На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Федор Родников
    Ну как вы можете так выражаться в сторону нового русского дворняжества?😅🤣😂Кто такие сенные ...
  • Владимир Алтайцев
    Вот  вам  "прелести"  крепостничества, о кот ором  с придыханием вещают  нам особи, типа Михалкова  и  ему  подобной ...Кто такие сенные ...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Верочка!Исторические и ре...

Тайны и секреты Собора Воскресения Христова на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как Спас-на-Крови, оказался единственной российской достопримечательностью, которая вошла в список 25 самых популярных туристических мест мира по версии портала TripAdvisor. Заняв шестое место в этом списке, петербургский храм обошел статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, Миланский собор Дуомо, Храм Святого Семейства в Барселоне и участок Великой Китайской стены Мутяньюй в Пекине.

В аналогичном российском рейтинге лидирует снова Спас-на-Крови. Спас-на-Крови привлекает туристов со всего мира не только великолепием своих куполов и интерьеров, но и необычной историей, породившей множество легенд и домыслов.Храм Спаса на Крови, находится в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Выступ в перспективе канала Грибоедова соответствует месту, где в 1881 году произошел взрыв

Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала была освящена деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л. Н. Бенуа на средства купца И. Ф. Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году, потом её перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали.
Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни - предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.Первоначальный проект храма Воскресения Христова А.А.Парланда Строительство храма, 1897-1898Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён.

Как только строительство храма завершилось и его освятили, местные жители стали относится к нему как к оберегу. В народе придумано много фольклорных молитв, которые обращаются именно к этому сбору, и просят о защите и покровительстве.Фото 1907 года Военные чины выходят из храма после освящения Собора Фото 1910 года Фото 1911 года
Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Но только напоминает Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Морг и хранилище декораций

С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Собор в 1917 году

Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война. Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.Фото 1925 годаФото 1933 года

Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился - не много не мало - районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название - "На Крови". При одном из вражеских артобстрелов в шатёр центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 килограмм. Он пробил свод купола и застрял в перекрытии свода.Фото времен войны
К счастью, снаряд не взорвался, но нанёс Спасу на Крови серьёзные повреждения. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти 20 лет и был случайно обнаружен верхолазами. Сапёры под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен.
Купола до реставрации
Часть повреждённых во время Великой Отечественной войны стен собора восстанавливать не стали, сохранив их в качестве живого свидетельства испытаний, которые выпали на долю ленинградцев.Следы от снарядов

Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.
Уничтожение памятника архитектуры продолжалось вплоть до 1968 года, когда инспекция по охране памятников взяла его под свою охрану. Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады - всё это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. кв. метров продолжались 14 лет.
Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами. Вот как раз в ходе работ строители и обнаружили неразорвавшуюся немецкую авиабомбу, которая застряла в своде. Пришлось вызывать саперов, чтобы они избавили людей от смертельной опасности. Жители города и туристы смогли увидеть великолепный собор через 90 лет после освящения - в 1997 году.

Освященная брусчатка

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала.Брусчатка за решеткой

Магия чисел

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Шедевры

Спас на Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые в России при строительстве храма так широко была использована мозаика в оформлении фасадов, их площадь составляет более 400 квадратных метров.
Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.Своды собораВнутреннее убранствоМозаика на стенах храма

Впрочем, еще в 2017 году я ставила тему об этом Соборе, можете и сюда заглянуть: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43642626926/Istoriya-voz...

Картина дня

наверх