На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

История одной песни. Заветный камень

Эту песню, как и "Прощайте скалистые горы" (о создании которой я уже писала), очень любил петь мой папа.

Уже пятый день плыла по Чёрному морю одинокая шлюпка, держа курс на Туапсе. В шлюпке было четверо — все моряки-севастопольцы. Один из них умирал, трое угрюмо молчали. Верные святой заповеди морской дружбы, они не оставили своего тяжелораненого товарища на берегу, забрали с собой.

Когда его поднимали, сражённого вражеским осколком, там, в Севастополе (это было близ памятника Погибшим кораблям), то не заметили сначала, что в руке он зажал серый небольшой камень, отбитый снарядом от гранитного парапета набережной. Покидая Севастополь, моряк поклялся вернуться вновь в этот город и положить камень на место. Чувствуя, что ему не суждено это сделать, черноморец передал заветный осколок гранита своим боевым товарищам с наказом: непременно вернуть его в Севастополь.

Так и передавали моряки-севастопольцы, воевавшие теперь уже на суше, эту драгоценную реликвию друг другу. От них она попала к воинам других родов войск, каждый из которых клялся выполнить завет неизвестного моряка-севастопольца — вернуть севастопольский камень на родную, освобожденную от фашистского недруга, землю…

Эту историю, поведанную бывалым боцманом Федором Матвеевичем Васюковым, рассказал читателям газеты «Красный флот» военный журналист и писатель Леонид Соловьев.Леонид Васильевич Соловьев, автор искрящейся юмором и лукавством «Повести о Ходже Насреддине», в годы войны был корреспондентом газеты «Красный флот». А это значит, что все тяжкие дни обороны Севастополя он был вместе с бойцами на переднем крае. И был с ними до последнего дня. Отступая, покидая горящий город и эту вздрагивающую от взрывов севастопольскую землю, не верил Леонид Соловьев, что оставляет Севастополь врагу. И вместе со всеми шептал фразу, которая известна сейчас всем: «Мы вернемся, Севастополь!..»
Леонид Соловьев был не только журналистом, описывающим сегодняшние события, то есть, события обороны и отступления, но он был еще и писателем, заглядывающим и в завтрашний день. О нем стоило бы отдельно рассказать, посколькув сентябре 1946 года Соловьёва арестовали по обвинению в «подготовке террористического акта» и десять месяцев держали в предварительном заключении. В качестве основания для ареста следствие предъявило показания ранее арестованной в 1944 году «антисоветской группы писателей», которые признали наличие у знакомого им Л. В. Соловьёва «террористических настроений» против Сталина. В деле содержатся примеры антисоветских высказываний писателя: колхозы себя не оправдали, литература деградирует, произошёл застой творческой мысли... но рассказ не о нем.

Это он подметил, как смертельно раненый моряк просил взятый им на севастопольской земле камень вернуть после освобождения Севастополю.
Что ж, это стало традицией: многие уносили с собою горсточки земли, бережно завернутые в платочки, осколки от снарядов и бомб, сколки с булыжной мостовой — всё, что могло напоминать о Севастополе на других фронтах… А это значит, что захваченный город не покорился и что придет, обязательно придет час его освобождения.
17 июля 1943 года газета «Красный флот» публикует «Черноморскую легенду» своего специального корреспондента Леонида Соловьева, и эта легенда, прочитанная миллионами, как бы потеряла авторство и стала известной на всех фронтах как быль. Находились очевидцы, которые «сами видели», как матрос (солдат) взял камень (горсть земли) с Малахова кургана (с Исторического бульвара, с Минной пристани…), чтобы вернуть реликвию Севастополю. И что день освобождения морской крепости уже не за горами.
Небольшая «Черноморская легенда» Леонида Соловьева вызвала к жизни десятки рассказов, фильмов и песен. А сам Леонид Соловьев своему прижизненному сборнику рассказов дал название « Севастопольский камень».
3 июля 1942 года по приказу Верховного Командования Севастополь был оставлен. В 1943 году «Черноморскую легенду» Леонида Соловьева прочитали поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов… Слова и музыка родились как бы сами собой…
Песню-балладу и сейчас поют. Но для севастопольцев — это не только навеянные Черным морем слова, пронизанные матросской доблестью и верой в самое лучшее на земле, для севастопольцев — это часть истории родного города.

Это, что называется, изложение сжатой версии легенды. Более развернуто то же самое с некоторыми нюансами изложено на сайте, посвященном композитору Б.А. Мокроусову, и в статье Юрия Евгеньевича Бирюкова «Заветный камень».

На одном и другом сайте не разрешены перепечатки без согласования с администрацией. Уважая авторское право, я предлагаю читателям при желании самим ознакомиться с изложенными там историями по ссылкам, представленным ниже.

Еще одно интересное упоминание — «Рассказ-хроника» Д.И. Ортенберга, главного редактора газеты «Красная звезда» в годы войны:

Поскольку веду речь о Севастополе, не могу не вспомнить песню Александра Жарова «Заветный камень», опубликованную в «Красной звезде» спустя много месяцев после ухода наших войск из Севастополя. Историю этой публикации стоит рассказать, потому что песня быстро стала популярной, поют ее и сейчас. Александр Жаров в своем письме ко мне уже после войны объяснил:
«В начале 1943 года я приехал с Северного флота в Москву, где в это время оказался и Мокроусов. Мы все бросили ради работы над песней, задуманной в 1942 году в Севастополе. Работали недолго. Недели две. Сделали экземпляр для опубликования.
Пошли к редакцию главной газеты «Красный флот». Редактор собрал всех сотрудников. В его кабинете слушали песню в исполнении самого Мокроусова. Спел он ее негромко, но с большим чувством. Два раза спел. Задумались флотские журналисты. Понравилась песня. Но…
— Не рано ли выступать с ней? С одной стороны, песня драматична, а с другой, очень категорична в предсказании нашей победы в Севастополе. Не рано ли?
— Давайте подумаем. Посоветуемся в Главном политическом управлении флота. Оставьте стихи, — предложили краснофлотцы.
Но мы не оставили. Мокроусов сказал, что ему надо немного подправить ноты. И прямо из редакции «Красного флота» поехали в редакцию «Красной звезды» и здесь были приняты главным редактором.
— С чем пришли, моряки? — спросил он нас.
— С песней. С боевой песней, но…
— Что «но»?
— Дело в том, что это морская песня.
— Сие не важно. Главное, чтобы песня хороша была.
В библиотечной комнате редакции «Красной звезды» в том же исполнении прозвучал наш «Заветный камень». Прозвучал дважды.
— Ну как, хороша песня? — спросил набежавших слушателей главный редактор.
— Отличная! За душу берет… Но…
— Никаких «но»! — сказал главный редактор. — Готовьте ее, дадим в номер.
Так оно и было».
Между прочим, в том же письме Жаров вспомнил и такой любопытный эпизод, связанный с этой песней:

«Это было в начале мая 1944 года. В город входили моряки и солдаты. На площадях и улицах происходили митинги и просто дружеские встречи фронтовиков. Вернувшись с Херсонесского мыса в день, когда последняя группа оккупантов была опрокинута в морскую пучину, я услышал знакомый напев. Большая группа солдат и матросов под баян пела «Заветный камень». Нашлись друзья-приятели, пожелавшие представить меня, как автора песни. Пришлось мне взобраться на какой-то помост и сказать несколько слов. К моему удивлению, вместе с добрыми словами в мой адрес раздались и слова критики:
— Товарищ майор! Неправильные у вас в песне некоторые слова. Мы поем «взойдет на утес черноморский матрос, кто Родине новую славу принес», а ведь матрос вместе с солдатом уже взошел на утес славы. Просим подправить стихи-то!
И они были подправлены. Предсказание победы над врагом превратилось в свершение победы».

«Заветный камень» пели многие певцы. Перечень самых известных исполнений вы можете посмотреть на сайте «Красная книга российской эстрады» или на странице Б.А. Мокроусова.

Одним из первых «Заветный камень» исполнил Леонид Утёсов, надолго сохранивший её в репертуаре.

«Есть у нас Царь-пушка, есть Царь-колокол и есть у нас Царь-песня — «Заветный камень», — заявил он, выступая в одной из телевизионных передач с рассказом о ней.

Баллада «Заветный камень», озарённая грозовыми отсветами военной поры, наполненная сыновней любовью к родной земле, выразившая высокие патриотические чувства защитников Родины, живёт и сегодня, как быль о незабываемом прошлом, которое превратилось в легенду.

http://muzruk.info/?p=897

http://marie-olshansky.ru/muz/zkamen.shtml

http://mokrousov.samnet.ru/biography8.htm

Прежде, чем послушаем саму песню, несколько слов о поэте и композиторе.

ЖАРОВ Александр Алексеевич, (31.03.1904–07.09.1984), поэт-песенник. Родился в д. Семеновская Московской обл. Учился в МГУ, занимался в поэтическом семинаре В. Я. Брюсова. Начал печататься в 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов. Один из основателей в 1922 литературной группы «Молодая гвардия», редактор газеты «Юношеская правда», журнала «Комсомолия». Автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи!» (1922). В годы ВОВ в качестве корреспондента газеты «Красный флот» находился на СФ, жил в г. Полярный. Ходил на кораблях СФ в боевые походы. Написал здесь много стихов и песен, поэмы «Богатырь» (1941) об Иване Сивко, «Борис Сафонов» (1942) о прославленном североморском летчике, «Керим» (1943) о подводнике Магомете Гаджиеве. Большинство произведений созданных на Севере вошло в изданный в 1973 в Мурманске сборник Ж. «Стихотворения, песни, поэмы». Умер и похоронен в Москве.

МОКРОУСОВ Борис Андреевич (1909—1968) — советский композитор. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948). Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962 год). Родился 14 (27 февраля) 1909 года в посёлке Канавино (ныне в черте Нижнего Новгорода). Играть научился в школьной самодеятельности, освоив балалайку, мандолину, гитару, а в 13 лет самостоятельно по слуху и фортепиано. Сочинять мелодии начал ещё школьником. С 1924 года подрабатывал тапёром в клубе железнодорожников. Учился в Нижегородском техникуме (1925—1929), на рабфаке МГК имени П. И. Чайковского, а затем поступил на её композиторский факультет, который окончил в 1936 году. Два года спустя Мокроусов написал песню «Милый мой живет в Казани», принесшую ему известность. В конце 1941 года для документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» он пишет «Песню защитников Москвы», сразу полюбившуюся в армии. В 1943 году Мокроусов создает песню-балладу «Заветный камень». Дунаевский называл ее лучшей песней о войне. А Утесов говорил, что есть Царь-пушка, Царь-колокол и есть Царь-песня. Это — «Заветный камень». Но ярче всего талант композитора проявился в создании лирических песен. Их отличает задушевность, искренность, высокий вкус. Как правило, Мокроусов сначала сочинял мелодию, и уже потом поэт писал к ней стихи. Композитор сотрудничал с известными поэтами-песенниками − Исаковским, Долматовским, Лисянским, Лабковским, Глейзаровым. Много талантливых песен создано в творческом содружестве с Алексеем Фатьяновым. С ним Мокроусова связывала и большая человеческая дружба. В 1940-е — 1950-е годы песни Мокроусова были необыкновенно популярны. Произведения композитора исполняли Обухова, Лемешев, Утесов, Шульженко, Отс, Нечаев, Трошин, Аркадий Райкин, Ив Монтан. Они звучали на французском, итальянском, польском, финском, китайском, японском, корейском.

В 1956 году Мокроусов написал песню «Вологда», но широкую популярность песня завоевала в 1976, когда её исполнил ансамбль «Песняры». «Вологда» стала визитной карточкой этого ансамбля.

Последней работой композитора стала музыка к фильму «Неуловимые мстители». Написать музыку к следующей серии — «Новые приключения неуловимых» − помешала смерть.

Б. А. Мокроусов умер 27 марта 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.
И грозный соленый, бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.
В туманной дали
Не видно земли,
Ушли далеко корабли.

Друзья-моряки подобрали героя,
Кипела вода штормовая.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:
“Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес,
Затем чтоб вдали
От крымской земли
О ней мы забыть не могли.

Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернется
И клятвы своей не забудет!
Тот камень заветный и ночью и днем
Матросское сердце сжигает огнем.
Пусть свято хранит
Мой камень-гранит—
Он русскою кровью омыт!!

Сквозь бури и штормы прошел этот камень,
И стал он на место достойно.
Знакомая чайка взмахнула крылами,
И сердце забилось спокойно.
Взошел на утес черноморский матрос.
Кто Родине новую славу принес.
И в мирной дали
Идут корабли
Под солнцем родимой земли.

Песня "Заветный камень" в исполнении легендарного Леонида Утёсова на подборке документальных кадров о Великой Отечественной войне.

Краснознаменный ансамбль имени Александрова

"Заветный камень" в исполнении Дмитрия Хворостовского

Марк Рейзен, 1947

Юрий Богатиков

Максим Аверин

Хор Турецкого

Людмила Гурченко

Картина дня

наверх