На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

  • Nana Абраменко
    как они похожи на людей (или люди на них 😂😂😂)Неудачные моменты
  • Валерий Протасов
    Город и социум - правильное соотношение.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Юлечка. Москва и должна быть на высоте. Все-таки это столица нашей Родины.Московские прогул...

Звезды Голливуда. Оливия де Хэвилленд

Есть фильмы плохие, есть хорошие, а есть — на века. Такие картины всегда актуальны, они существуют вне времени и места, и одной из таких является «Унесенные ветром». Один лишь актерский состав этой картины стоит многого.

Уже никого в живых не осталось из актерского состава, кроме Оливии де Хэвилленд. В легендарной киноленте она сыграла Мелани Гамильтон. 1 июля 2017 года актриса отпраздновала свое 101-летие. Великая актриса прошлого века была рождена в семье английских аристократов в Токио. Более 60 лет прожила в Париже.Фильмы «Приключения Робин Гуда», «Каждому свое», «Наследница» давно стали уже классикой кинематографа, за два из которых актриса получила «Оскар».Кроме этого, она еще дважды награждалась Золотым глобусом и выиграла престижную премию на Венецианском кинофестивале. В последний раз актриса появилась на экранах 1988 году в фильме «Женщина, которую он любил».

Оливия де Хэвилленд помнит «фабрику грез» совсем иной. По ее мнению, Голливуд утратил свою художественную ценность, превратившись в конвейер.

Через всю свою долгую и непростую жизнь женщина смогла пронести чувство собственного достоинства. И это несмотря на смерть мужа и сына. Три года назад ушла из жизни ее младшая сестра — талантливая актриса Джоан Фонтейн

История соперничества сестер могла бы стать сюжетом для увлекательного романа. Правда, войну вела Джоан, а Оливия, как подобает настоящей леди, никак не реагировала на выпады младшей сестры.

Оливия снималась в кино до 70 лет, последние три десятилетия женщина живет тихой жизнью вдали от камер. Тем не менее, о ней не забыли.На свое 101-летие она получила известие о том, что королева Великобритании даровала ей рыцарский титул, в переводе он звучит, как Дама-Командор. Это второе по старшинству звание, которое можно добиться в рыцарском Ордене Британской империи. Сама актриса поделилась, что очень горда этим и рада такому подарку. К слову, она является самым старым кавалером этого ордена и единственным за всю историю империи, кому дали это звание в таком почтенном возрасте.Легендарная женщина, которая вызывает восхищение. Вот о ней-то я и хочу рассказать. Статью я написала еще в 2008 году, за это время думала, что данных прибавится... но (!) в интернете в основном болтается именно она в том или ином варианте, так что не обессудьте))))


Оливия де Хэвиллэнд (Olivia De Havilland )
1 июля 1916

Выдающаяся англо-американская актриса, обладательница двух «Оскаров» за лучшую женскую роль (1946, 1949) из пяти номинаций, единственная живая легенда из четырех звезд, снявшихся в «Унесенных ветром».
Оливия Мэри де Хэвиллэнд родилась 1 июля 1916 года в семье британского адвоката и бывшей актрисы. Оливия родилась в Токио, выросла в Великобритании, а в 1941 году приняла американское гражданство.
В 1919 году Оливия вместе с матерью и младшей сестрой переехала в Калифорнию. Ее мать Лилиан Августа Русе (1886-1975), была известна под сценическим именем Лилиан Фонтейн (по фамилии 2-го мужа), когда выступала уже в Америке на сцене театра. Ее отец Вальтер де Хэвиллэнд Август (1872-1968), был адвокатам и британским патентным поверенным, работавшим в Японии. Родители состояли в браке с 1914 года, но развелись, когда Оливии было три года. Ее младшая сестра Джоан Фонтэйн (тоже будущая оскароносная американская актриса), родилась в 1917 году. Сестры с детства не любили друг друга, а повзрослев, были в напряженных отношениях на протяжении многих десятилетий, а с 1975 года они перестала общаться и вовсе. Когда Оливии было 2 года, семья переехала в Саратогу, штат Калифорния, где после развода мать девочек в 1925 году вышла замуж за Джорджа М. Фонтейна, владельца универмага.
Оливия посещала Высшую школу Лос-Гатос и частную высшую католическую школу Нотр-Дам для девочек в Бальмонте. Кстати, премия, присуждаемая в Лос-Гатосе, носит название в честь Оливии.
В 1933 году Оливия сделала свой дебют на сцене театра «Saratoga Community Players» в спектакле «Алиса в стране чудес», и следующее лето, после того, как она окончила среднюю школу, она играет роль в спектакле Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».
После получения стипендии в близлежащем «Миллс колледже», Оливия изначально планирует изучать английский и стать учителем. Но в то время, когда она обучалась в Миллсе, она продолжала интересоваться театром и участвовала в школьных пьесах, в том числе и в спектакле «Сон в летнюю ночь», когда ее и обнаружил Макс Райнхардта. Он был так впечатлен ее игрой, что предложил сыграть роль Хермины сначала в театральной (1934), а потом и в киноверсии шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» (1935). Кадры из фильма "Сон в летнюю ночь"

Оливия начала свою уже профессиональную театральную карьеру в 1935 году, выступив партнером Джо Эванса Брауна на сцене театра «Алиби Ике» в постановке пьесы Шекспира. Она же играет эту роль и на сцене летнего театра Голливуда «Hollywood Bowl». Ее, как замену актрисы Глории Стюарт, пригласила студия «Warner Bros.» для исполнения роли и в фильм 1935 года. Ее игра настолько понравилась, что с нею заключили 7-ми летний контракт.
Еще чернила не успели высохнуть, как она снялась сразу в 3-х фильмах «Ирландский дух в нас»(The Irish in Us), «Алиби Айк» (Alibi Ike) и «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood), последний был с артистом, с которым ее карьера будет длительно связана. Это был Эррол Флинн.
из фильма "Одиссея капитана Блада"Вот в такой обложке был выпуск на ДВД у нас

После этого ее поставили играть партнершей Эррола Флинна в фильм «Атака легкой Кавалерии» (The Charge of the Light Brigade) И дуэт оказался таким удачным, что их вместе сняли в 8-ми кинолентах.
Она стала постоянной партнершей Эррола Флинна в ряде приключенческих фильмов: «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood, 1935), «Атака легкой кавалерии» (The Charge of the Light Brigade, 1936), «Приключения Робина Гуда» (The Adventures of Robin Hood, 1938) и др.
В отличие от своей сестры, Оливия играла обычно сильных, независимых, но женственных героинь. Наиболее яркая её роль - это Мелани в картине «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, 1939, номинация на «Оскар»).
кадр из фильма "Унесенные ветром"

В 1940-е гг. де Хэвиллэнд была одной из самых успешных актрис Голливуда. В качестве главной конкурентки она рассматривала ни кого иного, а именно младшую сестру, Джоан Фонтейн. Соперничество между ними зашло так далеко, что они перестали не только видеться, но и разговаривать друг с другом.
сестры

В начале 1940-х Оливия все больше разочаровывается в качестве ролей, предлагаемых ей. Она считает, что способна играть и другие роли, поскольку ей надоели роли благовоспитанных и степенных девиц, которые оказались в бедственном положении, что стало практичести ее типажем и ее отождествляют с ними. Она стала отвергать подобные роли, предлагаемые ей. Когда закончился контракт с «Warner Bros.», студия сообщила ей, что к ее контракту было добавлено дополнительные шесть месяцев, в течение которых она не снималась. Закон позволял студии приостанавливать контракт, если актер отвергает роль. В теории это позволяло студиям практически бессрочно сохранять контроль над отказывающимся от ролей актером. Большинство актеров вынуждено было с таким положением вещей мириться.
Попытавшаяся было изменить положение вещей Бетт Дэвис, проиграла иск против «Warner Bros.» в 1930-х годах, тогда как Оливия, при поддержке Гильдии актеров кино, выиграла процесс, снижая, тем самым, мощность студий и добилась большей творческой свободы для исполнителей.
Решение было одним из самых значительных и далеко идущих правовых постановлений для Голливуда. Ее мужество, постановка таких задача, и ее последующая победа, завоевала ей уважение и восхищение своих коллег, и даже сестра Джоан Фонтейн, вынуждена была это признать и позже прокомментировала: «Голливуд обязан Оливии многим». В студии, однако, поклялись никогда не нанимать ее еще раз. А у юристов это теперь называется «прецедент де Хэвиллэнд».
Свое временное изгнание из Голливуда Оливия провела, выступая перед военнослужащими в госпиталях и совершая поездки с гастролями по США и южной части Тихого океана.
В 1946 году, после трехгодичного перерыва в карьере, вызванного судебной тяжбой с «Warner Bros.», она подписывает контракт с «Paramount Pictures» на три картины. Качество и разнообразие картин теперь улучшилось. Оливия де Хэвиллэнд вернулась на экран в фильме «Каждому свое» (To Each His Own, 1946), за роль в котором была удостоена «Оскара» в номинации Лучшая актриса.
кадр из фильма

Психологически убедительными были роли сестер-близнецов в триллере Роберта Сиодмака «Темное зеркало» (The Dark Mirror, 1946). Джеймс Эйджи в своей оценке ее роли в «Темном зеркале» отмечает эти изменения и говорит, что хотя она всегда была «одной из престижных женщин в кино», ее последняя роль доказала ее многогранность. Он отмечает, что актриса не имеет «...любой замечательный талант, но ее игра является продуманной, хорошо выполненной...устойчивой, которую непреодолимо приятно смотреть».
В фильме «Змеиная яма» (The Snake Pit, 1948, премия МКФ в Венеции), нанесшем удар по американской цензуре, Оливия сыграла роль пациентки, сталкивающейся с жестоким обращением в психиатрической клинике. Это был один из ранних фильмов, в котором попытались реалистично изобразить психическое заболевание. Де Хэвиллэнд была высоко оценена за ее готовность играть роль, поднявшую такую спорную тему и которая была полностью лишена очарования. Еще был фильм «Наследница» (The Heiress, 1949). За последние 2 фильма она выиграла приз Нью-Йоркской кино-критики.
Несмотря на огромный успех, после 1949 года она практически оставляет кино и выступает на Бродвее.
В 1946 году при участии в спектакле «Что знает каждая женщина» на летних гастролях в Вестпорте, штат Коннектикут, де Хэвиллэнд знакомится с писателем Марком Аврелием Гудичем (который был на 18 лет ее старше) и выходит за него замуж. В 1949 году после окончания съемок «Наследница», Оливия родила сына, Бенджамина и покинула на время большой экран. Ее театральные выступления в течение ближайших нескольких лет были ограничены участием в «Ромео и Джульетте» на Бродвее в 1951 году, и трансконтинентальным туром с ролью в пьесе Джорджа Бернарда Шоу в «Кандида» в 1952 году.
После 1950-х де Хэвиллэнд спорадически появляется в кино, в основном это объясняется нарастающей вседозволенностью голливудских фильмов того периода. Она отказывается от роли в фильме «Трамвай «Желания», поскольку не может произнести некоторые фразы, положенные героине. Роль сыграла ее партнерша по фильму «Унесенные ветром» Вивьен Ли, за которую и была удостоена премии Оскар.
В 1950-е годы де Хэвиллэнд объявила о завершении кинокарьеры. В 1955 году де Хэвиллэнд вышла замуж за Пьера Гланте, редактора журнала «Пари - Матч» и переехала во Францию. С тех пор она снялась в нескольких европейских картинах, лишь изредка появляясь в голливудских проектах, в бродвейских постановках и на американском телевидении.
После этого снималась редко. Среди ее картин позднего периода выделяется триллер «Тише... тише, милая Шарлотта» (Hush... Hush, Sweet Charlotte, 1965), Роберта Олдрича.
В середине 1960-х Оливия де Хэвиллэнд забросила кинематограф, утверждая, что «золотая эра» Голливуда закончилась.
В 2003 г. неожиданно появилась на 75-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Год спустя, приняла участие в съемках документального фильма, посвященного 65-летию «Унесённых ветром».
Оливия де Хэвиллэнд и Эррол Флинн в истории Голливуда считались самой захватывающей на экране романтической парой, которая появляется в восьми фильмах вместе, но между ними никогда не было романтических отношений вне экрана. Правда версии, даже в высказываниях самой де Хэвиллэнд, весьма противоречивы. В интервью Грегори Спека, де Хэвиллэнд заявила: «Он никогда не знал, что я ему симпатизировала и была его поклонницей. На самом деле, я прочитала где-то, что он написал, будто он был влюблен в меня, когда мы снимались в «Атаке легкой кавалерии» в следующем 1936 году. Я была изумлена этим признанием, поскольку мне никогда и в голову не приходило, что я ему нравилась, хотя мы вместе снимались». Однако в другом интервью, гораздо позднее, снятом для ТСМ, она сказала, что притяжение было взаимным, но она отклонила предложение Флинна, поскольку в то время он был женат на Лили Дамите.
В 1940-х годах Оливия была в романтических связях с Джоном Хьюстоном, Джеймсом Стюартом и Говардом Хьюзом. В 1946 году она вышла замуж за писателя Маркуса Гудрича, но в 1953 году они развелись. Их сын Бенджамин (родился в 1949 году) стал математиком и умер в 1991 году после длительной сражения с раком лимфы.
Вторым своим браком она была замужем за французским журналистом и редактором журнала «Paris Match» Пьером Галанте с 1955 года по 1979. У них родилась в 1956 году дочь Жизель, которая впоследствии стала журналистом. После развода с мужем Оливия осталась с ним в приятельских отношениях и она, практически, ухаживала за ним в последние его дни перед смертью от рака легких в 1998 году.
Оливия была близким другом Бетт Дэвис и Глории Стюарт. В апреле 2008 года она присутствовала на похоронах Чарлтона Хестона в Лос-Анжелесе и была почетным гостем на праздновании Академией 100-летия Бетт Дэвис.
Из двух сестер, Оливия первой стала актрисой, а когда Джоан, стараясь следовать по пятам, решила стать актрисой, их мать, которая якобы больше любила Оливию, отказалась дать ей использовать фамилию. Так что Джоан была вынуждена придумывать имя, называясь вначале - Джоан Барфелд, а позднее как Джоан Фонтейн, используя фамилию своего отчима, Г. М. Фонтейна.
Биограф Чарлз Хайгхем (кстати, написавший весьма спорную биографию Эррола Флинна) писал, что между сестрами с детства существовали напряженные отношения. Еще с тех пор, когда младшей приходилось донашивать одежду за старшей и латать то, что старшая сестра в приступе злости или насмешки пыталась разрезать. Ярая война и обида существовала якобы из-за большей любви матери к Оливии.
Обе сестра были номинированы в 1942 году на премию Оскар в номинации Лучшая актриса, но Джоан выиграла ее первой за роль в фильме Альфреда Хичкока «Подозрение», переиграв Оливию в фильме «Задержите рассвет». Вручение наград в 1942 году потом долго было на устах у репортеров и сплетников. Хэйгхэм описывал, что когда Оливия, как положено сестре и леди, хотела поздравить Джоан - та, оттолкнув ее, полетела на сцену за «Оскаром». Оливия была оскорблена и через пару лет история повторилась - теперь награду выиграла Оливия, и Джоан была готова протянуть ей руку для поздравления. Оливия царственно ее не заметила. Отношения между сестрами продолжали ухудшаться и обострились в 1975 году, когда Оливия не предложила Джоан присутствовать на поминальной службе по умершей матери. На претензии Джоан Оливия ответила, что та была слишком занята, чтобы принимать в этом участие. С тех пор сестры прекратили общаться.
К тому же Джоан совсем обозлилась и поругалась даже с собственной дочерью, узнав что та тайно поддерживала отношения со своей тетей Оливией. Хорошо, что еще обе сестры отказались комментировать публично свои напряженные отношения.
В настоящий момент Оливия проживает в Париже и редко дает публичные выступления. Она только сообщила, что работает над собственной биографией.
27 июня 2005 г. в Эрмитажном театре состоялся торжественный Вечер Друзей искусств, организованный Государственным Эрмитажем совместно с Международным комитетом поддержки искусств Центра имени Дж. Кеннеди (США).
Международный комитет поддержки искусств Центра Дж. Кеннеди, возглавляемый Уэйн и Кэтрин В. Рейнолдс, объявил лауреатов первой ежегодной награды - Золотая медаль - за многолетние заслуги в области искусства и благотворительной деятельности.
В присутствии многочисленных почетных гостей состоялась церемония награждения Золотой медалью за вклад в развитие и поддержку театрального искусства. Лауреатами 2005 года стала и Оливия де Хэвиллэнд.
Многие не без оснований считают, что после смерти Кэтрин Хепберн в 2003 году, Оливия и ее сестра Джоан Фонтейн - последние живые легенды из блистательного созвездия красавиц Голливуда 30-х - 40-х годов ...
Премии:
*Премия «Оскар» в номинации Лучшая Актриса за 1946 год;
*Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации Лучшая актриса за 1949 год;
*Премия «Оскар» в номинации Лучная актриса за 1949 год;
*Она 3 раза удостаивается премий «Золотой глобус» за роль в фильмах «Наследница» (The Heiress, 1949), «Моя кузина Рэйчел» (My Cousin Rachel, 1953) и «Анастасия: Загадка Анны» ( Anastasia: The Mystery of Anna, 1986).
*Она снималась на телевидении до конца 1980-х и получает премию «Эмми» за роль вдовствующей Иператрицы Марии в минисериале 1986 года «Анастасия: Загадка Анны».
Мелочи:
- По отцу она является двоюродной сестрой сэра Джефри де Хэвиллэнда (инженер и первопроходец в британской авиации, построивший универсальный боевой самолет, хорошо себя зарекомендовавший во время Второй Мировой войны, получивший множество наград и титул за развитие авиации в Британии).
- В 1965 году она стала первой женщиной-председателем жюри на Каннском кинофестивале.
- Есть предположение, что их родословная восходит к Нормандским Хэвиллэндам, один из которых (лорд Haverland) сопровождает Уильяма Завоевателя в его вторжении в Англию в 1066 году.
- Как сообщалось в октябре 2001 года, мисс де Хэвиллэнд была в числе 40 видных французских жителей, которые стали жертвами нападений на заражение сибирской язвой, но это была ложная тревога. (Эти нападения оказались мистификацией, обнаруженной после ареста женщины в Париже, отправившей конверты, содержащие белый порошок).
- Она проводит время, преподавая в воскресной школе для детей в местной церкви.
- Мать назвала ее в честь романтической героини из «Двенадцатой ночи» Шекспира.
- У нее был избыточный вес, когда она снималась в первом фильме студии «Парамаунт», но для нее изготовили специальные костюмы, производящие эффект похудения.
- В свое время была близким другом Роналда Рэйгана (в его бытность актером). Оба были активными членами анти-коммунистического комитета «Демократический Голливуд».
- Мексиканский актер и режиссер Эмилио Фернандес, проживая в городе Койякан на улице без имени просил власти назвать улицу по испански «Дульсе Оливия», что означает «улица Оливии» в ее честь.
- Когда ей было 9 лет, Оливия написала издевательское завещание: «Завещаю свою красоту Джейн, поскольку она не имеет ничего».
Некоторые высказывания:
- «Известные люди ощущают, что они должны постоянно находиться на гребне волны, не понимая, что это противоречит всем правилам жизни. Вы не можете быть на вершине все время, это противоестественно».
- «Играть «хороших девочек» в 30-х годах, когда шла повальная мода на «плохих девочек», очень трудно. На самом деле, я думаю, что мне повезло с положительными ролями, поскольку они требуют большего мастерства от актрисы».
- В 2003 году: «То, что я скажу не добавит мне популярности, но в данный момент я люблю жить среди французов. Они очень независимые, умные, хорошо образованые и творческие люди. Они полны чувства, которое выражают, это гибкий народ. Они кельты, как видите».
- О Кларке Гейбле: «Кларк был высокопрофессиональным артистом. Он был большей звездой, чем мы можем себе сегодня представить. Я была во время съемок «Унесенных ветром» мини-звездочкой. Я боялась даже поговорить с ним. Люди не могут понять это сейчас, но мы трепетали. Кларк Гейбл - неоткрытая вселенная»
- О Майкле Кертице: «Он был тираном, он был оскобительным и жестоким. О, он был просто злодеем, но я думаю, что он был прекрасен. Он знал, как преподать историю очень четко, и он знал, как держать все, что происходит, под контролем».
- О Бетт Дэвис: «Великим уроком, который преподнесла мне Бетт Дэвис, явилась ее абсолютная преданность делу. Для получения убедительности и правоты она будет часами изучать характер, который она собирается играть, а потом часами эспериментировать с макияжем, чтобы достигнуть убедительности образа. Я всегда пыталась так же как она относиться ко всему, что я делала».
- Об Эрроле Флинне: «Мне очень нравился Эррол, когда мы снимали «Капитана Блада». Трудно устоять перед его обаянием. Я думала, что это пройдет за три трудных года съемок, но он так и не догадался. Тогда он один существовал для меня, но ничего не происходило. Я не буду сожалеть о том, что он мог бы разрушить мою жизнь».

Статья Елены ЦЫМБАЛ
Джоан и Оливия

История соперничества сестер - в кино и литературе тема неисчерпаемая. Бездонная, как океан - потому что подарена самой жизнью. «Две девочки в семье» - это всегда роман, и очень редко в этом романе сестры будут еще и подругами. Особенно, если эти сестры - погодки. В большой семье, или там, где двое - мальчик и девочка - роли распределены иначе, и драматизма значительно меньше. Но сестры... Соперничество за любовь, внимание родителей, симпатии окружающих, попытка что-то доказать друг другу - все это родом из детства. Иногда такое соперничество скрыто и «выплывает» лишь во время житейских неурядиц. А иногда - в эту бесконечную игру «а я лучше, ловчее, удачливее и счастливее», играют на глазах у всего мира две потрясающие женщины.
Брюнетка и блондинка, удачница и труженица, нежная и аристократичная английская «роза» и американская «селф-мейд-вумен»... Принцесса и Простушка.
Оливия и Джоан де Хэвиллэнд родились много-много лет назад в Токио, у английской пары, которую судьба забросила в Японию. Первой родилась Принцесса - невероятно хорошенькая малышка, гордость и надежда матери, названная шекспировским именем Оливия. Через год, когда чувства между родителями пошли на убыль, родилась вторая дочь - Простушка, названная Джоан, болезненный ребенок, доставлявший больше хлопот, чем радостей. Мать девочек, актриса, которая еще успеет прославиться под именем Лилиан Фонтейн, после разрыва с мужем, планировала вернуться в Англию - но доктора убеждали ее, что ее болезненной младшей дочке необходим более теплый климат. Лилиан была хорошей матерью: она увезла девочек в Калифорнию, и вместо карьеры занялась их воспитанием. Однако временами казалось, что в материнском сердце есть только одно место - для Принцессы. Оливия росла красавицей, и мать не жалела для нее ничего - хороший колледж, красивые платья, блестящее образование и воспитание. На младшую средств уже не хватало - она донашивала одежду сестры, и могла рассчитывать лишь на католический пансион средней руки. Принцесса относилась к Простушке снисходительно. В 9 лет она составила шутливое завещание, где оставила «бедняжке Джоан» свою красоту, потому что «это все же лучше, чем ничего». Это было жестоко - Джоан была хорошенькой, и пресноватой лишь на фоне яркой красоты сестры. Младшая пыталась огрызаться, но бесполезно - мать всегда принимала сторону Принцессы. Более того, когда в очередном приступе «войны миров», старшая сестра ножницами разрезала свои старые платья - чтобы они не достались Джоан, ей не попало - а Джоан ночами сшивала их, потому что других ей никто покупать не собирался.
Устав от несправедливостей судьбы, Джоан сбежала к отцу в Японию. Прожив с ним 2 года, она вернулась в Америку - и увидела с афиши прекрасное лицо сестры - в объятьях у самого Эррола Флинна. Принцессе первый шаг в кино дался легко - как давалось легко все в жизни - эпизодическая роль, встреча с агентом, контракт - и почти сразу же - роль романтической героини Арабеллы Бишоп, невесты капитана Блада. Красота и удивительная женственность Оливии, выгодно оттенявшая удаль «настоящего мужчины» Флинна, пришлись Америке по душе. Флинн и де Хэвиллэнд стали самой романтической кинопарой Голливуда - Робин Гудом и Мэриан, Джефри и Элизой из «Атаки легкой кавалерии», Робертом Эссексом и леди Грей из «Частной жизни Елизаветты и Эссекса»... Среди холодных красавиц a-la Гарбо и Дитрих, сексуальных кошечек a la Харлоу, энергичных американок в духе Кэтрин Хепберн и Розалин Рассел, Оливия нашла свою нишу - умопомрачительно женственной аристократки, полной нежной прелести, рядом с которой даже мужлану захочется быть джентльменом. Именно это и заставило Дэвида Селзника принять безумное, на первый взгляд, решение - предложить Оливии роль Мелани Гамильтон в «Унесенных ветром». Безумное, поскольку половина претенденток на роль Скарлетт в ту пору (до Вивиен Ли) значительно уступали «бесцветной» Мелани в красоте. Но Хэвиллэнд была не только прелестной женщиной, но и опытной и талантливой актрисой. Она «затушевала» роскошные природные данные, как могла - лишь ее огромные, лучистые, полные любви глаза «затушевать» было невозможно. Роль Мелани стала новым «Звездным» часом в карьере Оливии, ее визитной карточкой и гордостью ее матери. Видя успехи сестры, Джоан тоже подалась в кино, прошла несколько кастингов, получила работу... Радостная, она сообщила об этом матери - и услышала в ответ: «Ты не будешь мешать Оливии. Одной де Хэвиллэнд на экране достаточно! Я не хочу ничего слышать об актрисе Джоан де Хэвиллэнд». Джоан была железной женщиной - но тогда она разрыдалась. А успокоившись, решила не портить маме нервы и выступать под фамилией отчима - Фонтейн (мать и сама выступала под этой фамилией). Уже как Джоан Фонтейн, через четыре года мытарств и небольших ролей в дешевых фильмах, она получила главную роль в фильме Хичкока «Ребекка». Это был ее шанс! Дело было даже не в том, что это был «звездный» фильм - с великим режиссером, великим продюсером - Сэлзником и великим партнером - Оливье. Это была ее история, история Простушки - всего лишь Второй после погибшей Королевы. Не в жизни, так хоть в фильме Джоан смогла изменить реальность - почувствовать, что она любима больше, чем призрак, оказавшийся весьма мрачным. Она играла с исключительной самоотдачей. Воодушевленный Хичкок тут же предложил ей еще одну роль - в своем новом фильме «Подозрение», за которую Джоан получила «Оскара». Вручение наград в 1942 году потом долго было на устах у репортеров и сплетников. Две сестры - де Хэвиллэнд и Фонтейн - обе номинировались на «Оскар», и - бац! - присудили его не Принцессе, а боевитой Простушке. Оливия хотела поздравить Джоан - но та, оттолкнув ее, полетела на сцену за «Оскаром». Через пару лет история повторилась - теперь награду выиграла Принцесса, и Джоан была готова протянуть ей руку для поздравления. Оливия ее просто не заметила. Впрочем, в отсутствии сестринской любви во многом была виновата Джоан. Она прохаживалась по адресу мужа Оливии, писателя Маркуса Годрича. У того не сложился «роман с Голливудом», и он жил на гонорары жены. Джоан сама была не очень счастлива в любви - первый муж, чуть не сбежавший от нее накануне свадьбы, выдержал шесть лет, брак со вторым - главой отдела сценаристов Парамаунт - продержался даже меньше. Джоан была бойкой и острой на язык. Это Принцесса могла жалеть своего мужа-неудачника и делать вид, что у нее прекрасный брак. Простушка считала, мир не был добр к ней - так почему она должна быть добра к кому-то? «Брак - институт столь же мертвый, как птица Додо» - вот итог четырех попыток Джоан построить семейную жизнь. После войны, карьера обеих сестер пошла на спад. Правда, Оливия успела получить второй «Оскар». Она блестяще сыграла то, чем никогда не была в жизни - дурнушку с добрым сердцем, безнадежно влюбленную в того, кто любит лишь ее деньги. «Наследница» стала настоящим триумфом Принцессы. Другой ее победой стал новый брак. Оливия вышла замуж за издателя «Пари матч» и окунулась в светскую жизнь во Франции.
Джоан продолжала сниматься - сначала в кино, потом на ТВ. Но без Оливии карьера актрисы была уже не такой привлекательной. Энергичная и деятельная, Джоан искала себя в других областях. Она закончила курсы пилотов и получила лицензию, участвовала в соревнованиях по воздухоплаванию - и даже выиграла их, занималась конным спортом, гольфом, спортивным рыболовством, получила специальность шеф-повара и дизайнера. Вокруг нее кружились толпы мужчин, а по насыщенности и разнообразию ее жизнь могла дать фору кому угодно. Принцесса тем временем блистала в Париже, воспитывала детей - сына от первого и дочь от второго брака - и просто жила. Сестры общались мало, но делали вид, что все в порядке. Хрупкий мир стал доброй ссорой в 1975 году. На руках у Принцессы умерла Лилиан Фонтейн, так и не сказавшая младшей дочери, что она гордится ею. Джоан не попала на похороны, и никто до сих пор не знает почему: Принцесса сочла, что той было недосуг, Простушка - что ее лишили священного права проститься с матерью. С тех пор сестры не общаются.
90-е стали для Оливии временем потерь. Сначала внезапно умер ее сын, за ним - не перенеся удара - последовал ее бывший муж, с которым Оливия дружила. Второго мужа, тоже бывшего и тоже друга, уложила в постель тяжелая болезнь - и Принцесса выхаживала его несколько лет. На ее руках он и умер. Дочь Жизель стала не единственной поддержкой Оливии - ее племянницы, родная и приемная дочь Джоан - тоже помирились с ней. Джоан, никогда не ладившая с собственными детьми (приемная дочь даже сбежала от нее в 17 лет) не простила «предательства», и теперь живет в одиночестве. Она все еще играет «в войнушки» со старшей сестрой. «Я первой вышла замуж, первой получила «Оскара», и если я умру первой, то Оливия будет в ярости - я побью ее и здесь». Но этот бой сестры отложили - умирать ни одна из них не торопится. Как бы то ни было Оливия и Джоан, обогатили Голливуд - своим талантом, своей красотой. Принцесса шла по жизни легко, путь Простушки, как она сыронизирует в названии мемуаров, не был «ложем из роз». Но это соперничество подарило миру двух замечательных актрис, каждая из которых прославила СВОЕ имя - Оливия де Хэвиллэнд и Джоан Фонтейн.
Было бы неплохо, если бы все соперничества сестер приводили к столь же блестящим результатам! Некоторые фото Оливии де Хэвиленд.

Картина дня

наверх