На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

А только ли анекдот поручик Ржевский?

Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский — один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из XX века.

Имя поручика Ржевского стало нарицательным для обозначения пошлости и так используется в различных русскоязычных СМИ.

Некоторые авторы считают анекдоты про поручика не пошлыми. Пример не пошлого анекдота о персонаже Павла Басинского:

Прекрасное солнечное утро. Ржевский вышел на крыльцо — румяный, молодцеватый — и аж крякнул от удовольствия. Прыгнул в седло, проскакал версту, только пыль столбом. Вдруг остановился, посмотрел вниз и хлопнул себя по лбу: «Ё-моё! А лошадь-то где?» И поскакал обратно.

Анекдоты о Ржевском писали и рассказывали Геннадий Хазанов, Зиновий Высоковский, Роман Трахтенберг и другие юмористы. Анекдоты о поручике Ржевском используются как примеры на психологических тренингах и семинарах в энциклопедии маркетинга.

В России и СНГ с конца 1980-х годов было издано множество сборников анекдотов о поручике Ржевском (в издательствах «Лана», «Эксмо-пресс» и др.) В гораздо большем количестве сборников анекдотов и в других книгах существуют разделы, посвящённые поручику.

В Павлограде в 2000-х годах был открыт памятник поручику Ржевскому, хотя в Павлоградском гусарском полку служил не он, а, согласно пьесе «Давным-давно», Шура Азарова. Автор памятника поручику — Владимир Жбанов. Памятник был изготовлен в Белоруссии.Почему этот герой был увековечен в бронзе именно в этом городе? Согласно пьесе, Ржевский является поручиком Павлоградского гусарского полка.

В Долгопрудном на площади Собина в 2012 году, к 55-летию города, в Долгопрудном установили памятник Поручику Ржевскому.Автором скульптуры является белорусский скульптор Владимир Жбанов. Долгопрудненский Ржевский - не первый, это копия. Первым был памятник поручику в Павлограде, установленный в начале 2000-х годов (автор - тот же Владимир Жбанов). Памятник сразу стал популярным, особенно у женской половины. Они утверждают: коснешься рукой усов гусара – и муж будет усатым, а подержишься за другое место – быстрее забеременеешь. А еще одна копия Ржевского стоит в Курске, где народ прозвал его "проигравшимся гусаром".В Адлерском районе Сочи в 2016 году перед воротами одноименного отеля появилась скульптура поручика Ржевского. Скульптор Гирев Константин. Отлита из цельного чугуна на Каслинском чугуннолитейном заводе ООО «Каменный пояс». Скульптура сперва была предоставленна в маленьком масштабе, согласованна с нами, затем вылепливалась из пластелина, позже делалась гипсовая и напоследок выливалась из чугуна в специальную форму из песка, который имеется только исключительно в городе Касли. Теперь контактный памятник поручику Ржевскому радует глаз посетителей отеля и прохожих у входа в сердце олимпийского парка г.Сочи.Во Ржеве тоже предполагается установить памятник поручику Ржевскому. А пока есть кафе его имени

А как обстоит дело с невымышленными Ржевскими?

В России известен дворянский род Ржевских, якобы происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году. В роду Ржевских было несколько воевод. Иван Иванович Ржевский (1615–1678) был не только видным воеводой, но и дипломатом. Его сын, Алексей Иванович Ржевский (1638–1704), тоже был знатным воеводой, думным дворянином и окольничим, а с 1682 г. возглавлял Приказ Большой казны.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.

Курский краевед Михаил Лагутич в своей книге «Плыл по Сейму пароход» также упоминает некоего поручика Ржевского, который якобы жил в Курской губернии при губернаторе Павле Демидове, назначенном на эту должность в 1831 году. Что в ней правда, а что вымысел, судить не беремся. Но вот что пишет автор: «Поручик, человек тщеславный, поставил у дороги полосатый столб с прибитым к нему щитом, на котором написал: «Поместье дворянина Ржевского, громившего Наполеона, за что произведен в поручики».

Правда, курский поручик Ржевский если реально и существовал, то прототипом известного персонажа вряд ли является. Как-то не вяжется его история с образом героя анекдотов: «В тот год Ржевскому должно было исполниться пятьдесят. Он прожил свой век без женщины, а свою сестру, которая переехала к нему лет пятнадцать назад после смерти мужа, только терпел». В общем, поручик - да не тот.

«Мундир на вас, я вижу, павлоградский!» - именно эта фраза из кинофильма «Гусарская баллада» положила начало городской легенде о павлоградце поручике Ржевском. Виктор Бушин, преподаватель истории из Павлограда, в очередной раз просматривая картину Эльдара Рязанова, решил все-таки разобраться, имеет ли легендарный поручик какое-либо отношение к Павлограду. И ведь докопался до истины, роись н архивных документах Павлоградского гусарского полка: там реально упоминается имя некоего поручика Ржсоского!

«Поэтому в спорах о «прописке» Ржевского я теперь с полной уверенностью могу расставить все точки над i: иаш любимый литературный, киношный и фольклорный герой действительно был офицером Павлоградского гусарского полка!» - с гордостью заявил Виктор Бушин в местных СМИ. Правда, эту версию несколько подпортили сами сотрудники Павлоградского краеведческого музея, утверждающие, что поручик Ржевский - не более чем собирательный образ.

«Долгие годы считалось, что в списках Павлоградского гусарского полка фамилии легендарного поручика быть не могло. - говорит директор музея Татьяна Борисенко. - Сейчас некоторые исследователи не исключают подобной воз можности, однако никаких документальных подтверждений у нас нет».

В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».

Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк.

Юрий Алексеевич Ржевский (1674–1729) – любимец Петра I, учился в Италии и служил в Преображенском полку. С 1719 г. занимал должность вице-губернатора (наместника) Нижнего Новгорода. Его внучка, Марья Алексеевна, бабушка А. С. Пушкина, заметно повлияла не только на детские годы мальчика, но и привила будущему поэту живейший интерес к истории рода Ржевских, а через него и к истории Отечества. Пушкин хорошо знал генеалогию своих предков по бабушке Ржевских. О них он писал в романе «Арап Петра Великого», в «Истории Петра», в поэме «Езерский». Интересовался он и гербом Ржевских, писал о нем: «Гербы наши все весьма новы. Оттого в гербе князей Вяземских, Ржевских пушка». Кстати, неспроста герб Ржевских поместила Н. К. Телетова на обложку книги «Забытые родственные связи А. С. Пушкина», вышедшей в 1981 г.Герб княжеского рода Ржевских

Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.

Наиболее знаменит из этой фамилии Алексей Иванович Ржевский (1737–1804), начавший служить в армии, но вскоре перешедший на гражданскую службу и сделавший блестящую карьеру. Он стал сенатором, действительным тайным советником, вице-директором Российской академии наук, президентом Медицинской коллегии. Он был также известным писателем и поэтом, близким другом Г. Р. Державина и И. И. Дмитриева, которых Пушкин считал своими учителями.

Алексей Андреевич Ржевский (1737—1804) — действительный тайный советник, сенатор, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской Коллегии, масон; поэт. Алексей Ржевский первоначально пошёл по военной стезе, потом предпочёл штатскую.

Имел трех сыновей и дочь, два из которых оставили след в истории. Александр Алексеевич Ржевский (1781 – 1807) – полковник Л.-гв. Семёновского полка (1806). Сын камергера, действительного тайного советника, сенатора, писателя и поэта Алексея Андреевича Ржевского (1737 – 1804) от второго брака с Глафирой Ивановной, урожд. Алымовой (1758(9) – 1826), любимой смолянкой Екатерины II. Муж Варвары Александровны, урожд. Римской-Корсаковой (1784 – 1813). Убит в сражении в 1807 г.

Второй сын Павел Алексеевич Ржевский (1784, Рязанская губерния — 30 января 1852, Москва) — русский военный и чиновник, участник Отечественной войны 1812 года, на которой был ранен. За отличия в делах против неприятеля награждён: за дела 4—7 октября — чином полковника; за сражения в феврале 1814 года — золотой саблей с надписью «За храбрость» и военным орденом великого герцогства Баденского «Карла Фридриха», а за участие в мартовских делах — орденом св. Владимира 3-й степени. Портрета не нашла. А вот дочь Мария, в замужестве Свистунова — мать декабриста Петра Свистунова.

В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую», зачастую весьма пошло и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты того времени:

Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в неё посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семёнович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели.

В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.

В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.

Из военачальников второй половины XVIII в. известны три брата – генерал-поручик Степан Матвеевич Ржевский, герой русско-турецкой войны 1768–1774 гг., генерал-поручик Павел Матвеевич Ржевский, обер-комендант Москвы, и генерал-майор Иван Матвеевич Ржевский, герой русско-турецкой войны 1768–1774 гг.

Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

В мае 2010 года в свет вышли мемуары Надежды Петровны Ржевской, изданные по рукописи, хранящейся в Венёвском краеведческом музее. Второе неофициальное название книги "Поручик Ржевский". Дело в том, что эта рукопись является единственным на сегодня документальным подтверждением реального существования легендарного персонажа. Есть основания полагать, что это дядя венёвской помещицы из с.Мильшина Надежды Петровны Ржевской. Она оставила воспоминания о своей жизни, окружении, быте и нравах XIX века, где ряд страниц посвятила похождениям своего дяди Сергея Семеновича Ржевского.А пока историки и краеведы до хрипоты спорят на тему: а был ли мальчик, то бишь поручик Ржевский, в действительности, живучая версия о реальности существования его прототипа сподвигает иных деятелей искусства на увековечивание любимого персонажа.

Картина дня

наверх