Жизнь - театр

811 подписчиков

Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненное

С XVIII в. сундуки с драгоценностями русской короны находились в бриллиантовой комнате – специальном хранилище в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Когда началась первая мировая война, было решено перевезти коронные драгоценности в Москву. Сундуки с драгоценностями собирались с такой поспешностью, что к ним не прилагалось никаких описей или акта передачи.Вплоть до весны 1922 г. ящики с регалиями и коронными бриллиантами, благополучно пролежали в Оружейной палате, заваленные другими ящиками, перевезенными из Петрограда в сентябре 1917 г.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненное«…Это первая фотография, которую позволили сделать власти после того, как имперские сокровища оказались в их руках…» из французского журнала «L´Illustration»

romanov_treasures_lost_and_found_123

romanov_treasures_lost_and_found_123_1Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…»romanov_treasures_lost_and_found_123_2В центре алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр, в настоящее время – в «Алмазном фонде». Слева и справа от него алмаз «Шах». Вверху – алмаз, украшающий державу. Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100.romanov_treasures_lost_and_found_123_3Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925 году.

Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненноеФрагменты бриллиантовой цепи ордена Св. Андрея Первозванного, состоящей из двадцати съемных звеньев; в ней чередуются розетки с вензелем Павла I (в самом верху), с Андреевским крестом и двуглавым орлом.romanov_treasures_lost_and_found_123_5

romanov_treasures_lost_and_found_123_6Среди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны. Все бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги, смягчающие холодноватое сверкание камней и подчеркивающие природные оттенки самоцветов.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненноеМалая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трех звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I.romanov_treasures_lost_and_found_123_7Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.romanov_treasures_lost_and_found_123_8Императорский венчальная корона была создана в 1840 году, ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненноеВ Иконной комнате музея Хиллвуд, что находится близ Вашингтона, хранится одна из реликвий российского государства — драгоценная венчальная корона. С 1884 по 1908 годы это произведение искусства украшало головы всех невест Императорского двора.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненное

Бархатный каркас этой драгоценности украшен бриллиантами, которые были обработаны в 1767 году известным ювелиром Леопольдом Пфистерером и его помощниками.
Ее изготавливали мастера ювелирной фирмы К.Э.Болина. Корона выполнена из серебра и малинового бархата. Ее диаметр — 10,2 см, а высота — 14,5 см. Крест сверху выполнен из бриллиантов, снятых с эполета работы начала 19 века. Сама корона значилась в описи Бриллиантовой комнаты под номером 369. Она была внесена с указанием: «Венчальная императорская корона, украшенная 9 солитерами (из коих 6 больших в кресте и 3 малых на верхней части короны) и 80 гранитюрами, по 4 бриллианта в каждой. 20 465 руб.».
В ноябре 1926 года она была продана богатому антиквару Норману Вейсу. Затем ее перепродали на известном аукционе Кристи 26 марта 1927 года в Лондоне за 6100 фунтов. Ее выставили в галерее Вартски, где она пробыла около 40 лет. А в 1966 году корону снова выставили на аукцион. На этот раз владелицей драгоценности стала богатая американка Марджори Пост.romanov_treasures_lost_and_found_123_9Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II.romanov_treasures_lost_and_found_123_10Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины IIromanov_treasures_lost_and_found_123_11Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.romanov_treasures_lost_and_found_123_12Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом, также входившая в свадебный романовский набор – единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России.romanov_treasures_lost_and_found_123_14

romanov_treasures_lost_and_found_123_15Изумруд «Зеленая королева» массой более 136 каратов, окаймлен бриллиантами. Камень был найден в Южной Америке в середине XVI в.romanov_treasures_lost_and_found_123_17Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет».romanov_treasures_lost_and_found_123_18Кокошник с бриллиантами и каплевидными жемчужинами, выполненный придворным ювелиром Болиным в 1841 г. и обнаруженный в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны.romanov_treasures_lost_and_found_123_19Один из двух бриллиантовых браслетов эпохи Екатерины II (ок. 1780г.).

romanov_treasures_lost_and_found_123_20Серьги с аметистами и бриллиантами. Екатерина II ввела в моду своего времени украшения из Сибирского аметиста, который принадлежит к группе минеральных кварцевых кристаллов. Екатерина заказала по крайней мере, две пары серег girandole для себя. Это очень красивое изделие изготовленное в придворных мастерских в 1760 году (по Ферсману)неизвестным автором из серебра и золота.
Обе пары серег изначально были частью Бриллиантового Кабинета Романовых Но попали в ту ее часть, которая по мнению большевиков не представляла большой ценности и были проданы на аукционе Christie's в Лондоне в 1927 году г-ну SJ Филлипсу.
32693338.jpg
Алексей Антропов - Портрет Великой княгини Екатерины Алексеевны. 1760 г.
0_9f75f_33f67197_XXXL.jpg
Изумрудно-бриллиантовое ожерелье из парюры великой княгини Марии Павловны, подаренной ей императором Александром II к свадьбе с великим князем Владимиром Александровичем в 1874г. масса центрального камня в форме шестиугольника – 100 каратов.0_a2c93_96211d87_XXXL.jpg

IMG_9881.JPG
Ювелирные изделия 2-й половины XVIII в.: массивные (не полые) серебряные цветы – типичные украшения, которые нашивались на парадные платья российских императриц. В центре – эгреты с бриллиантами и жемчугом (для украшения прически)
0_a2c95_3e18d6b5_XXXL.jpg

0_9f770_c7b57abe_XXXL.jpg
Корсажное украшение из парюры. Овальные аквамарины можно было снять и использовать, как броши. Подвеску украшения также можно было носить отдельно.
0_9f76f_f93bd691_XXXL.jpg
Ожерелье из парюры, состоящее из двух бриллиантовых ниток. В центре – ажурный элемент, усажанный бриллиантами, вставлен большой аквамарин огранки кушон., подвеской служит аквамарин грушевидной формы, окаймленный бриллиантами.
IMG_9889.JPG
Ожерелья из Кабинета Его Величества, выполненные из индийских бриллиантов, оправленных в серебро с золотыми заклепками.
IMG_9911.JPG
Ожерелье из нитки жемчужных зерен, перемежающихся с 15 бриллиантовыми мотивами, к которым крепятся подвески с крупными каплевидными жемчужинами в повторяющих их форму поясках из бриллиантов старой огранки в оправе из золота и серебра.
IMG_9887.JPG
Бальный веер из перьев был выполнен для великой княгини Ксении Александровны (1875-1960) , дочери Александра III, в мастерской Фаберже. Золотой диск, в котором закреплены перья, покрыт прозрачной розовой эмалью, нанесенной в технике гильош; ручка веера выполнена из горного хрусталя.
IMG_9916.JPG
По случаю своей коронации Николай II преподнес своему дяде Владимиру и его супруге, великой княгине Марии Павловне, эту шкатулку, выполненную Михаилом Перхониным из фирмы Фаберже. Крышку шкатулки украшает бриллиантовая монограмма императора на ромбе белой непрозрачной эмали, окантованной бриллиантами

romanov_treasures_lost_and_found_123_21Бриллиантовые кисточки времен Екатерины II работы ювелира Дюваля.romanov_treasures_lost_and_found_123_22Брошь с сапфиром, окаймленным бриллиантами, и подвеской с жемчужиной каплевидной формы.romanov_treasures_lost_and_found_123_23Вдовствующая императрица Мария Федоровна и ее сестра королева – мать Александра на фотографии, сделанной в их резиденции в Видёре (Дания).romanov_treasures_lost_and_found_123_24

romanov_treasures_lost_and_found_123_25Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом V и в дальнейшем подаренный королеве Англии Елизавете II.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненноеБольшое изумрудно-бриллиантовое корсажное украшение великой княгини Елизаветы Федоровны. Елизавета Федоровна (Елизавета Алексеевна Луиза Алиса Гессен- Дармштадтская) (1864-убита в 1918г), родная сестра императрица Александры Федоровны, жена великого князя Сергея Александровича.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненноеВеликая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной в 1897г.

Впоследствии Елизавета Федоровна передала изумрудно-бриллиантовое ожерелье и кокошник своей племяннице, великой княжне Марии Павловне (младшей), а у той их со временем выкупил для королевы Марии Сербской ее супруг – король Александр.romanov_treasures_lost_and_found_123_26

Бриллиантовая цепь на кольце которой подвешен сапфир в 478 каратов.romanov_treasures_lost_and_found_123_27

Королева Мария Румынская на приеме по случаю ее коронации в Альба-Юлии 15 октября 1922г. Прекрасным дополнением к бриллиантовой цепи с сапфиром является бриллиантовый кокошник.romanov_treasures_lost_and_found_123_28

Бриллиантовая цепь? созданная им для королевы Марии Сербской в 1923 году, с использованием изумрудов из ожерелья с брошью великой княжны Елизаветы Владимировны, которую та надевала в 1922 году.Сокровища дома Романовых. Утраченное и сохраненноеБриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами в подвесках. Из парюры, созданной для императрицы мари Федоровны в начале 1880х гг.romanov_treasures_lost_and_found_123_29

Вторая дочь короля Румынии Фердинанда Гогенцоллерн (1865-1927) и румынской королевы Марии (1875-1938), принцесса Великобритании и Ирландии, племянница короля Эдуарда VII и внучка королевы Виктории королева сербов, хорватов и словенов Мария. Кроме цепи королеву украшает изумрудно- бриллиантовый кокошник.romanov_treasures_lost_and_found_123_30

Изумрудно- бриллиантовый кокошник, выполненный придворным ювелиром Болиным для великой княгини Елизаветы Федоровны (ЕлизаветаАлександра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская).romanov_treasures_lost_and_found_123_310_9f74d_5c358821_XXXL.jpg

Ожерелье из 21 алмазного кабошона в оправе из серебра с золотыми рельсовыми закрепками;15 подвесок ожерелья образуют старинные бриллианты грушевидной формы, увенчанные более мелкими бриллиантами, ограненными, предположительно, в XVII или XVIII в. Общая масса этих камней индийского происхождения составляет 475 старых каратов. Некоторые из них имеют голубоватый или розоватый оттенок, что усиливает эффектность изделия.IMG_9861.JPGИмператрица Александра Федоровна в маскарадном костюме. Платье императрицы – копия парадного наряда царицы Марии Ильиничны, супруги Алексея Михайловича, пошитого по образцу платна, старинного русского платья с широкими рукавами.

Цепочка, подвешенная по сторонам плата под шапкой-короной императрицы, выполнена по образцу рясен из полированных яйцевидных, инкрустированных бриллиантами элементов, чередующихся с зернами жемчужин и заканчивающихся двумя «кисточками с бахромой» из бразильских бриллиантов грушевидной формы. Ювелир Жан-Жака Дюка.0_9f734_da5b9f9c_orig.jpg

Миниатюрный створчатый полиптих с портретами детей Александра III и Марии Федоровны, под которыми указаны даты их рождения (слева направо: Николай, будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) Идея Фаберже, исполнитель – мастер Михаил Перхин (до 1896 года). Золото, эмаль. Рокайльный орнамент, включающий мотивы цветов и листьев, не повторяется ни на одной из пяти створок складня.0_9f737_3017edbf_orig.jpgШифр в виде буквы «М» - начальной буквы имени Марии Федоровны, увенчанный императорский короной. По всей видимости, этот фрейлинский шифр носила на голубой ленте ордена Св. Андрея Первозванного одна из наперсниц императрицы.0_9f736_599af694_orig.jpgВеликолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe - тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник.. Все луче видные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки,. Значительно облегчавшие нашивку.0_9f739_a83cbb0f_orig.jpgСправа – брошь из парюры. В центре – браслет из трех ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймленного бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймленной бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.0_a1432_c785019e_orig.jpgКолье, выполненное Картье в 1900г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.0_a1431_dce3fdc4_XXXL.jpgВеликая княгиня в указанном выше колье. Фотография Марии Павловны, сделанная Отто в Париже, вставлена в рамку, изготовленную Фаберже под зеркальце на туалетном столике.0_9f735_3894e4cf_XXXL.jpgОбрамленный жемчугом миниатюрный портрет императрицы Марии Федоровны работы Иоганнеса Зенграфа. Красная эмалевая рамка в форме сердца выполнена в сложной технике гильош. Идея – Фаберже, мастер – Михаил Перхин. Этот портрет Мария Федоровна подарила своей родной сестре Тире, герцогине Камберлендской на Рождество 1905 года.

Предметы из наволочки
Мария Павловна оказалась одной из немногих членов императорской семьи, кому удалось вывезти свои драгоценности из России после революции. Часть её семейных реликвий в ноябре 1918 года была доставлена в двух наволочках в шведскую миссию в Петрограде поверенным лицом великой княгини профессором живописи Ричардом Берггольцем; Мария Павловна скончалась, не успев сообщить членам своей семьи о переправленных в Швецию предметах.
В 2008 году в архивах министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, которые находились в хранилищах министерства с 1918 года: около 60 различных портсигаров и запонок из золота, серебра и ценных камней, выполненных фирмой Фаберже и шведскими мастерами из семьи Булин. Все предметы находились в наволочках, на которых сохранилась надпись: «Appartient a S.A.L/ la Gr. Duchesse Vladimir» («Собственность Ее Императорского Высочества супруги великого князя Владимира»
Предметы были переданы правительством Швеции наследникам Марии Павловны.

30 ноября 2009 года на торгах в аукционном доме «Сотбис» в Лондоне состоялись торги по продаже драгоценностей; вырученная сумма в семь раз превысила их предварительную оценку, превысив 7 миллионов фунтов стерлингов.0_9f768_5495cdd1_XXXL.jpgПортсигар, выполненный в память о бракосочетании великой княжны Елены и принца Николая Михаилом Перхиным из фирмы Фаберже в 1902г. Он покрыт чередующимися полосами непрозрачной зеленой и розовато-лиловой эмали. На лицевой стороне портсигара – портретные миниатюры новобрачных работы Зенграфа.0_9f76c_2979b30_XXXL.jpgПортсигар в стиле рококо – подарок вдовствующей императрицы великой княгине Марии Павловне. Мастер – Михаил Перхин, 1899г. Поверхность портсигара покрыта прозрачной эмалью оттенка ликера шартрез; в орнаментальный мотив волны включены элементы бриллиантовых завитков.0_9f76a_afa60217_XXXL.jpgПортсигар в неоклассическом стиле, богато украшенный цветами тиснением золотом четырех цветовых оттенков, работы Августа Хельмстрема. Подарок императрицы Александры Федоровны великой княгине Марии Павловне и великому князю Владимиру Александровичу на их серебряную свадьбу в 1899г. Соединенный вензель «M» и «W» заключены в круглую бриллиантовую рамку.0_9f76b_2c1c4241_orig.jpgУникальная табакерка из перламутра и золота работы Михаила Перхина; ок.1890г. На перламутровом поле лицевой стороны крышки – вензель «WA» (по начальным буквам имени и отчества великого князя Владимира Александровича), увенчанные императорской короной.

Российская императорская фамилия была самой богатой из всех европейских правящих династий. Поэтому неудивительно, что вокруг таинственно исчезнувших драгоценностей последнего русского самодержца существует огромное количество загадок, раскрыть которые историкам не удается по сей день.

Несметные сокровища, спрятанные нашими предками на морском дне и в недрах земли, во все времена будоражили умы людей. Сундуки капитана Флинта, золото Колчака, библиотека Ивана Грозного и Янтарная комната — это лишь часть всемирно известных сокровищ, до сих пор не найденных кладоискателями. Если верить ученым, в настоящее время в земле и на морском дне находится разных ценностей более чем на 900 млрд долларов. Среди них и легендарные сокровища Российский императорского дома, которые пока никто так и не нашел.

Дело о розыске сокровищ последнего русского царя было начато практически сразу же после казни Николая II, его жены и детей. Но ответа на вопрос — где же золото царской семьи? — нет до сих пор.

Российский императорский двор издавна славился богатейшей ювелирной коллекцией по всей Европе. Коронные ценности — скипетр, державу, императорские короны, картины, фарфор было запрещено дарить, менять или продавать еще указом Петра I, изданным в 1719 году. Поэтому в течение почти двухсот лет царская сокровищница только пополнялась. Дому Романовых принадлежали поистине прекрасные драгоценности… Например, бриллиантовое колье с сапфиром стоимостью в 3 миллиона рублей, алмазные подвески — в 5 миллионов. Эти суммы впечатляют еще больше, если учесть, сколько эти сокровища стоят сейчас. Так, пасхальное яйцо «Ландыши», которое в 1898 году Николай II подарил своей жене, тогда стоило 6700 рублей, а в 2003 году на аукционе «Сотби» его собирались выставить за 10–12 миллионов долларов. Последние Романовы входили в число богатейших семейств мира, а петербургский двор был, по свидетельству главы царской канцелярии, без сомнения, «самым роскошным двором» того времени.

В августе 1917 года по распоряжению Временного правительства Николай II был отправлен в изгнание. Местом ссылки для свергнутого царя и его семьи был назначен сибирский город Тобольск. С собой Романовы взяли практически все фамильные драгоценности, которые, по некоторым свидетельствам, были упакованы в несколько больших сундуков. Ценные вещи, оставшиеся в Александровском дворце, Временное правительство отправило в Москву, в подвалы Исторического музея. Существует предположение, что в Тобольске Романовы тайно передали часть драгоценностей на хранение местным служителям церкви, монахиням из монастыря и членам своей свиты. Когда в апреле 1918 года Николая II вместе с царицей Александрой и их дочерью Марией отправили в Екатеринбург, сокровища снова поделили: часть увезли в столицу Урала, а часть осталась в Тобольске.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года царь Николай, его супруга Александра, четыре дочери, малолетний наследник престола царевич Алексей и четверо придворных были зверски убиты. После расстрела императорской семьи оказалось, что от огромной коллекции фамильных украшений почти ничего не осталось. Лишь бриллианты, зашитые в одежды великих княжон и царицы и несколько десятков золотых украшений в трех небольших шкатулках. Позже, на допросах, одна из фрейлин императрицы дала показания: «Я видела не только у Александры Федоровны, но и у великих княжон много драгоценностей, бриллиантов и украшений из червонного золота». Она призналась, что часть ценностей были отобраны у семьи красноармейцами, а часть разворована прислугой. Но основную часть сокровищ Романовым удалось сберечь. Куда же все это исчезло?

Над ответом на этот вопрос исследователи бьются уже более 90 лет. Одна из последних версий изложена в российском фильме-расследовании «Золото царской семьи», снятом в 2008 году. В нем выдвинуто предположение, что наиболее ценная часть царских драгоценностей была спрятана, чтобы спасти их от пришедших к власти большевиков.

В январе 2009 г. мировая пресса взорвалась очередной сенсацией, связанной с тайной исчезновения сокровищ последнего русского царя. «Лос-Анджелес Таймс» опубликовала рассказ жительницы США Пэтт Бархем, которая уверена в том, что драгоценности Российского императорского двора зарыты в… пустыне Гоби. «Бриллианты, яйца Фаберже, короны и диадемы русских императоров, инкрустированные драгоценными камнями золотые рамы, жемчужные, рубиновые, сапфировые и алмазные ожерелья спрятаны в семи гробах в яме 7×10 футов посреди монгольских пустынь», — утверждает Бархем. Все это, по ее словам, 3 октября 1917 г. закопал там ее отчим — бывший русский князь Георгий Месхи-Глебов. Он часто рассказывал о сокровищах после того, как приехал в США и женился на матери Пэтт Бархем, наследнице серебряных рудников. По словам Пэтт, незадолго до смерти в 1960 г. отчим вручил ей запечатанный конверт с нарисованной картой, на которой было точно указано местонахождение клада. Но он попросил не предпринимать каких-либо действий, пока правительство России не признает факт казни семьи Романовых и не устроит убитым официальные похороны (что и случилось в 1998 г.).

Однако, по словам П. Бархем, карта вскоре загадочно исчезла, хотя американка уверяет, что запомнила координаты клада, так как в свое время лично переписывала документ для отчима. Теперь Бархем планирует отыскать сокровища и вернуть их русскому народу. Она рассказывает, со слов отчима, что тот был помощником хранителя императорской казны, и 28 февраля 1917 г. царица Александра поручила ему отвезти личные драгоценности Романовых в Китайский банк в Пекине. «Ценности были спрятаны в 7 гробах, причем, в двух, для прикрытия, также лежали мертвые тела детей, которых везли в Китай для погребения», — утверждает Бархем, ссылаясь на дневник Месхи-Глебова. В пустыне Гоби на караван напали разбойники. Месхи-Глебов отбил атаку, но решил больше не рисковать и закопал сокровища на месте. Через год он переселился в США. По словам Бархем, в 1930-е годы он и ее мать снарядили экспедицию, истратив на подготовку 300 тыс. долларов, но власти не пустили их дальше Турции. В 1999 г. американка сама попыталась организовать экспедицию в Гоби, но не хватило денежных средств. Что касается пропавшей карты, то, по словам Бархем, есть версии, что она спрятана в гробу самого Месхи— Глебова, похороненного на кладбище «Hollywood Forever». Она также не исключает возможности, что карта случайно попала в ворох бумаг из семейного архива, подаренный какому-нибудь учебному заведению. Сама Бархем уверена, что сможет узнать нужное место с высоты птичьего полета, так как карта отчима в точности совпадала с топографической картой Монголии от 1912 года. Американка планирует полетать над пустыней на вертолете, зафиксировать GPS-координаты предполагаемого клада, а затем отыскать его вместе с монгольскими властями.

Между тем попытки отыскать царские сокровища предпринимались еще в первой половине XX века. К поискам пропавших драгоценностей Романовых органы ЧК приступали несколько раз, но долгое время их ждали только разочарования и неудачи. Секретные агенты Советской России вели тайные допросы и расследования, однако все их усилия были тщетны. В общей сложности розыск царских драгоценности длился без малого 20 лет — с 1922-го по 1941 год! Материалы по розыску императорского клада и по сей день хранятся в архивах ФСБ под названием «Романовские ценности». Из них следует, что довольно долго власти и не подозревали о спрятанных царских драгоценностях. Но в 1922 году в стране началось изъятие церковных ценностей, в связи с чем чекисты обратили свое внимание на Иоанновский женский монастырь в городе Тобольске. Во время конфискации церковных ценностей и допросов монашек по поводу спрятанных ими предметов культа неожиданно выяснилось, что в монастыре находились и «романовские» драгоценности, переданные игуменье на хранение в 1918 году императрицей Александрой Федоровной! Это открытие положило начало широкомасштабному поиску личных вещей царя и его семьи.

Игуменья Дружинина, которая прятала царские ценности, умерла во время ареста, не дав никаких показаний, однако чекистам стало известно, что тайну царского клада знала и монашка Марфа Ужинцева, которую нашли только в 1933 году. На допросах она, помня о наказе игуменьи умереть, но не выдать тайну сокровищ, сначала молчала, но в конце концов рассказала все, о чем знала. После смерти игуменьи Дружининой в 1923 году Марфа Ужинцева в течение 7–8 лет хранила царские сокровища, постоянно их перепрятывая. После того как монастырь закрыли, хранить там ценности стало небезопасно, и Марфа обратилась за помощью к бывшему тобольскому рыбопромышленнику В. Корнилову, который спрятал драгоценности в дубовые бочонки и зарыл их под фундаментом своего дома. Из Тобольска Корнилов выехал в 1928 году и судьбой оставленных там царских драгоценностей больше не интересовался. Чекисты заставили Корнилова указать точное место, где был зарыт клад. Так в руки ОГПУ попала самая богатая и самая ценная часть сокровищ царской семьи. Список найденных ценностей насчитывал 154 пункта, среди которых были бриллиантовые броши, диадемы царских дочерей, кулоны, цепи, часы, колье, ожерелья, браслеты, кресты, подвески и тому подобные изделия из драгоценных металлов, украшенные эмалью и усыпанные драгоценными камнями. В общей сложности 8 кг украшений, в числе которых алмаз в 100 карат и брошь в виде полумесяца, полученная Николаем II в 1913 году от турецкого султана к 300-летию царского дома Романовых. Парадокс, но чекисты оценили эту находку тогда всего в 3 270 693 рубля 50 копеек. Но каким бы ни был ценным найденный клад, это была всего лишь часть спрятанных сокровищ. Ведь еще оставались золотая шпага Николая II, украшенная бриллиантами, шкатулка с драгоценностями и корона императрицы. Однако дальнейшие поиски не приносили успеха. Свидетелей по делу допрашивали снова и снова, но клада так и не нашли — следы, ведущие к сокровищам, раз за разом неизменно обрывались…

Что касается остального имущества Российского императорского двора, в том числе и драгоценностей, то еще долгие годы реквизированные вещи царской семьи свозились в Гохран со всей России. Там их сортировали — золото без драгоценных камней и с камнями, платина и серебро, жемчуг и самоцветы… Другая комиссия разбирала царские сундуки и описывала вещи в Оружейной палате, куда сразу после начала Первой мировой войны были спешно вывезены практически все коронные драгоценности. О том, как сортировали укращения и определяли судьбу сокровищ мирового значения, сохранились интересные свидетельства, которые находятся в Российском государственном архиве социально-политической истории. «В теплых шубах с поднятыми воротниками идем мы по промерзшим помещениям Оружейной палаты, — вспоминал позже член комиссии академик Ферсман. — Вносят ящики, их пять, среди них тяжелый железный сундук, перевязанный, с большими сургучными печатями. Все цело. Опытный слесарь легко, без ключа открывает незатейливый, очень плохой замок. Внутри в спешке завернутые в папиросную бумагу драгоценности бывшего русского двора. Леденеющими от холода руками вынимаем мы один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей, не видно никакого порядка». Вещи «бывшего Романовского дома» были разделены на три категории, учитывая в первую очередь ценность камней и их подбор, художественность работы и историческое значение изделия. В первую категорию — неприкосновенный фонд — вошли 366 предметов, оцененные в 654935000 рублей, из них украшенные отборными бриллиантами и жемчугом коронационные регалии стоили 375 миллионов. Изделия второй категории, имевшие историческую и художественную ценность, оценили в 7 382200 рублей; третьей категории («не имеющие особого значения») — в 285 524 рубля. Только малая доля сокровищ дома Романовых сохранилась в музеях до наших дней, остальные драгоценности были переплавлены или проданы за бесценок на Запад. Как докладывал Льву Троцкому заместитель особоуполномоченного Совета Народных Комиссаров по учету и сосредоточению ценностей республики Г. Базилевич, после оценки «романовских» сокровищ, «при залоге этих вещей за границей гарантировано получение 300.000.000 рублей».

Кстати, первую попытку продать царские драгоценности большевики предприняли еще в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с ювелирными украшениями стоимостью в 350 тысяч рублей, принадлежавшими дочери Александра III Ольге. В следующем году в Москве состоялся учредительный конгресс III Коммунистического Интернационала. С этого времени агенты Коминтерна регулярно вывозили из Москвы золотые ювелирные изделия и драгоценные камни. У себя в странах они должны были их продать, а полученные деньги потратить на местные компартии и подпольную работу. Сначала контроль за агентами практически не осуществлялся, поэтому украдено было гораздо больше, нежели потрачено на подготовку мировой революции. Дабы пресечь «беспредел», в феврале 1920 года «для централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей, состоящих из золота, платины, серебра в слитках и изделий из них; бриллиантов, цветных драгоценных камней и жемчуга» и был создан Гохран.

Голод, начавшийся летом 1921 года, заставил власти искать средства на закупку хлеба. К тому же следовало расплатиться с Польшей. Согласно Рижскому мирному договору 1921 года Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии, помимо этого, большевики обязались в годичный срок выплатить Польше 30 миллионов золотых рублей. Тут и вспомнили о коронных драгоценностях, большая часть которых представляла собой шедевры русского ювелирного искусства. Политбюро ЦК ВКП(б) в кратчайшие сроки наметило программу реализации так называемых романовских драгоценностей. Сначала большевики планировали лишь заложить сокровища, но в конечном итоге драгоценности решили распродавать за рубежом. В 1922 году в Лондоне и Амстердаме изумруды из Гохрана продали под видом добытых на Урале. Через год в Амстердам привезли гохрановский жемчуг и бриллианты. И в дальнейшем бриллианты и жемчуга из Гохрана продолжали распродавать, но уже в Париже. Что же касается долга полякам, то и его погашать решили драгоценностями, отобрав для этого наилучшие бриллианты, жемчуг и цветные камни.

В 1931 году на аукционе в Нью-Йорке были выставлены вещи Романовых, которые американцы приобрели у немецкой антикварной компании. Великие княгини Ксения и Ольга обратились с заявлением в суд с просьбой помешать продаже принадлежавших Романовым драгоценностей и произведений искусства. По одной версии, из-за скандала аукцион пришлось свернуть, по другой — все пришлось быстро распродать по дешевке. На следующий год драгоценности Романовых появились на аукционе в Берлине. В 1932 году царские сокровища можно было купить в американских универмагах Арманда Хаммера. Позже он открыл антикварный магазин, в котором продавались пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, иконы Николая II и Александры Федоровны в ювелирных окладах, портсигар Фаберже, сделанный по заказу Марии Федоровны, ее записную книжку с монограммой и короной. Из 773 предметов Алмазного фонда в 1920—1930-е годы было продано 569. Сегодня в Кремле можно увидеть только 71 предмет из коллекции царя Николая II. Куда делся тобольский «клад», включавший в себя 154 предмета, неизвестно до сих пор.

В. М. Скляренко, И. А. Рудычева, В. В. Сядро. 50 знаменитых загадок истории XX века

http://nikolai2.ru/sokrovishha-doma-romanovyh-utrachennoe-so...

http://www.oboznik.ru/?p=21514

http://the-legends.ru/articles/474/venchalnaya-korona-dinastii-romanovyh/
http://il-ducess.livejournal.com/17667.html
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post346419850/

Картина дня

наверх