На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 234 подписчика

Свежие комментарии

  • РОМАН Молчанов
    Благодарю,Светочка,Есть,есть очень интересные полотна)))👍Питер глазами худ...
  • РОМАН Молчанов
    Доброго утра,Светочка* Чудесно * Но и памятники людям ,надо восстанавливать и обязательно.Не просто так Же их ставили...Сохраненное и вос...
  • Владимир Алтайцев
    Весной 2014 года забор, ограждавший плодовые деревья, был снят, и гости ВДНХ могли свободно прогуливаться по уникальн...Московские прогул...

«Одна черта руки моей…» Портрет эпохи в рисунках Пушкина

В пушкинском рукописном наследии около двух тысяч зарисовок. Портреты, пейзажи, интерьеры, жанровые сценки, автоиллюстрации.

«Мудрец брадатый» (Леонардо да Винчи ?). Рисунок на черновиках «Полтавы». 5 апреля 1828.

А еще кораблики, днища челноков, пистолеты, мечи, шпаги, копья, кинжалы, плахи. Черти, ведьмы, монстры, висельники.

Падающие треугольники — ножи гильотины. А после лета 1826 года ромбы вокруг зачеркнутого слова — изображения разверстых могил. Пушкинисты второй половины XIX века мало обращали внимания на рисунки поэта. Относились к ним как «машинальному рисованию». Но когда в конце XIX века Россия отмечала столетье со дня рождения Пушкина, в печати всё чаще стали мелькать его рисунки. Прежде всего, конечно, его автопортреты и портреты ближайших друзей, те, чье сходство с оригиналами было очевидным.

Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря 1825 года. Рисунок на отдельном листе, сохранившемся у Ф.Ф. Юрьева. 1827. Всероссийский музей А. С. Пушкина.

По-новому на рисунки поэта взглянул в 1930-х А. М. Эфрос. Он увидел в них род графического дневника. Дневник, но особый. Пушкин «будил мечту сердечной силой», вызывая для немой беседы или тени прошлого, или образы живых своих друзей и врагов. Поэт воссоздает не столько внешние черты, сколько графическую формулу конкретной души. Точны и пейзажные зарисовки. Анна Ахматова догадалась, что Пушкин искал голодаевскую могилу казненных декабристов.

Портрет будущей тещи Н. И. Гончаровой. Рисунок на отдельном листе в Ушаковском альбоме. 1829. С подписью «Маминька Карса». Карс — название неприступной турецкой крепости и прозвище Н. Н. Гончаровой.

Этот ее вывод позднее был подтвержден зарисовками поэта в его рабочих тетрадях 1827, 1828 и 1833 гг. А в 1989 г. академик Б. В. Раушенбах провел топографическую экспертизу этих рисунков. После того, как совместная поисковая экспедиция Музея истории города и журнала «Огонек» обнаружила здесь древнее захоронение с применением негашеной извести, он писал: «Сравнение плана Ф. Шуберта 1828 г. с семью рисунками Пушкина… показывает удивительное соответствие рисунков плану и одновременно их внутреннее соответствие. Рисунки свидетельствуют об удивительной зрительной памяти Пушкина. Так, изображенный на двух зарисовках 1827 г. камень показан поэтом с разных точек зрения, как бы в двух проекциях. Точно изображено взаимное расположение деревьев, высот и береговой линии. Таким образом, вывод, подтвержденный пробами из скважин, что декабристы похоронены на острове Гонаропуло (Гунаропуло), не вызывает у меня сомнения». С выводами Раушенбаха согласились А.М. Панченко и Д.С. Лихачев. (Об этой поисковой экспедиции на Голодае см. книгу А. Ю. Чернова «Длятся ночи декабря». М., 2008).

Михаил Бестужев-Рюмин с петлей на шее. Рисунок на черновиках I песни «Полтавы». 1828

Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса, с пометой «Не искушай (сай) меня без нужды». Рисунок из Ушаковского альбома. 1829.

Место могилы декабристов на голодаевском взморье (остров Гоноропуло). Рисунок на отдельном листе в Третьей масонской тетради. 1827.

Михаил Лунин. Рисунок на черновиках I песни "Полтавы". 1828.

Елизавета Воронцова. Рисунок на отдельном листе с надписью «ghillieman» (?). 1829.

Вольтер и молодой Наполеон. Рисунок на черновиках «Полтавы». 1828.

Вид Лицея. Рисунок на черновике VIII главы «Евгения Онегина». 1830

Москва – далеко не провинция, но альбом московской барышни Елизаветы Николаевны Ушаковой (в замужестве Киселевой) был бы типичным уездным альбомом, когда б не сотня роскошных пушкинских рисунков и несколько его же скупых записей, оставленных здесь поэтом в 1828–1830 годах (и, вероятно, несколько позднее).

В собрании Пушкинского Дома (Институт русской литературы РАН) Ушаковский альбом проходит под шифром ПД 1723. На вечерней заре XX века, в год двухсотлетнего юбилея поэта он был издан сотрудниками Пушкинского Дома Татьяной Краснобородько (комментарии) с приложением статей Сергея Фомичева и Янины Левкович. Вот немного рисунков Пушкина из этого альбома.Погрудный портрет Екатерины Ушаковой, старшей сестры Елизаветы. Карандаш. Рисунок Пушкина.Погрудный портрет декабриста Александра Ивановича Якубовича. Мягкий карандаш. Рисунок Пушкина. Поясной автопортрет (?) Пушкина. Мягкий карандаш. Определение А. М. Эфроса.Павел Нащокин, крестящий лоб монеткой и Петр Вяземский (в роли церковного старосты) с колокольчиком и блюдом для пожертвований. Перо, чернила. Рисунок Пушкина.Восточная женщина. Карандаш, перо, чернила. Рисунок Пушкина.Три профиля (по Т. И. Краснобородько – женских). Рисунки Пушкина.Погрудный портрет Антона Дельвига. Карандаш. Рисунок Пушкина.Портрет Екатерины Ушаковой в рост. Перо, чернила. Лицо – рисунок Пушкина. Фигура – дорисована, видимо, Елизаветой (или Екатериной) Ушаковой. Подпись рукой Пушкина: «Трудясь над образом прелестной У – – И проч И проч и пр…». Вдоль левого края слабым карандашом «Ушакова» Мужские и женские профили (несколько раз профиль Елизаветы Ушаковой: это графический каламбур «лизонька — лисанька»). Карандаш и перо. Рисунки Пушкина. А. И. Фрумкина узнала в шаржированном портрете мужчины в очках Николая Ивановича Греча.Леонтий Дубельт. Карандаш. Рисунок Пушкина.Портрет молодого военного, предшествующий «Дон-Жуанскому списку» Пушкина. (Молодой Наполеон?) Карандаш. Рисунок Пушкина.Портрет Екатерины и Михаила Орловых. Рисунок Пушкина. Погрудный портрет Анны Алексеевны Олениной. Перо, чернила. Мужские и женские профили и фигуры. Перо, чернила. Рисунки Пушкина и, видимо, сестер Ушаковых.Карикатура на отказ в сватовстве к Елизавете Ушаковой московского дворянина Александра Лаптева (апрель 1829). Карандаш, чернила. Рисунок Пушкина, вырезанный и наклеенный на эту страницу. Ангел оплакивает покойного. В изголовье креста скрыто имя «Лиза». Надпись на плите: «Пленился он смазливой рожей, / Он умер, мы умрём, / И вы умрёте тоже». На полях пером чей-то профиль. Рисунок Пушкина.Фигура в чадре. Перо, чернила. Мужской погрудный портрет. Карандаш, чернила. Рисунок Пушкина.Погрудный портрет. Карандаш. Рисунок Пушкина. Его же рукой подпись: «Камергер двора Фатали-шаха».Испанская сценка. Брадобрей и его клиент. (Фигаро и доктор Бартоло?) Карандаш. Рисунок Пушкина. Как указывает Т. И. Краснобородько, премьера «Севильского цирюльника» на сцене Малого театра состоялась 8 января 1829 г.Погрудный портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Перо, чернила. Рисунок Пушкина. Рыцарь. Перо, чернила. Рисунок Пушкина.Елизавета Ушакова с котом на фоне горного монастыря. Внизу алтарь с пылающим сердцем. Рисунки и подписи рукой Пушкина.Портрет Анны Николаевны Вульф, стоящий у верстового столба. Перо, чернила. Зачеркнутая французская надпись «je vous attends à M[?]» (я жду вас в М[?]. Рисунок и подписи рукой Пушкина.Собака. Карандаш, перо, чернила. Рисунок Пушкина.Пять карандашных портретов. Рисунки ПушкинаПрофили. Пробы пера. Карандаш, перо, чернила. Рисунки Пушкина.Из архива Ушаковых-Киселевых. ПД 1725. Турок и молодой раб (?). Карандаш. Рисунок Пушкина.

https://philologist.livejournal.com/10512727.html?utm_source...

https://nestoriana.wordpress.com/2012/12/10/ushak/

Картина дня

наверх