановскому из Голландии, в котором он пишет: «...есть же в Переславле корабль, который Клас делал, и мню, что он по новине своей и по величеству годен будет в вышереченный флот...» Этот корабль Петр предполагал перевести из Плещеева озера по Вексе и перл и в волгу, чтобы включить его в Каспийскую флотилию.

Отправляясь в персидский поход, Петр в последний раз посетил Переславль. Увидев, в каком плачевном состоянии находится его флотилия, корабли гнили, за ними никто не следил, он пришел в ярость и резким почерком написал переславским воеводам указ, который иногда не без основания называют первым в России указом об охране исторических памятников: «Воеводам переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года».

Боясь суровой кары, переславские воеводы начали спешно исправлять повреждения судов. Для лучшего присмотра за судами было решено переправить их в город. Место для стоянки выбрали у земляного вала на левом берегу Трубежа, на Большой Песочнице. Для малых судов на берегу построили навесы, а большие корабли оставили на реке. Сначала за флотом следили с усердием, а затем, забыв строгий наказ царя, перестали обращать на него внимание. Корабли гнили и разрушались. Им не суждена была долгая жизнь — во время большого пожара города в 1783 году они все сгорели.

 Уцелел лишь один бот «Фортуна», который, как утверждает предание, строил сам Петр I и который не перевезли, к счастью,  на новое место.

Точно сказать, почему так произошло, трудно, можно лишь предположить, что крестьяне села Веськова хотели сохранить память о тех славных днях и оставили у себя бот, который, по местному преданию, был сделан руками самого Петра.

Этот бот был обнаружен в Переславле в простом лодочном сарае новым Владимирским губернатором Иваном Михайловичем Долгоруким во время его поездки по губернии. Увидев, что «время и люди уничтожают самые достопамятные трофеи», он решил построить под Переславлем музей первого петровского флота. Средства на постройку музея собирали дворяне Владимирской губернии. В 1803 году за одно лето был выстроен музей, в котором центральное место занял бот «Фортуна». Это был один из первых музеев в Российской империи.

Единственное сохранившееся судно некогда многочисленной флотилии стало главным экспонатом первого в здешних краях музея, открытого в 1803 году.

Основным экспонатом «Ботного дома» является бот «Фортуна». Вместе с ним здесь представлены корабельные снасти, а также украшавший фасад дворца Петра I черный двуглавый орел из листового железа. В «Ботном доме» можно увидеть чугунный бюст Петра I скульптора Б. А. Растрелли и бронзовое скульптурное изображение Петра I, выполненное скульптором А. М. Опекушиным.
   Специально для него был построен каменный павильон с четырехколонным портиком, в котором поместили бот «Фортуну», а также снасти и якоря с других кораблей, котел для варки смолы, остатки часового механизма с царского дворца. На фасаде здания укрепили металлическую таблицу с надписью: «Петру Великому — усердный Переславль».

Перед входом в «Ботный дом» находятся кованые якоря конца ХVII века, оставшиеся от больших кораблей «потешной» флотилии.

В середине прошлого века патриотически-настроенная часть владимирского дворянства выкупила у частного владельца землю, на которой стоит музейный павильон. Перед ним, по проекту А. Кампиони был установлен гранитный обелиск в честь великого преобразователи России.

Рядом построили караульный домик для отставных матросов, охранивших музей.

Строится Ротонда – здание для общественных приемов и танцев.

    «Ротонда» представляет собой одноэтажное строение желтого цвета с верандой. Сейчас в этом здании открыта выставка «Образ Петра I в изобразительном искусстве».
    Интерьер «Ротонды» воссоздает обстановку, окружавшую дворян в петровские времена. Здесь можно увидеть бордовые штофные обои (обои на шелковой материи); роспись на потолке; узорчатый паркетный пол; стилизованные под первую четверть ХVIII века столы и лавки.

Летом 1852 года была устроена триумфальная арка. С её наружной стороны — надпись на чугунной доске золочёными словами: «сооружены 1852 года»; с внутренней стороны, к ботику, надпись славянскими буквами: «освящены 1852 года августа 17 дня». Сверху этой арки украшения из морских военных арматур.

Белый дворец заложен в 1853 году как здание для приёмов, званых обедов, балов. Дворец строился на добровольные пожертвования. Чтобы дом не простаивал, переславские дворяне и купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи». Летом сюда собирались любители карточной игры и танцев. После Великой Октябрьской социалистической революции в Белом дворце открылась географическая станция МГУ. В 1925—1926 годах здесь жил и работал писатель Михаил Пришвин. В конце двадцатых годов в доме гостили Кукрыниксы. В 1937 году здесь открылся дом отдыха для рабочих переславских фабрик. В годы Великой Отечественной войны во дворец перевели из осажденного Ленинграда два детских дома. Судьбам блокадных детей, их жизни в усадьбе, Пришвин, живший в это же время неподалеку - в селе Усолье (ныне в составе Купанского) посвятил цикл "Рассказы о ленинградских детях" (другое название - "Рассказы о прекрасной маме"). В 1988 году в этом здании был открыт музей истории отечественного военного флота, В нем можно увидеть выразительную деревянную скульптуру, украшавшую корабли петровской флотилии, пушки и боевые знамена тех времен, слюдяные оконницы XVII века.

Один из залов музеи посвищем знаменитому Чесменскому сражению, которое произошло в Эгейском море между российским и турецким флотами в 1770 году. В селе Нагорье Переславского уезда жил и скончался герой этой битвы адмирал А. Свиридов, его личные вещи и две картины с изображением сражении в Чесменской бухте представлены в экспозиции. Правда, это другая картина,  пера Д. Н. Кардовского "Парад петровской флотилии на Плещеевом озере 21 августа 1692 года".

Последний зал музеи повествует о Советском Военно-Морском Флоте. Здесь находятся макеты современных кораблей, навигационные приборы, фотографии прославленных моряков. Но я там не была.

С сооружением в 1853 году «Белого дворца» усадьба «Ботик Петра I» приобретает окончательный архитектурный облик, сохранившийся до наших дней.

Последним объектом, относящимся к музею-усадьбе «Ботик Петра I», является памятник Петру I. Так юный царь выглядел во время своего пребывания на берегах Плещеева озера при строительстве «потешной» флотилии в 1691–1692 годах. Памятник Петру I был установлен в 1992 году. Его автор – скульптор А. Д. Казачок.

Прощаясь с залесской землей, еще раз взглянем с горы Гремяч на озеро, окрестные леса, город вдали, вспомним о веках, пронесшихся над этой землей и оставивших памятники истории и культуры, сохранить которые наш долг перед Отечеством.

Картина дня

наверх