На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Особняк Брусницыных в Санкт-Петербурге




Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас?

РґРѕРјРёРє (7) (166x174, 52Kb)
Мало кто знает, что в самом центре Петербурга находится с виду ничем не примечательное здание. Пройдя мимо на него даже не обратишь внимания. Но внутри это особняк элиты времен Царской России.
Сегодня я расскажу про особняк Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге.
Для начала я хочу рассказать историю самих Брусницыных. В современном виде особняк создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году. Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, адрес — Кожевенная линия, дом 27.
Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору. Известно, что не позднее 1770-х годов на углу Косой и Кожевенной линии Васильевского острова был построен каменный дом, обращенный к прибрежной стороне. Когда в 1780-х годах в этот район города по указу Екатерины II перевели кожевенные заводы (поскольку «при самом въезде в городе быть оным неприлично, затем что от оных происходит нечистота и нездоровый воздух»), владелицей большого участка для организации производства стала А. Е. Фишер, вдова иностранного купца. В 1787 году стоявший тут дом перестроили, разместили в нем контору завода и прислугу, а на втором этаже — жилые комнаты. Это здание находилось на восточной половине нынешнего особняка Брусницыных.

В 1844 году дом приобрел купец Николай Мокеевич Брусницын, а через три года был основан кожевенный завод, занимавший в начале XX века два участка вдоль северной и южной стороны Кожевенной линии,мастерская поначалу была небольшой (работало в ней всего 10 человек) и занималась дублением кожи. Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими.Брусницыны — династия кожевенных промышленников и предпринимателей, магнатов, которые обосновались в Санкт-Петербурге в середине XIX века, построив завод и ряд других зданий. До недавнего времени бывшее предприятие Брусницыных называлось кожевенным заводом им. А. Н. Радищева. Главное здание завода сохранилось, а напротив него, на углу Кожевенной и Косой линий, купцы Брусницыны построили себе особняк.
Земля от Кожевенной линии до Детской улицы и почти до Большого проспекта вся принадлежала Брусницыным. Тут располагался парк, разнообразные служебные постройки, а также построенное в конце XIX века по проекту архитектора П. Ю. Сюзора здание богадельни (Дом призрения Брусницыных) (Косая линия, 15А) (1895-1896 гг.). При освящении богадельни в декабре 1897 года присутствовали принц А.П. Ольденбургский и Иоанн Кронштадтский. Вскоре заведение посетил Николай II, выразивший благодарность Брусницыным, передавшим Дом призрения в распоряжение города.
Сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Такие были условия. Перед революцией в приюте Брусницыных на полном содержании находилось более 100 детей и более 50 стариков.Дом призрения Брусницыных — добротное кирпичное сооружение, в центре которой некогда находилась церковь Святого Николая Чудотворца, увенчанная куполами (не сохранились), — сегодня служит Морской академией им. адмирала С. О. Макарова. Резной дубовый иконостас из домовой церкви сейчас находится в храме иконы Казанской Божией Матери в Вырице.Глухой промышленный район на окраине Петербурга, в котором разместились завод и особняк Брусницыных, носит старинное название Чекуши. Эта юго-западная оконечность Васильевского острова ограничена Большим проспектом, 25-й линией и набережной Невы (Кожевенной линией). В XVIII веке здесь, на удаленной от центра города территории находились не только кожевенные мастерские, но и многочисленные склады, где хранилась, в частности, мука. От сырости мука в амбарах твердела и слипалась, поэтому чтобы продавать товар в надлежащем виде, муку приходилось расколачивать специальными молоточками (деревянными колотушками) под названием «чекуши». Стук чекуш стоял в этих местах постоянно, отсюда и историческое название данной местности.

Помимо прочих производств (таких как винокурня, ситценабивная и галантерейная фабрика) в районе Чекуши, несомненно, по количеству предприятий лидировало именно кожевенное производство. Именно с этим фактом, как несложно догадаться, связано название Кожевенной линии, вдоль которой располагались заводы. В воспоминаниях современника читаем: «В Чекушах сосредоточено до 10 кожевенных заводов. Заводския трубы торчат там и сям над неуклюжими каменными зданиями. На этих заводах обрабатывают всю кожу с крупнаго убойнаго скота, который убивается в Петербурге. Выделывают подошвенный товар, так называемое “мостовье”». И далее: «В Чекушах находится самый огромный кожевенный завод в России, г. Брусницына. После пожара, он отстроен заново, со всеми новейшими приспособлениями по кожевенному производству. На заводе г. Брусницына выделывается в 1 год 80,000 кож от черкасских быков и 30,000 кож от американских быков»Семья у купца была большая: три сына и пять дочерей. Все дочери вышла замуж за купцов из известных в Петербурге фамилий, а сыновья получили образование и тоже стали купцами, продолжив дело Николая Мокеевича. Братья Брусницыны — Николай, Александр и Георгий — создали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М. Брусницына в интерьерах особняка (в Белом зале); фотограф К. Булла

Фабрика Брусницыных была крупнейшим из кожевенных производств Петербурга царской эпохи и одним из самых передовых в Европе предприятий по производству кожи. Завод вырабатывал жесткие кожи (подошвенные, шорно-седельные, для ремней и конской сбруи и др.). Предприятие было оснащено по последнему слову техники. Один из братьев, Александр, регулярно ездил за рубеж, закупал современное иностранное оборудование, внедрял современные технологии. Перед революцией на заводе работало 600 человек. В Петербурге у Брусницыных было несколько магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи.Надо сказать, что братья Брусницыны были не только предпринимателями, но и филантропами и общественными деятелями. Благотворительность вообще была характерной чертой петербургского предпринимательства. Александр Николаевич и Николай Николаевич Брусницыны были гласными (депутатами) Городской думы, участниками Комитета Санкт-Петербургского Попечительства о народной трезвости. Они организовывали столовые, читальни и спектакли для мастеровых, а также приюты, ясли и убежища для подростков. В 90-х годах XIX века, по случаю 50-летия своего предприятия, эти богатые купцы построили ту самую богадельню на Косой линии — Дом призрения для малолетних детей-сирот и назвали ее в память о своих родителях, Николае и Елене Брусницыных. Они же построили интересующий нас особняк на углу Кожевенной и Косой линии (точнее, перестроили старый дом, принадлежавший их отцу).
Вот так это выглядит сегодня. Особняк и завод.
Особняк Брусницыных. Прямо напротив кожевенная фабрика.

В 1857 году по проекту А. С. Андреева к старому дому была сделана пристройка с западной стороны. В начале 1860-х годов тот же архитектор расширил оконные проемы первого этажа и увеличил высоту второго. Лицевые фасады были отделаны заново. В 1864 году по проекту того же Андреева была возведена новая двухэтажная пристройка с западной стороны. В 1868 года владелицей северного участка с особняком стала супруга купца, Елена Ивановна Брусницына, а южного участка — сам Н. М. Брусницын.В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили объём в три оси. В 1860-х годах им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, изменён лицевой фасад.

Оригинальные интерьеры
В 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Николаю, Александру и Георгию. Через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову (1848-после 1917). В ходе работ была снова увеличена высота второго этажа, а с восточной стороны была сделана пристройка для размещения парадной лестницы. Кроме того, к дворовому фасаду пристроили зимний сад (оранжерею). В западной части дома были снесены несущие стены второго этажа, а лицевой фасад был надстроен под один карниз. Дом получил новую отделку интерьеров.Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. В революцию братья Николай и Георгий эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления.Двухэтажное здание особняка Брусницыных (Кожевенная линия, 27) в плане напоминает букву «Ш» (для каждого из трех братьев предназначалось свое крыло). 
Некоторым кажется странным и нелогичным расположение такого роскошного особняка богатых кожевенных предпринимателей в глухой промышленной зоне Васильевского острова, в отдалении от центра Петербурга. Но купцам, видимо, не слишком мешали неприятные запахи и ядовитые пары кожевенного производства: гораздо важнее для них было находиться рядом с заводом. Собственно говоря, практика строительства жилища владельца предприятия рядом с производством была обычным делом в XIX веке.
 Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода.
Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия. Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений. В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

Парадный подъезд особняка после революции 1917 года заколотили, а вензеля с монограммой Брусницыных заменили коммунистической символикой: серпом и молотом (между прочим, серп и молот можно увидеть не только на фасаде, но и в интерьере особняка — на ободе люстры в танцевальном зале, я потом обращу на это внимание).Дом и прилегающие здания стали принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева, а в особняке разместилось заводоуправление (администрация завода), а также лаборатории (до самого недавнего времени в бывшей оранжерее Брусницыных еще можно было видеть столы с приборами для химических анализов кожи). В 1920-х годах экзотические растения из оранжереи Брусницыных передали в Ботанический сад. В 1925-1930 гг. на месте воротного проезда были устроены вестибюль и проходная. Помещение парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов заложили. В 1993 году над зимним садом (оранжереей) сделали металлическое покрытие, отремонтировали столовую и Белый зал.
РґРѕРјРёРє (7) (166x174, 52Kb)Теперь о красоте особняка. У Брусницыных дела шли хорошо, поэтому они могли позволить себе роскошь. Особняк так и изобилует былой роскошью. Правда сейчас там все находится в упадке. Здание принадлежит заводу, а завод городу. Как можно понять, завод не работает. Когда будут выделены деньги на реставрацию, неизвестно.
Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Большая часть исторических интерьеров утрачена.

Обширный танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом (в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад). Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу. К счастью, свет здесь тоже пока работает.
Лепной декор интерьера.Белый зал.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного). Вот та самая люстра, на которой перебита символика. Вместо родного рисунка - серп и молот.Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. На следующей фотографии видны элементы отделки падуги с фигурками амуров и изображением музыкальных инструментов. Есть еще кадр, в котором находится мраморный стол, но он видимо был туда занесен для съемок, поскольку этому залу не принадлежит. Это же бальный зал.Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Всё убранство зала наводит на мысль о том, что здесь должная царить музыка и вообще всяческая гармония.


Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга, например в особняке М. В. Штифтера.В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

В советское время, когда в особняке располагалось заводоуправление, Белый зал использовался в качестве клуба или актового зала, где проводились различные заводские праздники и собрания. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами, стали играть роль подставок под бюсты Ленина и Сталина.Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

А в чем же мистика этого особняка? Особняк хранит множество легенд и тайн. С особняком связана «тайна «зеркала Дракулы», любимая петербуржцами. Вот ее содержание. В особняк зеркало доставили в начале ХХ века из Италии. Оно, будто бы, висело в одном из венецианских палаццо, где хранился прах графа Дракулы. Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили страшные вещи. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца – дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало спрятали в кладовую. После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С.М.Кирова, а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода. Через некоторое время он бесследно и загадочно исчез. Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание. Сегодня нам уже не дано разобраться, что из этих историй — правда, а что вымысел.
 Сегодня нам уже не дано разобраться, что из этих историй — правда, а что вымысел. По одной из версий, зеркало было вывезено в Европу, по другой версии – зеркало находится в доме, спрятано в тайнике. 
Некоторые утверждают, что зеркало действительно существовало, но куда-то сгинуло после революции. Другие убеждены, что легенда о таинственном зеркале — всего лишь выдумка современных журналистов. Третьи считают, что зеркало до сих пор находится в особняке. Любители мистики знают наверняка, что знаменитое зеркало, по легенде связанное с самим графом Дракулой, до сих пор находится в здании особняка Брусницыных.Может вот это зеркало? 

Мистическая сила спрятанного зеркала влияет на атмосферу дома. Суеверные прохожие рассказывают, что мимо дома страшно проходить в темное время суток, из окон доносятся гулкие шаги, бормотание, страдальческие вздохи. Однако, продолжу.

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».


Интерьер особняка Брусницыных. Потолок в курительной комнате, выполненной в "мавританском" стиле.

Кальян, подушки, ковры, диваны — всё это убранство не сохранилось. Напольное покрытие сделано уже в наше время, его орнамент повторяет рисунок низа стен.Потолок с люсторой-кальяном

С заженной люстрой. А вот шторы явно повешены для съемок. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху». Эркер находится на углу здания, а окно с мраморным подоконником находится непосредственно над парадной дверью особняка, со стороны Кожевенной линии.
Как раз за стеной этого помещения находится мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа.

Долгие годы лестница была закрыта деревянными перекрытиями, и во многом благодаря этому сохранилась почти в первозданном виде.Для проведения очередных киносъемок перекрытия удалили, и теперь лестницей можно любоваться без помех.

Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.
В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах. Сейчас здесь откровенно холодно и бесприютно. Но при небольшом усилии воображения можно представить себе, как гости купцов Брусницыных, входя в парадную дверь, поднимались по ослепительно сверкающей беломраморной лестнице и видели в окно над камином цветущий рай оранжереи, а над головой — пышный лепной орнамент.А вот кадр при съемках фильма "Корсет" на лестнице особняка.Миновав проходную, поднимаемся на второй этаж и после ряда невзрачных советских коридоров оказываемся в бывшей парадной купеческой столовой, оформленной в стиле позднего ренессанса. Великолепное помещение освещалось люстрой, которая сейчас не работает, настенные светильники тоже горят не все. Но есть старые кадры, на которых люстра еще былав рабочем состоянии.

Практически всё сохранившееся в помещении убранство — подлинное. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями.

Бутафорское дерево, хорошо сохранился и лепка и окрас.Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные, остались с брусницынских времен. Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электричеством.

Также в парадной столовой сохранился в первозданном виде прекрасный резной деревянный буфет.Все оригинальное, с тех самых времен. В гостинной была потайная дверь, которая на этом снимке закрыта. закрыта.А вот тут открыта.Стены украшают деревянные дубовые резные панели ручной работы, очень ценные (эта потайная дверца, ведёт в бильярдную, где мы побываем в конце нашего путешествия по особняку).

Добротные деревянные двери украшены резными орнаментами и бараньими головами (баран является атрибутом бога торговли). Пол и бумажные обои — современные (вместо обоев стены раньше были затянуты тонкой светлой кожей — как-никак завод-то был кожевенный!).

Оконные и дверные проемы отделаны темным деревом. Окон, выходящих на улицу, в столовой нет. Гравированные стекла в окнах и дверях столовой обращены в зимний сад (оранжерею), где мы побываем чуть позжеМебели, как и в других помещениях особняка, в столовой практически не сохранилось. Когда-то в центре этого большого, но уютного обеденного зала стоял огромный овальный дубовый стол, вокруг которого располагались обитые кожей стулья на 60 человек. За столом собиралась и пировала купеческая семья, коллеги и друзья предпринимателей. Даже еще лет десять назад в этом помещении можно было увидеть несколько мощных дубовых стульев, на которых когда-то сиживали купцы Брусницыны, но сейчас от этого старинного гарнитура не осталось и следа. Далее проходим в гостинную. В нее есть дверь из бального зала.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

Потолок гостиной. По углам помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой.Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков и головками ангелочков.Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.В помещении сохранилась подлинная люстра.Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности.Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания. Из этих окон видна вся Кожевенная линия. В комнате также сохранились цельные рамы и мраморные подоконники.Далее проходим в зимний сад, который мы уже неоднократно видели из окон разных комнат особняка. В зимнем саду (оранжерее) когда-то росли пальмы и редкие виды других экзотических растений. Помещение, в отличие от нынешнего времени, отапливалось, здесь был создан подходящий климат для произрастания тропических растений. Как уже было сказано, после революции всё это зеленое богатство было передано в Ботанический сад.

В зимнем саду сохранились двойные металлические рамы. Во время войны стекла оранжереи были для маскировки полностью закрашены черной краской, и следы этой краски можно видеть и поныне. В советское время в помещении располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева, и стояли столы для анализов. Стеклянный потолок оранжереи в 1993 был покрыт металлом, а под ним натянули брезент от протечек.

В заключение можно осмотреть бильярдную (красный кабинет) , куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца). Увы, освещение в этой комнате не работает, так что что-либо рассмотреть можно весьма проблематично. Разве что естественное освещение из оранжереи днем при ясной погоде.В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать её над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.Но вот попалась фотография с более плохим видом, скорее всего именно на сегодняшний день.Протечка на стене, вместо ткани стены просто покрашены и разорванная обивка диванов.

Вот еще один кадр из более старых, на котором видны и целый диван и еще обивка оригинальная. Когда-то в бильярдной ещё был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи. А раньше горела люстра. Обивка стен снята, но диваны пока целые.

Элемент отделки двери биллиардной. Удивительная раковина - остатки прежней роскоши. Что еще можно добавить. В особняке Брусницыных постоянно проходят съемки фильмов, сериалов, фотосессии для модных журналов. Удовольствие не из дешевых. Куда уходят все эти деньги? Ведь их можно пустить на реставрацию. Свободного времени в особняке просто нет. То есть попасть сюда, когда здесь никого нет и все выглядит так, как в 19 веке, просто невозможно. Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин.
РґРѕРјРёРє (7) (166x174, 52Kb)

Как найти?
map (700x356, 197Kb)
Судьба этого особняка туманна и, скорее всего, будет драматична. Несколько лет назад власти Петербурга планировали на месте кожевенного завода, используя старинную промышленную архитектуру, построить гостиничный комплекс, в который входил бы отреставрированный особняк. Но это стоит колоссальных денег, к тому же место здесь достаточно глухое, а Балтийский завод со всеми прелестями машиностроительного производства никуда не деть. Гостиница не состоялась, но, говорят, какая-то московская фирма заинтересовалась особняком. Но планы её неизвестны, так что, скорее всего, Петербург потеряет очередной памятник купеческой старины... И это весьма скорбно!
РґРѕРјРёРє (7) (166x174, 52Kb)

https://mirhat.ru/stairs/osobnyak-bratev-brusnicynyh-moi-piter-osobnyak-brusnicynyh-vid-s/

https://www.liveinternet.ru/users/gobo/post362252726

https://www.liveinternet.ru/users/gobo/post443010951

https://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post429725900#

https://www.liveinternet.ru/users/3780265/post362386415/#

Картина дня

наверх