На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 летБолее 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин создавал уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор никому не удалось.

Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764 году помещиком Бахметьевым по указу Екатерины II – "делать хрустальную и стеклянную посуду самым добротным мастерам…". Из европейских стран сюда стали завозить образцы изделий, на которых следовало учиться местным бахметьевским мастерам.Мастера за работойШлифовальный цех завода

И они, очень быстро освоив все премудрости стекольного дела, смогли не только повторить европейские образцы, но и привнесли в производство стеклянных изделий свою неповторимую манеру.

Страница из каталога предприятия Бахметьева

Очень много сложных выдувных форм...

Для украшения своих изделий мастера использовали матовую гравировку, обработку алмазной гранью, роспись золотом, серебром, красками. Применяли и древнюю технику декорирования – филигрань (венецианскую нить).

Изделия Бахметьевского завода

Шар с цветочной клумбой внутри, 1830 г. Техника «миллефиори» – миллион цветов. Разновидность древней техники, когда узор выполняется с помощью тонких стеклянных дротов, заплавленных в толщу стеклаХрустальное распятие. В толщу хрустального креста вплавлено маленькое фарфоровое распятие, 1830 годы
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
Второй снимок справа - ваза на ножке с цветочной росписью. Середина XIX века
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет

Ваза с цветными каплями — имитация драгоценных камней, 1860-80 гг. и Графин-холодильник

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 летВаза большая для фруктов. Хрусталь, серебро, резьба «русский камень». Дизайн фирмы «К. Фаберже»
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 летПрибор для пива Золотая медаль на выставке в Париже 1900 год

Стекольный виртуоз А.Вершинин

В стенах завода выросло много талантливых стекольщиков, но самым незаурядным из них был Александр Вершинин. Многие работы этого мастера уникальны. Но он проявил себя не только, как виртуозный стекольщик, но также и как химик, и как художник.«Мастер Александр Вершинин». Худ.А.С. Шуршилов (1917-1971). Портрет является вымышленным, поскольку фотографий Вершинина не сохранилось

Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами...

За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола, на 70 персон, государь-император "пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства”.

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 летНо больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами, которые теперь так и называют – «вершининские».

Вот о них и пойдет речь...

Знаменитые стаканы Вершинина

Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней – точно не известно. Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка «всплывают» на аукционах, несколько штук хранятся в музеях.

Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его гордостью.Стакан двустенный

Ок. 1800 г. Бахметьевский завод стекло бесцветное, трава, камни, бумага, роспись золотом и сепиейСтакан с обратной строны

На стенках этого стакана изображен целый пейзаж – в парке усадьбы Бахметьевых кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия… Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. Как такое можно было сделать и не сжечь макет, когда стаканы изготавливают при очень высокой температуре?

К сожалению, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996 года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден.

Еще несколько подобных стаканов с разными сюжетами, изображенными на них, хранятся в других музейных собраниях.Стакан, хранящийся в Егорьевском художественно-историческом музее

В Музее Тропинина в Москве
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет
Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 летИз коллекции Федора Викторовича и Екатерины Петровны Лемкуль

Оказались «вершининские стаканы» и в США.Корнингский музей стекла, штат Нью-Йорк

Секрет уникальных стаканов Вершинина

Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, и композиция размещена не в стекле, а между стенками.

И, тем не менее, остается ряд загадок, оставляющих специалистов в восхищении и недоумении: Как мастер прикреплял свои макеты к стеклу – стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно. Каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала – зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию.

В последние годы чисто теоретически предложены варианты, как можно было это сделать. В качестве клея можно использовать лед. Сначала картинка наносится на мокрую поверхность, которую потом замораживают. В дальнейшем, когда стаканы будут вставлены друг в друга, лед растапливают. Для того чтобы вставить один стакан в другой, наружный стакан нагревают, а внутренний охлаждают. Зазор между ними увеличивается, и стаканы осторожно вставляют один в другой, используя в качестве направляющих, допустим, соломинки.

А для сварки краев стекла можно обмазать их фосфором и поджечь наподобие фейерверка. Выделится большое количество тепла, которое будет достаточным для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, все равно это весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая под силу лишь настоящему виртуозу. Но пока никто не пробовал это повторить.

Есть сведения о том, что одна московская семья является обладательницей одного совершенно уникального – даже не двухслойного, а трехслойного стакана. Конечно, его цена баснословна. Именно поэтому сведения об этом стакане крайне скудны и не разглашаются. Но, может быть, этот уникальный стакан все же когда-нибудь попадет в музей, и великий русский мастер Александр Вершинин еще удивит нас?

Современное искусство - оно совсем другое.

Вместо эпилога

А что же с похищенной ценностью? Итак, если похититель дилетант, заполучивший стакан только ради громкого брэнда «стакан Вершинина», то нам остается надеяться на то, что этот уникальный экспонат все еще цел. И верить в то, что рано или поздно он-таки всплывет в виде лота на отечественном либо зарубежном аукционе.

Ну а если стакан попал в руки фанатичного поклонника творчества Вершинина, то становится страшно за музейную коллекцию. Дело в том, что кроме украденного раритета в музее хранится еще один декоративно-прикладной предмет, изготовленный и подписанный лично Александром Вершининым. Очень не хочется, чтобы однажды и он стал нашей очередной невосполнимой потерей…

https://kulturologia.ru/blogs/...

http://antikclub.ru/load/club_collektors/stakany_vershinina/...

Картина дня

наверх