На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Какие есть красавицы, просто залюбуешься. Морские глубины ещё мало изучены, но даже те экземпляры, что попались на гл...Подводный мир 78....
  • ВераВерная
    Спасибо за пост.30 первых фотосни...
  • Светлана Митленко
    Да вроде он сам и испугался!Гифки 81

Что делали Чехов, Пушкин и Булгаков на карантине

Болдинская осень стала самым плодотворным периодом творчества поэта. / О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.
До коронавируса мир уже сталкивался с эпидемиями холеры, тифа, чумы, оспы и других смертельных болезней. Как это отразилось на творчестве русских писателей, «АиФ» выяснил вместе с экспертами. А мы последуем за ними.

Чехов. Мелихово

О том, как А. П. Чехов провел карантин в Серпухове, рассказывает доктор филологических наук, профессор СПбГУ Андрей Степанов: «В середине 1892 года пандемия холеры, уже проявившаяся в 1880-е на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Европе и Америке, добралась до России. Болезнь быстро продвигалась в центральные районы страны. Большую роль в борьбе с заразой сыграли земство и врачи-добровольцы. Чехов, живя в своем имении в Мелихове, взял на себя обязанности холерного врача на одном из участков Серпуховского уезда, в который входили 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Он много ездил по своему участку, объясняя крестьянам, как вести себя во время эпидемии и собирал пожертвования среди помещиков».П.Е. Чехов на террасе мелиховского дома, 1892 г.

«Оказался я превосходным нищим; благодаря моему нищенскому красноречию мой участок имеет теперь 2 превосходных барака со всею обстановкой и бараков пять не превосходных, а скверных. Я избавил земство даже от расходов по дезинфекции. Известь, купорос и всякую пахучую дрянь я выпросил у фабрикантов на все свои 25 деревень» (Письма, V, 104).

В отчете Серпуховского санитарного совета сообщалось, что благодаря «самоотверженному предложению» Чехова «безвозмездно принять участие в борьбе с эпидемией… надобность в устройстве особых обсервационных пунктов… устранилась сама собой». Однако, несмотря на проделанную работу, Чехов оставался недоволен результатами своего труда. Бороться с эпидемиями было сложно из-за недостатка врачей и общей дезорганизации медпомощи в стране. Чехов предчувствовал: «Пока я буду возиться с одним больным, успеют заболеть и умереть десять» (Письма, V, 105).А. П. Чехов. Мелихово, май-июнь 1897 г. Фото: web.archive.org

К счастью, в 1893 году стало ясно, что холера обошла Серпуховский уезд стороной. Можно было сосредоточиться на писательстве. Чехов создал в эти годы множество шедевров («Палата № 6», «Чайка», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Мужики» и др.), но не оставил и врачебную деятельность.

Пушкин. Болдино

А.А. Пластов. Пушкин в Болдино

Из Москвы в Болдино Пушкин выехал 31 августа 1830 года, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенево, выделенной ему по случаю женитьбы отцом.

«Отправляясь в путь, Пушкин знал, что в Астраханской и Саратовской губерниях началась эпидемия холеры, которая продвигается в Нижний Новгород (впоследствии она охватила почти всю Россию и продолжалась семь лет), - говорит директор музея-заповедника «Болдино» Нина Жиркова. - О болезни, ее природе, распространении и лечении тогда ничего не знали. Заражались не только крестьяне: от холеры умерли великий князь Константин Павлович, князь Юсупов, пианистка Мария Шимановская (ее музыкальный салон в Петербурге посещали Пушкин и Мицкевич)».А.А. Пластов. Пушкин в Болдино

В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами, но из-за карантина был вынужден остаться там на три месяца, до 5 декабря. Судя по письмам, он испытывал те же чувства, что и мы сейчас.«Я уже почти готов сесть в экипаж, хотя дела мои еще не закончены, и я совершенно пал духом. …Мне только что сказали, что отсюда до Москвы устроено пять карантинов, и в каждом из них мне придется провести две недели, - подсчитайте-ка, а затем представьте себе, в каком я должен быть собачьем настроении», - пишет он своей невесте Наталье Гончаровой 30 сентября.А 11 октября Наталья Николаевна получает новую весточку: «Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине… Ясно, что в этом году (будь он проклят) нашей свадьбе не бывать. Но, не правда ли, вы уехали из Москвы? Добровольно подвергать себя опасности заразы было бы непростительно. Я знаю, что всегда преувеличивают картину опустошений и число жертв; одна молодая женщина из Константинополя говорила мне когда-то, что от чумы умирает только простонародье - все это прекрасно, но все же порядочные люди тоже должны принимать меры предосторожности, так как именно это спасает их, а не их изящество и хороший тон».

Тем не менее болдинская осень стала самым плодотворным периодом творчества поэта. За время «заточения» он написал 32 лирических стихотворения, поэму «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» и закончил «Евгения Онегина».

Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!

Всё утрясётся, всё пройдёт,
Уйдут печали и тревоги,
Вновь станут гладкими дороги
И сад, как прежде, зацветёт.

На помощь разум призовём,
Сметём болезнь силой знаний
И дни тяжёлых испытаний
Одной семьёй переживём.

Мы станем чище и мудрей,
Не сдавшись мраку и испугу,
Воспрянем духом и друг другу
Мы станем ближе и добрей.

И пусть за праздничным столом
Мы вновь порадуемся жизни,
Пусть в этот день пошлёт Всевышний
Кусочек счастья в каждый дом!

А.С. Пушкин 1827 г.


Булгаков. Владикавказ

Булгаковский карантин был более сложным, поскольку он сам заразился тифом.Владикавказ. Памятник Михаилу Булгакову. Создатель памятника скульптор Вячеслав Тавасиев не оставил великого русского писателя в одиночестве. Рядом с ним примостился кот Бегемот.

«Зимой 1920 года он съездил в Пятигорск - на сутки. Вернулся: «Кажется, я заболел»… На другой день - головная боль, температура сорок. Приходил очень хороший местный врач, потом главный врач госпиталя. Он сказал: «Если будем отступать - ему нельзя ехать»… Я бегала к нему ночью, когда Михаил совсем умирал, закатывал глаза. В это время - между белыми и советской властью - в городе были грабежи, ночью ходить было страшно…» (Татьяна Лаппа. «Воспоминания о Михаиле Булгакове»).

«Этот карантинный год оказался судьбоносным в жизни Булгакова, - говорит российский литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор СПбГУ Игорь Сухих. - Во-первых, заболел он еще при белых, а выздоровел уже при красных. Невольно оставшись таким образом в новой советской России и не покинув страну, как планировал. Булгаков не раз упоминал, что не мог простить свою первую жену Татьяну Николаевну, которая не увезла его с отступающими белыми. Хотя она в свою очередь возражала, что в пути он мог бы умереть».Дом во Владикавказе, в котором в начале 20-х жил и творил Михаил БУЛГАКОВ.

Во-вторых, именно на Кавказе Булгаков решает расстаться с медициной и посвятить себя литературе. Первая его публикация - фельетон «Грядущие перспективы» - появилась в газете «Грозный» 26 ноября 1919 года, а в феврале 1920 года во Владикавказе он уже начинает сотрудничать в ежедневной газете «Кавказ».

Всего во время «кавказского периода» Булгаков написал пять пьес, включая «Братьев Турбиных», которые, вероятно, стали прообразом «Дней Турбиных». Если бы тогда Булгаков не заболел тифом и покинул страну, как это сделали Бунин, Шмелев, Набоков, то это был бы совершенно другой писатель. И, например, московские главы в «Мастере и Маргарите» вряд ли появились бы в том виде, в котором мы сегодня их видим.

Кстати

Многие отечественные писатели «золотого века» оказывались в самоизоляции. Не избежали этой участи М. Лермонтов, А. Грибоедов, В. Жуковский, Н. Гоголь, И. Гончаров, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский. 

Ф. Тютчев, застав вспышку холеры в Мюнхене в 1836 году, нарушал правила карантина. «Холера, несмотря на частые случаи заболевания, не произвела на нас ни малейшего впечатления. За последние шесть лет разговоры о ней прожужжали мне уши, и ее присутствие в Мюнхене не прибавило ей в моих глазах ничего нового», - писал он родителям.

https://spb.aif.ru/society/bez_malenkih_tragediy_chto_delali...

Картина дня

наверх