На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Самое главное не теряй интереса к жизни и радуйся каждому дню! Еще раз поздравляю с Днем рождения!Поздравляю Верочк...
  • ВераВерная
    Столько тёплых и приятных слов, Светочка, от души, сердечно благодарю!Поздравляю Верочк...
  • Валерий Протасов
    Мир удивительных и загадочных вещей. "Таинственна ли жизнь ещё? Таинственна ещё! А. Кушнер.Калейдоскоп истор...

Некоторые интересные факты о живописи

Некоторые факты из книги «Продано! Искусство и деньги» немецкой исследовательницы Пирошки Досси, наиболее интересные факты: о безумно дорогих тюльпанах, ворованных Кранахе с Брейгелем и о том, почему так прославилась «Мона Лиза». Картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» осаждают сотни туристов, чтобы постоять перед ней 60 секунд. Париж, Лувр. Фото: Mika Baumeister / unsplash.com

Рынок искусства начал формироваться в Средневековье

Предвестником рынка искусства была бурная торговля реликвиями в Средние века. Каждая щепка Святого Креста и каждая частица Тела Христова считались вместилищем божественной силы и обладание ими превращало бесчисленные монастыри в популярные места паломничества. Что преобразовывалась в неисчерпаемые пожертвования.

Как находили искусство без интернета и каталогов

Кардинал Ришелье (1585—1642) выбирал для себя предметы искусства при помощи альбома с рисунками древностей, продававшихся в Италии. Другие пользовались услугами множества специалистов, чтобы изучить рынок и совершить сделку в нужное время, в нужном месте и с выгодным предложением. В Англии существовали специальные королевские агенты, которые с тайной миссией ездили по Италии и вынюхивали, в каких княжеских дворцах хранятся шедевры и каково финансовое положение их владельцев.

Покупка искусства как часть внешней политики России

В 1764 году Екатерина Великая приобрела при посредничестве российского посланника Долгорукого 225 произведений искусства у берлинского антиквара Гоцковского, в том числе живопись голландских и фламандских мастеров, например «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Халса и «Семейный портрет» Якоба Йорданса. И все работы, которыми с тех пор обогащали царский музей русские дипломаты, приобретали на западноевропейских аукционах. Благодаря финансовым возможностям царского двора закупки целых коллекций, производимые под руководством дипломата князя Дмитрия Голицына, превратились в систему. Через десять лет в Зимнем дворце было уже 2 тысячи картин. «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» («Семейный портрет») — картина фламандского художника Якоба Йорданса из собрания Государственного Эрмитажа. Источник: wikipedia.org

Считалось, что страсть к коллекционированию просвещенной монархини была вызвана не столько ее любовью к искусству, сколько политическим расчетом, а именно стремлением укрепить авторитет России на Западе. Однако Екатерина сознавала истинный корень своей страсти и не скрывала его: «Это не любовь к искусству, это жадность».

Даже тюльпан может стоить как дом

Тюльпан попал в Голландию в XVI веке из Османской империи. Обладание экзотическим луковичным растением было вначале привилегией немногочисленной высшей прослойки общества. В 20-е годы XVII столетия увлечение тюльпанами стало распространяться и вскоре охватило ремесленников, крестьян, батраков и служанок.

Пристрастие к тюльпанам стало манией, луковицы превратились в объект спекуляции. Один крестьянин за две луковицы тюльпана сорта «вице-король» расстался почти со всем своим имуществом: большим количеством пшеницы и ржи, четырьмя быками, восемью свиньями, 12 овцами, четырьмя бочками масла, кроватью, серебряным кубком и кое-какой одеждой. В апогее тюльпаномании всего за четыре луковицы тюльпана был продан шестиэтажный дом. Зато теперь Голландия самы главный продавец луковиц тюльпанов.

Зачем хранить Брейгеля под кроватью

Знаменитый музейный вор Стефан Брайтвизер украл произведений искусства на миллионы евро, в том числе работы таких великих мастеров, как Лукас Кранах, Франсуа Буше и Питер Брейгель. В 2003 году его приговорили к четырем годам заключения. За два года до этого Брайтвизера арестовали за кражу старинного охотничьего рожка из музея Рихарда Вагнера. Тогда он признался, что совершил 174 кражи и похитил в общей сложности 239 предметов, причем исключительно для собственной коллекции, ценнейшие экспонаты которой он прятал под кроватью в своей комнате. Брайтвизер воровал не ради наживы. Он воровал, подчиняясь непреодолимой страсти. Короче, вот такая клептомания.Портрет похитителя произведений искусства Стефана Брайтвизера, написанный художником Жан-Полем Матифа. Источник: art-crime.blogspot.com

Брайтвизера долго не могли поймать. После своего досрочного освобождения он признался, что осознал свою наркотическую зависимость от искусства. «Я люблю искусство и посвящу ему всю мою жизнь», — написал он на клейкой ленте, прилепленной к одной из картин. Швейцарские музеи отреагировали прагматично и вывесили на своем сайте предупреждение: «Берегись! Вор снова на воле!»

Пикассо не сразу стал «Пикассо»

Мало-помалу отдаляясь от своего отца, Пабло Пикассо одновременно изменял свою подпись. Так он демонстрировал, в том числе окружающему миру, свою возрастающую артистическую самостоятельность. Как сын и ученик своего отца, который был учителем школы прикладного искусства в Малаге, юный Пикассо подписывался отцовской фамилией: «П. Руис». Позже он добавил фамилию матери: «П. Руис Пикассо». В Барселоне молодой художник оставил имя своего отца только в виде инициала: «П. Р. Пикассо». И только в 1902 году в Париже, впервые найдя собственный стиль в работах «голубого периода», он вычеркнул все инициалы и стал просто Пикассо. А раньше он умел рисовать. Эту картину он нарисовал в 16-ти летнем возрасте.

Почему «Мона Лиза» так прославилась 

Человеком, прославившим «Мону Лизу» как женщину с загадочной улыбкой, стал писатель и поэт Теофиль Готье (1811—1872), влиятельнейший художественный критик Парижа, тогдашнего центра европейского искусства. Его мнение определяло взлет или падение художника. Как пишет биограф Максим дю Кан, нет такого художника, скульптора, актера, комика или акробата, который бы не написал Готье, чтобы заручиться его расположением. Теофиль Готье

Для Готье «Мона Лиза» стала архетипом femme fatale (роковой женщины). Ее улыбка, до сих пор никого не впечатлявшая, казалась ему «мудрой, глубокой, мягкой, преисполненной обещания. Ее греховные, изогнутые улыбкой уста… насмехаются над зрителями с таким очарованием, грацией и превосходством, что мы робеем, словно школьники перед герцогиней. …Подавленные желания и отчаянные надежды борются друг с другом в светящейся тени. И ты обнаруживаешь, что твоя меланхолия берет свое начало в том факте, что и три века назад Джоконда встречала твое признание в любви с такой же презрительной улыбкой, что и сегодня».«Мона Лиза» благодаря Готье получила столь незаурядное значение, потому что Готье оказался нужным человеком, Париж — нужным местом, а XIX век — нужным для этого временем. 

Картину Ван Гога продавали со скоростью 147 778 долларов в секунду

В 1987 году на аукционе Christie’s «Подсолнухи» Ван Гога были проданы японскому страховому магнату Ясуде за 39,9 миллиона долларов и тем самым побили прежний рекорд в 12 миллионов. Торги длились 4 минуты 30 секунд, то есть, скорость продажи достигла 147 778 долларов в секунду.

Аукционная продажа в 1990 году «Портрета доктора Гаше» японскому бумажному промышленнику Риоей Саито стоила астрономической суммы в 82,5 миллиона долларов. Пример посмертного успеха Ван Гога позволяет понять, каким образом разнообразные личные интересы (биографов — в славе, торговцев — в деньгах, коллекционеров — в достижении трофеев) соединяются в такой беспрецедентной динамике.

Вместо Энди Уорхола работали его помощники

В начале шестидесятых годов Уорхол стал использовать технику шелкографии для серийной печати изображений долларовых купюр и других популярных мотивов. Непосредственное исполнение он оставлял своим помощникам. Самые дорогие работы Уорхола относятся к началу шестидесятых годов и изображают кинодиву Мэрилин Монро, которую, после ее смерти 5 августа 1962 года, Уорхол неоднократно использовал в качестве мотива. Ценовой рекорд установила «Оранжевая Мэрилин», в мае 1998 года проданная на Sotheby’s в Нью-Йорке за 15,7 миллиона долларов. Вероятно, что Фонд Уорхола до сих пор не выпустил полный его каталог, так как на рынок можно выбрасывать массу незадокументированных работ — уже невозможно определить, где работа самого Уорхола, а где помощников. 

Как подделали картину Шишкина.

В 2004 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 700 тысяч фунтов была предложена картина знаменитого русского пейзажиста Шишкина. Но картина не принадлежала ни Шишкину, ни какому-либо другому русскому живописцу. За год до этого ее купили на аукционе в Стокгольме за 56 тысяч долларов. В каталоге она числилась работой нидерландского художника Маринуса Куккука. Картину сразу переправили в Москву и там слегка подретушировали, удалив при этом несколько маленьких фигур и добавив подпись Шишкина. Русифицированную таким образом картину отдел экспертиз московской Третьяковской галереи атрибутировал как редкий образец раннего творчества Шишкина. Она была перепродана, контрабандой доставлена в Лондон и предложена к продаже аукционному дому Sotheby’s.Картина «Пейзаж с ручьем», изначально написанная голландским художником Маринусом Адрианом Куккуком. Источник: wikipedia.org

В каталоге «редкий образец раннего Шишкина, написанный во время пребывания в Швейцарии» оценивался в 1,28 миллиона долларов. За день до торгов картину отозвали. Однако, по утверждению московского искусствоведа Владимира Петрова, на том же аукционе ничего не подозревающим коллекционерам были проданы другие картины, подделанные тем же способом.
Один такой коллекционер, обнаружив купленную им картину в аукционном каталоге североевропейского искусства, сдвинул дело с мертвой точки. По словам галериста Марата Гельмана, решающим в раскрытии преступления оказалось то, что одна из подделанных картин была подарена Владимиру Путину. Кто-то из гостей его дома узнал картину, которую видел под другим именем на аукционе в Западной Европе.

Картина дня

наверх