На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...
  • Светлана Митленко
    Спасибо. Такие истории как раз и оживляют классиков, которые для нас лишь портреты и именаВеликие истории л...

История костюма. Вуаль

Вуали носили те, кто стеснялся своего лица, те, кто, наоборот, считал слишком большой привилегией для окружающих любоваться им, те, кто хотел подчеркнуть свое положение – семейное или социальное – или те, кому нужно было защититься от солнца или ветра. Ушла ли в прошлое вуаль? Ничего подобного: возникнув задолго до появления мусульманских или христианских традиций, она обещает пережить еще не один период истории человечества.

Кому приличествовало носить покрывало на голове в древности

Одежда, которая сама по себе в человеческом обществе использовалась не всегда – а кое-где и до сих пор не применяется, тем не менее, уже в древние времена стала выполнять не только практическую функцию – защищать от холода и осадков. Встречать по одежке люди научились уже очень давно. И первые упоминания об обязанности или о праве носить на голове накидки, закрывающие лицо, встречаются уже в ассирийских законах – то есть нормах более чем трехтысячелетней давности.Реконструкция, костюм знатной ассириянки; справа: костюм знатного ассирийца

Ассиро-вавилонские женщины носили простые прямые платья с длинными рукавами и маленькие шапочки без полей. У знатных женщин платья были длинные, облегающие фигуру. На голове лентой укрепляли покрывало, которое закрывало плечи и спину.
При этом «низшим» классам было запрещено покрывать голову – наказание за нарушение этого правило было суровым: если рабыню или представительницу древнейшей профессии «ловили» на ношении такой накидки – первой грозило отрезание ушей, вторую приговаривали к розгам и отправляли в рабство. То есть покрывало служило знаком отличия уважаемых и высокопоставленных ассирийских женщин.
Римлянки после замужества не выходили из дома с непокрытой головой. 
Похожий смысл такой кусок ткани, скрывающий женщину от посторонних глаз, имел и в Древней Греции – это была калиптра. Ее носили женщины в классический период, а вероятнее всего, и раньше. Да и в эпоху эллинизма считалось в порядке вещей, если гречанка закрывает на людях лицо и волосы. Римлянки должны были держать скрытыми от посторонних глаз свой дом и свои волосы – так проявлялось уважение к мужу как к главе семьи. Незамужние девушки голову не покрывали. На гетер также не распространялось это правило.

Первыми носить одежду, позволяющую скрывать лицо, начали именно христианки и иудейки. И если учесть, что ислам, христианство и иудаизм являются родственными монотеистическими («авраамическими») религиями, то наличие во всех этих религиозных конструктах тех или иных нормативных комплексов, регулирующих вопрос сокрытия или открытия лица и тела, не должно удивлять.


Монотеистические религии внесли в обычаи, связанные с одеждой, еще большую императивность: в иудаизме и христианстве, как и у зороастрийцев, ношение женщинами чадры воспринималось как символ скромности и благочестия. А позже эту традицию переняли и мусульмане. В период османского владычества правила насчет того, что женщины должны носить одежду, скрывающую все тело, волосы и лицо, стали особенно строгими.

Возникнув позже других, ислам перенял от христианства и иудаизма не только формат общения с Высшей Силой (Священная Книга, принцип кодификации и фиксации норм религиозных идеологии и обрядности), но и отношение к вопросу сокрытия лица и тела. В христианской традиции сокрытие лица, например, всегда было символом достоинства, целомудрия и девственности. Женщина средневековой Испании (XIV век) и жительница баскской провинции Бискайя (более поздний период Средневековья). 

Таким образом, говоря современным языком, «дресс-код», прежде всего для женщин, в его взаимосвязи с нормами благочестия и с требованием соблюдения «моральных норм», неразрывно связан с христианством, а сама эта тема веками звучала в церковных проповедях. Вопрос только, как разные религии эволюционировали на протяжении своей истории. Пережив влияние Реформации, демократизации, капитализма и Ренессанса, христианство в итоге утратило роль источника системной моральной нормативности, в первую очередь в области одежды.

В исламе полное закрытие лица не относится к обязательным предписаниям, а вот исламизм, окрепший в середине второй половине 20-го века в рамках «войн заместителей» между США и СССР (конфликт в Афганистане) сделал ставку на такого рода предписания как на инструмент достижения своих сиюминутных политических целей. При этом в странах исламской культуры, где делались попытки модернизационных рывков, везде делались и попытки обязательно законодательно отрегулировать требования к ношению женской одежды.  Слева: женщина, одежда которой закрывает все части тела. Марокко, Африка, начало ХХ века. Справа: девушка из Японии использует закрытый головной убор в качестве теплого предмета зимнего гардероба, начало ХХ века. Мавританские женщины (1530 год) в уличной одежде и так называемой накидке «тападо». Женщина-мавританка слева поднимает амалафу (белую мантию), открывая оба глаза, а христианка из Кастильи справа использует мантию, оставляя один глаз открытым. Никаб - предмет одежды мусульманок, закрывающий лицо - остается лишь прорезь для глаз. 

Сначала головной платок, чадра, никаб и так далее были элементом комплекса вопросов морального и религиозного характера, инструментом нормативного регулирования формата присутствия сексуальности в общественной жизни. Сегодня вокруг этого куска ткани разгораются уже чисто политические дебаты. Но нас интересует не это.

Кого и от чего могла защищать вуаль

Хашим ибн Хаким, прозванный Аль-Муканна, то есть «закрытый покрывалом», был одним из самых известных в истории персонажей, скрывавших лицо от окружающих. Муканна родился в VIII веке в городе Мерве (территория современного Туркменистана). Он был организатором восстания против династии Омейядов, называл себя воплощением бога и объяснял свое покрывало тем, что сияние его лица не может вынести ни один простой смертный. Злые языки, правда, утверждали, будто за этой зеленой шелковой тканью Муканна скрывает какие-то ужасные физические недостатки, но это осталось неподтвержденным.Традиционный головной убор туарегов - тагельмуст.
То, что чадру, предшественницу вуали, носили прежде всего женщины аристократических семейств, а крестьянкам и служанкам либо дозволялось, либо вообще предписывалось не покрывать голову, объяснимо и с практической стороны: в чадре работать в полях затруднительно. А вот для жителей африканской пустыни, наоборот, ткани, повязанные вокруг головы и лица, была спасением. Туареги, племена сонгай, хауса и другие народы Сахары издавна носили такую чадру, повязывая ее так, чтобы защититься от ветра и песка.

На древних африканских наскальных рисунках обнаружены изображения человеческих лиц с одними только глазами, без носа и лица – то есть обычай носить такие покрывала, вероятно, намного старше, чем мировые религии и даже первые своды законов. Для туарегов ношение тагельмуста – так называется головной убор, сочетающий в себе свойства тюрбана и вуали, - считается признаком мужественности. Появление же с открытым лицом признается неприличным. К женщинам, впрочем, все это не относится – только мужчины-туареги закрывают тканью лица.

Понятно, что в средневековой Европе никаких послаблений относительно женской одежды не было – волосы покрывали чадрой, потом носили чепцы и капюшоны. А вот начиная с XV века покрывало-вуаль становится уже скорее модным аксессуаром, чем обязательным к ношению элементом гардероба приличной христианки. Очень популярны вуали были при бургундском дворе – женщины прикрепляли их на геннин – конусообразный головной убор.Европейские головные уборы в XV веке.

Не думайте, что на Руси было что-то иное. Опростоволоситься (устар.) – снять с себя головной убор; остаться с непокрытой головой; в русском крестьянском быту женщине снять с себя публично головной убор считалось неприличным. Ведь немного больше века тому назад по всей России для женщины считалось неприличным показывать волосы из-под головного убора или платка.На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией. Повязывать платок можно «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски». На Руси уществовала традиция “развязывание ума", когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала. В старину платок был самым желанным подарком.Северная Россия, Тверская губерния

Сейчас многие православные, да и просто народные традиции утеряны и уже не все помнят, что, например, платок в храм надевали только замужние женщины…История платка в Древней Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили «убрус». Его делали из различных материалов: для бедных из шерсти,для более состоятельных из шелка и украшали камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Платок служил защитой от сурового климата, поэтому его носили поверх головного убора. Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли  ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В  XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину. Привычка носить платок появилась в наших широтах одновременно с принятием православной веры. Согласно религиозным заветам, женщине полагалось беречь чистоту, быть скромной и добродетельной. Своеобразным знаком, отличающим благочестивых женщин, служил платок. Интересно! Платок на голове незамужней девушки говорил о ее непорочности, чистоте духа и помыслов. После замужества покрытие головы олицетворяло покорность супругу, честность, верность. При этом платки эти различались формой и цветом, способом, каким их повязывали. Это было своего рода дифференциацией женщин по статусу «замужем/не замужем», какой теперь служит кольцо. Но женщина осталась женщиной и платки, как и остальные головные уборы старались украсить. Хотя о самих платках стоит поговорить, видимо, отдельно. Тут же тема о вуалях.

А в нашей стране хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:

«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».Татарская национальная одежда

Мода на вуали

Позже, в период барокко и тем более рококо, лица не скрывали, а потому вуали носили редко. Не забывали их, правда, в те моменты, когда требовалось сохранить инкогнито – при посещении любовника, например, или для еще каких темных дел – тут уж в помощь воображению призываются многочисленные романы Дюма-отца. В южных католических Италии и Испании женщины продолжали благочестиво прикрывать волосы и носили черную кружевную мантилью – это еще одна «родственница» чадры. Сейчас мантильи носят разве что во время праздников, в том числе религиозных.Мантильи, как и другие накидки-вуали, носят и представительницы самого высшего общества.
Конец XIX века стал временем триумфального возвращения вуалей в женский гардероб горожанок. Носили их много – обычно в виде прикрепленного к шляпке небольшого фрагмента сетчатой ткани – на все лицо или на пол-лица. С началом Первой мировой войны этим веяниям пришел конец. А снова вуали обрели популярность в шестидесятые, став на некоторое время настоящим писком моды.Икона стиля Жаклин Кеннеди рядом с Робертом Кеннеди (слева) и Эдвардом Кеннеди (справа) на похоронах своего мужа, президента США Джона Ф. Кеннеди, убитого 22 ноября 1963 г. 

Что же до исламского мира, на протяжении XX века обычай носить чадру и другие скрывающие волосы и лицо предметы одежды, казалось, терял прежнюю устойчивость, но в последние десятилетия покрывала вновь стали непременной составляющей гардероба мусульманской женщины. Часто чадру носят вместе с никабом, который закрывает лицо, оставляя лишь прорези для глаз.Интерес к вуалям подогревали и звезды - Мэрилин Монро.Марлен Дитрих Джин ХарлоуСофи Лорен и др.
Вуаль по-прежнему не сдает позиций в свадебной моде – это традиционное украшение сначала древнеримской, а потом христианской невесты остается актуальным и в новейшие времена. Веками в Европе носили черные траурные вуали во время похорон и в первый период после них. А кружевные накидки и сейчас положено надевать в некоторых католических храмах, как в прежние времена. Вуали часто украшают шляпки тех аристократок, что принимают участие в торжественных мероприятиях высокого уровня, например, на скачках в Аскоте, где без головного убора нельзя появиться ни даме, ни джентльмену.

https://kulturologia.ru/blogs/131121/51688/

https://realnoevremya.ru/articles/190329-istoriya-hidzhaba-i...

https://antiobscurantism.jimdofree.com/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1...

https://www.swissinfo.ch/rus/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%...

https://hmong.ru/wiki/Veil

https://islam.ru/content/analitics/30457

Картина дня

наверх