Жизнь - театр

916 подписчиков

Свежие комментарии

«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина

В пушкинском рукописном наследии около двух тысяч зарисовок. Портреты, пейзажи, интерьеры, жанровые сценки, автоиллюстрации.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
«Мудрец брадатый» (Леонардо да Винчи ?). Рисунок на черновиках «Полтавы». 5 апреля 1828.

А еще кораблики, днища челноков, пистолеты, мечи, шпаги, копья, кинжалы, плахи. Черти, ведьмы, монстры, висельники. Падающие треугольники — ножи гильотины. А после лета 1826 года ромбы вокруг зачеркнутого слова — изображения разверстых могил. Пушкинисты второй половины XIX века мало обращали внимания на рисунки поэта. Относились к ним как «машинальному рисованию». Но когда в конце XIX века Россия отмечала столетье со дня рождения Пушкина, в печати всё чаще стали мелькать его рисунки. Прежде всего, конечно, его автопортреты и портреты ближайших друзей, те, чье сходство с оригиналами было очевидным.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря 1825 года. Рисунок на отдельном листе, сохранившемся у Ф.Ф. Юрьева. 1827. Всероссийский музей А. С. Пушкина.

По-новому на рисунки поэта взглянул в 1930-х А. М. Эфрос. Он увидел в них род графического дневника. Дневник, но особый. Пушкин «будил мечту сердечной силой», вызывая для немой беседы или тени прошлого, или образы живых своих друзей и врагов. Поэт воссоздает не столько внешние черты, сколько графическую формулу конкретной души.

Точны и пейзажные зарисовки. Анна Ахматова догадалась, что Пушкин искал голодаевскую могилу казненных декабристов.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Портрет будущей тещи Н. И. Гончаровой. Рисунок на отдельном листе в Ушаковском альбоме. 1829. С подписью «Маминька Карса». Карс — название неприступной турецкой крепости и прозвище Н. Н. Гончаровой.

Этот ее вывод позднее был подтвержден зарисовками поэта в его рабочих тетрадях 1827, 1828 и 1833 гг. А в 1989 г. академик Б. В. Раушенбах провел топографическую экспертизу этих рисунков. После того, как совместная поисковая экспедиция Музея истории города и журнала «Огонек» обнаружила здесь древнее захоронение с применением негашеной извести, он писал: «Сравнение плана Ф. Шуберта 1828 г. с семью рисунками Пушкина… показывает удивительное соответствие рисунков плану и одновременно их внутреннее соответствие. Рисунки свидетельствуют об удивительной зрительной памяти Пушкина. Так, изображенный на двух зарисовках 1827 г. камень показан поэтом с разных точек зрения, как бы в двух проекциях. Точно изображено взаимное расположение деревьев, высот и береговой линии. Таким образом, вывод, подтвержденный пробами из скважин, что декабристы похоронены на острове Гонаропуло (Гунаропуло), не вызывает у меня сомнения». С выводами Раушенбаха согласились А.М. Панченко и Д.С. Лихачев. (Об этой поисковой экспедиции на Голодае см. книгу А. Ю. Чернова «Длятся ночи декабря». М., 2008).
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Михаил Бестужев-Рюмин с петлей на шее. Рисунок на черновиках I песни «Полтавы». 1828
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса, с пометой «Не искушай (сай) меня без нужды». Рисунок из Ушаковского альбома. 1829.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Место могилы декабристов на голодаевском взморье (остров Гоноропуло). Рисунок на отдельном листе в Третьей масонской тетради. 1827.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Михаил Лунин. Рисунок на черновиках I песни "Полтавы". 1828.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Елизавета Воронцова. Рисунок на отдельном листе с надписью «ghillieman» (?). 1829.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Вольтер и молодой Наполеон. Рисунок на черновиках «Полтавы». 1828.
«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина
Вид Лицея. Рисунок на черновике VIII главы «Евгения Онегина». 1830

Москва – далеко не провинция, но альбом московской барышни Елизаветы Николаевны Ушаковой (в замужестве Киселевой) был бы типичным уездным альбомом, когда б не сотня роскошных пушкинских рисунков и несколько его же скупых записей, оставленных здесь поэтом в 1828–1830 годах (и, вероятно, несколько позднее).

В собрании Пушкинского Дома (Институт русской литературы РАН) Ушаковский альбом проходит под шифром ПД 1723. На вечерней заре XX века, в год двухсотлетнего юбилея поэта он был издан сотрудниками Пушкинского Дома Татьяной Краснобородько (комментарии) с приложением статей Сергея Фомичева и Янины Левкович. Вот немного рисунков Пушкина из этого альбома.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПогрудный портрет Екатерины Ушаковой, старшей сестры Елизаветы. Карандаш. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПогрудный портрет декабриста Александра Ивановича Якубовича. Мягкий карандаш. Рисунок Пушкина. «Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПоясной автопортрет (?) Пушкина. Мягкий карандаш. Определение А. М. Эфроса.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПавел Нащокин, крестящий лоб монеткой и Петр Вяземский (в роли церковного старосты) с колокольчиком и блюдом для пожертвований. Перо, чернила. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаВосточная женщина. Карандаш, перо, чернила. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаТри профиля (по Т. И. Краснобородько – женских). Рисунки Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПогрудный портрет Антона Дельвига. Карандаш. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПортрет Екатерины Ушаковой в рост. Перо, чернила. Лицо – рисунок Пушкина. Фигура – дорисована, видимо, Елизаветой (или Екатериной) Ушаковой. Подпись рукой Пушкина: «Трудясь над образом прелестной У – – И проч И проч и пр…». Вдоль левого края слабым карандашом «Ушакова» «Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаМужские и женские профили (несколько раз профиль Елизаветы Ушаковой: это графический каламбур «лизонька — лисанька»). Карандаш и перо. Рисунки Пушкина. А. И. Фрумкина узнала в шаржированном портрете мужчины в очках Николая Ивановича Греча.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаЛеонтий Дубельт. Карандаш. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПортрет молодого военного, предшествующий «Дон-Жуанскому списку» Пушкина. (Молодой Наполеон?) Карандаш. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПортрет Екатерины и Михаила Орловых. Рисунок Пушкина. «Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПогрудный портрет Анны Алексеевны Олениной. Перо, чернила. «Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаМужские и женские профили и фигуры. Перо, чернила. Рисунки Пушкина и, видимо, сестер Ушаковых.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаКарикатура на отказ в сватовстве к Елизавете Ушаковой московского дворянина Александра Лаптева (апрель 1829). Карандаш, чернила. Рисунок Пушкина, вырезанный и наклеенный на эту страницу. Ангел оплакивает покойного. В изголовье креста скрыто имя «Лиза». Надпись на плите: «Пленился он смазливой рожей, / Он умер, мы умрём, / И вы умрёте тоже». На полях пером чей-то профиль. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаФигура в чадре. Перо, чернила. Мужской погрудный портрет. Карандаш, чернила. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПогрудный портрет. Карандаш. Рисунок Пушкина. Его же рукой подпись: «Камергер двора Фатали-шаха».«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаИспанская сценка. Брадобрей и его клиент. (Фигаро и доктор Бартоло?) Карандаш. Рисунок Пушкина. Как указывает Т. И. Краснобородько, премьера «Севильского цирюльника» на сцене Малого театра состоялась 8 января 1829 г.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПогрудный портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Перо, чернила. Рисунок Пушкина. «Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаРыцарь. Перо, чернила. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаЕлизавета Ушакова с котом на фоне горного монастыря. Внизу алтарь с пылающим сердцем. Рисунки и подписи рукой Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПортрет Анны Николаевны Вульф, стоящий у верстового столба. Перо, чернила. Зачеркнутая французская надпись «je vous attends à M[?]» (я жду вас в М[?]. Рисунок и подписи рукой Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаСобака. Карандаш, перо, чернила. Рисунок Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПять карандашных портретов. Рисунки Пушкина«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаПрофили. Пробы пера. Карандаш, перо, чернила. Рисунки Пушкина.«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках ПушкинаИз архива Ушаковых-Киселевых. ПД 1725. Турок и молодой раб (?). Карандаш. Рисунок Пушкина.

https://philologist.livejournal.com/10512727.html?utm_source...

https://nestoriana.wordpress.com/2012/12/10/ushak/

Картина дня

наверх