На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...
  • ВераВерная
    Да, Светочка, помню, были темы.Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка.Гифки 81

Как советские летчики летом 1941 года бомбили Берлин

Как советские летчики летом 1941 года бомбили Берлин
Как советские летчики летом 1941 года бомбили Берлин

В последние годы сложился ошибочный стереотип, будто в первые месяцы Великой Отечественной войны советская авиация практически полностью была уничтожена. Это не так! Уже летом 1941 года советские летчики организовали беспрецедентную операцию, разбомбив Берлин.

Приказ ставки

Надо отметить, что действительно, своим вероломным нападением фашистская Германия, застала советские ВВС врасплох. Существенная часть советских военных самолетов была уничтожена на аэродромах у границы. Это были серьезные, но не катастрофические потери. Необходим был ответный удар. При этом Герман Геринг, командующий авиацией Вермахта, нагло заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха». Но, как известно, хвастовство до добра не доводит. Несмотря на то, что в июле 1941 года немецкие самолеты уже кружили над Московской областью, было принято решение командования, любой ценой разбомбить Берлин.

Его хвастливое заявление мгновенно растиражировала немецкая пропаганда. Тем более в те июльские дни летчики люфтваффе уже бомбили предместья Москвы. Лучшим из всех возможных ответов стала бы бомбардировка Берлина. Но как это сделать? До столицы Третьего рейха от линии фронта почти тысяча километров, немецкие истребители и густая сеть противовоздушной обороны...

Тем не менее, нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов посчитал, что подобная операция, хотя и на пределе человеческих и технических возможностей, все-таки возможна. В первые дни войны адмирал отдал приказ: сколько хватит сил оборонять острова Эзель и Даго на Балтике, чьи аэродромы находились ближе всего к столице врага. Уже тогда Кузнецов предполагал, что, возможно, придется бомбить Берлин. И в этом он не ошибся. Ошибся в другом - в месте начала операции.

Сверх задача для сверхлюдей

И.В. Сталин бомбометание по Берлину согласовал. Осталось утвердить задание для летчиков.

После проведенных расчетов оказалось, что дотянуться до Берлина возможно лишь с аэродрома Кагул, расположенного на эстонском острове Сааремаа, тогда советского. Правда, пришлось существенно модернизировать взлетно-посадочную полосу, рассчитанную лишь на легкие истребители, а использовать ее должны были тяжелые бомбардировщики ДБ-3Ф.

Предвидя подобную ситуацию, командующий авиаполком Евгений Преображенский заранее подготовил расчеты по модернизации ВПП, а также сформировал список экипажей и начертил карту предполагаемого маршрута. Вскоре все было готово.

Выполнять приказ пришлось 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота. Вылет назначили на 7 августа в девять часов вечера. Пятнадцать бомбардировщиков поднялись в воздух и, набрав заданную высоту, в режиме радиомолчания тремя звеньями ушли в сторону Германии.Пролететь было необходимо более 1000 км. сквозь плотное кольцо немецких ПВО и самолетов-перехватчиков. Сам полет должен был проходить на высоте 7000 км с температурой за бортом 45-50С. Причем в кабине пилотов было не намного теплее. Сложно даже представить, как советские летчики могли выдержать многочасовой сложнейший перелет при такой температуре. Взлетать было решено с аэропорта Кагул на острове Саарема в Балтийском море. Первый вылет назначили на 7 августа 1941 года. Пятнадцать самолетов с полным запасом бомб направились в сторону Германии. Восемь часов летчики изнывали от жуткого холода. Дышать им приходилось в кислородных масках. Тем не менее, вскоре они были обнаружены врагом. Правда, сбивать советские бомбардировщики никто не спешил. Фашисты не могли поверить, что русские летят их бомбить, приняв русские самолеты за свои, возвращавшиеся с задания. Даже после того, как летчики не ответили на немецкие позывные свой-чужой, их спокойно пропустили вглубь Германии. Вскоре внизу появились огни Берлина.

Из воспоминаний штурмана воздушного корабля Г. П. Молчанова о полете:
«Взлетаем! Отмечаю время — 20ч.30м. Идем с постепенным набором заданной высоты до 6500 м. Самолеты должны были пройти по маршруту: остров Рюген — слияние реки Варты с рекой Одер и далее прямая на Берлин. Вскоре последовал доклад «пушкаря» башенной установки: «Справа по борту, значительно выше пикируют на наш самолет два истребителя» И-16. Неужели наши истребители не узнали своих? Командир дает приказ: при атаке открыть ответный огонь. Слишком важное у нас задание. Истребители отстрелялись с дальней дистанции и ушли. Остальные наши корабли прошли траверз Таллина без встречи с истребителями.
На территории Германии спокойно, точно в мирное время, отлично просматриваются реки, озера, населенные пункты и незатемненные города. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Под нами ЛОГОВО ФАШИЗМА! Произвожу бомбометание! Как биение сердца отсчитываются импульсы отделяющихся ФАБ-500. Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Заградительный огонь ЗА и МЗА, но к нашему счастью разрывы ниже эшелонов наших бомбардировщиков. Видно, что ПВО врага не разгадали нашу высоту и весь огонь сосредоточили примерно на 4500−5000 метров высоты.
В развороте, пос¬ле о. Рюген, отказал 4-й двигатель. Самолет начало трясти. Не меняя эшелона идем на трех двигателях. Снижаемся. В правом развороте виден берег залива, но что это? С моря /видимо с подлодки/ и с берега видны трассы зенитного огня, незамедлительно уходим с набором высоты.
«Сдохли» еще два двигателя. Как падал самолет — ни я, ни кто другой из экипажа не мог видеть, т.к. к моменту отказа еще двух двигателей высота была менее 100 м. Наугад каким-то чудом Саша Курбан сумел посадить самолет на брюхо. Экипаж был невредим, не считая отдельных ушибов и синяков. Все двенадцать, кто как мог, выкарабкались из самолета, группируясь около командира корабля. С грехом пополам добрались до ближайшего селения, откуда дали командиру полка телефонограмму: «Задание выполнили, при возвращении в результате отказа 3-х двигателей потерпели аварию. Экипаж невредим, жду указаний».

К сожалению не обошлось и без жертв и аварийных посадок, причиной которым были атаки своих истребителей И-16 (миссия была секретная и они не опознали силуэты своих бомбардировщиков), так и повреждения от огня зенитных батарей фашистов и своих. Ниже изложены некоторые подробности:
На взлёте Ер-2 Молодчего снёс шасси о дренаж на краю аэродрома.
На ТБ-7 майора Егорова сразу после отрыва от земли отказали два правых дизеля М-40Ф, и самолёт потерпел катастрофу. После этого Жигарев П. Ф. остановил вылет остальных самолётов. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер-2.
Самолёт М. В. Водопьянова при наборе высоты был атакован истребителями И-16, но дошёл до цели и отбомбился по Берлину. После этого попал под зенитный огонь немцев и был повреждён, вынужден был выполнить посадку на оккупированной немцами территории Эстонии в районе Йыхви. Вторым пилотом в экипаже был родившийся в Сибири эстонец Э. К. Пусэп, поэтому с местным населением общался только он, а остальные члены экипажа в контакт с местными жителями не вступали. Через два дня экипаж вышел к своим.
На самолёте лейтенанта В. Д. Видного над немецкой территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипажу удалось ликвидировать пожар, но самолёт продолжил полёт с потерей высоты. Не долетев до Берлина 370 км, экипаж сбросил бомбы и лёг на обратный курс. После отказа ещё одного М-40Ф самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме в Обухове.
На ТБ-7 капитана А. Н. Тягунина уже на обратном пути отказал один из двигателей. Кроме того, над побережьем Балтики самолёт обстреляли свои зенитчики. При посадке машина разбилась.
Ер-2 лейтенанта Б. А. Кубышко на обратном пути был сбит истребителем И-16. Экипаж спасся на парашютах.
Ер-2 капитана А. Г. Степанова пропал без вести.
На ТБ-7 майора Угрюмова М. М. несколько раз на больших высотах отказывали двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке.
ТБ-7 старшего лейтенанта Панфилова А. И. над территорией Германии попал под огонь зениток и получил значительные повреждения. Экипаж сбросил бомбы, но на обратном пути у самолёта отказали два М-40Ф. При вынужденной посадке на территории Финляндии пять человек погибли, а остальные были взяты в плен финнами при попытке перейти линию фронта.
ТБ-7 майора Курбана А. А., отбомбившись по Берлину, получил повреждения от зенитного огня и разбился при вынужденной посадке в районе Ропши.
Из 10 ушедших на Берлин машин вышли на цель и отбомбились только шесть. В Пушкин вернулось только две машины. После этого вылета Водопьянов был снят с должности командира дивизии, а на его место был назначен полковник Голованов А. Е. После снятия с должности комбриг М. В. Водопьянов из дивизии не ушёл, продолжив службу простым командиром экипажа ТБ-7 сначала в 432-м дальнем бомбардировочном авиационном полку, затем после его переименования — в 746-м авиационном полку дальнего действия

А Берлин жил своей обычной размеренной жизнью. В домах горел свет, по улицам гуляли люди, звенели трамваи, а на светофорах томились автомобили. Светомаскировки не было вовсе. Жизнь ночного города нарушили взрывы 250-килограммовых бомб. Жителей охватила паника. Понимая, что бомбардировщики могут не добраться до эстонского острова, радист Василий Кротенко нарушил радиомолчание и доложил о выполненном задании: «Мое место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу».

В этот момент по небу забегали прожектора, раздались выстрелы немецких ПВО. Однако обнаружить советские самолеты немцы так и не смогли. Немецкие прожектора искали русских на высоте 4500 – 5000 метров, тогда, как советские бомбардировщики находились на высоте 7000 метров. Самое удивительное, что эта сложнейшая боевая операция прошла без потерь.

У страха глаза велики

Когда утром над пылающим Берлином взошло солнце, перед руководством страны встал вопрос: как объяснить гражданам то, что произошло минувшей ночью? Всего месяц назад Геринг лично обещал, что на Берлин никогда не упадет ни одна вражеская бомба. Решили врать. Радиостанции сообщили о 150 британских самолетах, рвавшихся к Берлину. Немецкие газеты гордо подчеркивали, что во время ночной атаки было сбито шесть английских самолетов. Наглую ложь развеяли сами англичане, официально заявив миру: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Лишь после этого немецкая пропаганда признала - Берлин бомбили русские. Гитлер был в бешенстве.

Радио Великобритании сообщило миру: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7−8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Только после этого сообщения немцы признали, что Берлин разбомбили русские бомбардировщики.

А в это время в Москве 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 человек были удостоены звания Героя Советского Союза: полковник Преображенский Е.Н., капитаны Гречишников В.А., Ефремов А.Я., Хохлов П.И., Плоткин М.Н. Остальные 67 человек, принимавшие участие в подготовке и проведении операции, были награждены орденами и медалями.Фюрер был в шоке. Тогда-то певцы «блицкрига» и признали, что налёт совершили советские асы. Позор лёг на голову министерства пропаганды, и у всей германской нации защемило сердце. Что ещё ждать от русских «недочеловеков»?
А ждать было чего. Советская авиация продолжила вылеты. В период с 8 августа по 4 сентября 1941 года советская авиация неоднократно бомбила Берлин. Немецкие ВВС и системы ПВО были посрамлены. За это время русские летчики совершили 86 вылетов, во время которых на город сбросили 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 тонн. Это если не считать снарядов, начинённых агитационными листовками, и 37 самолётов, отбомбивших другие города Германии.

Всего по итогам дерзких и умелых налётов на фашистское логово в августе-сентябре Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре Героями Советского Союза стали ещё 5 человек, многие получили ордена и медали.

Из воспоминаний Н.Г. Кузнецова: «За первым налетом последовали другие. Но условия стали более тяжелыми. Теперь противник встречал наши самолеты ожесточенным огнем, едва они пересекали береговую черту, а вокруг Берлина действовала сложная система противовоздушной обороны. Каждый раз приходилось разрабатывать особую тактику. Выручала по-прежнему большая высота. Выше 7 тысяч метров нашим бомбардировщикам уже не так были страшны ночные истребители со специальными мощными фарами, не так был страшен и огонь зениток.
Гитлеровская ставка потребовала от своего командования «ликвидировать военно-морские и военно-воздушные базы на островах Даго и Эзель, и в первую очередь — аэродромы, с которых производятся налеты на Берлин». Нам пришлось усилить защиту аэродромов. Туда были передислоцированы почти все зенитные средства островов и скромные истребительные силы.

Гитлер выл, как раненый зверь. 5 сентября он послал несметные силы группы «Север», чтобы те вдребезги разнесли аэродром Кагула. Однако Берлин уже перестал зажигать по ночам огни, и в каждом немце засел животный страх перед тьмой родного арийского неба. Вычислив, откуда исходит угроза, Гитлер приказал уничтожить аэродром Кагул. 5 сентября 1941 года специально собранные для этой операции силы группы «Север» уничтожили аэродром. Но цель уже была достигнута - советские летчики на деле доказали, что и невозможное возможно.

Картина дня

наверх