На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Ресторан Яр в Петровском парке

Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»! 
Эх, лошадей, брат, не жалей! 
Тройку ты запряг – не пару, 
Так вези же веселей!

Как вы думаете, о каком именно "Яре" поется в песне? История ресторана "Яр" уже неоднократно описана в книгах и в интернете, но я пишу о моей Москве и не могу обойти вниманием этот уголок Москвы. Здесь я буду писать только о том времени, когда ресторан находился в Петровском парке. 

Постараюсь изложить его дореволюционную историю и выложить максимальное количество фотографий с внешним видом здания и внутренним убранством ресторана.
История ресторана "Яр" в Петровском парке начинается с середины 1830-х годов, когда предприимчивый француз Транкль Ярд - владелец одноименного ресторана на Кузнецком мосту, снял недалеко от Петербургского шоссе одноэтажный деревянный флигель дачи сенатора А. А. Башилова и открыл здесь филиал своего знаменитого ресторана. А в 1940-х годах ресторан в центре города (на Кузнецком мосту) был закрыт. Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
В «Былом и думах» Герцен описал в свой первый обед у знаменитого ресторатора «Яра»: «У меня был золотой и у Огарева около того же. Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные…)
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке. И вот в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. 
   Само помещение ресторана состояло из небольшого общего зала и совсем крошечными, похожими на стойла, отдельными кабинетами. При ресторане был устроен небольшой садик, выходивший на шоссе, двумя беседками и качелями.
   Никаких увеселений у "Яра" тогда не было, и он отличался от обычного скромного ресторана тем, что кухня там была образцовая, а накормить запоздалого посетителя мог иногда и сам хозяин, самолично приготовив для гостя котлетку.Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ". Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.
   После Транль Яра владельцы ресторана менялись, но прежнего хозяина помнили. В 1858 г. журнал "Москвитянин" в статье «Москва за столом» с ностальгической ноткой восклицал: "Кто не помнит знаменитого Яра с его супом а Iа lortue из телячьей головки, который нисколько не уступал вкусом настоящему черепаховому, — с его бифстексом, с трюфелями, с его куропатками жареными en Perigord, в которых опять трюфелей было больше, чем мяса, — с его цыплятами в январе месяце, с свежими бобами, — с его куропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?".
   При ком из владельцев появились впервые цыганские хоры в "Яре", сказать трудно. Летом, когда в парке было много гуляющих и дачников, ресторан был забит до отказа, а зимой практически пустовал, бывало по целым дням в заведение никто не заглядывал. Под вечер же приезжала какая-нибудь кутящая компания, появлялись цыгане… - и дым столбом стоял до самого утра.
   Хозяева стали чаще приглашать цыганские хоры, что безусловно привлекало публику. Кроме того,  послушать цыганский хор можно было только в загородном ресторане. т.к. в то время петь в Москве цыганам запрещалось. Знаток цыган А.А. Плещеев пишет "Постоянные пребывание цыганских хоров в ресторанах существует с 1860-х годов".                                          
Цыганский хор 19 века.

   Еще оживленнее стало у "Яра" во второй половине века, когда помимо цыганского хора стали выступать венгерский, русский и малороссийский хоры, а также певички-шансонетки, на которых в 1870-х годах началась большая мода.
   В 1871 г хозяином ресторана "Яр" становиться бывший официант Федор Иванович Аксeнов, имевший прозвище Господин Апельсин. Полный, с круглым, красным, словно апельсин-королек, лицом вполне оправдывал свое прозвище. Прикопив денег, завел собственное дело и поначалу сам с санками за несколько верст ходил в столицу за провизией для ресторана. Торговался до изнеможения, считал каждый грош.
   Сариева Е.А. в книге "Развлечения в Старой Москве" пишет: - "Посетители жаловались на маленькие порции, невежливое отношение и воровство прислуги и сочинили стихи: 
                            Теперь в приют купецких оргий
                            Гость скромный с робостью входи
                            И подаваньем блюд дешевых
                            Прислугу лучше не труди".
   Действительно, в это время "Яр" стал знаменит своим разгулом, купеческими кутежами и забавами. Современники описывали, как подгулявшие "саврасы" - так называли состоятельных юнцов - "играли в аквариум": наливали в рояль воду и пускали туда живых рыб. За все "художества" они расплачивались крупными купюрами, а хозяин только радовался, ведь все имущество было застраховано, и он получал деньги и с кутил, и со страховой компании.Фото кон.1900-х гг. Старое здание ресторана "Яръ".
   Другой забавой было "сочинение" крюшона по своему рецепту: в хрустальную вазу, наполненную фруктами и вином, бросали бриллианты, сапфиры и изумруды. По мере опустошения сосуда драгоценности дарили присутствующим дамам, а чаще - исполнительницам цыганских романсов, венгерским певичкам и шансонеткам.
   Неудивительно, что прижимистый Аксенов постепенно раскрутился и даже затеял перестройку "Яра"  с газовым освещением, зимним садом и фонтаном. Здание на фото слева, видимо было построено еще при Аксенове.
   Бытописатель П.И. Богатырев вспоминал о ресторане "Я помню, когда этот ресторан состоял из какого-то серенького деревянного флигеля под красной деревянной крышей", учитывая, что Богатырев умер в 1908 г., именно это здание и было для него новым.

   Аксенов же придумал в рекламных целях сделать для привлечения посетителей "Пушкинский зал", установив в нем бюст поэта, и хотя Пушкин здесь никогда не был, а писал в "Дорожных жалобах":
                     Долго ль мне в тоске голодной
                     Пост невольный соблюдать
                     И телятиной холодной
                     Трюфли Яра поминать...
о другом "Яре" на углу Петровки и Кузнецкого моста, любопытным посетителям с удовольствием показывали место, где поэт сидел.
Это самый первый ресторан "Яр". История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд, как я упоминала выше. Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.
На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Кстати, вот меню  ресторана "Яр" на Кузнецком мосту времен Пушкина   Но это отступление. Для отдельных кабинетов Петровского "Яра" специально была заказана дорогая мебель, но до конца завершить задуманный проект ресторатору не удалось, Аксенов скончался. О его похоронах пишут в своей книге "Повседневная жизнь Москвы..." А.Кокорев и В.Руга - "Так, при отпевании владельца ресторана "Яръ"  Ф. И. Аксенова в храме Василия Кесарийского на Тверской-Ямской над гробом, покрытым золотой парчой, был воздвигнут балдахин из серебряной парчи. Вокруг него, превращая церковь в зимний сад, стояли кадки с тропическими растениями". Возможно, неосуществленная идея о зимнем саде, была исполнена его родными на похоронах Аксенова.
   В 1896 году за 92 тысячи рублей ресторан приобретает также бывший официант Судаков Алексей Акимович. Свою работу он начал в 1875 году в трактире низшего разряда у Селивестрова в Хамовниках, где отец его служил в качестве приказчика, затем ему доверили вести дела в этом трактире. Потом появился собственный трактир на Рождественке, скромный и недорогой. Затем другой, ну и наконец, он покупает "Яр".

  По справочникам "Вся Москва" за 1897 г. у Алексея Акимовича в собственности был только один угловой участок (1032), а по тому же справочнику за 1901 г. он владеет уже тремя участками (1032, 1033, 1735).

   На правом участке Судаков пристраивает к ресторану террасу и окружает ее со стороны улицы  крепостной стеной с башнями. В стене имелись небольшие стрельчатые окошки, за которыми любой любопытный прохожий мог рассмотреть гостей "Яра".

   Большой доход ресторану принесла идея Судакова привлечь публику на обеды, которые считались в ресторане "мертвым часом". Для этого по соглашению со Скаковым и Беговым обществами было сделано соглашение. Общества бесплатно предлагают ресторану билеты на ипподром в дни игр на тотализаторе, а ресторан распространяет их среди клиентов.  Учитывая, что игра на тотализаторе приносила неплохие выигрыши, многие сразу обмывали их в "Яре", который находился недалеко от ипподрома. В дни бегов обеды продлевали до 5 вечера и ресторан стал заполняться и днем.
   Обслуживание в "Яре" отличалось изысканностью: "Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба — та! Без обмана".
   Еще 07 ноября (25 октября) 1902 года газета "Новости дня" писала: Владелец "Яра" А.А. Судаков уехал вчера в Париж, Берлин и Лондон специально для осмотра ресторанов и кафе-концертных зданий, так как он с будущей весны собирается строить на Петербургском шоссе грандиозный ресторан-концерт, который обойдется в 600 тыс. рублей. Вот как Москва цивилизуется в части веселья и чревоугодия".
    Однако осуществить задуманное Судакову удалось только к концу 1910 г. Новое здание ресторана было построено по проекту архитектора Эрихсона А.Э. (тот, что на Ленинградском шоссе)

    В нем было два огромных зала, роскошно отделанных, летний "Белый"

и  зимний "Наполеоновский", прозванный так из-за установленного в нем бюста французского императора, все блестело бронзой, латунью, зеркалами, с потолков свисали гроздьями жемчужины плафонов, стены и своды покрывали росписи.

   В каждом зале была своя эстрада, наверху находились многочисленные кабинеты в "русском", "французском", "мавританском" стилях, а также "зеркальный" и другие - попроще. Каждый кабинет имел балкон, выходивший, как театральные ложи, в зал.

   Сохранил Судаков и т.н. "Пушкинский" кабинет.

   Историк Наталья Титова пишет о ресторане: "У "Яра" была собственная электростанция, водяное отопление, имелась и артезианская скважина. Новый "Яр", вместе с фонтаном, электростанцией и террасой был оценен в 500 тысяч рублей золотом.
   Во дворе имелась каменная пристройка для эстрады, летняя терраса и удивительный по силе восприятия, сад.

В нем было устроено несколько уровней, соединенных лестницами и пандусом, перекинутым со стороны въезда на Башиловскую улицу.

Двор окружали скала, искусно выполненная декораторами из гипса и дерева.

   Она превращала двор в каньон, с одной из сторон которого вытекал рукотворный водопад, вода из которого попадала в бассейн фонтана. Между ущельями были перекинуты мостики, а на пригорках поставлены круглые беседки.

Помимо них имелись ниши, гроты и пещеры, где при желании клиента можно было устроить "пикник на природе".
   Новый дворец, способен был вместить до тысячи посетителей и вызывал восхищение у современников. Бывалые люди затруднялись сказать, приходилось ли им  видеть среди заграничных храмов чревоугодия что-либо подобное по величию и блеску.
   На открытии ресторана была "Вся Москва". Газета "Московская Жизнь" от 02 января (20 декабря) 1911 года писала по этому поводу: "Вчера "Яр" с А.А.Судаковым во главе торжественно праздновала окончание постройки своего нового, огромного здания. Съехалось несколько сот приглашенных – людей из самых разнообразных слоев общества. Тут и командующий войсками московского военного округа со многими официальными лицами и видные московские коммерсанты, и служащие. Были приезжие из Петербурга. Много дам в нарядных туалетах, в модных головных уборах, среди которых особенно выделялась изящная «чалма» с жемчужной эгреткой г-жи М.П.Смирновой. Первый тост командующий войсками провозгласил за здоровье Государя Императора. Русский хор Ивановой со сцены в боярских костюмах под оркестр Жураковского трижды исполнил народный гимн.
Затем посыпались тосты за А.А.Судакова. В них указывалось, что владелец "Яра" не заурядный ресторатор, а руководитель громадного предприятия, являющегося одним из характерных уголков старушки-Москвы. А.А.Судаков получил от гостей-клиентов множество драгоценных подношений хрусталя, серебра и т.д.
   Среди адресов выделялся остроумный адрес служащих и ближайших сотрудников Судакова во главе с А.Ф.Натрускиным.
Было шумно и оживленно. Шампанского не жалели. Красивый зимний зал, залитый светом, до вечера был полон пирующими".

   С каждым годом слава "Яра" росла, а затем и вовсе он приобрел статус московской достопримечательности, с которой обязательно надо было познакомить приезжих. Этому способствовало умелое руководство Судакова, предлагавшему посетителям новые сервисы, так здесь появилась бесплатная доставка посетителей в ресторан и обратно на автомобилях, премия постоянным гостям в виде ужина из пяти блюд, денежные бонусы и др.

Расширилась и концертная программа. На сцене ресторана выступали лучшие ансамбли цыган, русский хор Анны Захаровны Ивановой, исполнялись французские куплеты и тирольские песни. Свое искусство показывали фокусники, цирковые артисты и борцы.
Афиша  "Яра", 1910 год.

   Нравы в заведение были уже самые строгие. Известная певица Надежда Плевицкая, начинавшая здесь свою эстрадную карьеру, вспоминала о Судакове: "Чинный и строгий купец, он требовал, чтобы артистки не выходили на сцену в большом декольте: к "Яру" московские купцы возят своих жен и "Боже сохрани, чтобы никакого неприличия не было". Старый "Яр" имел свои обычаи и нарушать их никому не полагалось. При первой встрече со мной, -  рассказывала Плевицкая, - Судаков раньше всего спросил, большое ли у меня декольте. Я успокоила почтенного директора, что краснеть его не заставлю".
Надо сказать несколько слов о знаменитом метрдотеле А.Ф. Натрускине, он работал в ресторане "Яр" с 1879 г., пройдя всю "школу ресторанного дела" от винного подвала до метрдотеля, только у Судакова он проработал 18 лет.  Его знали все посетители, как и он знал всех постоянных клиентов и их вкусы. Он был художником своего дела, за что имел награды от высоких особ: золотые часы с вензелем от вел. Кн. Николая Николаевича, серебряный портсигар от вел. Кн. Алексея Александровича и др. Уйдя в отставку в 1913 г. Натрускин написал мемуары. С гордостью писал он о себе, что за ресторанную службу получил звание потомственного почетного гражданина, а за приготовление крюшона на 400 человек во время гуляния, устроенного Советом детских приютов, – серебряную медаль на ленте ордена Св. Станислава.
   На этом посту Натрускина сменил сын владельца ресторана. В ноябре 1912 г. "Московская газета" писала: " У Яра появился новый оригинальный метр-д`отель. Молодой человек, скромно одетый, по-видимому, культурный, образованный человек. Это сын владельца ресторана А.А.Судакова. Он окончить московскую академию практических наук и по предложению отца пожелал изучить ресторанное дело. Целый год молодой Судаков провел за-границей. Он служил простым официантом в одной из первоклассных гостиниц Лондона. Затем переехал в Париж и здесь также служил официантом. Молодой человек, получивший прекрасное образование - служит "человеком" - разве это не редкость в наш век? Получив такую подготовку, он вернулся в Москву к отцу и стал здесь работать как метр-д`отель, встречая гостей, следя за тем, как служит им прислуга. Случай поистине редкий - так как дети редко идут по стопам отцов, особенно, когда средства и образование открывают для них более широкое поприще, чем служба в ресторане".
   Трудно перечислить всех кто не только бывал в "Яре", но и оставил о нем свои воспоминания - это Гиляровский и Телешов, А. Толстой и В. Катаев и многие, многие другие.
                                                 
    В разное время "Яр" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Станиславский и Немирович-Данченко, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов... 

«Яр» всегда был чуточку богемным. Здесь великий русский бас Федор Шаляпин, подогревая к себе интерес публики, приезжал в ресторан и пел с балкона главного зала, а затем устраивал шумную потасовку с посетителями (дебош при этом планировался заранее). На следующий день о скандальном происшествии узнавала вся Москва, и аншлаг Шаляпину в Большом театре был гарантирован. Заезжал сюда Григорий Распутин и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов. Всех не упомнить.
    Здесь звучал голос Вари Паниной и певицы-цыганки Олимпиады Николаевны Федоровой (Пиша), а так же несколько поколений хора Соколовых. Эти строки знают все
                                         Что за хор певал у "Яра",
                                         Он был Пишей знаменит, 
                                         Соколовская гитара
                                         До сих пор в ушах звенит.
    Во время Первой мировой войны ресторан терпел убытки из-за "сухого закона", недолгое время в нем размещался госпиталь, а затем он вновь был открыт, но вскоре грянула революция.
    Прежде чем закончить дореволюционную историю ресторана, скажу еще несколько слов о его владельце. Сам Алексей Акимович Судаков, потомственный почетный гражданин, жил по соседству с "Яром" в особняке (на фото слева) вместе с женой и 8-ю детьми.

    Этот особняк был построен для него тем же архитектором Эрихсоном в 1911 г. (не сохранился).

   Кроме ресторана "Яр" Судаков был также владельцем ресторана "Медведь" в Петербурге.
   Долгие годы Алексей Акимович являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке. На свои средства он построил несколько школ на своей родине в Угличевском уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.
   Ресторан проработал до февраля 1918 г., после чего его закрыли, а хозяина арестовали. Все имущество Судакова было конфисковано. Несколько дней из "Яра" вывозили столовое серебро, мейсенский фарфор, хрусталь и картины.
   Про судьбу самого Судакова пишут разное, по одним данным после ареста его больше никто не видел, по другим ему удалось избежать страшной участи, которую уготовила ему советская власть. Он работал бухгалтером и умер в 1937 году своей смертью. Дальнейшую богатую историю этого места я расскажу отдельно.

http://starosti.ru/archive.php?m=1&y=1911 

http://coollib.net/b/228562/read

https://stapelia2784.livejournal.com/47713.html

http://www.vseposelki.ru/articles/kak_yar_na_yare_imperialy_nazhival.phtml

https://pastvu.com

http://clubs.ya.ru/4611686018427415374/replies.xml?item_no=833 

https://moscowseasons.com/articles/samyi-staryi-restoran-mos...

Картина дня

наверх