Жизнь - театр

604 подписчика

Свежие комментарии

  • Татьяна Толстова
    А Девичья башня в Баку?Самые известные б...
  • Vera Dobryagina
    Спасибо, факты известные, тяжела жизнь с гением...Великие истории л...
  • Татьяна Толстова
    Но я долго держалась! Только в прошлом году подсела до +1, и то только доя чтения мелким шрифтом в темноте. Но очк...Пейзажная живопис...

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»

Одна из самых красивых станций московского метро - Площадь революции.
С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Давайте посмотрим все известные истории о прообразах статуй, которые до блеска натирает несколько поколений.С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Заказ изготовить ансамбль бронзовых статуй сначала поступил архитектору Алексею Николаевичу Душкину, оформлявшему другие станции - «Кропоткинскую», «Маяковскую», «Новослободскую». Но скульптор, работавший с Душкиным, «завалил участок». Поэтому летом 1936 года к работе экстренно подключили Матвея Манизера, который к тому времени создал памятник Тарасу Шевченко в Харькове, несколько статуй Ленина и монумент в честь Чапаева в Самаре.С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»В арочных проходах Манизер предложил установить статуи обычных советских людей, показав развитие СССР. «Создать ряд скульптур, объединенных темой: революция, Гражданская война и наше счастливое сегодня - что может быть увлекательнее?» - вспоминал потом Манизер.С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»В ленинградской мастерской мастер из досок сделал макеты сводчатых арок и уже в них «вписывал» статуи. Забегая вперед, скажем: эту работу высоко оценил Сталин. Кстати, именно Манизера в 1953 году пригласили сделать слепок посмертной маски вождя...

Скульптуры для «Площади революции» лепились быстро и творчески — наброски эскизов он сделал в поезде по пути из Москвы в Ленинград — в скульптурной мастерской Академии художеств.

Он отчетливо представлял процесс от создания эскиза до завершения работы — надо было воплотить историю революции в нескольких десятках персонажей. Отливали скульптуры из бронзы, скорее всего, в литейном цеху Академии художеств. Или, возможно, на заводе «Монументскульптура», который находился рядом с отцовской мастерской, на Песочной улице. И все-таки некоторых моделей, позировавших скульптору, удалось установить.

Сначала появились 80 гипсовых, а позже 76 бронзовых изваяний были водружены в арки «Площади Революции». Всего героев 20 – 18 дублируются по четыре раза, а двое – дважды. Но известны личности всего шести.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Для этой скульптуры Манизеру позировал курсант Ленинградского военно-морского училища Олимпий Рудаков, который действительно был в составе экипажа линкора Балтийского флота «Марат», впоследствии сделал блестящую военную карьеру и даже прославился байкой про неудавшийся роман с английской королевой. У нас по этому поводу была тема:

Судьба прототипа скульптуры моряка со станции Площадь Революции

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Но если коротко: в 1942 году он был помощником командира эсминца «Сокрушительный», который во время сильного шторма потерпел крушение. Руководство покинуло корабль не последним, поэтому Рудакова приговорили к смертной казни, но в последний момент наказание было заменено на 10-летнее заключение в трудовом лагере, а позже и пребыванием на фронте в штрафных частях – за него вступился сам вице-адмирал, знавший, что Рудаков стал прообразом известной скульптуры. После ранения судимость была снята, и к 1950-м он дослужился до командира крейсера «Свердлов», на котором и прибыл на военно-морской парад в честь коронации Елизаветы II. Там он с новоиспеченной королевой танцевал вальс и оживленно беседовал, что и стало причиной распространения душещипательной истории о несчастной любви королевы и простого русского моряка.


Студент

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат, родившийся в 1911 году и погибший на войне в 1941-м. В 1930-х он учился, а потом и преподавал в Государственном центральном институте физической культуры, был многократным чемпионом Москвы и СССР по прыжкам в высоту, вошел в число 50 лучших прыгунов за всю историю СССР. Скульптор увидел его фото в газете и пригласил попозировать. И в 1938 году в центральном зале станции появились сразу четыре одинаковые фигуры, которым позировал спортсмен.С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Его останки были найдены только в 2001 году, поэтому вместо могилы его родственники приезжали на «Площадь Революции» и оставляли цветы на скульптуре в седьмой арке.

Синявинские высоты - страшное место. К началу осени 1941 года Ленинград оказался в кольце. Единственный способ доставлять в город продукты - по Ладожскому озеру. Контроль над Синявинскими высотами позволял бы немцам взять город в полную блокаду. Поэтому за это «бутылочное горлышко» шириной 10 - 12 километров стояли насмерть. За три года боев тут погибло около 350 тысяч советских солдат! Настоящий ад. Сохранились фото этих мест в часы передышек, сделанные военными корреспондентами: вместо леса - взбитая воронками земля с голыми деревьями, всюду солдатские тела.С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»И именно здесь, на Синявинских высотах, в конце сентября 41-го младший лейтенант Аркадий Гидрат вел в бой роту курсантов.

Его останки нашли осенью 2000 года. Поисковик из Смоленска Вячеслав Прохоренко наткнулся на заросшую травой стрелковую ячейку - вырытый наскоро неглубокий окоп.

- И вот там лежали останки двух солдатиков, - рассказывает Прохоренко. - У одного из них в кармане шинели лежали часы и медальон. Медальон раскололся, извлекать ветхую бумажку нужно было очень аккуратно. Мы в лагере с ребятами этот клочок минут сорок доставали.

Вот как вспоминает он о той драгоценной находке: «Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный». А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!».С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Фото: Александр РОГОЗА

- Видимо, Аркадий Гидрат в том бою был смертельно ранен. Он знал, что умирает. Поэтому в своей последней записке написал жене: «Живи счастливо!», - говорит Вячеслав Прохоренко.

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Аркадий Гидрат (справа)


Матрос с наганом

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Для этой скульптуры позировал кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. Скульптор сам пришел в учебное заведение в поисках матроса и выбрал фактурного парня. Курсант, перемотанный пулеметными лентами и с наганом, приходил позировать около полугода по четыре часа каждый день. Как оказалось, Манизер запечатлел будущего героя. Во время русско-японской войны он был командиром крупного военного корабля, а позже дослужился до капитана первого ранга.

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Подтверждается это в мемуарах корреспондента газеты «Красный флот» Владимира Рудного:

«Никитенко рассказал, как он "попал в герои гражданской войны". В 1937 году в Военно-морское училище имени Фрунзе обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать ему натурщика для работы над фигурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена. Начальник посоветовал скульптору провести день в вестибюле училища и самому выбрать подходящего курсанта. Он и выбрал Никитенко.

— Я и знать не знал. Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера.

— И надолго?

— На полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке, стоял так, как на этой фотографии. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве».


Школьницы с глобусом

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Эта скульптура скопирована с фотографии из газеты «Пионерская правда» 1940-го года – тогда происходила замена гипсовых статуй на бронзовые, в процессе которой некоторые из них были изменены и доработаны. Одна из героинь снимка Нина Павлова утверждает, что оно было сделано в московской школе № 91 на Большой Молчановке во время собрания, посвященного арктическому дрейфу парохода «Георгий Седов». Именно на место дрейфа она указывала на глобусе. С автором скульптуры ни Нина, ни вторая девочка, Юнесса Лещинская, никогда не встречались. Чтобы скульптуру было проще вписать в нишу, Менизер сделал девочку левшой, хотя на оригинальном фото она указывает на глобус правой рукой. О жизни героини известно немного – она стала инженером в области радиационной химии и работала в закрытых институтах.


Спортсменка-дискоболка

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»В 2008 году в СМИ распространилась версия о якобы опознавшем родственницу племяннике прототипа этой скульптуры Валентине Курбатове. Его тетя Тамара Курбатова родилась в 1906 году в Пензе, после революции вместе с родителями переехала в Москву, где в 1930-е регулярно подрабатывала натурщицей в студии Манизера. Кроме того, Курбатова работала тапершей, танцевала в балетной труппе, снималась в массовке фильма «Яков Свердлов», постоянно не работала, зато удачно вышла замуж за театрального критика Леонида Кольберта-Нежданова. Племянник утверждает, что Валентина не знала о том, что стала «частью метрополитена», так как скульптор воссоздал ее по старым эскизам, а сама она предпочитала подземке трамваи и автобусы.


Пограничник с собакой

С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»Существует версия, что прототипом этой скульптуры стал известный в советские времена пограничник Никита Карацупа и его собака Индус. С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»В середине 1930-х его уже прославляли за военные подвиги, и скульптор мог скопировать его с одного из многочисленных фото в газетах. Сам Карацупа ни в своей книге «Записки пограничника», ни в интервью о скульптуре не говорит, но на фотографиях его профиль все же очень подозрительно напоминает бронзового часового.

Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.С кого лепили статуи на станции «Площадь Революции»

Существуют много мифов о подземке. В том числе и что бронзовые статуи спрятали в Азии.
Якобы в 1941 году подземные экспонаты вывезли в эвакуацию в Среднюю Азию вместе с сокровищами Третьяковки и Ленинки. Это тоже выдумка. Она хорошо работает на славу скульптора — мол, статуи очень сильно ценили. Но на самом деле скульптуры пережили войну на своих местах. Если бы огромные, литые, а не полые внутри, статуи отдирали от постаментов, остались бы грубые сколы. «Отец никогда не говорил об этом, а он во время войны работал в Москве и наверняка слышал бы о такой акции, - подчеркивает Гуго Манизер, сын скульптора. - В 1943 году я видел фигуры на станции».
Согласно еще одной легенде, прежде чем лепить скульптуры и отливать их из бронзы, Манизер изготовил гипсовые копии статуй в натуральную величину. Которые доставили в Москву из Ленинграда для примерки. Такого не было. Был утвержденный проект, работы отлили в мастерской — есть даже фотографии. Макеты арок Манизер сделал из досок — туда и вписал фигуры.

КСТАТИ
Уже после 40-х годов были изготовлены дополнительные комплекты оружия для памятников. Потому что Манизер не мог предположить, что кому-либо придет в голову украсть наган или гранату. А такое бывало. «Это уму непостижимые вещи! У памятника Репину на Болотной площади, который лепил мой отец, несколько раз откручивали кисти рук. А у Чапаева, установленного в Самаре, пулемет увели. Кому это может быть нужно?», - сокрушается Гуго Манизер.

http://www.timeout.ru/msk/feature/455937

https://www.kp.ru/daily/26316/3195397/

https://www.kp.ru/daily/26550.7/3566344/

http://www.fresher.ru/2017/06/12/sudby-lyudej-stavshix-proto...

http://nathoncharova.livejournal.com/9821620.html

Картина дня

))}
Loading...
наверх