Сначала немного сухой истории.
***
17 октября 1888 года в полдень вблизи станции Борки сошел с рельсов поезд, в котором из Ливадии в Петербург ехал российский Император Александр III со всей Семьей. Погибло 23 человека и 19 было ранено; из Царской Семьи никто серьезно не пострадал.
Модель поезда Александра III, Императора и самодержца всероссийского
Люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых все смешалось в одну ужасную кучу. Стоны раненых и умиравших, придавленных обломками, оглашали воздух, делали картину еще ужаснее. А Государь, Государыня и особы Августейшего семейства остались невредимы. Их Императорские Величества отказались войти в один из уцелевших вагонов, и отдались заботе о раненых» — так описывали происшедшее газеты того времени.
Очевидцы из императорской свиты сообщали, что свою семью вызволил из-под обломков вагона сам Император. Железная крыша вагона провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: крушением снесло колеса и пол вагона. Император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона. Императрица писала своему брату, что не может выразить в словах чувства, овладевшие ею, когда среди руин и стонов она убедилась, что ее родные живы и невредимы, что их защитила незримая сила.
Через месяц после катастрофы Император писал брату, Великому Князю Сергею Александровичу: "Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика!.. Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной погибели верующих в Него и в Его великую милость".
За недосмотр были отправлены в отставку министр путей сообщения К. Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. А управляющему Юго-Западными железными дорогами С.Ю. Витте, который безуспешно предупреждал министра о возможности катастрофы, предложили место директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов – это стала началом его государственной карьеры.Счастливое избавление любимой народом Императорской семьи от гибели было воспринято народом как чудо. Это произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. (Тогда еще никто не знал, что от ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет.)
На месте крушения поезда в память об этом событии по проекту академика архитектуры Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса.
Позже храм и часовня были переданы в ведение министерства путей сообщения. Было создано особое попечительство, призванное заботиться о состоянии храма. На средства железнодорожных обществ, за счет пожертвования служащих и частных лиц были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека имени Императора Александра III. Впоследствии на протяжении многих лет Император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.В советское время храм был взорван, а часовня повреждена и более 50 лет простояла без купола.
***
Ну что тут скажешь... За прошедшее время на железных дорогах мало что изменилось. И шпалы старые укладывают, и на насыпях экономят, и зарплаты начальству космические рисуют...
Правда, часовню восстановили-таки. Что касается храма - пока история о нем умалчивает.
***
Но я не об этом. Поступил как-то нашему дружному моделистскому коллективу заказ на модель этого самого многострадального поезда. Перерыли все закоулки интернет-ресурсов, посвященных ж/д транспорту, информации было крайне мало.
Тип вагонов, а также модели паровозов приблизительно определили по фотографиям с места катастрофы. Известно еще, что вагоны были разных классов для Семьи с сопровождением и для челяди. Вагоны для российской ж/д строили Ковровский, Путиловский, Александровский, Мальцевский и Сормовский заводы. В общем, составили обоснование и Заказчик его утвердил. После чего вывели в один масштаб чертежи и приступили к работе. Предлагаю вам фотографии в процессе изготовления модели и то, что в итоге получилось.
Свежие комментарии