На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 234 подписчика

Свежие комментарии

Нашествие Дедов Морозов

1 56379860-.png
В России просто какое-то нашествие новых сказочных персонажей. У Деда Мороза появилось такое количество родственников и собратьев, что я даже удивилась.

Видимо в связи с импортозамещением в сфере туризма в России как грибы начали расти различные этнографические комплексы, где одним из новых персонажей стал местный этнический Дед Мороз.

Большинство из них, оказывается, вообще были придуманы местными жителями, бизнесменами или даже детьми на основе каких-то местных легенд, сказок, обычаев и традиций.

Эти герои из года в год становятся все более популярными, в этом году туристический портал уже даже рейтинг Дедов Морозов составил.

Поэтому я решила собрать всех Дедов Морозов в кучу, рассказав, кто их придумал и в какую одежду одел. Список пойдет по рейтингу, хотя некоторые Деды Морозы не вошли, но я про них тоже напишу.

Номер 1. Русский Дед Мороз
2 Вотчина-Деда-Мороза-в-Великом-Устюге-фото.jpgСамый известный Дед Мороз в России проживает в Великом Устюге Вологодской области. Он был создан еще в 1999 году при поддержке губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, по благословению экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Получил усадьбу и прописку. Путина видел. Ездит на Кремлевскую елку, гастролирует по регионам. Именно его день рождения празднуют 18 ноября: в это время в Великий Устюг приходит зима, ударяют морозы. Зажигается первая новогодняя елка.
Роль по очереди играют четыре исполнителя, дабы не останавливался конвейер детских восторгов. Костюмы у всех четырёх актеров слегка разные. Зимняя шуба часто красная, а летняя - белая.
Официальный сайт вотчины Деда Мороза в Великом Устюге Вологодской области.
http://www.dom-dm.ru

Я именно про этого персонажа писать много не буду, потому что он классический и всем знаком.

Номер 2. Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай
6 a13819b87714cd43c9cbfe19101cc391.JPGОднажды директор одной из туристических компаний Казани увидела по телевизору передачу о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге и решила создать подобное в Татарстане. С тех пор татарский волшебник-старец поселился в самом сказочном уголке республики – в селе Яна Кырлай. Ведь именно в деревне Яна Кырлай когда-то жил «татарский Пушкин» Габдулла Тукай, прославивший этот край в своих сказках про мифических существ, живущих в окрестных лесах и рекахЛегенда гласит, что древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую долгую ночь декабря. Считалось, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Зимой управлял Кыш тенгресе - Зимнее божество. В народе его называли Кыш Бабай.Зимний бог отвечал за веселое празднование Нового года, которое происходило в самую длинную ночь в году - Кара Тон 22 декабря. Этот день и является Днем рождения Кыш Бабая. На праздник Кыш Бабай приглашал все свое божественное окружение: любимую дочь Кар Кызы, друзей Кар Малай и Кар Эби, а также помощников - духа леса Шурале и духа воды Су Анасы. Продолжались торжества до 1 января и заканчивались праздником Нардуган.Кыш Бабай живет в резиденции, а не в вотчине. Он носит костюмы с национальными орнаментами, а шапку в виде зимней тюбетейки. Один из его костюмов синий, а другой – зеленый. Зеленый цвет считается цветом татар и особенно любим мусульманами.У Кыш Бабая внучки нет, а есть дочка Кар Кызы. Ее платье тоже скроено по подобию национального платья татарок, с воланами на подоле. Его дополняет нагрудное украшение на матерчатой основе «изю», обрамляющее и закрывающее грудной разрез. Татарки передавали это украшение из поколения в поколение, и каждая новая хозяйка украшала его по-своему: дополняла вышивкой, декорировала камнями.Свита Кыш Бабая – это 14 сказочных героев: дочь Кар Кызы, Батыр, Шурале (герои сказки Габдуллы Тукая «Шурале»), Алтынчэч (Златовласка – по легенде девушка-воительница, охраняла Биляр от захватника Тимерхана), Тахир, Зухра (герои восточной легенды, которая рассказывает о их трагической любви), Убырлы (аналог Баби-Яги), снеговики, шайтаны (черти). Все эти персонажи живут рядом с Кыш Бабаем.
Официальный сайт Кыш Бабая http://tatar-moroz.ru

Номер 3. Карельский Дед Мороз - Паккайне
3 paknew1.png
Примерно в то же время, когда в Великом Устюге поселился общероссийский Дед Мороз, в карельском городке Олонец родилась свежая идея. Городок маленький, 10 тысяч жителей, экологически чистый; находится на перекрестке дорог — и до Петрозаводска, и до Петербурга недалеко. Для развития туристического потенциала не хватало одной малости: той самой свежей идеи. Она пришла в голову мэру Олонецкого района Геннадию Отставнихину.

Ему слово: "Олонецкие игры Дедов Морозов основаны на простой концепции: к нам приезжают Деды Морозы и доказывают всем свою "настоящесть". Отсюда требования: костюм и законченный образ. Город у нас маленький, так что выйти из образа можно только в своем гостиничном номере. Еще мы решили, что это мужские игры, никаких Снегурочек нам не надо. Первые участники приехали из самых разных регионов. Самый дальний, кажется, был из Оренбурга."
3 big_incut19167393.jpg
Олонецкие игры Дедов Морозов

По условиям игр, Дедов Морозов оценивают дети. Деды выступили перед детьми, потом устроили программу для взрослых. Для города был колоссальный праздник.

Тогда же, перед первыми Играми, появился на свет Паккайне (ударение на первый слог), карельский Морозец. По словам Геннадия, образ Паккайне придуман на контрасте с образом «деда»: Мороз — взрослый, даже пожилой персонаж, а Паккайне — молодой симпатичный парень. С продуманной до мелочей легендой. Мальчишка, купеческий сын, родился первого декабря в торговом обозе, возвращавшемся в Олонец с ярмарки. В память о необычном рождении получил имя Паккайне, что в переводе с карельского значит "морозец". Рос как на дрожжах — за неделю взрослел на три года. Вырос, стал озорным и х**иганистым парнем, торговал кружевами олонецкими, привозил в город заморские сладости. Нравился всем — таких называют "первый парень на деревне". К концу зимы вырос в мужчину и отправился повидать мир. Из любого зеркала, куда заглядывал Паккайне, потом выходило его отражение и оставалось жить в городе.

К следующей зиме эти доппельгангеры превращаются в Дедов Морозов и приезжают в Олонец, где и соревнуются. Каждый пытается доказать, что он настоящий Паккайне. Истинный же Морозец участвовал в соревнованиях, пока 1 декабря, в свой день рождения, не превращался в младенца. И опять начинался процесс его взросления и размножения.
У Паккайне- два основных костюма в бело-сине-красных цветах. Красная шпочка или фуражка, синие варежки, синие штаны и белая рубашка или полушубок.

На очередном XVI фестивале «Олонецкие Игры Дедов Морозов» Паккайне вместе со сказочными друзьями открыл свою резиденцию "Купеческий двор Паккайне"."Купеческий двор" разместился на территории парка в здании музея, в левом крыле старинного купеческого дома.В резиденцию Паккайне входят купеческая лавка, новогодняя кладовая и уютный дворик.
Официальная резиденция Паккайне http://pakkaine.karelia.su/

Пока без рейтинга и без номера - Карельский Талви Укко

У Паккайне есть брат Талви Укко с резиденцией в карельском селе Чална рядом с Петрозаводском.Талви Укко, по-карельски "Зимний Дед", долго странствовал по свету и однажды решил осесть в Карелии, недалеко от г. Петрозаводск в Пряжинском р-не, пос. Чална. Сильно подозреваю, что руку к этому приложила администрация данного поселка. Хотя они пока не признаются.

По легенде, новорожденный Талви Укко упал в карельский лес прямо с неба. Его спасли собаки: подобрали и принесли своим хозяевам. С тех пор собак он очень любит! Став взрослым, Талви Укко смастерил себе большие сани для езды на собаках – нарту. В эти сани он запряг своих спасителей и отправился путешествовать по тайге.

Карельский Дед Мороз носит роскошную красную шубу, расшитую звездами, и красные сапоги.Шапка у Карельского Талви Укко теплая, меховая.

3a 1656.jpgВотчина у дедушки большая, яркая, с множеством сказочных элементов, чайным домиком. И, конечно же, Талви Укко владеет питомником ездовых собак. Здесь живут голубоглазые и кареглазые хаски, очаровательные маламуты. Дополняют эту компанию дружелюбный козлик, гордые гуси и прекрасные северные олени.
Официальный сайт резиденции http://talvi-ukko.ru/

Номер 4. Бурятский Дед Мороз - Сагаан Убугун (Саган Убген) - Белый Старец
8 492051_original.jpg
Образ Белого Старца как сказочного новогоднего персонажа был предложен в 2007 году республиканским агентством по туризму Бурятии. Роль предложили сыграть самому знаменитому актеру республики Дамбадугару Бочиктоеву. Его сразу в качестве Белого старца из Бурятии пригласили в Великий Устюг, где собрались деды Морозы со всех концов света, от Якутии до Карпат. И только Белому старцу дали возможность исполнить приветственную песню. Возможно, с той поездки многие начали называть Белого старца бурятским Дедом Морозом. В газетах так и писали: туристическая отрасль республики обзаведется собственным Дедом Морозом.
Сагаан Убугун является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года.

Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает.
Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом.Старинное изображение Белого Старца

Как мы видим, современный костюм отличается от того, что изображали на старинных рисунках. Старцу оставили его особые приметы - белую одежду, белую бороду, а в руках посох с головой дракона. Но одежду сделали более зимней, с меховой шапкой и белой шубой, к которым добавили стилизованные бурятские узоры.
Сагаан Убугун принимает гостей в резиденции в Улан-Удэ Республики Бурятия

Номер 5. Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай.
5 Усадьба_Тол_Бабая.jpgТол Бабай - результат плодотворного взаимодействия муниципальных властей Удмуртии и малого бизнеса по развитию сельских регионов республики.

По легенде, Тол Бабай — это потомок удмуртских великанов, алангасаров. Когда на Земле появился человек, алангасары поняли, что им пора покидать родные места, и отправились далеко на север. Но один алангасар уходить не захотел, уж очень он любил природу родных краев. Она в ответ поведала ему тайны животного мира, передала знания о свойствах растений. Живя среди людей долгие годы, алангасар стал походить на человека. Он любил наблюдать за тем, как дети зимой катаются с горок. Однажды ребята его заметили, но не испугались, а позвали играть в снежки. Потом с увлечением слушали его необычно-волшебные рассказы. Нового друга дети назвали Тол Бабай — "зимний дед".

Особые приметы Тол Бабая: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Первоначальным местом жительства была деревня Титово в Шарканском районе Удмуртии, а позже была построена резиденция там же в селе Шаркан.
5 hqdefault.jpgЛетом Тол Бабай переодевается в специальную летнюю одежду. В июльскую жару он ходит в красивом костюме, правда, не в таком тёплом, как зимой. В гардеробе летний наряд пока только один. Он из легкой ткани, с оригинальным орнаментом. В единичном экземпляре - летний чудо-посох с головой лося из дерева как символа Удмуртии.
Официальный сайт Тол Бабая http://tolbabay.net/

Номер 6. Марий Эл Дед Мороз - Юшто Кугыза
9 0_f1cc5_76a2c665_orig.jpg
Марийского Деда Мороза зовут Юшто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». Впрочем, на марийском языке слово "кугыза" обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик.

Судя по всему, персонажа Юшто Кугыза решила поселить у себя администрация марийского села Кукнур, где проживает историк и краевед, кандидат исторических наук Руслан Бушков. Не удивлюсь, если именно он приложил руку к тому, как - Юшто Кугыза должен выглядеть, во что быть одет и какие традиции соблюдать.

По утверждениям Руслана Бушкова - Юшто Кугыза появился в фольклоре мари давно, около десятого века и родился он именно в Кукнуре. По легендам, жил он в большом каменном доме, с женой - Юшто Кува, сыном и дочерью. Сына звали Поран (вьюга), дочь — Теле (зима).Но кроме Юшто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – "Овечья нога"

Название закрепилось от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью "вызывания" в новом году большего приплода овец. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников, и православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством. Васли Кува-Кугыза и Шорыкйол Кува-Кугыза обычно возглавляют шествие ряженых и приносят в дом удачу и счастье.

Современный кукнурский Йушто Кугыза имеет секретаря в администрации села Кукнур, и к нему можно записаться на прием, чтобы потом приехать и попариться в баньке по-черному и по-белому, поесть блинов и пообщаться.

Номер 7. Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Якшамо Атя
7 yakshamo.jpgВ мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.Мороз Якшамо Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Сделать из Якшамо Атя Деда Мороза придумали 3 года назад две местные энтузиастки - Ирина Лиясова и Наталья Кузьмина. Последняя вот уже 5 лет исполняет на всех крупных мордовских праздниках роль Масторавы - Матери-Земли. Той самой спутницы Якшамо Атя.

На вопрос, зачем им это было нужно, Наталья отвечает просто: - “Мне захотелось сделать в своем селе сказку”.Якшамо Атя, хоть и Дед Мороз, но от своего русского собрата все-таки отличается. Даже внешне. Например, одет он не в красную или синюю шубу, а в кафтан с мордовским орнаментом и белую рубаху. Вместо шапки седую голову украшает красное очелье. В руках посох с рогатиной на конце, на которой висят бубенчики. Чисто внешне мордовский дед выглядит даже добрее, чем русский.Но главное отличие - это спутница. Если у русского Деда Мороза - это внучка Снегурочка, то Масторава для Якшамо Атя - скорее, сестра. Это вытекает из довольно сложной мордовской мифологии, в которой Масторава - "Матерь-Земля" - играет одну из главных ролей. Так что называть ее внучкой зимнего волшебника как-то не с руки. Да и выглядит она куда взрослее хрупкой Снегурочки. Масторава - это степенная барышня в мордовском национальном костюме. В отличие от Якшамо Атя, который фигурирует только в новогодние праздники, его сестра в летнюю «спячку» не впадает. Например, ее можно увидеть в Ульяновске на празднике «Шумбрат» или все в той же Кивати на фестивале "Масторавань морот".Жилищем Якшамо Атя и Масторавы сейчас "числится" избушка в этнической деревне на окраине Кивати. Отдельную усадьбу сказочным персонажам обещали, но пока не построили. Хотя мордовская изба смотрится в качестве усадьбы просто, но со вкусом. Печка, лавочки, самовар, прялка - детей на зимних каникулах здесь принимать самое то!

Номер 8. Ямало-Ненецкий Дед Мороз - Ямал Ири По ненецки "Ямал Ири" означает "Дедушка Ямала".
Ямал Ири -самый молодой и продвинутый из своих коллег. В 2007 году дочернее предприятие департамента по туризму "Ямал Тур" организовало конкурс "Наш ямальский Дед Мороз", потому что официальный великоустюжский в регион заглядывал редко. Конкурс выиграла девочка из далекого северного поселка. По ее рисунку и был создан образ Ямал Ири. Теперь Дедушка Севера объезжает Ямал, поддерживает общение с коллегами, бывает у губернатора. Ямал Ири живет в волшебном чуме, а в помощниках у него множество лесных персонажей и северная Баба Яга.

Cудя по фотографиям, концепция, как именно должен быть одет Ямал Ири, все еще в разработке.
Как и полагается настоящему северянину, Дедушка Ямала одет в одежду коренных жителей ямальского Севера – теплую малицу, расшитую ярким бисером голубую сорочку, узорчатые кисы.
В руках первоначально вместо посоха была лопатка со звенящими колокольчиками. Она помогала старику пробраться через любые сугробы, а звонкие бубенцы разгоняли недобрых духов. Эта специальная волшебная лопатку-посох была изготовлена из дерева и украшена национальным орнаментом.
Сейчас у Дедушки Ямала появился и чудесный посох, а его волшебный бубен отгоняет злых духов. Бубен и посох нужны Ямал Ири для обрядовых действ. Для посвящения в Северные Братья. И для обряда пересечения Полярного круга. Ведь Салехард — единственный город в мире, стоящий на Полярном круге.
Кроме того одежда Ямал Ири стала слегка красочней, оттенок синего цвета изменили и красного добавили.

Путешествует Ямал Ири на оленьей упряжке — нартах. Умеет управлять снегоходом. Добрый волшебник приходит в гости сам и приглашает гостей к себе, дарит подарки, помогает попавшим в беду и всех по возможности мирит.
Официальный сайт Ямал Ири http://www.yamaliri.ru/ http://etnoyamal.ru/


Номер 9. Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи

Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи расположен в только что открытом и все еще строящемся этнокомплексe “Ясна” д. Кшауши Чебоксарского района Республики Чувашия. Этнокомплекс “Ясна” является частью "Этнической Чувашии", главного туристического объекта республики, в развитие которого вложены деньги как федерального бюджета, так и местного Министерства Культуры Чувашии.
Не уверена, кто именно первым придумал сделать этот персонаж чувашским Дедом Морозом, возможно кто-то в Министерстве Культуры, чтобы объединить общероссийский Новый год с древним чувашским праздником Сурхури.

Хел Мучи — это "дед-зима". Вот только в словаре чувашского языка не найти такого понятия. Зато есть определение языческого праздника Сурхури, во время которого древние чуваши встречали Новый год. Сурхури переводится как «овечья нога». Отсюда, и главное гадание на праздник: чуваши, захмелев от пива, выходили в хлев и начинали ловить за ногу овечку. Попалась белая — удача ждет в новом году, черная — беда на пороге. Его внучку, местную Снегурочку, зовут Юр Пике

Внешний вид Хель Мучи, как, впрочем, и Юр Пике, тоже до сих пор находится в разработке. Внизу помещена фотография Хель Мучи и Юр Пике до переезда в этнокомплекс, когда их зимняя резиденция находилась в Чебоксарах. Разница очень заметна. Нынешний костюм приобрел видимый национальным вид, например, головной убор Юр Пике стал совсем другим, не похожим на снегурочкин, изменилась цветовая гамма, шубы стали намного темнее. И цвет нечасто встречающийся, видимо для того, чтобы персонаж был узнаваем, так же как это сделано с фиолетовой шубой удмуртского Тол Бабая.
Хель Мучи обладает массой волшебных вещей, например, сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.
Гости чувашского деда Мороза погружаются в мир чувашских сказок: слушают звуки волшебного посоха Хель Мучи, катаются на ледяных горках, взлетают ввысь на старинных качелях, посещают волшебную поляну и делают своими руками новогодние подарки. http://visitvolga.ru/hel-muchi

Номер 10. Тувинский Дед Мороз - Соок-ИрейСоок-Ирей в центре в одежде желто-бело-голубого цвета.

B Туве роль новогоднего волшебника играет Соок-Ирей. Этот образ пришёл в современность из тувинской “Легенды о сотворении мира”, которая была впервые воссоздана в письменном виде аспирантом Тувинского госуниверситета Ай-беком Соскалом по просьбе директора ансамбля "Эдегей" Кимы Чозаровны Донгак. Для очередной постановки ей необходимо было обосновать: откуда в традиционной тувинской культуре появился Соок-Ирей. Дизайнер и балетмейстер Вячеслав Донгак на основе этой легенды создал костюм Соок-Ирея. Главным исполнителем этой роли в Туве стал директор Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола, Народный артист Республики Тыва Станислав Ириль, больше известный как "золотой голос Тувы".“В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека — Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош — льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего и желтого цвета, напоминает лёд, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении”.Разумеется, нынешний Соок-Ирей значительно добрее. Он появляется в национальном костюме в сопровождении Тугэни Энекэн — Матушки-Зимы, и приносит детям подарки. Правда, тех, кто вёл себя плохо, Соок-Ирей грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка.

Костюм Соок-Ирея также явно все еще находится в развитии, по крайней мере тот костюм, в котором выступают в Туве (фотография на лошадях) и тот, в котором встречаются с другими Дедами Морозами, как-то сильно отличается. Шапка совсем другая, и на плечах "нечто", видимо символизирующее солнце и луну/месяцСвоей резиденции у Соок-Ирея пока нет. Планируется, что она разместится на территории строящегося в Кызыле туркомплекса “Бай-Булак”. Интересно, что, помимо резиденции тувинского Деда Мороза и других культурных объектов, на территории “Бай-Булак” будет размещена и резиденция главы республики.

Почему-то не попали в рейтинг. Якутские Деды Морозы - Чисхан и ЭхээДыыл

Самая большая административно-территориальная единица мира — родина целых двух Морозов. Якутия, щедрая душа, приняла обоих. Пока гонку на выживание и славу выигрывает Чысхаан, даже вопреки местному министерству туризма.— В министерстве сказали, что это частный проект, и сочли, что поддерживать его не нужно, — говорит Ирина Прокопьева (Арбугаева), Чысхаанова хозяйка, то есть владелица бренда.

Чысхаан — персонаж еще более удивительный, чем Паккайне. По своей сути он вообще не homo sapiens, а бык. В легендах у него нет имени, чысхаан — нарицательное существительное. В переводе с якутского означает «сильный холод с ветром». "Вот и чысхаан наступил", — говорят в Якутии, когда начинается зима.Чысхаан и ведет себя не по-человечески: не отвечает на письма, не водит хороводы. Он — символ стихии, страшной, неприступной. "Очеловечился" лишь недавно, когда начал общаться с Дедом Морозом и другими волшебниками. Получеловек, полубык, дед Минотавр — таким получился образ, созданный якутским модельером Августиной Филипповой. Самая заметная часть костюма Чысхаана — рога. Ведь именно в рогах соль легенды:

— Осенью из Северного Ледовитого океана выходит бык и идет по земле, — плавно рассказывает Ирина Прокопьева. — С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее рога, тем крепче мороз. В январе прилетает ворон, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале падает второй рог, в марте — голова. В апреле тело быка рассыпается, и река Лена уносит его обратно в океан.
Легенда о быке пришла к якутам от древних эвенков. Когда обрушивались крутые берега рек, в отвалах земли эвенки находили бивни мамонтов. Люди, никогда не видевшие мамонтов, были уверены, что из земли торчат огромные бычьи рога.Теперь Бык Холода встречает туристов в своей резиденции на Полюсе Холода, в Оймяконе — самом холодном обитаемом месте на Земле, куда к нему иногда приезжает великоустюжский Дед Мороз. и Чысхаан вручает ему символ зимы в поддержку идеи "зима начинается в Якутии".— Чысхаан — символ Полюса Холода, — объясняет Ирина. — Еще по современной легенде Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты. Вся территория Якутии, собственно, в царстве вечной мерзлоты находится...
Чысхаан принимает гостей в ледяной пещере в Оймяконе, и больше всего гостей, включая других дедов Морозов, приезжает к нему в марте, на фестиваль "Полюс холода"

У второго якутского Деда Мороза сложное имя — Эхээ Дьыл, и большая семья. Жена, принцесса Кысын (Зима), три дочери — Саасчана (Весна), Сайыына (Лето), Кусуунэй (Осень). Внук Тыалчаан (Ветерок) — шустрый невидимый парнишка, который ведает информационной почтой своего деда, письмами и звонками. Любимая внучка Хаарчаана (Снегурочка). Ездовое животное — тот же самый Бык Зимы, Бык Дьыла. У Быка есть пастух Чюснаа. Имя пастуха переводится как "холодный злой ветер", и никто его не любит, он ладит только с Быком Зимы.

У всей компании есть названый отец — Гавриил Спиридонович Угаров, доктор биологических наук и писатель. Он сам играет роль деда Дьыла, каждый год облачается в костюм и поздравляет детей. Он же написал книги о своих персонажах в 1999 году — год оказался урожайным на подобные идеи и в Великом Устюге, и в Олонце.

Легенда о деде Дыыле тоже частично завязана на быке. 14 октября, в начале зимы, он выходит из моря. Рога растут, потом медленно отламываются, и 22 мая во время ледохода бык уплывает к Северному Ледовитому океану. А чем занимается Эхээ Дьыл? Он управляет в Срединном мире временами года.

Гавриил Угаров объясняет:
— Всего существует пять времен года: весна, лето, осень, зима и дьыл — зима плюс весна, самый тяжелый и холодный период, стойловый, когда скот кормится заготовленным сеном. С 14 октября по 22 мая. У якутов, собственно, есть свой Новый год: это 22 мая, начало лета. С этого дня в Якутии начинает оживать и пробуждаться природа. Раньше 22 мая якуты встречали свой день рождения. Ведь никто не знал точной даты своего рождения, да и праздновать бы не стали. Просто 22 мая прибавляли себе еще один прожитый год. Говорили — "у меня на плечах столько-то снега стаялo".Живет Дед Дьыл в районе поселков Оймякон и Томтор, где зимой температура воздуха порой опускается до – 71,2 С.

Честно говоря, просмотрев кучу статей и фотографий, я так и не поняла, чем один якутский Дед Мороз внешне отличается от другого. Костюм у них явно от одного дизайнера. Но 2 имени зарегистрированы на 2 враждующих предпринимателей, власти не вмешиваются в разборки, а один из самых красивых этнических Дедов Морозов даже не попадает в туристический рейтинг, видимо во избежание... Вот так-то бывает, когда 2 предпринимателя договориться не могут.

Казачий Дед Мороз.
Особые приметы: кафтан с эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка. К сожалению, создатель этого образа Василий Петрович Пестряк-Головатый, который проживал в Калининграде, скончался, и возьмет ли кто на себя миссию продвигать данный образ в будущем, я не знаю.

****************************************
Ну а теперь перспективные Деды Морозы, за раскрутку чьих имен еще всерьез не взялись.
Что-то ханты-мансийское пока без названия, но был проведен конкурс на костюм.
IMG_1635.JPG
Дело в том, что Ханты-Мансийск в этом году объявлен новогодней столицей России и там был проведен всероссийский слет Дедов Морозов и Снегурочек, поэтому без какого-то местного колоритного персонажа было просто не обойтись.

Калмыцкий Дед Мороз - аав Киитн (дед Холод)

Новый год – это еще и праздник пастухов и скотоводов. А поскольку ААв Киитн (так зовут калмыцкого брата Деда Мороза) считается самым главным пастухом, то на праздник к детям он приходит в традиционной калмыцкой одежде скотовода. Он одет в длинный тулуп или шубу, на голове большая заячья шапка треух, к трем концам которой пришиты красные ленты. На поясе у ААва Киитына сумка, в которой табакерка, кремень и огниво, а в руке - длинный кнут. Это древние принадлежности кочевника, который не боится странствий и одиночества. Едит он на телеге запряженной сайгаками.

Краткая новогодняя энциклопедия: Новогодним хозяйством у калмыков заведует целая семья. Главе семейства помогают разносить подарки помощники – внучка Цасна кююкн, имя которой переводится, как снежная девочка, то есть практически Снегурочка, и мальчик Шина Джил (мальчик Новый год). При этом в Калмыкии встречают Новый год не в полночь, как принято, а рано утром, в первый день нового года.

Какого-то специального визуального образа для туристических целей для этого персонажа пока не разработано.


Коми - Кöдзыд Пöль.

33.jpg
В начале этого года Кöдзыд Пöль (Холодный Парень) с персонажами коми легенд Райдой, Яг-Мортом, Войпелем и Перой-Богатырем наконец получил место под свою резиденцию в Финно-угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района Коми.

Я не совсем уверена, кто есть кто на фотографии сверху, но это группа фольклорных персонажей, которые поселятся в селе Ыб. Раньше они перед Новым Годом ездили по Коми на специальном новогоднем поезде.

Сайт этнопарка http://www.ethnopark-rk.ru/
Hовогодний волшебник у саамов — Мунь Каллса.
Резиденция Муня Каллсы открылась в 1990-е. Он проживает в Лапландском заповеднике в Мурманской области.

Как выглядит этот персонаж, непонятно, хотя по сети гуляет вот такой прикольный стишок
Для саамов чудеса
Исполняет Мунь Каллса,
Как приходит Новый Год,
Поспешает он в народ.
Чтоб подарки получить,
Надо Деда удивить.
Соревнуются тут люди,
Новогодний Мунь их судит.
Кто стреляет метко с лука
И кидает свой аркан,-
Получает лично в руки,
За победу, талисман.
Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2014

Кавказские Деды Морозы не очень знамениты.

Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ
(“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную шубу Деда Мороза.
35 rTBdjrw1Va4.jpg
Тут его, судя по всему, одели во что-то национальное, но описания никакого нет.

Чеченский Гор Дада — благообразный старик с седой бородой. До присоединения к России на Кавказе не праздновали Новый год. Последние 15 лет роль главного сказочника исполняет актер Султан Исламов.Осетинский Дед Мороз - Артхурон - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон.

Это имя переводится как "Огонь, сын Солнца". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.
А в Дагестан наведывается из соседнего Азербайджана волшебник Шахта Баба с внучкой Гар Гызы.

Алтайский край Дед Мороз - Соок-Таадак В сети нашлась вот такая картинка и совсем никакого описания.

Вроде есть еще Калмыцкий Дед Мороз - аав Киитн (дед Холод) - материал пока не найден

В общем, простор для творчества еще явно есть.

Рейтинг российских Дедов Морозов с ТурСтата http://turstat.com/bestdedmorozrussia2018
Екатеринбургский Урал Мороз
А вот нашлась еще парочка совсем новых. Один сказочный персонаж по имени Урал Мороз
Ural 5 Ural_Moroz_02_12_web (267).jpg
Проживает Урал Мороз в Теремном дворце в п. Арамиль Свердловской области в сказочном месте "Парк Сказов", посвященном творчеству Бажова.
Ural Moroz.jpg
У него есть супруга Весна-Красна, которой он передает управкление хозыйством, когда зима заканчивается.
Придумали этот персонаж, судя по всему, владельцы парка и видимо только в этом году.
Официальный сайт http://parkskazov.ru/
И другой, не так давно появился еще один, Байкальский Дед Мороз.Байкальский Дед Мороз и Снегурочка - новый отечественный бренд. г.Слюдянка.Смотрятся очень красиво.

Официальный сайт: http://байкальскийдедмороз.рф/

Уф! Ну вот, как-то так

Картина дня

наверх