Не так давно, в конце мая, я была в санатории в Алупке. С экскурсией посетила три крымских дворца. Вот о них и поведу свой рассказ. Первый посетила Воронцовский дворец. Сначала немного истории.
Воронцовский дворец расположен в г. Алупке (Крым) у подножия горы Ай-Петри. Построен из диабаза (магматическая горная порода), который там же и добывался.
Дворец возводили с 1828 по 1848 год в качестве летней резиденции видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семёновича Воронцова. Граф был англоманом, образование получил в Англии и поэтому, остановив начатое строительство по традиционному классицистическому плану, заказал проект английскому архитектору Эдварду Блору. В английском искусстве того времени набирало силу движение «готического возрождения» и стиль Нео-Тюдор, апеллирующий к Тюдор-Ренессансу в Англии XVI столетия.
В этом стиле архитектор Блор и выполнил проект, в 1832 году отослав его в Россию. В Алупку он не приезжал и на месте строительством руководил англичанин Уильям Гунт (Уильям Хант).
На первом этапе строительства были заложены фундаменты по проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона. Непосредственным исполнителем работ стал архитектор Ф. Ф. Эльсон.
Архитектор Эдвард Блор никогда не был в Крыму, но ему, по распоряжению Воронцова присылали картины художников с изображением местности и Блор, основываясь на них, составлял эскизы дворца, который вписывался органично в местность. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили.
В строительстве дворца использовался труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотёсы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами. А надо заметить, что материал был весьма труден в обработке, поскольку прочность даибаза больше гранита. И вообще - это единственный дворец, построенный полностью из диабаза. Подобного нигде нет.
Самый большой объём земляных работ был осуществлён с 1840 по 1848 год с помощью солдат сапёрного батальона, которые соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца. Однако отделочные работы в интерьерах, а также сооружение других корпусов затягивали окончательное завершение проекта. Главный корпус был завершен к 1848 году.
Воронцовский дворец является группой построек, растянувшейся вдоль террасного уступа гористого участка с запада на восток. Неоготический стиль стал основой для Хозяйственного корпуса, северного фасада Шуваловского корпуса и всего Шуваловского проезда (по фамилии дочери владельца Софьи Михайловны Воронцовой, в замужестве графини Шуваловой). Неомавританский стиль более выражен в южном фасаде Главного корпуса с монументальным порталом, отчасти — в его же северном фасаде и оформлении Библиотечного корпуса. В тюдоровском стиле оформлен южный фасад Шуваловского корпуса и некоторые элементы северного фасада Главного корпуса.
Однако, согласно идеологии и эстетике периода историзма, «стиль Тюдоров» смешался с иными источниками, которые диктовала сама местность. Поэтому в законченном облике дворца сказались веяния неомавританского стиля, обусловленного историей Крыма. Так «готические» дымовые трубы напоминают миниатюрные исламские минареты. Благодаря необычному силуэту с «мавританскими» куполами, более похожими на индийские, и башнями дворец органично вписался в окружающий горный ландшафт.
Сам дворец мне не удалось снять, но я покажу снимок из сети. На самом деле камни из которого выполнен дворец серого цвета, а не как тут с желтым оттенком.


Тем более, что сегодня там идет весьма большая реставрация (а дворец еще ни разу со своего строительства не реставрировался) и очень много перекрыто. В частности все львы обнесены стеклом. А вход туристов проходит с другой стороны дворца.
Со стороны Парадного двора открывается великолепная панорама гор, вершина Ай-Петри выглядит «вмонтированной» в своеобразную раму, границами которой служат часовая башня, восточный флигель и подпорная стена с фонтаном в центре. По мере продвижения в глубь комплекса чувствуется постепенное изменение стилей. Обогнув стену дома, из Англии можно попасть в Турцию, а из Средневековья — в Новое время. Художественный образ Воронцовского дворца в 1830-х годах в России воспринимался как чудесная сказка по ассоциации с модными тогда романами Вальтера Скотта и арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». Он отражал идеи европейского романтизма и интерес к восточным стилям.














Первой мы попадаем в парадную столовую дворца

Дубовые двери

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку.





Портрет А.Х.Бенкердорфа
















Небольшой тамбур с персидскими вышивками, на которых изображен шах Фати-Али (конец XVIII в.).



Неповторимое своеобразие ей придает тончайший лепной орнамент из цветов и листьев, выполненный под руководством крепостного мастера Романа Фуртунова. С отделкой стен прекрасно гармонируют изящный резной камин из белого каррарского мрамора и мебель в стиле позднего русского классицизма.
Сара Черчилль, которая сопровождала отца в Ялту, писала матери: «Мы тут как сыр в масле. Прелесть…»
Стены украшали картины из московских музеев, в шикарных каминах пылали поленья, полы устилали персидские ковры, на обеденных столах сияли крахмальные белоснежные скатерти, управляющие были одеты во фраки с белыми галстуками, а горничные в черные платья с белыми крахмальными воротниками.
Лучшую резиденцию чем Воронцовский дворец было сложно подобрать для английской делегации.















































Львы и спят и бдят в коробах за стеклом


Черчилль очень захотел купить спящего льва. Но как ни уговаривал он советскую сторону продать ему пришедшуюся по душе скульптуру, товарищ Сталин был непоколебим: «Народным добром не торгую!».
Не помогли и реверансы в стиле, что он считает жизнь Сталина величайшим сокровищем.







В Алупкинском музее существует несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30—40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В. Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись Я. А. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» — выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII—XIX вв. Наша группа побывала не во всех залах (например с живописью). Так же не посетили «Чайный домик»
Во дворце сохранилась библиотека, небольшая, но ценная коллекция фарфора, собрание картин, а также изделий английской и французской бронзы в стиле ампир.
Ну и продолжу немного истории.
До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трём поколениям семьи Воронцовых. После установления Советской власти Воронцовский дворец был национализирован. В середине 1921 года в Воронцовском дворце был открыт музей.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как, впрочем, и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли большое количество экспонатов из музея. В 1944 году на допросе Щеколдин предоставил опись похищенного органам НКВД. При этом ущерб в ценах 1944 года был оценен в 4980000 рублей.

Черчилль считал, что место встречи антигитлеровской коалиции в Крыму самое ужасное место в мире, которое можно было выбрать. Крым в разрухе, дороги нет, свирепствует тиф.
Дорога из аэропорта Саки в Ялту действительно была взорвана немцами. Но за 2 месяца ее восстановили. Более того за 2 месяца восстановили телеграф, построили на всякий случай бомбоубежище, смонтировали холодильные установки, горячее водоснабжение, отопление. Трудно поверить, что это было сделано в такие кратчайшие сроки.
По воспоминаниям адмирала флота США: «Советы сделали удивительную работу, восстановив Ливадийский дворец в течение трёх недель с тех пор, как он был выбран в качестве штабквартиры для американской делегации». Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел И.М. Майский отмечал: «Размещение участников конференции и их окружения представляло в условиях того времени нелёгкую задачу. Крым лишь незадолго до этого был освобождён от немцев. Война оставила здесь много разрушений. Города, дороги, строения, электростанции, железнодорожные и телеграфные линии сильно пострадали. Для приёма конференции нужно было очень многое исправить, привести в порядок. Это была очень большая, сложная и трудная работа".
Все это было продемонстрировано, для того чтобы показать страна после войны восстановится быстро.


В 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал работать музей, с 1990 года — под названием: Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. А далее мы прошлись по парку, принадлежащему дворцу. Но, пожалуй, это надо поставить отдельно. Итак тема весьма объемная.
Свежие комментарии